Предметом охраны объекта культурного наследия регионального значения «Церковь Дмитрия на Поле с колокольней», 1798 – 1814 гг. (Ярославская обл., г. Углич, ул. Ростовская, д. 60), являются:- композиционные особенности здания, участвующего в формировании исторического силуэта центральной части города Углича и являющегося исторической градостроительной доминантой на пересечении улиц Ростовской и Луначарского;- линейная, вытянутая по оси восток-запад объемно-пространственная композиция прямоугольного в плане здания, состоящего из двусветного четверика, увенчанного пятиглавием, с одноэтажной алтарной частью в виде одной скругленной апсиды с главкой, одноэтажной трапезной и трехъярусной колокольней с южной пристройкой;- продольные и поперечные капитальные стены из красного глиняного кирпича на известковом растворе; - габариты и конфигурация крыши четверика (четырехгранный купол с пятью главами на барабанах), крыши трапезной (двускатной формы с главкой на южном скате), кровли алтаря (шатровой барочной формы, увенчанной главкой) и крыши колокольни – восьмигранного купола, увенчанного главой на барабане; - материал и характер кровли – металлический лист, кровля фальцевая;- форма, габариты и конфигурация глав четверика шарообразной слегка приплюснутой формы на шейках с юбками, увенчанных восьмиконечными крестами (одна центральная глава и четыре боковых); - форма, габариты и конфигурация главы колокольни – одна глава луковичной формы с подзором на восьмигранном основании сложной формы;- характер обработки фасадной поверхности:оштукатуренная поверхность наружных стен всех фасадов; облицовка белым камнем цоколя, штукатурная профилировка кирпичных карнизных венчающих элементов четверика, алтаря, трапезной, колокольни;- форма, габариты и конфигурация исторических перекрытий:сомкнутый свод четверика; плоское перекрытие алтаря; плоское перекрытие трапезной; крестовый свод третьего яруса колокольни;- местоположение, габариты, конфигурация и оформление исторических входных и оконных проемов, в том числе ложных и (или) заложенных: осевое расположение и форма арочных окон алтаря;осевое расположение и форма арочных окон четверика (в нижнем ярусе два окна на северном, три окна на южном фасадах), арочного дверного проема на северном фасаде и прямоугольных окон второго света (три окна на северном, три окна на южном фасадах);осевое расположение и форма прямоугольных окон трапезной (четыре оси на южном и четыре оси на северном фасадах);осевое расположение и форма арочных дверных проемов первого яруса колокольни на северном и западных фасадах, арочных проемов второго и третьего ярусов колокольни;- композиция и архитектурно-художественное оформление южного фасада летнего храма (четверика):высокий (на всю высоту четверика) четырехколонный портик тосканского ордера из трехчетвертных колонн с треугольным фронтоном;белокаменные базы колонн портика;ромбовидные ниши под окнами первого яруса;профилированные рамочные наличники окон; белокаменные замковые камни сложной формы над окнами нижнего яруса;три живописных тондо, обрамленных круглыми наличниками в пространстве между первым и вторым ярусами окон;антаблемент: архитрав с профилированным кирпичным пояском в верхней части; кессонированный фриз; профилированный с дентикулами кирпичный карниз четверика с профилированным деревянным карнизом с двумя рядами «сухариков»;профилированные с дентикулами кирпичные карнизы фронтона с профилированными деревянными карнизами с двумя рядами «сухариков»;профилированный кирпичный карниз стены аттиковой надстройки с профилированным деревянным карнизом с двумя рядами «сухариков»;- композиция и архитектурно-художественное оформление северного фасада летнего храма:высокий (на всю высоту четверика) четырехколонный портик тосканского ордера из трехчетвертных колонн с треугольным фронтоном;белокаменные базы колонн портика;ромбовидные ниши под окнами первого яруса;арочный дверной проем по центральной оси с простым замковым камнем;профилированные рамочные наличники окон: в нижнем ярусе – арочные с замковым камнем сложной формы, в верхнем ярусе – прямоугольные; белокаменные замковые камни сложной формы над окнами нижнего яруса;три живописных тондо, обрамленных круглыми наличниками в пространстве между первым и вторым ярусами окон;антаблемент: архитрав с профилированным кирпичным пояском в верхней части; кессонированный фриз; профилированный с дентикулами кирпичный карниз четверика с профилированным деревянным карнизом с двумя рядами «сухариков»;профилированные с дентикулами кирпичные карнизы фронтона с профилированными деревянными карнизами с двумя рядами «сухариков»;профилированный кирпичный карниз стены аттиковой надстройки с профилированным деревянным