Предметом охраны объекта культурного наследия регионального значения (памятника) «Церковь Смоленской Богоматери», 1797 г. (Ярославская область, Даниловский район, с. Середа, ул. Дзержинского, д. 4а), в составе объекта культурного наследия регионального значения (ансамбля) «Храмовый ансамбль», 1797 г., конец XIX в. (Ярославская область, Даниловский район, с. Середа, ул. Дзержинского, д. 4, д. 4а), являются: - местоположение в структуре исторической застройки села Середа, градостроительная роль объекта культурного наследия, являющегося высотной доминантой и композиционным акцентом села Середа и окрестного ландшафта;- объемно-пространственная продольно-осевая композиция бесстолпного пятиглавого храма с колокольней, вытянутого по оси запад ‒ восток, включающая: полукруглую апсиду; двусветный квадратный в плане четверик, увенчанный пятью главами (центральный световой барабан); одноэтажный прямоугольный объем трапезной с пристройками начала XX в. с западной стороны (пристройки расположены с южного и северного фасадов колокольни); трехъярусная шатровая колокольня (типа «восьмерик на четверике»); прямоугольная в плане двухсветная пристройка для входа на лестницу со стороны северного фасада (начало XX в.);- капитальные стены; столбы трапезной; прямоугольные, арочные и лучковые перемычки оконных и входных проемов апсиды, четверика, трапезной, колокольни и пристройки для входа на лестницу; барабаны на граненых стилобатах, сложенные из красного глиняного кирпича; - характер обработки фасадной поверхности стены – оштукатуренные, окрашенные поверхности (колористическое решение уточняется методами научной реставрации); - металлические внутристенные и воздушные связи; - рельефно выступающий из плоскости стены цоколь с продухами, оштукатуренный, окрашенный;- кирпичные сводчатые перекрытия: конха апсиды; сомкнутый свод на ступенчатых тромпах со световым барабаном четверика; вспарушенные на подпружных арках своды трапезной; крестовый свод первого яруса колокольни;- пространственно-планировочная структура в капитальных стенах и перекрытиях; - форма, конструкции и габариты крыш исторических объемов храма: четырехскатная крыша четверика; скатная крыша трапезной, западных пристроек и апсиды; характер исторического кровельного покрытия апсиды, четверика, трапезной – металлический лист на фальцевом соединении; шатровая крыша колокольни со звонами; характер исторического кровельного покрытия крыши колокольни: металлический лист в диагональную шашку; цилиндрические барабаны четверика на граненых стилобатах с луковичными главками; пристройка для входа на лестницу с луковичными главками; характер покрытия главок – металл в косую шашку; - форма, габариты, местоположение и оформление печных труб трапезной; - форма, габариты и местоположение исторических проемов: арочных проемов звонов колокольни; небольших оконных проемов с лучковыми перемычками на фасаде восьмигранного яруса колокольни; прямоугольных оконных проемов трапезной, четверика и апсиды (в том числе заложенных); прямоугольных оконных проемов светового барабана; арочных оконных проемов пристройки для входа на лестницу и западных пристроек трапезной; квадратного оконного проема первого света южного фасада четверика; - характер исторических столярных заполнений и расстекловки заполнений оконных проемов;- форма, габариты и местоположение исторических входных проемов: проем с арочной перемычкой в северной стене четверика; арочный проем в западной стене колокольни; арочный проем в западной стене северной пристройки к трапезной; - художественный металл: металлическая решетка дверного проема на северном фасаде четверика; металлические ставни оконного проема первого яруса света южной стены четверика; волнисто-ромбические решетки оконных проемов;- композиция и архитектурно-художественное оформление колокольни, в том числе профилированный карниз с рядом дентикул в завершении западного фасада первого яруса колокольни; контрфорсы, фланкирующие дверной проем;- архитектурно-художественное оформление второго яруса колокольни: антаблемент