Церковь Св. Иакова

Предметом охраны объекта культурного наследия федерального значения «Церковь Св. Иакова», XIX в. (Ярославская область, г. Ростов, ул. Энгельса, д. 44), в составе объекта культурного наследия федерального значения «Ансамбль Спасо Яковлевского монастыря», XVII – XIX вв., 1914 год (Ярославская область, г. Ростов, ул. Энгельса, д. 16/10, 44), являются: - местоположение и градостроительные характеристики здания, участвующего в формировании ансамбля Спасо Яковлевского монастыря, его роль в композиционно-планировочной структуре ансамбля; - объемно-пространственная композиция пятиглавой, с пониженными апсидой и западным притвором церкви 1826 – 1831 гг., составляющей единый объем с примыкающей вплотную с южной стороны церковью Зачатия Святой Анны 1678 – 1686 гг., включая прямоугольный в плане основной объем, завершенный большим приподнятым куполом с бельведером, галереей и четырьмя боковыми малыми куполами, поставленными на кубические основания постаменты, портик лоджию на северном фасаде с фронтоном и нишами, западный притвор, пристройку для лестницы в подвал у апсиды, высотные отметки по венчающим карнизам, завершениям и фронтонам; - большой приподнятый и четыре малых полусферической формы купола, полусферической формы купол бельведера, крыша апсиды, их конструкции XIX в., выполненные из металла, конфигурация, материал и характер кровельного покрытия «в шашку», полицы по контуру оснований, четырехконечные кресты малых куполов на шаровидных «яблоках» с «сиянием» на постаментах, восьмиконечный крест большого купола на шаровидном «яблоке» с «сиянием» и цепями-расчалками (с учетом результатов реставрационных работ второй половины XX в. – начала XXI в.), высотные отметки по карнизным свесам, подкрестным «яблокам» и вершинам крестов; - бельведер XIX в., его конструкции из металла, конфигурация, материал и характер покрытия, архитектурное оформление в виде пилястр; - скатные крыши основного объема и притвора в габаритах церкви Святого Иакова XIX в., их конструкции из металла, конфигурация, материал и характер кровельного покрытия (листовой металл), высотные отметки по конькам и карнизным свесам; - скатная крыша портика и крышки оснований-постаментов под малые купола, их конструкции, конфигурация, материал (дерево) и характер кровельного покрытия (листовой металл), высотные отметки по конькам и карнизным свесам; - композиционное решение и архитектурно-художественное оформление северного и восточного фасадов 1826 – 1831 гг., XIX в. – начала XX в., в том числе: местоположение, форма, размер, оформление оконных и дверных проемов, включая полуциркульные окна в основаниях-постаментах малых куполов, термальное окно с импостами в виде ионических полуколонн на высоких постаментах, полуциркульное окно храмовой части с веерным остеклением, гладкие наличники, полочки, оформляющие окна, вертикальные и горизонтальные членения фасадов, включая цоколи (белокаменный и кирпичный), венчающий профилированный карниз с гладким фризом, опоясывающий объем и раскрепованный по портику, подоконный карниз второго яруса, портик северного фасада с треугольным фронтоном, прорезанным аркой, покоящимся на двух парах колонн с белокаменными базами, гладкими фустами и лепными коринфскими капителями, малые ионические колонны, пилястры, филенки полуциркульной, прямоугольной, овальной и ромбовидной формы, в том числе с лепным и фигуративным заполнением, включая два рельефа с изображением архиереев в митрах и мантиях, местоположение и постаменты статуй в нишах портика, лепную композицию в полукруглой нише; композиционное решение и архитектурно-художественное оформление западного фасада 1826 – 1831 гг., составляющего единую симметричную композицию с фасадом притвора церкви Зачатия Святой Анны, в том числе местоположение, форма, размер, оформление оконных проемов с фрамугами стрельчатых очертаний и дверных проемов, ионические колонны и пилястры большого и малого ордера, аттики, завершенные треугольными и лучковыми прерванными фронтонами, декоративные пирамидки обелиски, плоские овальные, прямоугольные, ромбовидные и полуциркульные ниши, раскреповку стилобата и антаблемента по парам колонн большого ордера, фрагменты триглифо метопного фриза и софитного карниза с модульонами над импостами, лепные цветочные розетки в ромбовидных нишках и круглых медальонах, рустованные стрельчатые перемычки, выступающие за плоскость стены, постаменты и базы пилястр фасада притвора церкви Зачатия Святой Анны первой трети XIX в. в интерьере притвора церкви Святого Иакова; - материал и характер отделки фасадов 1826 – 1831 гг., включая гладкую штукатурку с окраской, кирпичный руст, белый камень, в том числе лепной декор (уточняется в процессе исследований на этапе проведения