Объект культурного наследия регионального значения «Обелиск павшим воинам-землякам, погибшим в 1941-1945 гг», расположенный по адресу: Российская Федерация, Карачаево-Черкесская Республика, р-н Ногайский, аул Икон-Халк, ул. Ленина, 102а.Общий вид объекта культурного наследия расположенного аула Икон-Халк Карачаево-Черкесской Республики. Обелиск находится на естественной возвышенности. К нему ведет широкая лестница. Наверху возвышенности установлена высокая бетонная стела, наверху которой выведены цифры 1941-1945. Перед стелой расположилась фигура солдата, держащего в руках автомат. Памятник представляет собой монумент в виде скульптуры солдата, обращенной лицом в южном направлении, в динамичной позе: правая нога согнута в колене, как будто делает шаг вперед. Левая нога отталкивающаяся. Правая рука согнута в локте и держит автомат. Левая призывно поднята вверх. На голове солдата каска. Обелиск воинам-землякам, погибшим в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 годы, установлен в 1976 году в ауле Икон-Халк. В беседе с Карасовым Азаматом – жителем аула Икон-Халк, участвовавшим в создании этого памятника, выяснилось, что инициатором сооружения памятника был Булатуков Борис Ажатаевич – директор Совхоза «Икон-Халкский». По его словам, изначально на приметном месте в ауле, на небольшом кургане в спешном порядке, к 9 мая соорудили металлическую (бронзовую) плиту со списком погибших во время Великой Отечественной войны аульчан. Этот памятник простоял там год или два. Затем Борис Ажатаевич Булатуков, справедливо предположил, что большому ногайскому аулу, более пятиста жителей которого отдали свои жизни на фронтах Великой Отечественной, нужен большой памятник. Борис Ажатаевич нашел скульптора, который взялся за это важное дело. Им был Кубанов Магомет Иссаевич (1943-1991 гг.) скульптор-монументалист, единственный в то время на весь Ставропольский край и первый в Карачаево-Черкесской автономной области. Как известно, самая большая любовь в жизни мастера - это любовь к своему ремеслу. Магомет говорил: \"Стало банальным выражение \"Искусство требует жертв\". А между тем человек, ставший на путь искусства, обязан безоговорочно отдаваться ему целиком, без остатка. Только при этом можно рассчитывать, что само искусство будет к тебе благосклонно и отблагодарит тебя...\". \"Героическим\" можно назвать выбранный Магометом Кубановым жанр. Об этом говорила еще Вера Мухина: \"Скульптура - это искусство большого человеческого образа. Перед художником, пытающимся создать героический портрет\", стоит сложная задача - превратить лицо в лицо значительное и прекрасное, суметь выразить всю глубину и возвышенность духовного мира человека...\" Поэтому героический портрет есть \"обобщенный образ по преимуществу\". Через свое творчество Магомет Кубанов пытался влиять на искусство отчего края и высоко нес его знамя. Неоднократно он участвовал в краевых, региональных и всесоюзных выставках. Несколько его работ были приобретены Министерством культуры Советского Союза для музеев страны. В формулу таланта художника Магомета Кубанова входило не только мастерство, ум, воля, но и искренность, страсть, духовная зрелость и цельность. Магомет Иссаевич прожил жизнь, полную творческого труда, высоких волнений, раздумий. О себе он сказал все сам, ста двадцатью своими произведениями. Ему было подвластно все: от монументальной пластики до рельефа, медали. Работы мастера отличаются красотой и отточенностью форм. Он воспевает героический духовный мир человека. Через свое творчество он выразил свой характер, свое мироощущение. Но, к сожалению, разрознены его работы. Нет мемориального музея.Резцом прошлась по судьбе гениального скульптора Вторая мировая война. Поэтому теме войны в творчестве художника отведено особое место. Руками мастера выполнены памятники воинам, погибшим на фронтах Великой Отечественной, в селе Чапаевском, ауле Новая Джегута, Эрсаконе, Учкулане, в городах Теберда, Карачаевск и в других населенных пунктах республики. Магомет Иссаевич приехал, осмотрел место и принялся за работу. В своей мастерской в городе Черкесске он отливал части памятника, а затем уже на месте собирали все части воедино. Скульптура выполнена из бетона с добавлением мраморной крошки, можно путем заливания раствора в уже готовые формы. Бригада совхоза облагородила территорию вокруг памятника.Был даже спорный момент по поводу оружия, которое держит советский солдат, изображенный в скульптуре. Некоторые посчитали, что этот вид оружия был на вооружении немцев. Но выяснилось, что с 1942 года такие автоматы уже были на вооружении советских войск. Отличительными особенностями оружия, сделанного в Советском Союзе, зачастую являлись его простота и высокая технологичность. ППШ-41 - этот автомат в массовом сознании стал настоящим символом Великой Отечественной войны и Победы. С первых дней в стране было развернуто массовой производство этого оружия. Но ППШ-41 имел множество недостатков, которые нельзя было устранить его модернизацией. Особенно не устраивал ППШ разведчиков, танкистов, диверсантов, связистов. Для них он был слишком массивен и тяжел. Кроме того, руководство страны хотело получить еще более простой и дешевый автомат.