I Успенская церковь1. Местоположение, роль и градостроительные характеристики зданияОбъект расположен на самой высокой точке рельефа в западной части исторического центра города Енисейска. Южным фасадом выходит на улицу Рабоче-Крестьянскую (бывшую Успенскую). Обладает ролью важной градостроительной доминанты. Входит в комплекс исторической застройки центра города.2. Объёмно-пространственная композиция здания в целомПродольно-осевая структура двухэтажного объёма церкви кораблёвого типа усложнена пристроенным северным двухэтажным приделом. Двухэтажный четверик храма завершён куполом с врезанными в него фигурными фронтонами, увенчан барочным пятиглавием. Колокольня трехъярусная, четверик на восьмерике, в верхнем ярусе завершена сферическим куполом с гранёным шпилем на восьмигранном барабане, обрамлённом волютами. Алтарные апсиды увенчаны главами на восьмигранных барабанах. Главный вход расположен на западном фасаде. Образец бесстолпного пятиглавого храма рубежа XVIII–XIX веков, отразившего в своей архитектуре смену двух стилистических направлений – барокко и классицизма.3. Внутренняя планировкаВдоль продольной оси главного объёма здания на его обоих этажах с востока на запад последовательно располагаются полукруглые помещения алтарей, прямоугольные помещения храмов, трапезных, небольшие вытянутые вдоль продольной оси здания помещения притворов. Лестница, соединяющая первый и второй этажи храма, расположена в четверике колокольни. Лестница, ведущая на ярус звона колокольни, расположена в толще стены четверика и восьмерика. 4. Условия зрительного восприятияРаскрывается с фарватера реки Енисей, участка ул. Рабочее-Крестьянской, ограниченной ул. Вейнбаума, ул. Худзинского.5. Колористическое решениеБелый цвет стен, контрастный бирюзовый цвет оконных наличников, серый цвет цоколя, зелёный цвет кровли, золочёное покрытие глав и крестов.6. Южный фасад6.1. Композиция южного фасада на 1874 г.Фасад асимметричный, состоит из высотного объёма колокольни, двухэтажного объёма трапезной, высотного объёма храмового пятиглавия и двухэтажного объёма апсиды. По горизонтали состоит из шести оконных осей по первому этажу (в том числе одной в апсиде), семи оконных осей по второму этажу (в том числе одной в апсиде), трёх оконных осей «второго света» храмовой части церкви.Симметричный храмовый четверик оформлен в три оси оконных проёмов, включая круглый проём «второго света», на первом этаже и в три оси в два яруса оконных проёмов на втором этаже.Центральная ось храмового четверика подчёркнута фигурным щипцом с круглым окном. Щипец фланкирован двумя фигурными фронтонами с круглыми проёмами в тимпанах.Купол храмового четверика и фронтоны по сторонам щипца завершены фигурными барабанами с главами.Ярусность (этажность храма) подчёркнута профилированным карнизом.Трёхчастную структуру фасада по вертикали подчёркивают широкие плоские лопатки.Симметричный фасад колокольни имеет на первом и втором ярусах по одной оконной оси.Ярус звона прорезан арочными проёмами и завершён сферическим куполом со шпилем на барабане.Рёбра восьмерика колокольни оформлены лопатками.Фасад трапезной на каждом этаже имеет по два оконных проёма, разделён профилированным карнизом.Двухэтажная алтарная апсида в одну оконную ось завершена фигурным куполом с главой на барабане.6.2. Декор южного фасада на 1874 г.:обрамление оконных проёмов первого этажа в виде сложной формы картуша с использованием профилированных рокайльных и омегообразных элементов;обрамление круглого оконного проёма «второго света» в виде наличника повторяющего форму окна с прямоугольными вставками, ориентированными по сторонам света;обрамление оконных проёмов второго этажа в виде сложной формы картуша с использованием рокайльных и омегообразных элементов в форме валика;обрамление оконного проёма «второго света» храмового четверика в виде сложной формы картуша с использованием рокайльных и омегообразных элементов в форме валика и мотива цветочной гирлянды;мелкопрофилированные междуэтажные и венчающие карнизы.7. Западный фасад7.1. Композиция западного фасада на 1874 г.Фасад асимметричный, состоит из высотного объёма колокольни, одну ось оконных и одну ось дверных проёмов ярусов колокольни, с примыкающими с севера объёмами кладовой и двухэтажного придела (в одну ось оконных проёмов на каждом этаже).Главный вход оформлен четырёхколонным крыльцом с двухскатной крышей.