Церковь во имя св. Иоанна Златоуста, где сохранен Животворящий Крест Господень XV века

Предметом охраны объекта культурного наследия регионального значения «Ансамбль церкви св. Иоанна Златоуста: церковь во имя св. Иоанна Златоуста, где сохранен Животворящий Крест Господень XV века», 1794 г., 1847 г., 1890 – 1896 гг. (Ярославская область, Ростовский район, с. Годеново), являются:- композиционные особенности здания, представляющего собой высотную доминанту и композиционный центр храмового комплекса и с. Годеново, расположенного на естественной возвышенности;- линейная, ориентированная по оси восток-запад асимметричная объёмно-пространственная композиция сложного объема храма трапезного типа, состоящего из основного храма и северного придела:основной храм – крупный объем двухсветного пятиглавого четверика с примыкающей с востока пониженной полуциркульной в плане алтарной апсидой; одноярусная прямоугольная в плане примыкающая к четверику с запада с незначительным отступом по линии южного фасада трапезная, над юго-западной частью которой расположена трехъярусная колокольня «восьмерик на четверике»; притвор, примыкающий к трапезной с запада, со стилобатом перед западным фасадом; слабый ризалит на западном фасаде притвора, увенчанном луковичной главкой на четырехгранном основании; четырехскатная форма, габариты, угол наклона скатов прямой крыши четверика; размеры, форма круглых в плане барабанов под главами четверика: глухих боковых и светового центрального; луковичная, повышенного профиля форма глав, увенчанных восьмиконечными крестами с «яблоком» в основании; форма, габариты, угол наклона скатов конхи апсиды; скатная форма, габариты, угол наклона скатов первоначальной прямой крыши трапезной; трёхскатная форма, габариты, угол наклона скатов крыши притвора; луковичная форма главки колокольни, увенчанной восьмиконечным крестом с «яблоком» в основании;северный придел – одноярусный, прямоугольный в плане, одноглавый, вытянутый по оси восток-запад, меньший по длине объем, примыкающий к основному храму с севера, с полукруглой апсидой, перекрытой конхой, примыкающим с запада притвором, выделенным архитектурным декором, и небольшим подвалом; прямоугольная в плане небольшая паперть, примыкающая к центральной части западного фасада притвора, увенчанная небольшой луковичной главкой на четырехгранном основании над западным фасадом и трехсторонним стилобатом; скатная форма, габариты, угол наклона скатов крыши придела с притвором; размеры, форма барабана под главкой придела, расположенного на квадратном в плане основании; первоначальная форма главки, увенчанной восьмиконечным крестом;- местоположение, габариты, конфигурация и оформление оконных и дверных проемов на фасадах основного храма: размеры, осевое расположение окон четверика, апсиды и трапезной с лучковыми перемычками; размеры, осевое расположение прямоугольного окна притвора; размеры, осевое расположение крупных проемов колокольни с арочными перемычками, чередующихся широких на сторонах, ориентированных по сторонам света, узких на промежуточных сторонах; размеры, осевое расположение прямоугольного со сдвоенной арочной перемычкой входного проема на западном фасаде притвора; размеры, осевое расположение прямоугольного с арочной перемычкой входного проема на центральной оси южного фасада четверика; прямоугольные с лучковыми перемычками оконные проемы светового барабана четверика; характер столярных заполнений оконных проемов; историческое заполнение западного входного проема основного храма: окованные металлом двухстворчатые двери с фурнитурой; характер столярного заполнения дверного проема на южном фасаде с подлинными коваными элементами: железные петли с полосами оковки;- местоположение, габариты, конфигурация и оформление оконных проемов на фасадах северного придела с притвором: размеры, осевое расположение прямоугольных оконных проемов; местоположение, габариты, конфигурация и осевое расположение входных проемов на фасадах паперти с арочными перемычками; размеры и местоположение входного проема подвала в северной стене с лучковой перемычкой, расположенного ниже отметки дневной поверхности;- капитальные стены объемов из красного глиняного кирпича, в том числе большемерного – 30 (28) см × 13,5 (13) см × 8,5 (8) см, сложенные способом старорусской кладки в основном храме и цепной кладки в северном приделе; материал кровли – металл;- композиция и архитектурно-художественное оформление фасадов основного храма, в том числе рельефно выделенный цоколь, завершенный валиком по периметру; - композиция и архитектурно-художественное оформление фасадов апсиды, четверика и трапезной: тонкий пояс над цоколем, незначительно