в завершении яруса в виде узкого уступчатого архитрава; фриза; декорированного прямоугольными нишами; венчающего уступчатого карниза, декорированного поясом дентикул; сдвоенные угловые лопатки; форма, габариты, местоположение и конфигурация арочных проемов на фасадах (заложенных), оформленных гладким архивольтом на профилированных импостах и гладкими боковинами; угловые откосы, покрытые металлом; - архитектурно-художественное оформление третьего восьмигранного яруса колокольни: угловые огибающие лопатки, раскрепованные промежуточным подоконным карнизом, венчающим карнизом, прямоугольные ниши в простенках граней с профилированными узкими тягами по периметру; промежуточный подоконный карниз, венчающий профилированный карниз с рядом дентикул; антревольты арочных звонов; профилированные импосты под пятами арок; - архитектурно-художественное оформление северной пристройки к трапезной: архивольт с каннелюрами оконного проема первого света; перспективные наличники оконных проемов второго света (в том числе заложенных) с завершениями в виде кокошников, боковинами с расширенными капительками и фигурными базами-консолями; профилированный венчающий карниз, раскрепованный кокошниками; узкий валик, отделяющий гладкий фриз;- архитектурно-художественное оформление западных пристроек трапезной: рельефно выделенный цоколь; широкие угловые лопатки, увенчанные профилированными кокошниками и декорированные арочными нишами-киотами; профилированный венчающий карниз, раскрепованный кокошниками; архивольты оконных проемов с каннелюрами на прямоугольных импостах, декорированных «бриллиантовыми» квадрами; - архитектурно-художественное оформление трапезной: рельефно выделенный цоколь; ступенчатый венчающий карниз с рядом дентикул, раскрепованный лопатками; гладкий фриз, ограниченный двумя узкими валиками на северном фасаде; парные угловые лопатки восточных углов трапезной; прямоугольные и полуциркульные ниши над оконными проемами; прямоугольные ниши под оконными проемами; - архитектурно-художественное оформление апсиды: рельефно выделенный цоколь; ступенчатый венчающий карниз с рядом дентикул; гладкий фриз, ограниченный валиками; полуциркульные и прямоугольные ниши над оконными проемами; прямоугольные ниши под оконными проемами; - композиция и архитектурно-художественное оформление четверика: трехъярусная композиция фасадов, включающая два световых яруса и аттиковый ярус, разделенные между собой промежуточными карнизами – профилированным (между первым и вторым ярусом) и ступенчатым (между вторым и третьим ‒ аттиковым), увенчанная пятиглавием; рельефно выделенный цоколь; венчающий профилированный карниз с рядом дентикул;промежуточный профилированный карниз между оконными проемами первого и второго света; ступенчатый карниз между оконными проемами второго света и аттиковым ярусом;полуциркульные ниши в аттиковом ярусе фасадов; сдвоенные угловые лопатки на профилированных базах в уровне цоколя;оформление первого светового яруса: полуциркульные ниши с замковыми камнями над проемами первого света; прямоугольные ниши под оконными проемами первого света;оформление второго яруса: пластические выступы стен, образующие прямоугольные ниши вокруг оконных проемов; профилированные рамочные наличники оконных проемов второго света с треугольными и полуциркульными профилированными сандриками;оформление светового центрального барабана: цилиндрическая шея на граненом барабане, декорированном профилированным венчающим карнизом, раскрепованным лопатками, гладкими лопатками на стыках граней барабана, с прямоугольными нишами и проемами на гранях барабана; оформление глухих угловых барабанов: цилиндрическая шея на граненом барабане, декорированном профилированными карнизами и гладкими фризами, ограниченными тонкими валиками; - архитектурно-художественное оформление внутренних элементов апсиды: оштукатуренные стены и свод, покрытые живописным слоем (темперная живопись) рубежа XVIII – XIX вв., форма и габариты откосов и распалубок оконных проемов; ниши с лучковыми перемычками; сохранившиеся фрагменты