Предметом охраны объекта культурного наследия регионального значения (памятника) «Церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы», 1815 г. (Ярославская область, Тутаевский район, дер. Зарницино), являются:- композиционные особенности являющегося исторической доминантой здания церкви, расположенной на возвышении правого берега реки Волги, на юго-западе деревни Зарницино, просматривающейся со стороны шоссе Ярославль – Тутаев и вписывающейся в Волжскую панораму;- объемно-пространственная линейно вытянутая с запада на восток композиция прямоугольной в плане основной части здания (расположенных друг за другом квадратов трапезной и летнего храма) с примыкающей на востоке пятигранной апсидой алтаря и квадратной в плане колокольни с западной стороны, состоящая из объема летнего храма – восьмерика на четверике, перекрытого восьмискатной крышей, увенчанного пятиглавием на кирпичных восьмигранных барабанах, завершающегося восьмигранными маковицами с крестами, примыкающими к четверику со стороны южного и северного фасадов портиков, завершающимися треугольными фронтонами, пятигранной апсиды с пятискатной крышей с коньком, одноэтажной трапезной, покрытой двускатной кровлей, трехъярусной арочной колокольни, завершающейся восьмигранным куполом с луковичной восьмигранной главой и крестом;- планировочная структура здания в капитальных исторических стенах; продольные и поперечные капитальные стены из красного керамического кирпича на известковом растворе размером 28 × 13 (13,5) × 7,5 и 26 (25) ×12,5 (11) × 6 (6,5), выполненные способом верстовой кладки;- габариты и конфигурация: крыши четверика – восьмискатной формы, крыши трапезной – двускатной формы, крыши алтаря – пятискатной формы, крыши колокольни – восьмискатной формы;- материал и характер кровли – металлический лист, тип кровли – фальцевая;- форма, габариты и конфигурация исторических перекрытий: коробовый трехлотковый свод алтарной части, сомкнутый восьмилотковый свод восьмерика на угловых парусах, плоское перекрытие трапезной, крестовый свод нижнего яруса колокольни с кованой воздушной связью, заведенной в пяты свода, сводчатое перекрытие внутристенной лестницы, ведущей на колокольню;- местоположение, форма и габариты исторических оконных и дверных проемов с прямоугольными и арочными перемычками, в том числе заложенных; - форма, габариты, материал и расположение элементов архитектурно-художественного оформления фасадов, в том числе декор:выступающий профилированный кирпичный цоколь здания с выделенной полкой в верхней части;примыкающие к стенам здания профилированные пилястры портика на выступающих пьедесталах с профилированными базами, с кирпичными капителями, состоящими из валика, двух рядов кирпичей, четвертного валика, выкружки и двух полок;антаблемент с дентикулами из фигурного кирпича;треугольные фронтоны портика на северном и южном фасадах четверика с гладким фризом и карнизом, украшенным поясом дентикул, на выступающей полке;прямоугольные декоративные кирпичные выступы со срезанными по радиусу углами над каждым окном четверика;оконные наличники барочного характера, состоящие из рамочного обрамления с выступающими «ушами» прямоугольной формы, расположенными под ними трехгранными тесаными «серьгами», с трапециевидным замковым камнем, подоконной полки с двумя нижними профилированными завершениями по краям;антаблемент четверика, состоящего из выступающих в виде полок архитрава и фриза с профилированным карнизом, состоящим из полки, выкружки и двух рядов полок;ромбовидные ниши над окнами трапезной;вертикальные прямоугольные ниши в простенках фасадов трапезной;сложнопрофилированный антаблемент фасадов трапезной, состоящий из выступающей полки, ряда дентикул и профилированного карниза;ленточные оконные наличники с трапециевидными замковыми камнями на фасадах восьмерика храма;выступающие лопатки на углах восьмерика, образующих большие прямоугольные ниши на гранях восьмерика;антаблемент восьмерика, состоящего из двух нижних поясов валика и полки, выступающих прямоугольных пластин в поясе фриза, профилированного карниза;декоративное оформление большого и малых барабанов, состоящее из прямоугольных ниш в плоскостях