карнизом с двумя рядами «сухариков»;- композиция и архитектурно-художественное оформление западного и восточного фасадов летнего храма:антаблемент: архитрав с профилированными кирпичным пояском в верхней части; кессонированный фриз; профилированный с дентикулами кирпичный карниз четверика с профилированным деревянным карнизом с двумя рядами «сухариков»;треугольный фронтон, в том числе профилированные с дентикулами кирпичные карнизы фронтона с профилированными деревянными карнизами с двумя рядами «сухариков»; профилированный кирпичный карниз стены аттиковой надстройки с профилированным деревянным карнизом с двумя рядами «сухариков»;купол летнего храма, в том числе четыре окна-люкарны, расположенных на центральных осях фасадов, обрамленных венчающей части дугообразными профилированными карнизами с «плечиками»;декоративное оформление боковых барабанов: выступающий цоколь барабана; четыре ложных прямоугольных окна (по одному с каждой стороны света) с рамочными наличниками вокруг каждого окна; архитрав, состоящий из двух полок; профилированный карниз;декоративное оформление центрального барабана: выступающий цоколь барабана в виде валика; четыре ложных арочных окна (с каждой стороны света), обрамленных рамочными наличниками с замковыми камнями; профилированный кирпичный поясок антаблемента; профилированный карниз с дентикулами;- композиция и архитектурно-художественное оформление алтаря:пилястры с уступчатыми капителями из четырех полок; профилированные рамочные наличники окон алтаря с белокаменными замковыми камнями, подоконным профилем с подвесками; прямоугольные подоконные ниши; раскрепованный антаблемент, состоящий из профилированного архитрава, кессонированного фриза, карниза сложного профиля, состоящего из поддерживающей части в виде двух полок с дентикулами и венчающей части – из четырех полок, расположенных уступами; - композиция и архитектурно-художественное оформление трапезной:пилястры с капителями из четырех полок; рамочные профилированные наличники оконных проемов, состоящие из полки, четвертного вала и полки с белокаменным замковым камнем, а также подоконного профиля с маленькими подвесками, имитирующими кронштейны; прямоугольные ниши под окнами; антаблемент, состоящий из профилированного архитрава, кессонированного фриза, сложно-профилированного карниза, состоящего из поддерживающей части в виде двух полок с дентикулами и венчающей части, состоящей из четырех полок, расположенных уступами;- композиция и архитектурно-художественное оформление первого яруса колокольни: широкие ленточные наличники двух арочных дверных проемов с двумя небольшим горизонтальным профилями (выкружка, полка) в районе пят и замковым камнем и фигурными досками в антрвольтах; полуколонны тосканского ордера, фланкирующие вход с северной и западной сторон; антаблемент с раскреповкой по полуколоннам, состоящий из архитрава, кессонированного фриза, профилированного карниза; габариты, форма, рисунок и профилировка деталей столярных заполнений арочных проемов нижнего яруса северного и западного фасадов; - композиция и архитектурно-художественное оформление второго яруса колокольни: четыре тосканские трехчетвертные колонны по углам; четыре арочных проема звонов с ленточными наличниками, горизонтальными профилированными импостами в районе пят архивольтов и замковыми камнями; ниши под арками звонов с фигурными филенками со скошенными углами; ниши в антрвольтах и по сторонам проемов, образованные вертикальными и горизонтальными тягами; профилированный антаблемент;- композиция и архитектурно-художественное оформление третьего яруса колокольни: четыре тосканские трехчетвертные колонны по углам; четыре арочных проема звонов с ленточными наличниками, горизонтальными профилированными импостами в районе пят архивольтов и замковыми камнями; прямоугольные ниши по сторонам и под арками звонов;ниши с фигурными филенками в антрвольтах; кессонированный фриз; сложно-профилированный кирпичный карниз;- купол колокольни, четыре люкарны в куполе (с каждой стороны света) с профилированными обрамлением, дугообразными сандриками, с круглыми проемами; - профилированный карнизный пояс; - барабан: четыре прямоугольных окна с арочными завершениями, небольшими горизонтальными профилями в районе пят архивольтов и замковыми камнями, профилированные тяги архитрава над арочными окнами, профилированный карниз; - луковичная по форме глава на шейке с восьмигранным основанием;- планировочная структура здания в капитальных исторических стенах; - расположение, форма и конфигурация исторических дверных проемов в интерьере: дверные проемы с арочной перемычкой входов из колокольни в трапезную, из трапезной в летний храм (четверик), в восточной стене четверика