темперной живописи стен апсиды рубежа XVIII – XIX вв. (технология исполнения, колористическое решение) в виде библейских сюжетов, орнаментальных композиций на стенах, своде, откосах оконных и входных проемов; покрытие пола апсиды – чугунная плитка с растительным орнаментом;- архитектурно-художественное оформление внутренних элементов четверика: оштукатуренные стены и свод, покрытые живописным слоем (темперная живопись) рубежа XVIII – XIX вв., форма, габариты откосов оконных проемов второго яруса; лепной профилированный карниз в завершении стен с рядом мелких дентикул; монументальная живопись стен (середина XIX в.) и свода (начало XX в.) в виде сюжетных библейских композиций, размещенных преимущественно ярусами в рамках, орнаментальных композиций, а также изображений элементов классической ордерной системы (пилястры, карнизы с дентикулами); исторический, фрагментарно сохранившийся резной иконостас; покрытие пола четверика – чугунная плитка с растительным орнаментом;- архитектурно-художественное оформление внутренних элементов трапезной: оштукатуренные стены и своды; полуциркульные ниши и ниши с лучковыми перемычками; изразцовая печь в северо-западном углу трапезной; печь в юго-западном углу трапезной; лепные тяги потолка юго-западной пристройки трапезной; фрагменты монументальной живописи в виде сюжетных библейских композиций, размещенных в рПредметом охраны объекта культурного наследия регионального значения (памятника) «Церковь Смоленской Богоматери», 1797 г. (Ярославская область, Даниловский район, с. Середа, ул. Дзержинского, д. 4а), в составе объекта культурного наследия регионального значения (ансамбля) «Храмовый ансамбль», 1797 г., конец XIX в. (Ярославская область, Даниловский район, с. Середа, ул. Дзержинского, д. 4, д. 4а), являются: - местоположение в структуре исторической застройки села Середа, градостроительная роль объекта культурного наследия, являющегося высотной доминантой и композиционным акцентом села Середа и окрестного ландшафта;- объемно-пространственная продольно-осевая композиция бесстолпного пятиглавого храма с колокольней, вытянутого по оси запад ‒ восток, включающая: полукруглую апсиду; двусветный квадратный в плане четверик, увенчанный пятью главами (центральный световой барабан); одноэтажный прямоугольный объем трапезной с пристройками начала XX в. с западной стороны (пристройки расположены с южного и северного фасадов колокольни); трехъярусная шатровая колокольня (типа «восьмерик на четверике»); прямоугольная в плане двухсветная пристройка для входа на лестницу со стороны северного фасада (начало XX в.);- капитальные стены; столбы трапезной; прямоугольные, арочные и лучковые перемычки оконных и входных проемов апсиды, четверика, трапезной, колокольни и пристройки для входа на лестницу; барабаны на граненых стилобатах, сложенные из красного глиняного кирпича; - характер обработки фасадной поверхности стены – оштукатуренные, окрашенные поверхности (колористическое решение уточняется методами научной реставрации); - металлические внутристенные и воздушные связи; - рельефно выступающий из плоскости стены цоколь с продухами, оштукатуренный, окрашенный;- кирпичные сводчатые перекрытия: конха апсиды; сомкнутый свод на ступенчатых тромпах со световым барабаном четверика; вспарушенные на подпружных арках своды трапезной; крестовый свод первого яруса колокольни;- пространственно-планировочная структура в капитальных стенах и перекрытиях; - форма, конструкции и габариты крыш исторических объемов храма: четырехскатная крыша четверика; скатная крыша трапезной, западных пристроек и апсиды; характер исторического кровельного покрытия апсиды, четверика, трапезной – металлический лист на фальцевом соединении; шатровая крыша колокольни со звонами; характер исторического кровельного покрытия крыши колокольни: металлический лист в диагональную шашку; цилиндрические барабаны четверика на граненых стилобатах с луковичными главками; пристройка для входа на лестницу с луковичными главками; характер покрытия главок – металл в косую