Церковь Казанского монастыря

Предмет охраны утвержден приказом управления по государственной охране объектов культурного наследия Тамбовской области от 13.04.2016 № 98Предметом охраны объекта культурного наследия являются:Внешний архитектурный облик объекта, включая все элементы декора, фактуру обработки фасадов, количество, осевое расположение,  конфигурацию проемов, материал внешних ограждающих конструкций. Месторасположение объекта культурного наследия и архитектурно-градостроительная роль:   - силуэт церкви играет важнейшую роль в формировании градостроительного облика г. Тамбова;- здание является неотъемлемым элементом архитектурного ансамбля Казанского мужского монастыря;- видовые раскрытия объекта с улицы Набережной, с внутренней территории монастыря от  Казанской и Иоанно-Предтеченской церквей. Объёмно - пространственная и планировочная композиция здания:- крупный четверик завершен пятиглавием, малые главы которого расставлены по углам;- восьмигранные, сильно вытянутые, с гранеными кровлями световые барабаны увенчаны декоративными барабанчиками с изящными луковичными главками;- центрическую пирамидальную композицию здания дополняет примыкающий с востока трехчастный алтарь; средняя апсида,  со скругленной восточной стеной, по своей высоте почти достигает карниза четверика; прямоугольные боковые апсиды значительно понижены по отношению к ней;- к западному входу в храм пристроено небольшое, более позднее крыльцо.Композиция и архитектурно - художественное оформление фасадов:-внешний архитектурный облик объекта, включая все элементы декора, фактуру обработки фасадов, количество, осевое расположение,  конфигурацию проемов, материал внешних ограждающих конструкций;-архитектурно-художественное оформление фасадов в стилистике барокко и классицизма.Западный фасад, со всеми декоративными и архитектурными элементами на нем расположенными, в том числе: -композиция западного фасада симметричная, в 5 световых осей, представляет собой: стройные пропорции двухсветного четверика, двухъярусные барабаны, увенчанные заостренными  главками; - второй ярус венчает треугольный фронтон;- расположенное со стороны западного фасада крытое входное крыльцо в формах классицизма,  с арочными проемами с трех сторон; венчает крыльцо фигурный аттик;- завершающий крыльцо карниз раскрепован над поставленными на углах колонками;Габариты, форма и оформление оконных и дверных проемов:- по центральной оси расположен главный арочный входной портал; -прямоугольные оконные проемы с замковыми камнями в перемычках, треугольным сандриком в завершении, фланкированы опирающимися на постаменты узкими пилястрами;- узкий арочный оконный проем с замковым камнем в перемычке, прорезает фасад по центральной оси второго яруса; в верхней части увенчан профилированным сандриком;- узкие арочные оконные проемы с рамочными наличниками  на центральной главе украшены лучковыми сандриками;  на барабанах остальных глав над окнами сандрики треугольной формы. Южный фасад, со всеми декоративными и архитектурными элементами на нем расположенными, в том числе: -декоративное оформление южного фасада аналогично по убранству с западным: двухэтажный, в 5 световых осей; центральная ось выделена фронтоном и арочным входным проемом;-углы фланкируют гладкие пилястры;Габариты, форма и оформление оконных и дверных проемов:- арочный входной проем, расположенный на центральной оси плоскости фасада, обрамлен наличником с фигурной филенкой и профилированной бровкой в завершении;-прямоугольные оконные проемы с замковыми камнями в перемычках, фланкированы опирающимися на постаменты узкими пилястрами;- узкий арочный оконный проем с замковым камнем в перемычке, прорезает фасад по центральной оси второго яруса; в верхней части увенчан профилированным сандриком;-узкие арочные оконные проемы с рамочными наличниками  на центральной главе украшены лучковыми сандриками; на барабанах остальных глав над окнами сандрики треугольной формы; декоративные барабанчики глав расчленены плоскими арочными нишами.