Предметом охраны объекта культурного наследия регионального значения (памятника) «Церковь Святителя Василия Великого», 1802 – 1805 гг. (Ярославская область, Угличский район, с. Горки, д. 51а), в составе объекта культурного наследия регионального значения (ансамбля) «Ансамбль церкви Святителя Василия Великого», 1802 – 1805 гг., вторая четверть XIX в. (Ярославская область, Угличский район, с. Горки, д. 51а), являются: - местоположение и градостроительная роль объекта культурного наследия, являющегося градостроительной высотной доминантой и композиционным акцентом села Горки и окрестного ландшафта; - историческая объемно-пространственная продольно-осевая композиция храма, вытянутого по оси запад-восток, состоящего из прямоугольной в плане паперти с двумя надстроенными ярусами колокольни, увенчанной шпилем; одноэтажного прямоугольного в плане расширенного объема трапезной со скругленными углами; двухсветного объема холодного храма, построенного по типу «восьмерик на четверике», завершенного куполом, и граненой одноэтажной апсиды;- историческая форма и габариты крыши: вальмовая скатная крыша угловых частей четверика; восьмигранное шатровое с полицей окрытие купола восьмерика; двускатная крыша трапезной; шатровое окрытие купола колокольни; ярусная конусообразная со скругленным верхом крыша апсиды с полицей; - характер кровельного покрытия крыш колокольни, трапезной, четверика, купола, фронтонов, карнизов – металлический лист на фальцевом соединении; характер кровельного покрытия апсиды – листовой металл в диагональную шашку с ромбическим поясом;- историческая форма и габариты чашеобразной главки с ажурным крестом четверика; круглой главки апсиды; чашеобразной главки со шпилем на колокольне;- капитальные стены паперти, колокольни, трапезной, четверика и апсиды, распорные столбы трапезной, сложенные из красного полнотелого глиняного кирпича; кирпичные сводчатые перекрытия: сомкнутый купол четверика на граненом основании; крестовые своды трапезной, поддерживаемые четырьмя столбами; сводчатое перекрытие апсиды; сводчатые перекрытия колокольни; перемычки проемов, выполненные из красного глиняного полнотелого кирпича; кирпичная лестница, ведущая на колокольню; металлические внутристенные и воздушные связи; - характер обработки фасадной поверхности стен – оштукатуренные и окрашенные поверхности наружных стен; колористическое решение – стены окрашены в светло-желтый цвет, элементы архитектурного декора – в белый цвет (в тимпанах фронтонов, над окнами – живописные композиции); - кирпичный оштукатуренный рельефно выделенный из плоскости стены цоколь с продухами с металлическими заслонками; - форма, габариты и местоположение исторических (в том числе заложенных) арочных проемов и люкарн колокольни; прямоугольных оконных проемов трапезной и апсиды; вытянутых прямоугольных проемов восьмерика; арочных оконных проемов и люкарн четверика; характер исторических столярных заполнений и расстекловки заполнений оконных проемов; волнисто-ромбические решетки оконных проемов; - форма, габариты и местоположение исторических дверных проемов: прямоугольного проема на южном фасаде четверика; арочного проема на западном фасаде паперти; арочных проемов в интерьере притвора, трапезной, четверика, апсиды; - характер исторического деревянного заполнения дверного проема колокольни с полуциркульными тимпаном с расстекловкой; характер исторического деревянного заполнения дверного проема четверика, обшитого листовым металлом, с металлической фурнитурой (петли, задвижки); двустворчатая волнисто-ромбическая решетка дверного проема четверика; - художественный металл: полуциркульный металлический козырек входного проема четверика на ажурных металлических кронштейнах с тимпаном, декорированным завитками и шестиконечным крестом в круге; полуциркульный металлический козырек дверного проема колокольни на ажурных металлических кронштейнах с тимпаном, декорированным завитками и восьмиконечным крестом в круге;- архитектурно художественное оформление первого яруса колокольни (паперти): широкий профилированный антаблемент в завершении яруса, декорированный поясом дентикул; гладкие угловые и в простенках пилястры; архивольты на импостах арочных проемов;- архитектурно-художественное оформление второго яруса колокольни: рельефно выраженный цоколь, профилированный и раскрепованный антаблемент, треугольные фронтоны на фасадах с профилированными карнизами, декорированными уступчатыми мутулами; угловые пилястры со ступенчатыми капителями; парные полуколонны с простыми капителями, фланкирующие арочный проем; обрамление арочных проемов прямоугольным наличником с прямым ступенчатым сандриком и кольцевой филенкой в надоконной части; прямоугольные ниши в цокольной части яруса; - архитектурно-художественное оформление третьего яруса колокольни: повышенный уступчатый крепованный стилобат с профилированными карнизами, прямоугольными нишами; профилированный антаблемент в завершении яруса, декорированный поясом из дентикул; сдвоенные пилястры, фланкирующие арочные проемы, угловые трехчетвертные колонны; архивольты арочных проемов на импостах; фигурные аттики люкарн со ступенчатыми карнизами; - оформление прямоугольного в плане глухого подкупольного барабана: прямоугольный стилобат со ступенчатым карнизом, уступчатый венчающий карниз, арочные ниши, фланкированные лопатками;- композиционное решение и архитектурно-художественное оформление трапезной: скругленные раскрепованные восточные углы трапезной; рельефно выделенный цоколь с продухами; профилированный венчающий антаблемент, декорированный поясом дентикул, раскрепованный в восточных углах; гладкие обрамления прямоугольных проемов с профилированным прямым сандриком и подоконным фартуком с боковыми свесами, прямые уступчатые контрсандрики с П-образными фартуками, акцентированные прямоугольными лежачими нишами; - архитектурно-художественное оформление граненой апсиды: рельефно выделенный цоколь с продухами; профилированный венчающий антаблемент, декорированный поясом дентикул; гладкие обрамления прямоугольных проемов с профилированным прямым сандриком и подоконным фартуком с боковыми свесами, прямые уступчатые контрсандрики с П-образными фартуками, акцентированные прямоугольными лежачими нишами, угловые огибающие лопатки;- композиционное решение и архитектурно-художественное оформление летнего храма, построенного по типу «восьмерик на четверике»: оформление четверика: оформление скругленных углов креповкой плоскости стены и ступенчатыми угловыми карнизами; рельефно выделенный цоколь с продухами; профилированный антаблемент в завершении фасадов, декорированный поясом ширинок и поясом мутул; пилястры с выступающими профилированными базами и уступчатыми капителями; оформление оконных арочных проемов первого яруса света прямоугольными наличниками с удлиненными фартуками, декорированными перспективными прямоугольными нишами, с прямыми сандриками, в тимпане которых расположены фигурные филенки и архивольты на импостах; обрамление люкарн в виде прямоугольной филенки с крепованными углами; треугольные фронтоны с профилированными карнизами, декорированными поясом дентикул;оформление четверика: высокий граненый стилобат в основании восьмерика, оформленный ленточным рустом; профилированный антаблемент, декорированный поясом дентикул, угловые огибающие лопатки, пилястры на профилированных базах, фланкирующие оконные проемы; рамочные наличники оконных проемов с подоконной прямоугольной нишей и прямым профилированным сандриком; надоконные выступы, декорированные круглыми филенками и карнизами-валиками;оформление восьмигранного подкупольного барабана: венчающий карниз; прямоугольные ниши на гранях барабана; гладкие лопатки с базами-волютами в простенках; - стенная живопись на фасадах: изображения херувимов в простенках оконных проемов трапезной; изображения святых на гранях апсиды со стороны восточного фасада; живописная композиция в завершении восточного фасада апсиды; изображения херувимов над оконными проемами первого света четверика; изображения библейских сюжетов в тимпанах