раскрепованный лопатками из поребрика, ограниченного валиками; промежуточные лопатки апсиды, выделяющие широкую центральную ось; угловые огибающие лопатки четверика с разрывом на уровне второго света, заполненным полуколоннами с валиками, выделяющими условную капитель, на плоскостях фасадов и трехчетвертной колонной с аналогичным валиком на линии углов четверика, разделенных выпущенными углами; лопатка, отмечающая западный угол трапезной; наличники окон апсиды, четверика и восточной оси трапезной с контрналичниками, трехсторонние с профилированными подоконными досками на кронштейнах, раскрепованными на вертикалях боковин, боковинами в виде тонких полуколонн с упрощенными отображенными уступчатыми базами и капителями, профилированные завершенные выгнутыми профилированными «килями» перемычки, раскреповки которых образуют капители боковин; аналогичный наличник окна западной оси трапезной с арочным уступчатым завершением над перемычкой; уступчатый венчающий карниз апсиды и трапезной с двумя рядами поребрика и рядом дентикул, раскрепованный лопатками; усложненный венчающий карниз четверика: профилированный промежуточный карниз с рядом «бегунца», раскрепованный угловыми лопатками, отделенный от плоскости стены тонкой тягой-валиком, пояс из перспективных арочных плоских ниш, разделенных узкими лопатками, завершающий двухъярусный профилированный карниз с рядом дентикул в нижнем ярусе, раскрепованный узкими лопатками; оформление барабанов четверика: круглые глухие барабаны на четырехгранном основании с четырьмя вертикальными незначительно выступающими «ремешками» с перехватами, профилированный венчающий карниз с рядом квадратных «ширинок»; перспективный уступчатый портал с арочной перемычкой, обрамляющий входной проем на южном фасаде четверика, внешняя рама которого выполнена в форме полуколонн с упрощёнными приподнятыми прямоугольными базами, простой прямоугольной абакой и уступчатым карнизом, служащим импостом архивольту арочного завершения с незначительно скругленной нижней гранью;- композиция и архитектурно-художественное оформление фасадов колокольни: угловые огибающие лопатки нижнего четырехгранного яруса и раскрепованный лопатками венчающий карниз, ряд «бегунца», ограниченного валиками; угловые огибающие лопатки второго яруса с узким валиком в нижней части, три пояса из горизонтальных плоских ниш, средний из восьмигранных, верхний и нижний из прямоугольных, ряд поребрика; профилированный венчающий карниз яруса с рядом квадратных «ширинок», раскрепованный лопатками; угловые прямоугольные вертикальные филенки третьего яруса, декорированные  спускающимися  с верхней грани  замковыми камнями с закругленным нижним краем, аналогично выполненные крупные замковые камни на перемычках, соединяющих лопатки над проемами; архивольты проемов с разреженными замковыми камнями; профилированный венчающий карниз яруса с рядом дентикул; восьмигранное завершение колокольни с рядом кокошников, расположенных по осям сторон, ряд слуховых окон, глухой барабан под главкой; трехсторонние с подоконной доской простого профиля на небольших импостах наличники окон центрального барабана, вертикальные ряды небольших квадратных досок в простенках, завершение барабана из тонкой тяги простого профиля и венчающего валика;- композиция и архитектурно-художественное оформление фасадов притворов основного храма и северного придела: трехсторонние наличники с контрналичниками, боковинами в форме полуколонн с упрощенной базой из полочки и валика, со сдвоенными валиками в центральной части ствола, обозначающим «шейку» валиком и упрощенной капителью из валика с уступом и полочки, перемычка наличника с широким гладким фризом и значительной раскреповкой на вертикалях боковин, с килевидным завершением, состоящим из двух нижних боковых профилированных арок и верхнего центрального ромба с профилированными верхними сторонами; широкий подоконный пояс по периметру притворов, заполненный удлинёнными квадрами призматического руста, со сдвоенными квадратными перспективными «ширинками» под окнами, завершённый подоконной тягой упрощенного профиля; пучки из трех колонн на западных углах притворов: база простого профиля, валик над ней, бочкообразный энтазис в середине ствола с тремя валиками, два из которых ограничивают энтазис снизу и сверху, третий валик выделяет середину энтазиса, валик-«шейка», эхин упрощенного профиля и единая для трех колонн прямоугольная, близкая к квадрату абака; в месте примыкания притворов две аналогично оформленные полуколонны; широкий венчающий карниз притвора основного храма, за исключением ризалита, многоуступчатый с нижним рядом мелких дентикул, рядом ромбовидных «ширинок», незначительно