Мороз, короткие поездки по городу и постоянная работа обогревов создают повышенную нагрузку на все системы автомобиля, а особенно на аккумулятор. При этом именно от состояния батареи зависит, заведется ли мотор в морозный день или придется внезапно менять свои планы. Эксперты «Авито Авто» составили подробный список действий, которые помогут подготовиться даже к самым суровым условиям.
На морозе емкость аккумулятора заметно уменьшается, при этом каждый холодный запуск тратит значительный объем энергии, а необходимых водителю систем становится все больше: к включенным фарам и мультимедиа прибавляются еще и обогрев сидений и стекол, а также «печка». Кроме того, чтобы начать принимать заряд от генератора, батарее сначала нужно прогреться – это означает, что коротких поездок по городу может не хватать для полного восстановления энергии.
Совокупность этих условий способна привести к тому, что даже исправная машина может внезапно не завестись. Однако, чтобы избежать такого развития событий, существует сразу несколько рабочих решений.
Одеяло для моторного отсека, специальный чехол или теплоизоляционный кожух непосредственно для АКБ помогает ей быстрее прогреться, а также замедляет остывание после поездки. Главное – понимать, что подобная защита не греет сама по себе, а лишь помогает сохранить накопленное тепло.
На холостом ходу и в пробках генератор не успевает восполнить запас энергии АКБ, потраченный на запуск. Чтобы подзарядить батарею идеально подойдут поездки за город – на скорости около 100 км/ч и длительностью хотя бы час.
Если длительные поездки не укладываются в ваш график, периодически заряжайте аккумулятор специальным внешним устройством: его подключают по инструкции производителя и оставляют до полного набора емкости. Это также поможет компенсировать потерю ресурса АКБ.
В холода полезно ограничивать использование потребителей энергии. После запуска мотора стоит дать машине поработать хотя бы 5−10 минут без дополнительных нагрузок и только затем постепенно подключать различные системы.
При уличных температурах -30 °C и ниже целесообразно снимать аккумулятор на ночь и заносить его в теплое помещение – это лучший способ избежать замерзания электролита и глубокого разряда. Перед поездкой батарею просто возвращают на место и, как правило, без проблем запускают двигатель.
Это действие поможет облегчить запуск в холодное время года, а также снизить нагрузку на стартер и аккумулятор – стартеру не приходится преодолевать сопротивление коробки передач.
Не стоит крутить стартер дольше 5−7 секунд подряд. Если мотор не завелся, сделайте минутную паузу, чтобы батарея восстановила энергию. Многочисленные попытки подряд только сильнее просаживают напряжение и увеличивают глубину разряда АКБ.
Еще перед зимой полезно оценить, в каком состоянии находится установленный аккумулятор. Ресурс стартерных батарей в зависимости от их типа составляет в среднем от 3 до 7 лет, и с каждым сезоном риск не завестись растет. Также осмотрите корпус на предмет трещин и вздутий – любые повреждения означают, что АКБ пора заменить. Обратите внимание и на клеммы: окислы на них ухудшают проводимость тока, поэтому контакты с налетом следует очистить и покрыть защитной смазкой.
Измерьте напряжение мультиметром при заглушенном моторе – это позволит понять, насколько батарея заряжена. Значения 12,6−12,8 В соответствуют полному заряду, около 12,4 В указывают на потерю ресурса, а показатели ближе к 12,0 В и ниже означают глубокий разряд. Если цифры занижены, сначала зарядите АКБ внешним устройством, а затем оцените работу генератора. При заведенном двигателе и включенных потребителях напряжение на клеммах не должно опускаться ниже 13 В. Любые отклонения – повод для диагностики у специалиста, поскольку слабый генератор приводит к хроническому недозаряду и ускоренному износу батареи.
Если аккумулятор предполагает прямой доступ к электролиту, стоит также измерить плотность жидкости с помощью ареометра. В умеренном климате нормальные значения должны быть около 1,25−1,27 г/см³, в холодных регионах, где зимой температура опускается до -30 °C, – 1,27−1,29 г/см³.
Чем выше вязкость моторного масла при низких температурах, тем тяжелее крутится коленвал, больше тока требуется для запуска двигателя и сильнее нагружается АКБ. Для регионов с холодной зимой рекомендуют использовать масла с низким зимним индексом – 0W или 5W, если эти классы допускаются руководством по эксплуатации автомобиля. Такие составы сохраняют текучесть в морозы и облегчают запуск авто.
Эксперты «Авито Авто» напоминают, что внимание к состоянию аккумулятора, правильно подобранное масло, определенный режим поездок и подходящее место стоянки значительно снижают риск неприятных сюрпризов в морозы. Такой подход экономит время, нервы и деньги, а главное, позволяет спокойно планировать дела, зная, что автомобиль заведется, даже когда на улице крепкий минус.