Церковь Николы на Сухих прудах

Предметом охраны объекта культурного наследия регионального значения «Церковь Николы на Сухих Прудах», 1758 – 1881 гг. (Ярославская обл., г. Углич, ул. Февральская, д. 42), являются:- местоположение, градостроительная роль, композиционные особенности здания, являющегося исторической доминантой города, участвующего в формировании панорамы города Углича; местоположение храма в непосредственной близости от Троицкого ручья;- историческая, линейно вытянутая с запада на восток, объёмно-пространственная композиция здания, включающая: объём близкого к квадрату в плане повышенного двухсветного четверика в три световых оси, перекрытого сомкнутым сводом с центральным круглым проёмом (в месте расположения утраченного центрального барабана) (крыша и пять глав утрачены); объём примыкающего с востока прямоугольного в плане со скошенными углами алтаря с центральной гранёной апсидой, перекрытого лотковыми сводами; объём примыкающей с запада одноэтажной прямоугольной в плане четырёхстолпной трапезной в пять световых осей, с вытянутым по оси восток – запад центральным цилиндрическим однолотковым сводом, опирающимся на гранёные столбы, с примыкающим с запада объёмом основания колокольни (верхние ярусы утрачены), с примыкающими к нему с севера и юга объёмами паперти, перекрытыми единой прямой двухскатной крышей с небольшой луковичной главой на глухом барабане;- местоположение, габариты, конфигурация и оформление исторических прямоугольных с арочными перемычками оконных проемов на фасадах четверика и алтаря, в том числе ложных и заложенных; прямоугольных оконных проемов на фасадах трапезной и прямоугольных ложных оконных проемов паперти; прямоугольных с арочными перемычками входных проёмов северного и южного фасадов четверика и западного фасада основания колокольни; небольшие сдвоенные, близкие к квадрату отверстия продухов в белокаменном цоколе по световым осям северного и южного фасадов четверика; аналогичные одинарные отверстияпродухов в белокаменном цоколе по световым осям северного и южного фасадов трапезной и паперти; характер исторических столярных заполнений оконных проемов (фрагменты сохранились в окнах алтаря и восточном окне первого яруса северного фасада четверика);- капитальные стены, столбы и своды, сложенные из красного полнотелого глиняного кирпича на известковом растворе; включающие сомкнутый с рёбрами свод четверика; коробовый с распалубками западной части алтаря и полусферический (конха) с распалубками восточной части алтаря; материал цоколя, карнизов и капителей – белый камень; металлические воздушные связи в помещениях; материал кровельного покрытия – фальцованный металл; покрытия кровельным железом карнизов, наличников, а также треугольных фронтонов и закомар четверика;- композиция и архитектурно-художественное оформление фасадов четверика с элементами классицизма и мотивами русско-византийского стиля, в том числе:в первом ярусе (северный и южный фасады): раскрепованный рельефно выделенный цоколь по периметру из двух рядов белокаменных блоков, завершённый вверху крупным полувалом с полочкой; сдвоенные полуколонны прямоугольного сечения на высоких пьедесталах, с «шейками», отделёнными профилированными карнизами, с профилированными филёнками центральной части, со схематичными капителями ионического ордера, разделяющие фасады на три прясла, завершающиеся раскрепованным антаблементом, профилированным карнизом и треугольным профилированным фронтоном; раскрепованный профилированный подоконный пояс, профилированные наличники входных проёмов; трёхсторонние профилированные наличники окон, стилизованные профилированные архивольты с профилированными импостами, завершёнными стилизованными гирьками; прямоугольные профилированные филёнки по осям окон ниже подоконного пояса:во втором ярусе: сдвоенные пилястры с профилированными базами, пьедесталами, шейками и стилизованными капителями в виде узких профилированных карнизов, расположенные по осям полуколонн и завершающиеся раскрепованным антаблементом и профилированным карнизом, разорванным по центральной оси фасада круглой профилированной филёнкой; венчающие профилированные килевидные кокошники, расположенные по световым осям; прямоугольные с арочной перемычкой профилированные филёнки центрального окна второго яруса; плоские ниши боковых окон; трёхсторонние наличники и профилированные подоконники окон; стилизованные профилированные архивольты оконных проёмов с килевидным завершением, с профилированными импостами, завершёнными четырёхгранными стилизованными гирьками:- композиция и архитектурно-художественное оформление фасадов алтаря с элементами классицизма и мотивами русско-византийского стиля, в том числе раскрепованный рельефно выделенный цоколь по периметру из двух рядов белокаменных блоков, завершённый вверху крупным полувалом с полочкой; раскрепованные угловые пилястры внешних рёбер; раскрепованный профилированный белокаменный пояс между окнами и цоколем; трёхсторонние двухуступчатые наличники и профилированные подоконники окон; стилизованные профилированные архивольты с профилированными импостами, завершёнными четырёхгранными стилизованными гирьками; раскрепованный развитый профилированный венчающий карниз, завершённый