вытянутых по вертикали, верхним рядом крупных дентикул и профилированным завершением; аналогично оформленный широкий венчающий карниз притвора северного придела без «ширинок» на гладком фризе; симметрично расположенные в простенках западного фасада притвора основного храма киоты, обрамляющие плоские прямоугольные, близкие к квадрату ниши: полуколонны с валиками-перехватами, нижняя поперечная перекладина простого профиля на небольших импостах, двухуступчатая профилированная перемычка на небольших прямоугольных импостах над боковинами с килевидным профилированным завершением;- оформление ризалита западного фасада притвора основного храма: укрупнённое, по ширине соответствующее стилобату, симметричное относительно центральной оси обрамление входного проема: в нижней части широких боковин крупные единичные квадры призматического руста; над тягой плоские прямоугольные ниши с крупной перспективной прямоугольной «ширинкой» в центре, фланкированные трёхчетвертными колоннами на простых базах-раскреповках, с поясками-валиками, нижним – над базой и верхним – на уровне «шейки», пересекающим нишу и соединяющим колонны, с упрощенной двухуступчатой капителью-раскреповкой, продолжающимися в интрадосе проема; оформление проема, состоящее из полуциркульного архивольта, опирающегося на внутренние колонны боковин, с фестончатым нижним краем, перемычки в виде сдвоенной арки с «гирькой» с фестончатым нижним краем и тонким профилированным обрамлением, прямоугольная рама-филенка в центре архивольта; килевидный уступчатый карниз с «плечиками» с фигурным фризом, оформленным прямоугольными зубцами; оформление верхней части ризалита с трапециевидным щипцом: сдвоенные короткие полуколонны с валиками-перехватами по бокам ризалита, профилированный многоуступчатый венчающий карниз, декорированный уступчатыми зубцами;- оформление четырехгранных барабанов-тумб под главками западного притвора основного храма и паперти северного придела повторяющимися на каждой стороне композициями: тяга по периметру простого профиля в верхней части и двухуступчатый карниз, раскрепованные трехчетвертными угловыми колонками; плоская прямоугольная ниша в нижней части стороны под тягой, фронтон над притвором северного придела треугольный, над притвором основного храма трехлепестковый; профилированный узкий карниз под главками;- композиция и архитектурно-художественное оформление фасадов нефа и апсиды северного придела: рельефно выделенный цоколь по периметру; наличники окон с контрналичниками, трёхсторонние с профилированной подоконной полкой на небольших прямоугольных импостах, с приподнятой прямой профилированной перемычкой, раскрепованной на вертикалях боковин, и профилированным килевидным завершением; профилированный венчающий карниз с рядом зубцов и двумя рядами поребрика по периметру; треугольный фронтон на северном фасаде нефа придела с профилированным наклонным карнизом с рядом крупных зубцов; оформление глухого восьмигранного барабана главки придела;- композиция и архитектурно-художественное оформление фасадов паперти: низкий, рельефно выделенный цоколь по периметру; сдвоенные пилястры по сторонам проемов, поддерживающие промежуточный карниз простого профиля, служащий импостом архивольтов арочных перемычек входных проемов; венчающий карниз с рядом удлиненных зубцов по периметру;- характер обработки фасадной поверхности: обмазка поверхностей наружных стен;- художественный металл: кованые решетки в оконных проемах северного придела из вертикально расположенных волнообразно мелко изогнутых прутьев прямоугольного сечения с перехватами в местах смыкания верхушек волн друг с другом, образующими ромбовидный с волнистыми сторонами рисунок;- пространственно-планировочная структура интерьера: историческая линейная планировка основного храма в капитальных стенах, выделяющих алтарную апсиду, четверик, восточную части трапезной, западную часть трапезной (под колокольней), разделенную по оси восток-запад на два помещения, западный притвор;- внутристенная кирпичная лестница на первый ярус колокольни в северной части поперечной стены, разделяющей трапезную;- материал, конструкция и характер связей капитальных стен, перекрытий основного храма: сомкнутые своды с распалубками; - сомкнутый свод трапезной со щековыми распалубками над стенными нишами, дверным и оконными проемами и двумя подпружными арками в восточной части, одна из которых отделяет апсиду; воздушные и внутристенные металлические связи стен северного придела, четверика и восточной части трапезной основного храма;- архитектурно-художественное оформление интерьера основного храма, в том числе перспективный портал северного входа в западную часть