В 1942 году начался конкурс. Была поставлена задача: сделать пистолет-пулемет с тактико-техническими характеристиками не хуже, чем у ППШ-41, но с меньшими габаритами, дешевле и проще. Победителем этого конкурса стал Александр Иванович Судаев.К этому времени был готов лучший, более совершенный образец ППШ-41, но пистолет-пулемет Судаева превзошел его по всем параметрам. Прежде всего, это касалось надежности, кучности боя, нечувствительности к загрязнениям и, самое главное, простоты производства и материалоемкости. Кроме того, пистолет-пулемет Судаева оказался удобнее, чем ППШ-41.Хотя пистолет-пулемет Судаева и был полностью изготовлен из металла, но его металлоемкость была почти в два раза ниже, чем у ППШ-41. В сложной механической обработке нуждался только затвор, все остальные элементы и узлы оружия изготавливались из листового металла, сваривались или склепывались между собой. На изготовление одного ППС-43 требовалось в два раза меньше времени, чем на производство ППШ-41. Количество деталей оружия сведено к необходимому минимуму.ППС-42 был взят на вооружение в конце 1942 года. Он был настолько простым в изготовлении, что выпускать ППС-42 начали в осажденном Ленинграде, на Се¬ст¬ро¬рец¬ком ин¬ст¬ру¬мен¬таль¬ном за¬во¬де. Оружие прямо из заводских цехов отправлялось на Ленинградский фронт.Вскоре было выпущено более 46 тысяч единиц ППС-42. Чуть позже конструктор усовершенствовал свой автомат, так появился ППС-43. В этом оружии был укорочен приклад и ствол, ру¬ко¬ят¬ка взве¬де¬ния, фла¬жок пре¬до-хра¬ни¬те¬ля и за¬щел¬ка пле¬че¬во¬го упо¬ра были незначительно изменены, ко¬жух ство¬ла и стволь¬ная ко¬роб¬ка объ¬е¬ди¬не¬ны в од¬ну де¬таль.ППС-43 производились до самого конца войны, но их количество значительно уступало ППШ-41. Причина этого очень проста: на многих заводах было налажено серийное производство автомата Шпагина, и менять его было бы очень затратно. Кроме того, два этих автомата прекрасно дополняли друг друга. За время войны было выпущено примерно 500 тысяч единиц этого оружия. В советской армии этот пистолет-пулемет состоял на вооружении приблизительно до середины пятидесятых годов.Ежегодно администрация аула, педагоги и учащиеся школы готовят и проводят у памятника митинг, посвященный Дню Победы. Приглашаются ветераны Великой Отечественной войны, их в ауле осталось всего двое. Это Карасов Якуб Абдулович и Кумуков Каншаубий Муссалаевич.Ни одна свадьба в ауле не проходит без возложения цветов к памятнику.ОПИСЬ ПРЕДМЕТА ОХРАНЫ№ п/охНаименование, описание предмета охраны Изображение1.Градостроительная охрана1.1Расположение монументаи основнаяточка восприятия в западном направлении 1.2Основная точка восприятия в юго-западном направлении 1.3Основная точка восприятия в юго-западном направлении 1.4Основная точка восприятия объекта в северо-западном направлении 2. Архитектурная охрана (экстерьер)2.1Объемно- пространственное решение — высокая бетонная стела, наверху которой выведены цифры 1941-1945. Перед стелой расположилась фигура солдата, держащего в руках автомат 2.2Объемно- пространственное решение лестницы 2.3Характер архитектуры главных фасадов:2.3.1-композиция монумента;-высокая бетонная стела, наверху которой выведены цифры 1941-1945-фигура солдата, держащего в руках автомат 2.3.2- фрагмент памятника
Первоисточник: Портал открытых данных Министерства культуры Российской Федерации (opendata.mkrf.ru).
Что такое открытые данные?
Открытые данные – это информация, размещенная в сети интернет в виде систематизированных данных, организованных в формате, обеспечивающем ее автоматическую обработку без предварительного изменения человеком, в целях неоднократного, свободного и бесплатного использования.
Открытые данные свободно доступны для машиночитаемого использования и дальнейшей републикации без ограничений авторского права, патентов и других механизмов контроля.
Сведения (текст и фотографии) предоставлены Организацией и опубликованы автоматически с официального сайта Министерства культуры Российской Федерации.
Дополнительная информация:
Администрация портала «ИнфоТаймс» не несет ответственности за предоставленный материал, а также за действия Организацией и/или иных лиц, действующих от его имени и по его поручению либо от своего имени, но по поручению Организации, в том числе в связи с реализацией такими лицами билетов, а равно за организацию, проведение и содержание Мероприятий.