Ярус звона прорезан арочными проёмами и завершён сферическим куполом со шпилем на восьмигранном барабане.7.2. Декор западного фасада на 1874 г.:на первом этаже северного придела обрамление оконного проёма в виде картуша с использованием рокайльных элементов и расположенного над картушем сандрика в виде «распахнутой завесы» с веерным замковым камнем;на втором этаже северного придела обрамление оконного проёма в виде картуша с использованием рокайльных элементов и расположенного над картушем прямоугольного сандрика;на втором ярусе колокольни обрамление оконного проёма в виде картуша с использованием рокайльных элементов в форме валика;стилизованные «ионические» капители колонн западного крыльца-навеса;мелкопрофилированные междуэтажные и венчающие карнизы.8. Северный фасад8.1. Композиция северного фасада на 1874 г.Фасад асимметричный, состоит из высотного объёма колокольни, двухэтажного объёма северного придела, высотного объёма храмового пятиглавия и двухэтажного объёма апсиды. По горизонтали фасад оформлен в три оконные оси и одну дверную ось по первому этажу (в том числе одну в апсиде), в шесть оконных осей по второму этажу (в том числе в одну оконную ось в апсиде и колокольне, включая один заложенный проём), три оконные оси «второго света» храмовой части церкви.Центральная ось храмового четверика подчёркнута фигурным щипцом с круглым окном. Щипец фланкирован двумя фигурными фронтонами с круглыми проёмами в тимпанах.Купол храмового четверика и фронтоны по сторонам щипца завершены фигурными барабанами с главами.Ярусность (этажность храма) подчёркнута профилированным карнизом.Симметричный фасад колокольни имеет по второму ярусу одну оконную ось.Ярус звона прорезан арочными проёмами и завершён сферическим куполом со шпилем на барабане.Рёбра восьмерика колокольни ооформлены лопатками.Двухэтажная алтарная апсида в одну оконную ось завершена фигурным куполом с главой на барабане.8.2. Декор северного фасада на 1874 г.:на первом этаже северного придела обрамление оконного и дверного проёма в виде картуша с использованием рокайльных элементов в форме валика и расположенного над картушем прямоугольного сандрика; на втором этаже северного придела обрамление оконного проёма в виде картуша с использованием рокайльных элементов в форме валика и чередованием расположенного над картушем прямоугольного сандрика и сандрика в виде «распахнутой завесы» с веерным замковым камнем;обрамление оконного проёма «второго света» храмового четверика в виде сложной формы картуша с использованием рокайльных и омегообразных элементов в форме валика и мотива цветочной гирлянды;мелкопрофилированные междуэтажные и венчающие карнизы.9. Восточный фасад9.1. Композиция восточного фасада на 1874 г.Асимметричная композиция фасада включает пять осей оконных проёмов алтарей главного и придельного храмов.Центральная ось храмового четверика подчёркнута фигурным щипцом с круглым окном. Щипец фланкирован двумя фигурными фронтонами с круглыми проёмами в тимпанах.Купол храмового четверика и фронтоны по сторонам щипца завершены фигурными барабанами с главами.Углы четверика оформлены широкими плоскими лопатками.9.2. Декор восточного фасада на 1874 г.:обрамление оконных проёмов первого этажа главного алтаря в виде сложной формы картуша с использованием профилированных рокайльных и омегообразных элементов;обрамление оконных проёмов первого этажа алтаря северного придела в виде сандрика в форме «распахнутой завесы» с веерным замковым камнем;обрамление оконных проёмов второго этажа главного алтаря в виде сложной формы картуша с использованием рокайльных и омегообразных элементов в форме валика;обрамление оконных проёмов второго этажа алтаря северного придела в виде чередования сандрика в форме «распахнутой завесы» с веерным замковым камнем и прямоугольного сандрика;обрамление круглого оконного проёма «второго света» храмового четверика в виде наличника повторяющего форму окна с прямоугольными вставками, ориентированными по сторонам света; мелкопрофилированные междуэтажные и венчающие карнизы.10. Интерьеры Оштукатуренные поверхности стен, арочных проёмов, сводов окрашены в белый цвет.Стрельчатые распалубки оконных проёмов, арочных проёмов обрамлены профилированными нервюрами бирюзового и жёлтого цветов. Металлические связи квадратного сечения .11. Инженерно-техническая характеристика Элементы системы печного отопления церкви – две печи, трубы, выходящие на крышу, завершённые дымниками. Элементы системы водоотведения здания – водосливы из просечного железа.12. ФундаментБутовый на известково-песчаном растворе.13. Стены и перегородкиНаружные и внутренние стены здания выполнены из полнотелого кирпича размером 26 х 13 х 6 см, на известково-песчаном растворе. 14. Перекрытия Сомкнутый восьмилотковый свод с световым барабаном над храмовым четвериком, коробовый свод в трапезной и полусферический свод над апсидой основного храма, плоские перекрытия в придельном храме второго этажа.