трапезной;- местоположение, габариты, конструкция, конфигурация, оформление симметричного относительно центральной оси иконостаса, в том числе: пятиярусный иконостас столярного исполнения в 9 осей, боковые (вторая и восьмая) и центральная (пятая) оси (с расположенными на них вратами) незначительно заглублены: первый ярус низкий, высокий второй и низкий третий ярусы композиционно объединены, широкий промежуточный пояс, отделяющий высокие четвертый и пятый ярусы; рельефно выделенный плинтус с профилированным завершением, раскрепованный пилястрами; оформление выступающих осей (1-й, 3-й, 4-й, 6-й, 7-й, 9-й) первого яруса: прямоугольные горизонтальные проемы; профилированный межъярусный карниз, раскрепованный пилястрами; короткие пилястры в простенках и на откосах заглубленных осей с филенками, декорированными изображением растительного побега в горшке и восьмилепестковыми цветочными розетками на центральной оси пилястры над и под филенкой; тонкие профилированные тяги в оформлении проемов с широким обрамлением, заполненным волнообразным растительным орнаментом; оформление выступающих осей (1-й, 3-й, 4-й, 6-й, 7-й, 9-й) второго и третьего ярусов: крупные прямоугольные вертикальные проемы второго яруса и небольшие с лучковыми перемычками горизонтальные проемы третьего яруса, коринфские пилястры высотой в два яруса в простенках и на откосах заглубленных осей с протяженными прямоугольными с выкружками на верхней и нижней сторонах филенками, заполненными орнаментами: в верхней и нижней частях вертикально вытянутые отображенные акантовые розетки с переплетенными восьмеркой цветочными стрелами, увенчанные цветком аканта, в центре протяженная отображенная по вертикали стилизованная ветвь с пучками листьев и единичными розетками цветов; профилированные обрамления проемов второго и третьего ярусов с угловыми розетками и центральными боковыми розетками проемов второго яруса, увенчанные асимметричным гребнем-рокайлем из акантовых листьев, обращенным на боковых осях к центру иконостаса, на двух центральных осях (4-й и 6-й) – от центра, с фоном из упрощённых цветочно-лиственных розеток; межъярусный карниз-антаблемент, раскрепованный на вертикалях пилястр, состоящий из трехуступчатого архитрава, фриза, заполненного орнаментом из плоского рельефа (контурной драпировки с кистями и стилизованными цветами) и наложенными рельефными пальметтами в горшках, с арочными фронтонами на осях простенков между 3-й – 4-й и 6-й – 7-й осями и помещенными в тимпанах четырехлепестковыми рамами-картушами в обрамлении цветущих акантовых розеток с длинными цветочными стрелами с асимметричными гребнями-рокайлями из акантовых листьев, обращенными от центра, профилированного многообломного карниза с рядом дентикул в завершении и плоским рельефом из чередующихся ов и бус на верхнем валике; оформление промежуточного пояса между третьим и четвёртым ярусами: короткие пилястры с прямоугольными базами и профилированными капителями на откосах углубленных осей с плоским рельефом стилизованного растения в горшке, плоский орнамент растительного характера с наложенными сверху рельефными пальметтами в горшках, профилированный карниз в завершении, раскрепованный пилястрами; оформление выступающих осей (1-й, 3-й, 4-й, 6-й, 7-й, 9-й) четвертого и пятого ярусов, разделённых межъярусным карнизом: крупные прямоугольные, близкие к квадрату вертикальные проемы; коринфские пилястры в простенках и на откосах заглубленных осей с протяженными прямоугольными с выкружками на верхней и нижней сторонах филенками, заполненными орнаментами: в верхней и нижней частях вертикально вытянутые отображенные акантовые розетки с переплетенными восьмеркой цветочными стрелами, увенчанные цветком аканта; профилированные обрамления проемов с угловыми и центральными боковыми розетками, увенчанные асимметричным гребнем-рокайлем из акантовых листьев, обращенным на боковых осях к центру иконостаса, на двух центральных осях (4-й и 6-й) – от центра, с фоном из упрощенных цветочно-лиственных розеток; межъярусный и венчающий карнизы-антаблементы, раскрепованные на вертикалях пилястр, состоящие из трехуступчатого архитрава, фриза, заполненного орнаментом из плоского рельефа (контурной драпировки с кистями и стилизованными цветами) и профилированного многообломного карниза с рядом дентикул в завершении и плоским рельефом из чередующихся ов и бус на верхнем валике; круглые рамы-картуши на осях простенков между 3-й – 4-й и 6-й – 7-й осями в обрамлении растительного орнамента над пятым ярусом;оформление центральной (5-й) оси иконостаса на уровне первого, второго и третьего ярусов и промежуточного пояса: Царские врата, включая створки врат с фигурными рамами-картушами