работ); - колористическое решение фасадов XIX в., включая местоположение, сюжетное содержание и колористическое решение живописных вставок на западном фасаде (уточняется в процессе исследований на этапе проведения работ); - пространственно-планировочная структура интерьеров (в пределах капитальных стен, сводчатых и плоских перекрытий) бесстолпного с подвалом храма первой трети XIX в. – начала XX в., с западным притвором, включая прямоугольный в плане основной объем, отделенный от трапезной в западной части выступами несущих стен, монастырскую ризницу, располагающуюся в двух уровнях над основным храмом, с подвалом, включающим в себя церковь Воскресения Христова, помещение под апсидой верхнего храма со входом через пристройку, местоположение проемов, ведущих в церковь Зачатия Святой Анны из алтаря и из основного храмового помещения, местоположение проема из притвора в притвор церкви Зачатия Святой Анны, подъем солеи верхнего храма относительно уровня пола на две ступени; - капитальные стены и опоры первой трети XIX в., их материал (кирпич на известково песчаном растворе, белокаменные вставки) и характер конструкции, в том числе барабан под большим куполом, барабаны постаменты под малыми куполами; - плоские и сводчатые перекрытия, включая крестовые своды с подпружными арками в храмовой части, крестовый свод, переходящий в конху в алтаре, коробовые своды с распалубками в притворе, ползучий свод под лестницей, цилиндрические своды, своды по столбам, лучковый свод, конху с распалубками в подвале, сомкнутый, полулотковый и лотковый своды в помещениях ризницы, тромпы; - лестницы XIX в. – начала XX в., их местоположение, конструкция, материал и оформление, включая двухмаршевую, на ползучем своде лестницу в ризницу, с белокаменными ступенями, металлическими и белокаменными плитами на площадках, деревянную лестницу на чердак, деревянное ограждение из точеных балясин с профилированными поручнями лестниц в ризницу и на чердак, лестницу, ведущую в подвальный храм в северной части притвора, с белокаменными ступенями и кованым ограждением, лестницу с кирпичными ступенями, ведущую в подвал с восточной стороны, местоположение и материал (дерево) лестниц между помещениями ризницы; - архитектурно художественное оформление интерьеров XIX в. – начала XX в., включая профилированный, с белокаменной висячей гирькой портал проема, ведущего в церковь Зачатия Святой Анны из основного помещения храма, мощение полихромной метлахской плиткой на первом этаже и в подвале, дощатые полы в помещениях ризницы, металлические плиты в притворе и на верхней площадке; - росписи XIX в. – начала XX в., в том числе на сводах ризницы, их местоположение, материал, техника и технология исполнения, колористическое решение и сюжетно-иконографическая программа (установление местоположения и степени сохранности требует дополнительных натурных исследований); - материал (дерево), характер оформления и колористическое решение столярных заполнений оконных и дверных проемов XIX в. – начала XX в. со скобяными приборами, две двери в кладовых с жиковинами; - художественный и конструктивный металл XIX в. – начала XX в., в том числе металлические кубчатые и с квадратными звеньями оконные решетки, фигурный металлический козырек начала XX в. над главным входом, металлические связи, подставы, вентиляционная решетка начала XX в. в полу; - материал, форма и оформление призматического подвесного светильника начала XX в. над лестницей, ведущей в подвал.
 

Первоисточник: Портал открытых данных Министерства культуры Российской Федерации (opendata.mkrf.ru).
Что такое открытые данные?
Открытые данные – это информация, размещенная в сети интернет в виде систематизированных данных, организованных в формате, обеспечивающем ее автоматическую обработку без предварительного изменения человеком, в целях неоднократного, свободного и бесплатного использования.
Открытые данные свободно доступны для машиночитаемого использования и дальнейшей републикации без ограничений авторского права, патентов и других механизмов контроля.
Сведения (текст и фотографии) предоставлены Организацией и опубликованы автоматически с официального сайта Министерства культуры Российской Федерации.
Дополнительная информация:
Администрация портала «ИнфоТаймс» не несет ответственности за предоставленный материал, а также за действия Организацией и/или иных лиц, действующих от его имени и по его поручению либо от своего имени, но по поручению Организации, в том числе в связи с реализацией такими лицами билетов, а равно за организацию, проведение и содержание Мероприятий.
Партнёрская программа
Участвуя в Партнёрской программе V4.Market любая организация РФ самостоятельно публикует свои информационные материалы.
Возврат к списку



Реклама на сайте