фронтонов;- планировочная структура в капитальных стенах и сводчатых перекрытиях; - архитектурно-художественное оформление внутренних элементов первого яруса колокольни (паперти): оштукатуренные и окрашенные стены и своды (колористическое решение уточняется методами научной реставрации); сохранившиеся фрагменты живописи на стенах и своде (уточняются методами научной реставрации); арочные входные проемы; покрытие пола паперти – сохранившаяся чугунная плитка с растительным орнаментом; - архитектурно-художественное оформление внутренних элементов трапезной: оштукатуренные стены, своды, откосы, столбы, покрытые живописным слоем XIX века; форма и габариты откосов оконных проемов с лучковыми перемычками; лепные мелкопрофилированные рамочные наличники; лепные профилированные карнизы стен и столбов; изразцовая печь в северо-западном углу трапезной; фрагменты монументальной живописи в виде сюжетных библейских композиций, размещенных в рамках, орнаментальных композиций, расположенных на сводах, стенах, оконных и дверных откосах и столбах трапезной; форма, габариты арочного проема из трапезной в четверик; характер исторического столярного заполнения и расстекловки арочного дверного проема из трапезной в четверик; деревянные резные иконостасы приделов, характер обработки дерева и колористическое решение иконостасов; покрытие пола трапезной – чугунная плитка с сюжетом и датировкой 1836 года и растительным орнаментом;- архитектурно-художественное оформление внутренних элементов четверика: оштукатуренные стены, свод, откосы, покрытые живописным слоем начала XX века; форма, габариты откосов оконных проемов с лучковыми и арочными перемычками; лепные мелкопрофилированные рамочные наличники; широкий лепной профилированный карниз, украшенный поясом из мелких дентикул; двухступенчатая солея с полукруглым амвоном и сохранившимся металлическим парапетом; монументальная живопись стен, откосов оконных проемов восьмерика, свода в виде сюжетных библейских композиций, размещенных преимущественно ярусами в рамках, орнаментальных композиций; сохранившийся резной трехъярусный иконостас (колористическое решение уточняется методами научной реставрации) со Святыми воротами, резной композицией «сияние», деками с иконами, покрытыми металлическими ризами; небольшие резные иконостасы клиросов; ярусное паникадило; металлические хоругви; сохранившаяся церковная утварь: семисвечник; водосвятная чаша; - архитектурно-художественное оформление внутренних элементов апсиды: оштукатуренные стены, откосы, свод, покрытые живописным слоем начала XX века; форма и габариты откосов оконных проемов с лучковыми перемычками; лепные мелкопрофилированные рамочные наличники; монументальная живопись стен начала XX века (техника исполнения, колористическое решение) в виде библейских сюжетов, изображений святых, орнаментальных композиций на стенах, своде, откосах оконных и входных проемов; фигурное распятие XIX века.
Первоисточник: Портал открытых данных Министерства культуры Российской Федерации (opendata.mkrf.ru).
Что такое открытые данные?
Открытые данные – это информация, размещенная в сети интернет в виде систематизированных данных, организованных в формате, обеспечивающем ее автоматическую обработку без предварительного изменения человеком, в целях неоднократного, свободного и бесплатного использования.
Открытые данные свободно доступны для машиночитаемого использования и дальнейшей републикации без ограничений авторского права, патентов и других механизмов контроля.
Сведения (текст и фотографии) предоставлены Организацией и опубликованы автоматически с официального сайта Министерства культуры Российской Федерации.
Дополнительная информация:
Администрация портала «ИнфоТаймс» не несет ответственности за предоставленный материал, а также за действия Организацией и/или иных лиц, действующих от его имени и по его поручению либо от своего имени, но по поручению Организации, в том числе в связи с реализацией такими лицами билетов, а равно за организацию, проведение и содержание Мероприятий.