и скульптурной композицией «Благовещение» в верхней части: на решетчатой основе правой створки фигура сидящей справа под балдахином Богородицы, на решетчатой основе левой створки – фигура стоящего архангела Гавриила, композиция фланкирована коринфскими полуколоннами с каннелированной нижней третью и драпировкой, ниспадающей от верхней кромки створок; оформление верхней кромки створок врат  в виде лекального с переломами профилированного карниза, декорированного акантовыми листьями по бокам, на центральной оси врат расположен четырехлепестковый картуш в асимметричном обрамлении растительного характера; над Царскими вратами помещена резная скульптурная композиция «Святой дух» в форме радиально расходящихся пучков лучей, образующих круг, в центре которого расположено рельефное изображение голубя с раскинутыми крыльями; за композицией расположено панно с выкружкой на нижней грани, являющееся фоном верхней части лучей, с цветочно-растительным орнаментом на спускающихся боковинах, трехлепестковой с нижней вогнутой гранью рамой-картушем, обрамленной цветочными стрелами аканта и увенчанной рокайлем с акантовыми листьями по бокам, над картушем объемный карниз с драпировкой и венец на фоне стилизованных цветов; оформление боковых заглубленных осей иконостаса на уровне первого, второго и третьего ярусов и промежуточного пояса: оформление одинарных арочных створок врат; на уровне третьего яруса панно с расположенными на нем рамами-картушами (меньшей нижней и большей четырехлепестковой верхней), объединенными орнаментом из акантовых побегов с листьями, увенчанными разнонаправленными асимметричными гребнями-рокайлями из акантовых листьев; фланкирующие нижнюю раму-картуш плоские рельефы из стилизованных лиственных розеток с упрощенным цветком в центре; по сторонам верхнего гребня-рокайля плоские рельефы из стилизованных побегов с упрощенными четырехлепестковыми цветами; на уровне промежуточного пояса некрупный прямоугольный горизонтальный проем с профилированной рамой и растительной розеткой в центре перемычки;оформление заглубленных осей иконостаса на уровне четвертого и пятого ярусов: арочные проемы, на боковых осях (2-й и 8-й) узкие, в тонких профилированных рамах с розетками растительного орнамента на углах, в середине боковин, в основании архивольта, асимметричные разнонаправленные гребни-рокайли из акантовых листьев в завершении рам; арочные фронтоны с профилированными архивольтами над боковыми (2-й и 8-й) осями; трехфигурная скульптурная композиция «Распятие с предстоящими» в завершении центральной оси;- подлинные заполнения дверных проемов основного храма: северного дверного проема между восточной и западной частями трапезной, дверного проема между трапезной и притвором: двухстворчатые деревянные двери на кованых петлях, окованные листовым железом с параллельно-поперечными полосами, образующими узор-клетку, с действующей замковой фурнитурой; южного дверного проема между восточной и западной частями трапезной, дверного проема, ведущего на внутристенную лестницу: одностворчатые деревянные двери на кованых петлях, окованные листовым железом с параллельно-поперечными полосами, образующими узор-клетку, с замковой фурнитурой;- монументальные росписи основного храма, выполненные в технике масляной живописи;- иконы и скульптуры в соответствии с перечнем, приведенным в приложении к настоящему предмету охраны.
 

Первоисточник: Портал открытых данных Министерства культуры Российской Федерации (opendata.mkrf.ru).
Что такое открытые данные?
Открытые данные – это информация, размещенная в сети интернет в виде систематизированных данных, организованных в формате, обеспечивающем ее автоматическую обработку без предварительного изменения человеком, в целях неоднократного, свободного и бесплатного использования.
Открытые данные свободно доступны для машиночитаемого использования и дальнейшей републикации без ограничений авторского права, патентов и других механизмов контроля.
Сведения (текст и фотографии) предоставлены Организацией и опубликованы автоматически с официального сайта Министерства культуры Российской Федерации.
Дополнительная информация:
Администрация портала «ИнфоТаймс» не несет ответственности за предоставленный материал, а также за действия Организацией и/или иных лиц, действующих от его имени и по его поручению либо от своего имени, но по поручению Организации, в том числе в связи с реализацией такими лицами билетов, а равно за организацию, проведение и содержание Мероприятий.
Партнёрская программа
Участвуя в Партнёрской программе V4.Market любая организация РФ самостоятельно публикует свои информационные материалы.
Возврат к списку



Реклама на сайте