шашку; - форма, габариты, местоположение и оформление печных труб трапезной; - форма, габариты и местоположение исторических проемов: арочных проемов звонов колокольни; небольших оконных проемов с лучковыми перемычками на фасаде восьмигранного яруса колокольни; прямоугольных оконных проемов трапезной, четверика и апсиды (в том числе заложенных); прямоугольных оконных проемов светового барабана; арочных оконных проемов пристройки для входа на лестницу и западных пристроек трапезной; квадратного оконного проема первого света южного фасада четверика; - характер исторических столярных заполнений и расстекловки заполнений оконных проемов;- форма, габариты и местоположение исторических входных проемов: проем с арочной перемычкой в северной стене четверика; арочный проем в западной стене колокольни; арочный проем в западной стене северной пристройки к трапезной; - художественный металл: металлическая решетка дверного проема на северном фасаде четверика; металлические ставни оконного проема первого яруса света южной стены четверика; волнисто-ромбические решетки оконных проемов;- композиция и архитектурно-художественное оформление колокольни, в том числе профилированный карниз с рядом дентикул в завершении западного фасада первого яруса колокольни; контрфорсы, фланкирующие дверной проем;- архитектурно-художественное оформление второго яруса колокольни: антаблемент в завершении яруса в виде узкого уступчатого архитрава; фриза; декорированного прямоугольными нишами; венчающего уступчатого карниза, декорированного поясом дентикул; сдвоенные угловые лопатки; форма, габариты, местоположение и конфигурация арочных проемов на фасадах (заложенных), оформленных гладким архивольтом на профилированных импостах и гладкими боковинами; угловые откосы, покрытые металлом; - архитектурно-художественное оформление третьего восьмигранного яруса колокольни: угловые огибающие лопатки, раскрепованные промежуточным подоконным карнизом, венчающим карнизом, прямоугольные ниши в простенках граней с профилированными узкими тягами по периметру; промежуточный подоконный карниз, венчающий профилированный карниз с рядом дентикул; антревольты арочных звонов; профилированные импосты под пятами арок; - архитектурно-художественное оформление северной пристройки к трапезной: архивольт с каннелюрами оконного проема первого света; перспективные наличники оконных проемов второго света (в том числе заложенных) с завершениями в виде кокошников, боковинами с расширенными капительками и фигурными базами-консолями; профилированный венчающий карниз, раскрепованный кокошниками; узкий валик, отделяющий гладкий фриз;- архитектурно-художественное оформление западных пристроек трапезной: рельефно выделенный цоколь; широкие угловые лопатки, увенчанные профилированными кокошниками и декорированные арочными нишами-киотами; профилированный венчающий карниз, раскрепованный кокошниками; архивольты оконных проемов с каннелюрами на прямоугольных импостах, декорированных «бриллиантовыми» квадрами; - архитектурно-художественное оформление трапезной: рельефно выделенный цоколь; ступенчатый венчающий карниз с рядом дентикул, раскрепованный лопатками; гладкий фриз, ограниченный двумя узкими валиками на северном фасаде; парные угловые лопатки восточных углов трапезной; прямоугольные и полуциркульные ниши над оконными проемами; прямоугольные ниши под оконными проемами; - архитектурно-художественное оформление апсиды: рельефно выделенный цоколь; ступенчатый венчающий карниз с рядом дентикул; гладкий фриз, ограниченный валиками; полуциркульные и прямоугольные ниши над оконными проемами; прямоугольные ниши под оконными проемами; - композиция и архитектурно-художественное оформление четверика: трехъярусная композиция фасадов, включающая два световых яруса и аттиковый ярус, разделенные между собой промежуточными карнизами – профилированным (между первым и вторым ярусом) и ступенчатым (между вторым и третьим ‒ аттиковым), увенчанная пятиглавием; рельефно выделенный цоколь; венчающий профилированный карниз с рядом дентикул;промежуточный