граней барабанов с профилированным карнизом;выступающие пилястры на углах граней алтаря на выступающих пьедесталах с профилированными базами, состоящие из двух рядов кирпичей, четвертного валика, ряда кирпичей и полувалика с профилированными капителями, состоящими из четвертного валика и полки;сложнопрофилированный антаблемент фасадов алтаря, состоящий из выступающей полки, ряда дентикул и профилированного карниза;декоративное оформление первого рустованного яруса колокольни с арочными проемами, имеющими профилированные импосты и замковые камни, со сложнопрофилированным антаблементом, состоящим из выступающей полки, ряда дентикул и профилированного карниза, ниши над наличником арочного проема;декоративное оформление второго яруса колокольни с арочными проемами, обрамленными рамочными наличниками с импостами и замковыми камнями, с вертикальными прямоугольными нишами в выступающих угловых раскреповках и нишами в центральной части фасадов, с профилированными треугольными фронтонами;декоративное оформление третьего яруса колокольни с арочными проемами, обрамленными рамочными наличниками с импостами и замковыми камнями, с выступающими пилястрами на углах фасадов на профилированных пьедесталах с базами, с горизонтальным профилированным поясом в верхней части фасадов третьего яруса, состоящего из четвертного валика и полки, завершающегося профилированными треугольными фронтонами и небольшими стенками (аттиковая надстройка) над ними, с профилированными карнизами, служащими опорами для восьмигранного покрытия колокольни;- форма, габариты и материал исторического кованого ограждения третьего яруса колокольни;- характер обработки фасадной поверхности: материал отделки стен храма и колокольни – известковая штукатурка; - материал крыши – листовое железо с фальцевым соединением;- историческая расстекловка (рисунок переплетов) столярных заполнений оконных проемов, устанавливаемых в процессе реставрационных исследований;- оформление интерьеров: форма, габариты и материал восьмилоткового свода купола летнего храма;форма, габариты и материал четырех парусов восьмерика летнего храма;форма, габариты и материал коробового трехлоткового свода алтаря с распалубками окон;форма, габариты и материал ниш алтаря с арочными перемычками;форма, габариты и материал ниш приделов трапезной с арочными перемычками;форма, габариты и материал крестового свода первого яруса колокольни;форма, габариты и материал свода внутристенной лестницы с первого на второй ярус колокольни;форма, габариты и материал деревянного шестиярусного иконостаса, уменьшающегося на двух верхних ярусах, с восемью основными рядами колонн, выполненного в эклектичной стилистике с элементами барокко и русско-византийского стиля, на цокольном ярусе с орнаментальной резьбой, с двустворчатыми царскими вратами, северными и южными дьяконскими дверьми, с плоским деревянным распятием в верхней части с предстоящими по бокам;форма, габариты и материал колонок нижнего яруса иконостаса высотой в два яруса (местного и праздничного), расположенных на высоких пьедесталах цокольного яруса, со стволом колонны на базе в форме чаши, украшенной растительным орнаментом, с заполнением нижнего ствола колонны каннелюрами, верхнего ствола – резным растительным орнаментом, с центральным элементом ствола в форме объемных восьмигранников, украшенных орнаментом в виде цветков, с капителью коринфского ордера и резным профилированным архитравом; колонны третьего яруса иконостаса, состоящего из чаши-балясины в нижней части, украшенной резным растительным орнаментом, ствола колонны с резными завитками растительного орнамента и капители в виде распустившегося цветка с резным профилированным архитравом; колонны четвертого яруса иконостаса, состоящие из базы-чаши в нижней части, украшенной резным растительным орнаментом, ствола колонны с резным растительным орнаментом и капителями в виде бутона цветка с резным профилированным архитравом; колонны пятого яруса иконостаса, состоящие из базы-чаши в нижней части, украшенной резным растительным орнаментом, ствола колонны с каннелюрами и капителями в виде бутона цветка с резным профилированным архитравом; колонны