Караимская кенаса (большая)

Предмет охраны объекта культурного наследия федерального значения «Караимская кенаса (большая)», начало XIV века  ансамбля  «Крепость и пещерный город «Чуфут – Кале», V-XV векаДатировка: дата создания объекта – XIV в. (перестройка – начало XVII в.).Мемориальная ценность – посещение храма Императором Александром I (18 мая 1824 г.), в 1886 г. Императором Александром III, посещение храма Императором Николаем II в 1902г.Исторически ценное функциональное назначение: культовое сооружение, духовный и культурный центр караимов.Историко-художественная ценность: наиболее древний образец культовой архитектуры крымских караимов.Градостроительная ценность: градообразующий элемент «Старого города» в составе застройки Чуфут-Кале.Материальные особенности объекта культурного наследия.Градостроительные характеристики.Местоположение здания – здание расположено в кенасском дворике. Имеет два входа на территорию со стороны улицы Кенасской. Охраняется: местоположение здания, местоположение каменных ограждений двориков и общая конфигурация двориков.Композиционная значимость – здание в составе комплекса кенас занимает равное композиционное значение с малой кенасой. Комплекс кенас является композиционным акцентом в застройке Чуфут-Кале и композиционной доминантой Чуфут-Кале со стороны южных подходов.Габариты и силуэт – здание кенасы прямоугольное в плане, габариты здания – 15,5м х 6,4м х 6,3м (h). Имеет характерный узнаваемый силуэт со стороны южных подходов к Чуфут-Кале.Видовые раскрытия и визуальные связи памятника – охраняются видовые раскрытия на здание с южных подходов к Чуфут-Кале, фрагментарно с ул. Кенасской, со стороны разрушенного Дома караимских общин и дома Фирковича, которые формируют узнаваемый облик Чуфут-Кале.Архитектурные и конструктивные характеристикиОбъемно-пространственная композиция здания – на период начала XVII века. Здание кенасы прямоугольное в плане, с одним рядом окон на уровне «женского балкона». При входе в храм находится каменная галерея («азарá») с одиннадцатью круглыми колоннами. Здание имеет центральный и боковой вход для мужчин, для женщин вход на «женский балкон» со стороны женского дворика с каменным крыльцом. Охраняется: конфигурация в плане, общая объемно-пространственная композиция.Крыша – над основным объемом двускатная, по деревянным стропилам, над галереей – вальмовая. Покрытие кровли – керамическая желобчатая черепица. Охраняется: форма, конфигурация, тип материала стропильной системы, характер и тип материала кровельного покрытия на начало XVII века.Композиция и архитектурно-художественное оформление фасадов ¬– на период начала XVII века. Здание выполнено в простых формах. При входе в храм находится каменная галерея («азарá») с одиннадцатью круглыми колоннами. Охраняется:–местоположение, форма, размер оконных и дверных проемов;–местоположение, конфигурация, тип материала, характер декоративного оформления дверных проемов;–местоположение, конфигурация, форма, размер, тип материала декоративной розетки для светильника на потолке галереи;–местоположение, конфигурация, форма, размер, тип материала каменной аркады из одиннадцати круглых колонн с резными базами и капителями, каменных скамей галереи, арок и реставрационных панелей барьера;–местоположение, конфигурация, форма, размер, материал и характер художественного оформления панелей барьера на северном фасаде галереи и во втором пролете от северо-западного угла на западном фасаде галереи;–местоположение, конфигурация, размер, тип материала каменной скамьи вдоль западного фасада.Отделка – кладка со следами обработки поверхности ручным инструментом, с притеской по лицевой поверхности. Охраняется общий характер отделки на начало XVII века.Колористическое решение здания – на период начала XVII века. Стены неоштукатуренные, из камня известняка.Заполнение оконных и дверных проемов – заполнение реставрационное. Охраняются:–объёмные параметры, характер переплета, тип материала исполнения окон;–объёмные параметры, характер оформления, тип материала исполнения дверей;–местоположение, форма, размер, тип материала, технология изготовления металлических кованых решеток на окнах на начало XVII века.Пространственно-планировочная структура интерьеров – в пределах капитальных стен на начало XVII века – двусветный зал с «женским балконом» и алтарем в южной части храма. «Женский балкон» двухуровневый, с детским отделением на втором уровне.Особенности планировочных связей помещений – для женщин отдельный вход на «женский балкон» со стороны женского дворика. Главный вход для мужчин – с северного фасада, боковой вход для мужчин – с западного фасада.Охраняется: тип планировочной организации на начало XVII века.Конструктивные элементы – на период начала XVII века. Охраняется:–местоположение, конфигурация, тип материала, тип кладки капитальных каменных стен;–местоположение, конфигурация, тип материала плоских перекрытий по деревянным балкам;–местоположение, конфигурация, конструктивное решение, тип материала деревянного настила и материал металлических несущих элементов перекрытия, являющегося полом детского отделения.Лестницы, крыльца – на период начала XVII века. Охраняется: –местоположение, конфигурация, пространственное и конструктивное решение, тип материала деревянной лестницы в детское отделение, форма и размеры декоративных деревянных элементов;–местоположение, объёмные параметры, конфигурация, тип материала каменного крыльца входа в женское отделение.Архитектурно-художественное оформление интерьеров – на период начала XVII века. Охраняется:–тип материала деревянных дощатых полов;–тип материала, фактура поверхности, расположение отделки стен (побелка по штукатурке, деревянная панель в нижней части стен);–местоположение, тип материала исполнения, характер оформления и конструктивное решение аркады «женского балкона»;–местоположение, тип материала исполнения, характер оформления деревянного решетчатого ограждения «женского балкона» и детского отделения;–конструкции стропильной системы открыты в интерьере для визуального восприятия;–местоположение, материал, форма голосников в западной и восточной стенах, а также местоположение и размер отверстий голосников.Мемориальные доски и другие обозначения вторичного характера, представляющие художественную или историческую ценность – охраняется:–форма, размер, материал, текстовое содержание охранной доски на северном фасаде;–форма, размер, материал, текстовое содержание мраморной плиты с датой посещения Императором Александром III храма.Обстановочный комплекс, включая встроенную мебель и осветительные приборы – на период начала XVII века. Охраняется:–местоположение, габариты, тип материала встроенного шкафа в алтарной зоне;–местоположение, форма, размер, материал кронштейнов для светильников на западной и восточной стенах.
 

Первоисточник: Портал открытых данных Министерства культуры Российской Федерации (opendata.mkrf.ru).
Что такое открытые данные?
Открытые данные – это информация, размещенная в сети интернет в виде систематизированных данных, организованных в формате, обеспечивающем ее автоматическую обработку без предварительного изменения человеком, в целях неоднократного, свободного и бесплатного использования.
Открытые данные свободно доступны для машиночитаемого использования и дальнейшей републикации без ограничений авторского права, патентов и других механизмов контроля.
Сведения (текст и фотографии) предоставлены Организацией и опубликованы автоматически с официального сайта Министерства культуры Российской Федерации.
Дополнительная информация:
Администрация портала «ИнфоТаймс» не несет ответственности за предоставленный материал, а также за действия Организацией и/или иных лиц, действующих от его имени и по его поручению либо от своего имени, но по поручению Организации, в том числе в связи с реализацией такими лицами билетов, а равно за организацию, проведение и содержание Мероприятий.
Партнёрская программа
Участвуя в Партнёрской программе V4.Market любая организация РФ самостоятельно публикует свои информационные материалы.
Возврат к списку



Реклама на сайте