Коробовые своды над первым этажом в храмовой части, трапезной, нижнем ярусе колокольни главного объёма здания. Кирпичные своды над первым этажом северного придела.15. КрышаСтропильная двухскатная над трапезной, сложной конфигурации по деревянным конструкциям над колокольней, храмовой и алтарной частями церкви.16. ПроёмыИсторический рисунок оконных переплётов, материал – дерево под покраску.Металлические решётки на окнах первого этажа.17. ПолыДощатые на втором этаже, чугунного литья плиты в помещениях первого этажа.18. ЛестницыТрёхмаршевая лестница, обрамлённая балюстрадой, в объёме колокольни.19. Нематериальные ценностные характеристики:дата постройки – 1793-1818 гг., 1825-1827 гг., 1842-1843 гг., 1874 г.;историко-художественная ценность – оригинальный образец двухэтажной церковной постройки в формах «сибирского барокко», синтезирует черты архитектурных произведений тобольской и тотьменской архитектурных школ ХVIII века;крупный образец приходской церкви, отличающийся развитой внутренней планировкой и богатым архитектурным решением пятиглавия храма, наряду с другими храмами прибрежной части г. Енисейска формирует речную панораму разновеликих вертикальных доминант исторического центра; градостроительная, ансамблевая ценность – церковь входит в ансамбль застройки ул. Рабоче-Крестьянская в западной части исторического центра города. II Ограда1. Каменная ограда с металлическими секциями заполнений построена в 1874 г. Формирует замкнутый периметр в форме прямоугольника вокруг церкви. В пределах ограды расположены сторожевская, хозяйственно-бытовые постройки.Кирпичная под штукатурку, окрашенная в белый цвет, на высоком цоколе, ограда представляет из себя кирпичные столбы (за исключением более крупных столбов ворот с западной стороны и калитки с южной стороны ограды) прямоугольного сечения. Секции металлических заполнений выполнены из полосового железа в виде кованых элементов одного типа с волютами по концам, обращёнными навстречу друг другу. Они образуют традиционную фигуру – червона. Места пересечений прутков в средней части секций фиксируются накладными дисками круглой и крестообразной формы. Прутки ограды соединены хомутами. В верхней части металлической секции навершия из просечного железа простого растительного орнамента.2. Декор ограды на 1874 г.:цоколь ограды разбит на две горизонтальные части, в верхней части декорирован горизонтальной накладкой, сверху накрыт фартуком окрашенным в зелёный цвет;столбы с регулярным расстоянием между собой по внешней стороне периметра ограды декорированы мелкопрофилированными карнизами в верхней части и мелкопрофилированными тягами в средней части столба; в цокольной части столба расположена декоративная накладка с «лежащим» ромбом, в верхней части столба – накладка со «стоящим» ромбом;углы столбов подтёсаны;оголовки столбов накрыты колпаками кровельного железа, окрашенного в зелёный цвет.III. Сторожевская 1.Кирпичная под штукатурку, одноэтажная, прямоугольная в плане, построена в 1874 г. Окрашена в белый цвет, расположена с западной стороны ограды с небольшим отступом от ограды. Фланкируют уличный фасад сторожевской мощные столбы ворот. Сторожевская крыта металлической кровлей по деревянной обрешётке и окрашена в зелёный цвет. 2.Декор сторожевской на 1874 г.:декоративное обрамление ложного проёма в виде рамочного наличника сверху завершено треугольным сандриком;лучковый фронтон с мелкопрофилированным карнизом и подкарнизной тягой.
Первоисточник: Портал открытых данных Министерства культуры Российской Федерации (opendata.mkrf.ru).
Что такое открытые данные?
Открытые данные – это информация, размещенная в сети интернет в виде систематизированных данных, организованных в формате, обеспечивающем ее автоматическую обработку без предварительного изменения человеком, в целях неоднократного, свободного и бесплатного использования.
Открытые данные свободно доступны для машиночитаемого использования и дальнейшей републикации без ограничений авторского права, патентов и других механизмов контроля.
Сведения (текст и фотографии) предоставлены Организацией и опубликованы автоматически с официального сайта Министерства культуры Российской Федерации.
Дополнительная информация:
Администрация портала «ИнфоТаймс» не несет ответственности за предоставленный материал, а также за действия Организацией и/или иных лиц, действующих от его имени и по его поручению либо от своего имени, но по поручению Организации, в том числе в связи с реализацией такими лицами билетов, а равно за организацию, проведение и содержание Мероприятий.