шестого яруса иконостаса, состоящие из базы-чаши в нижней части, украшенной резным растительным орнаментом, ствола колонны с каннелюрами и капителью в виде распустившегося цветка с резным деревянным антаблементом;форма, габариты и материал филенок цокольного яруса иконостаса с заполнением в виде резного растительного орнамента;форма, габариты и материал деревянных резных царских врат с венцом из волютообразных завитков, завершающихся державой, с барельефным изображением Тайной вечери в нижнем и центральном объемах врат с фигурами сцены Благовещения – Божией Матери и Архангела Гавриила в картуше и Распятия Христова над балдахином, двумя резными головками ангелов с крылышками над арочным обрезом проема царских врат, с профилированными импостами и обрамлением царских врат растительным орнаментом в форме листьев;форма, габариты и тип материала деревянного киота с иконописным изображением Спасителя в летнем храме;форма, габариты и материал деревянного киота с иконописным изображением Николая Чудотворца в летнем храме;форма, габариты и тип материала двух деревянных крестов с деревянными скульптурами распятого Иисуса Христа;деревянная рака с мощами;форма, габариты и тип материала четырехчастного двустворчатого филенчатого столярного дверного заполнения, остекленного в верхней части, с остекленной верхней полуциркульной фрамугой между летним храмом и трапезной, обитого рустованным орнаментом по арке фрамуги со стороны трапезной; форма, габариты и тип материала деревянных двухъярусных объемов-иконостасов с высоким цокольным ярусом, северного и южного приделов трапезной с двумя западными двустворчатыми царскими вратами и двумя одностворчатыми дьяконскими дверьми;форма, габариты и тип материала резных колонок в русско-византийском стиле;форма, габариты и тип материала колонок нижнего яруса иконостаса в русско-византийском стиле на высоких пьедесталах, украшенных резным растительным орнаментом в форме цветков, состоящих из базы, переходящей в чашу с резным растительным орнаментом, расположенной над ней дынькой с резным орнаментом в форме кругов, ствола колонны с каннелюрами, капители с выступающим над ней антаблементом, покрытым на фризе резным растительным орнаментом;форма, габариты и материал колонок верхнего яруса иконостаса с базами и капителями;форма, габариты и материал деревянного навершия иконостаса циркульной, стрельчатой и трехлопастной формы (над царскими вратами);форма, габариты и материал деревянных двустворчатых царских врат с иконописными изображениями в рамочках с крестом и картушью с иконописным изображением над вратами;форма, габариты и материал деревянной солеи перед южным приделом в трапезной;форма, габариты и тип материала шести деревянных киотов в трапезной на высоком цоколе с резными колонками на пьедесталах по бокам, выполненными в русско-византийском стиле, с антаблементами и навершиями с резными фигурками ангелов-серафимов в нишах двух наверший;форма, габариты и материал плоского деревянного креста с распятым на нем Иисусом Христом с фигурами Богоматери и Иоанна Златоуста.
Первоисточник: Портал открытых данных Министерства культуры Российской Федерации (opendata.mkrf.ru).
Что такое открытые данные?
Открытые данные – это информация, размещенная в сети интернет в виде систематизированных данных, организованных в формате, обеспечивающем ее автоматическую обработку без предварительного изменения человеком, в целях неоднократного, свободного и бесплатного использования.
Открытые данные свободно доступны для машиночитаемого использования и дальнейшей републикации без ограничений авторского права, патентов и других механизмов контроля.
Сведения (текст и фотографии) предоставлены Организацией и опубликованы автоматически с официального сайта Министерства культуры Российской Федерации.
Дополнительная информация:
Администрация портала «ИнфоТаймс» не несет ответственности за предоставленный материал, а также за действия Организацией и/или иных лиц, действующих от его имени и по его поручению либо от своего имени, но по поручению Организации, в том числе в связи с реализацией такими лицами билетов, а равно за организацию, проведение и содержание Мероприятий.