вход из летнего храма в алтарную часть;- оформление интерьеров алтаря: роспись стен и сводов; габариты и расстекловка исторических оконных рам; ниша для розжига кадила лучковой формы на северной стене; прямоугольная ниша на южной стене; металлическая историческая решетка коробчатого типа во всех оконных проемах;- оформление интерьеров летнего храма: роспись стен и сводов; габариты и расстекловка исторических оконных рам; металлическая историческая решетка коробчатого типа во всех оконных проемах;- иконостас летнего храма: классическая трехъярусная симметричная семиосная композиция на цоколе, с раскреповками по второй и шестой осям и двухколонными портиками коринфского ордера с треугольными фронтонами в нижней половине иконостаса; большая арка по центральной оси иконостаса, архивольт которой опирается на фронтоны портиков и ограничивает слабо выраженную экседру с киотом по центральной оси в виде двухколонного портика с треугольным фронтоном; фланкирующие вертикально расположенные иконы в овальных рамах, стоящие на аттиковой подставке; лучковая профилированная арка, расположенная на центральной оси иконостаса, опирающаяся на малые трехчетвертные колонки коринфского ордера, поставленные у раскреповок портиков и поддерживающие горизонтальное продолжение профиля арки в виде карниза, разделяющего первый и второй ярус икон; арочный проем царских врат, украшенный резным изображением Святого Духа в лучах с решетчатым столярным заполнением, с резными колонками, аттиком, поддерживаемым волютами; общий аттик над фронтонами портиков и аркой экседры, на котором расположены по боковым осям резные символы Ветхого и Нового заветов, а на центральной части большая прямоугольная икона с резными обрамлениями, двумя фланкирующими овальными иконами в резных рамах с подножиями на пьедесталах, с резными драпировками над овальными иконами и венцами; венчающий композицию иконостаса треугольный фронтон на пяти центральных осях, c разорванным в трех центральных осях нижним карнизом, с аттиком над ним, увенчанным четырехконечным крестом; с раскрепованными карнизами по первой и седьмой осям, с иконами местного, праздничного, деисусного чина, с декоративным резным убранством иконостаса в виде порезок, модульонов, розетт, резных рам икон, обрамлений, резных гирлянд, драпировок, орнаментов, филенок; с золочением всего декоративного убранства иконостаса на белом фоне; с деревянным телом иконостаса и всеми его конструктивными деталями; - оформление интерьеров трапезной: профилированные штукатурные тяги потолка; роспись на стенах и на плоском потолке; габариты и расстекловка исторических оконных рам; - двухъярусный иконостас Никольского придела в юго-восточном углу трапезной, выполненный в стилистике классицизма: на цоколе, оформленном филенками, с основным ярусом икон в рамах с лучковым верхом, по две с каждой стороны от Святых врат; с арочной формой царских врат, выделенных золочеными колонками коринфского ордера; с верхним ярусом икон с криволинейной нижней частью в рамах; с антаблементом, оформленным золоченым профилем архитрава и профилированным деревянным карнизом с позолотой, с резными символами Ветхого и Нового заветов; с угловой золоченой колонкой коринфского ордера и боковой стенкой иконостаса в два яруса икон, оформленной аналогично главному фасаду иконостаса с золочением декора и белым фоном;- стенка сложного киота у восточной стены трапезной, оформленного в стилистике иконостаса Никольского придела с использованием золоченых колонок коринфского ордера на белом фоне; - металлическая историческая решетка коробчатого типа во всех оконных проемах.
Первоисточник: Портал открытых данных Министерства культуры Российской Федерации (opendata.mkrf.ru).
Что такое открытые данные?
Открытые данные – это информация, размещенная в сети интернет в виде систематизированных данных, организованных в формате, обеспечивающем ее автоматическую обработку без предварительного изменения человеком, в целях неоднократного, свободного и бесплатного использования.
Открытые данные свободно доступны для машиночитаемого использования и дальнейшей републикации без ограничений авторского права, патентов и других механизмов контроля.
Сведения (текст и фотографии) предоставлены Организацией и опубликованы автоматически с официального сайта Министерства культуры Российской Федерации.
Дополнительная информация:
Администрация портала «ИнфоТаймс» не несет ответственности за предоставленный материал, а также за действия Организацией и/или иных лиц, действующих от его имени и по его поручению либо от своего имени, но по поручению Организации, в том числе в связи с реализацией такими лицами билетов, а равно за организацию, проведение и содержание Мероприятий.