Восточный фасад, со всеми декоративными и архитектурными элементами на нем расположенными, в том числе: - декоративное убранство восточного фасада аналогично остальным фасадам;- композиционным акцентом восточного фасада является трехчастная апсида, примыкающая к четверику с восточной стороны; Габариты, форма и оформление оконных проемов:- на центральной апсиде проемы второго яруса квадратной формы в наличниках украшены веерными замковыми камнями с треугольным фронтоном в завершении;-рамочные наличники окон  здания, с небольшими ушками, завершаются лежачими филенками и треугольными фронтонами, кроме арочных окон, украшенных бровками; под окнами обоих световых ярусов четверика помещены накладные доски с выкружками на углах;- узкие арочные оконные проемы с рамочными наличниками  на центральной главе украшены лучковыми сандриками; на барабанах остальных глав над окнами сандрики треугольной формы. Северный фасад, со всеми декоративными и архитектурными элементами на нем расположенными, в том числе: - северный фасад аналогичен по убранству южному: двухэтажный, в 5 световых осей; центральная ось выделена фронтоном и арочным входным проемом;-углы фасада фланкируют гладкие лопатки. Габариты, форма и оформление оконных проемов:- по центральной оси расположен дополнительный арочный входной портал;   - узкие арочные оконные проемы с рамочными наличниками  на центральной главе украшены лучковыми сандриками;- на барабанах остальных глав над окнами сандрики треугольной формы.Восьмигранные барабаны, увенчанные главками, со всеми декоративными элементами, в том числе:- восьмигранные, сильно вытянутые, с гранеными кровлями световые барабаны увенчаны декоративными барабанчиками с изящными луковичными главками с крестами;- углы барабанов глав отмечены пилястрами. Узкие арочные оконные проемы с рамочными наличниками  на центральной главе украшены лучковыми сандриками; на барабанах остальных глав над окнами сандрики треугольной формы;- миниатюрные декоративные барабанчики глав расчленены плоскими арочными нишками.Внутренняя планировка и убранство интерьера:- последовательно расположенные помещения храма, в пределах капитальных стен и перекрытий; взаимосвязь помещений; местоположение, форма внутренних проемов, обеспечивающих взаимосвязь; распалубки окон и проходов;- стены храма разделены на два яруса массивным кирпичным антаблементом с живописным фризом, поясом сухариков и лепными деталями в карнизе; такими же карнизами завершаются столбы храма, в отдельных местах сохранились лепные пальметты; по краям арок, в основаниях восьмигранных барабанов и куполов проходят штукатурные тяги;- материал напольного покрытия церкви: дощатый;- металлические входные двери укреплены по вертикали и горизонтали железными полосами.- роспись в технике «Гризайль» 1860 – х годов, сохранившаяся в интерьере, представляет большой художественный интерес; крупные арочные окна и входные проемы, расположенные в глубоких начинающихся от пола арочных нишах, оставляют для живописи узкие простенки;- купольная часть храма украшена изображением Саваофа и фигур евангелистов на парусах.Конструктивные особенности:- четыре внутренних столба расчленяют храмовое пространство на 9 ячеек;  - центральная более ячейка и угловые компартименты перекрыты восьмигранными сводами на восьмигранных световых барабанах; в рукавах средокрестия  - цилндрические своды с распалубками.-основное помещение трехчастного алтаря перекрыто сложным лотковым сводом с уплощенной конхой, а прямоугольные в плане дьяконник и жертвенник - крестовыми сводами;-стена, отделяющая алтарь от храма, внизу прорезана тремя арочными входами, над которыми в уровне второго яруса выложены крупные арочные ниши; -на простенки между нишами опираются арки, переброшенные с восточных столбов на алтарную стену; квадратные столбы храма имеют срезанные углы, на восточных столбах, со стороны алтаря они срезаны на более высоком уровне.
 

Первоисточник: Портал открытых данных Министерства культуры Российской Федерации (opendata.mkrf.ru).
Что такое открытые данные?
Открытые данные – это информация, размещенная в сети интернет в виде систематизированных данных, организованных в формате, обеспечивающем ее автоматическую обработку без предварительного изменения человеком, в целях неоднократного, свободного и бесплатного использования.
Открытые данные свободно доступны для машиночитаемого использования и дальнейшей републикации без ограничений авторского права, патентов и других механизмов контроля.
Сведения (текст и фотографии) предоставлены Организацией и опубликованы автоматически с официального сайта Министерства культуры Российской Федерации.
Дополнительная информация:
Администрация портала «ИнфоТаймс» не несет ответственности за предоставленный материал, а также за действия Организацией и/или иных лиц, действующих от его имени и по его поручению либо от своего имени, но по поручению Организации, в том числе в связи с реализацией такими лицами билетов, а равно за организацию, проведение и содержание Мероприятий.
Партнёрская программа
Участвуя в Партнёрской программе V4.Market любая организация РФ самостоятельно публикует свои информационные материалы.
Возврат к списку



Реклама на сайте