профилированным белокаменным поясом:- композиция и архитектурно-художественное оформление северного и южного фасадов трапезной с элементами классицизма и мотивами древнерусской архитектуры, в том числе раскрепованный рельефно выделенный цоколь по периметру из двух рядов белокаменных блоков, завершённый вверху узким поясом тёсаного кирпича; раскрепованный профилированный подоконный пояс, раскрепованные пилястры со стилизованными капителями в виде узких профилированных карнизов в уровне верха сандриков, разделяющие фасады трапезной на пять прясел; треугольные разорванные профилированные сандрики с вертикальным лекальным стержнем с астрагалом по оси; раскрепованный развитый профилированный венчающий карниз, завершённый профилированным белокаменным поясом:- композиция и архитектурно-художественное оформление фасадов паперти, в том числе раскрепованный рельефно выделенный цоколь по периметру из двух рядов белокаменных блоков, завершённый вверху узким поясом тёсаного кирпича; раскрепованный профилированный подоконный пояс, сдвоенные раскрепованные пилястры, обрамляющие паперть (из которых восточные относятся к объёму трапезной); трёхсторонние профилированные наличники окон северного и южного фасадов, завершенные треугольными разорванными профилированными сандриками с вертикальным лекальным стержнем с астрагалом по оси; раскрепованный развитый профилированный венчающий карниз, завершённый профилированным белокаменным поясом;- композиция и архитектурно-художественное оформление западного фасада основания утраченной колокольни, в том числе фрагменты фланкирующих сдвоенных полуколонн прямоугольного сечения на высоких пьедесталах с профилированными базами и филёнками фронтальной плоскости; фрагменты архивольта входного проёма с профилированными импостами, завершёнными четырёхгранными стилизованными гирьками;- характер обработки фасадной поверхности – обмазка кирпичной кладки;- историческая планировка в капитальных стенах;- характер сохранившегося архитектурного убранства интерьера четверика: трёхгранные угловые пилястры; перекрытие в виде сомкнутого свода с узкими гранями в продолжении пилястр; штукатурный раскрепованный профилированный карниз в уровне стыка свода с северной, западной и южной стенами; профилированный центрический карниз по периметру отверстия центрального барабана; профилированные тяги рёбер сводов, соединяющиеся вверху по периметру центрического карниза с отступом от него; профилированный арочный карниз на западной стене, завершённый стилизованными гирьками; распалубки оконных проёмов второго яруса; арочные проёмы царских и дьяконских врат восточной стены;- характер сохранившегося архитектурного убранства интерьера алтаря: перекрытие лотковыми сводами с распалубками над оконными проёмами (центральной апсиды конхой сомкнутого свода), штукатурные профилированные наличники оконных проёмов;- элементы сохранившегося архитектурно-художественного убранства интерьера трапезной: центральные восьмигранные опорные столбы (с узкими скошенными гранями); опирающийся на них центральный деревянный цилиндрический свод; сохранившиеся фрагменты монументальной живописи северной и южной стен:- сохранившиеся элементы архитектурного решения колокольни в интерьерах помещений паперти: фрагменты сдвоенных полуколонн прямоугольного сечения на высоких пьедесталах с профилированными поясами и филёнками в верхней части северной (северное помещение паперти) и южной (южное помещение паперти) стен нижнего яруса колокольни; фрагменты сдвоенных полуколонн прямоугольного сечения с профилированными поясами и филёнками в нижней части, завершённые капителями ионического ордера северной стены нижнего яруса колокольни (северное помещение паперти в верхнем уровне).Схема объекта культурного наследия регионального значения «Церковь Николы на Сухих Прудах», 1758 – 1881 гг. (Ярославская обл., г. Углич, ул. Февральская, д. 42), приведена в приложении к настоящему предмету охраны.
 

Первоисточник: Портал открытых данных Министерства культуры Российской Федерации (opendata.mkrf.ru).
Что такое открытые данные?
Открытые данные – это информация, размещенная в сети интернет в виде систематизированных данных, организованных в формате, обеспечивающем ее автоматическую обработку без предварительного изменения человеком, в целях неоднократного, свободного и бесплатного использования.
Открытые данные свободно доступны для машиночитаемого использования и дальнейшей републикации без ограничений авторского права, патентов и других механизмов контроля.
Сведения (текст и фотографии) предоставлены Организацией и опубликованы автоматически с официального сайта Министерства культуры Российской Федерации.
Дополнительная информация:
Администрация портала «ИнфоТаймс» не несет ответственности за предоставленный материал, а также за действия Организацией и/или иных лиц, действующих от его имени и по его поручению либо от своего имени, но по поручению Организации, в том числе в связи с реализацией такими лицами билетов, а равно за организацию, проведение и содержание Мероприятий.
Партнёрская программа
Участвуя в Партнёрской программе V4.Market любая организация РФ самостоятельно публикует свои информационные материалы.
Возврат к списку



Реклама на сайте