профилированный карниз между оконными проемами первого и второго света; ступенчатый карниз между оконными проемами второго света и аттиковым ярусом;полуциркульные ниши в аттиковом ярусе фасадов; сдвоенные угловые лопатки на профилированных базах в уровне цоколя;оформление первого светового яруса: полуциркульные ниши с замковыми камнями над проемами первого света; прямоугольные ниши под оконными проемами первого света;оформление второго яруса: пластические выступы стен, образующие прямоугольные ниши вокруг оконных проемов; профилированные рамочные наличники оконных проемов второго света с треугольными и полуциркульными профилированными сандриками;оформление светового центрального барабана: цилиндрическая шея на граненом барабане, декорированном профилированным венчающим карнизом, раскрепованным лопатками, гладкими лопатками на стыках граней барабана, с прямоугольными нишами и проемами на гранях барабана; оформление глухих угловых барабанов: цилиндрическая шея на граненом барабане, декорированном профилированными карнизами и гладкими фризами, ограниченными тонкими валиками; - архитектурно-художественное оформление внутренних элементов апсиды: оштукатуренные стены и свод, покрытые живописным слоем (темперная живопись) рубежа XVIII – XIX вв., форма и габариты откосов и распалубок оконных проемов; ниши с лучковыми перемычками; сохранившиеся фрагменты темперной живописи стен апсиды рубежа XVIII – XIX вв. (технология исполнения, колористическое решение) в виде библейских сюжетов, орнаментальных композиций на стенах, своде, откосах оконных и входных проемов; покрытие пола апсиды – чугунная плитка с растительным орнаментом;- архитектурно-художественное оформление внутренних элементов четверика: оштукатуренные стены и свод, покрытые живописным слоем (темперная живопись) рубежа XVIII – XIX вв., форма, габариты откосов оконных проемов второго яруса; лепной профилированный карниз в завершении стен с рядом мелких дентикул; монументальная живопись стен (середина XIX в.) и свода (начало XX в.) в виде сюжетных библейских композиций, размещенных преимущественно ярусами в рамках, орнаментальных композиций, а также изображений элементов классической ордерной системы (пилястры, карнизы с дентикулами); исторический, фрагментарно сохранившийся резной иконостас; покрытие пола четверика – чугунная плитка с растительным орнаментом;- архитектурно-художественное оформление внутренних элементов трапезной: оштукатуренные стены и своды; полуциркульные ниши и ниши с лучковыми перемычками; изразцовая печь в северо-западном углу трапезной; печь в юго-западном углу трапезной; лепные тяги потолка юго-западной пристройки трапезной; фрагменты монументальной живописи в виде сюжетных библейских композиций, размещенных в рамках, расположенных на сводах и стенах трапезной; покрытие пола трапезной – метлахская плитка. амках, расположенных на сводах и стенах трапезной; покрытие пола трапезной – метлахская плитка.
Первоисточник: Портал открытых данных Министерства культуры Российской Федерации (opendata.mkrf.ru).
Что такое открытые данные?
Открытые данные – это информация, размещенная в сети интернет в виде систематизированных данных, организованных в формате, обеспечивающем ее автоматическую обработку без предварительного изменения человеком, в целях неоднократного, свободного и бесплатного использования.
Открытые данные свободно доступны для машиночитаемого использования и дальнейшей републикации без ограничений авторского права, патентов и других механизмов контроля.
Сведения (текст и фотографии) предоставлены Организацией и опубликованы автоматически с официального сайта Министерства культуры Российской Федерации.
Дополнительная информация:
Администрация портала «ИнфоТаймс» не несет ответственности за предоставленный материал, а также за действия Организацией и/или иных лиц, действующих от его имени и по его поручению либо от своего имени, но по поручению Организации, в том числе в связи с реализацией такими лицами билетов, а равно за организацию, проведение и содержание Мероприятий.