Церковь

Предметом охраны объекта культурного наследия федерального значения «Церковь» (Северный храм Х-Х1 вв.) в составе ансамбля «Зеленчукский монастырь: три церкви Х-ХI вв.», расположенного по адресу: Карачаево-Черкесская Республика, Зеленчукский район, к северу от п. Нижний Архыз, по правому берегу реки Большой Зеленчук, на территории городища «Нижний Архыз», является:Градостроительные характеристики:        - местоположение и градостроительные характеристики объекта культурного наследия включая храмовое сооружение, соответствует композиционно-планировочной структуре X-XI вв.; занимает относительно ровную поверхность на второй террасе в пойме реки Большой Зеленчук, по правому берегу в центральной части городища \"Нижний Архыз\"       -С- силуэт здания в существующих высотных отметках, трехапсидное шестистолпное крестово-купольное храмовое сооружение X-XI вв., не жилое.Архитектурные и конструктивные характеристики:      - объемно-пространственная композиция, включающая трехапсидное шестистолпное крестово-купольное храмовое сооружение X-XI веков;      - конструкция здания храма, включающая обработанный (вручную) каменный каркас из камня местной породы (доломит), заполненный известковым раствором X-XI вв., а также с учетом проведенных реставрационных конца 1959-1960 годов;     -композиционное решение и архитектурное оформление фасадов храма X-XI вв. с учетом реставрации с конца 1959-1960 годов, включая местоположение, материал, форму, размер и оформление оконных и дверных проемов.Зеленчукские храмы относятся к X веку и являются древнейшими и редчайшими архитектурными памятниками на территории РФ.Северный храм относится к числу трехапсидных крестово-купольных шестистолпных храмов. С севера, юга и запада он имеет притворы. Корабль храма двумя рядами квадратных пилонов разделен на три продольных нефа, причем средний неф шире боковых. Соответственно шире и средняя алтарная апсида, выступающая по сравнению с боковыми апсидами. Роль четвертой пары столбов выполняет западная стена корабля, прорезанная тремя достаточно широкими дверными проемами. Последние, ведут в весьма важную часть храма - нартекса. к которому примыкает западный притвор. Между западной стеной южного притвора и нартексом имеется более поздняя пристройка, выявленная в результате раскопок. Длина памятника 25.5 м. ширина с притворами 19.5. Размеры храма (с нартексом) строго пропорциональны: длина 21м при ширине 10,5м, т.е. ширина равна половине длины здания. Голова храма состоит из барабана, увенчанного куполом. Четыре мощных подкупольных пилона несут подпружные арки, сложенные из кирпича на толстом (4-5 см) слое раствора. Переход от подкупольного квадрата к барабану осуществлен при помощи парусообразных пандативов, выложенных тщательно и точно. Барабан цилиндрической формы прорезан восемью узкими окнами. Диаметр барабана равен его высоте. Вверху барабан имеет выступающий карниз, сложенный из не зависающих камней, а еще выше - орнаментальный пояс из камней, выступающих углом наружу. Под карнизом, как это хорошо видно с южной стороны, нависали плоские плиты покрытия купола.Интерьер храма строг и величественен, архитектурный декор скуп. Продольные стены украшены пилястрами, между которыми переброшены широкие арки (по три на каждой стене), сложенные из профилированных тесаных плит. Пяты арок опираются на выступающие полочки, вмонтированные в пилястры. Вряд ли эти арки имели какое- нибудь конструктивное значение, скорее всего их можно связывать с внутренними декоративными арками, увеличиваясь по высоте к центру, подчеркивают внутренние объемы и их нарастающий к центру ритм. Капителей над столбами и пилястрами нет – они заменены простыми выступающими полочками из тонких плит. Поверхность стен была; покрыта белой известковой штукатуркой, местами еше сохранившейся. Анализ штукатурки, произведенный в химической лаборатории Центральных научно- реставрационных мастерских под руководством Н.П. Зворышкина. показали наличие в ней соломы или трубчатых стеблей травы, белковых веществ. Реакция на присутствие крови показывала ее следы (вероятно-бычья). Наибольшие участки штукатурки уцелели в тех местах, где меньше сказывались эрозионные процессы: в простенках между окон барабана, в окнах центральной апсиды, в тех частях нефов, где есть еще перекрытия. В древности на штукатурке имелась богатая фресковая живопись, от которой до нас дошли ничтожные фрагменты. Остатки второй фрески видны в верхней части северо-восточного пилона, на поверхности, обращенной к алтарю. Это лик какого-то святого, обрамленный нимбом. Фреска написана коричнево-красной краской, иных цветов нет. Обращает на себя внимание графический стиль фрески.  В северном окне центральной апсиды имеются остатки геометрического орнамента, состоящего из широких ломаных полос черного, серого, белого и коричневатого цветов. Внешние массы храма лишены всяких украшений и декоративных элементов. Не удалось обнаружить и следов оштукатуривания храма снаружи. Однако это на значит, что его не было - вряд ли кладка храма могла быть открытой при известной грубости строительного материала, но обладавшего естественными декоративными качествами.Сложен храм из отесанных квадратов и плит местною серою песчаника на прочном известковом растворе, снаружи сильно выветрившемся. Очень характерная кладка наблюдается в угловых выступах, особенно в притворах - длинные четырехугольные плиты положены поочередно то вдоль стен, то поперек. Такая же техника кладки углов типична и для Среднего храма (так называемая кладка тычком и ложком). Храм устойчиво датируется X веком.- материал и характер отделки фасадных поверхностей X-XI вв., в интерьере гладкая штукатурка с окраской и живописью (фреска);- колористическое решение фасадов X-XI вв.;- пространственно-планировочная структура интерьеров храма в приделах капитальных стен, прямоугольных и арочных проемов, перегородок и перекрытий X-XI вв.;- капитальные стены, перегородки перекрытия X-XI вв., их конструкция и материал;- лестницы –; - архитектурно-художественное оформление интерьеров X-XI вв.;- характер оформления столярных заполнений оконных и дверных проемов X-XI вв. – отсутствуют;- ограда - границы территории земельного участка, на котором расположен объект культурного наследия имеет современное металлическое ограждение без декоративных элементов и кованных изделий. Покраска в нейтральный черный цвет.Изменение предмета охраны может быть осуществлено в порядке и случаях, предусмотренных законодательством об объектах культурного наследия.
 

Первоисточник: Портал открытых данных Министерства культуры Российской Федерации (opendata.mkrf.ru).
Что такое открытые данные?
Открытые данные – это информация, размещенная в сети интернет в виде систематизированных данных, организованных в формате, обеспечивающем ее автоматическую обработку без предварительного изменения человеком, в целях неоднократного, свободного и бесплатного использования.
Открытые данные свободно доступны для машиночитаемого использования и дальнейшей републикации без ограничений авторского права, патентов и других механизмов контроля.
Сведения (текст и фотографии) предоставлены Организацией и опубликованы автоматически с официального сайта Министерства культуры Российской Федерации.
Дополнительная информация:
Администрация портала «ИнфоТаймс» не несет ответственности за предоставленный материал, а также за действия Организацией и/или иных лиц, действующих от его имени и по его поручению либо от своего имени, но по поручению Организации, в том числе в связи с реализацией такими лицами билетов, а равно за организацию, проведение и содержание Мероприятий.
Партнёрская программа
Участвуя в Партнёрской программе V4.Market любая организация РФ самостоятельно публикует свои информационные материалы.
Возврат к списку



Реклама на сайте