Предметом охраны объекта культурного наследия «Церковь во имя Сергия Радонежского, 1805–1810 гг., 1848–1851 гг.» являются:композиционные особенности здания, представляющего собой высотную доминанту и композиционный центр села Татищев погост;объёмно-пространственная композиция сложного здания, состоящего из трёх объёмов: летний храм, расположенный на циркульном стилобате, соединяющем по дуге окружности наружные грани портиков, с двумя прямоугольными в плане выступающими в проекции северного и южного портиков, ограниченными парапетом четырёхступенчатыми стереобатами, представляющий собой двухъярусную ротонду с прямоугольной четырёхколонной апсидой-портиком с востока и двумя четырёхколонными портиками с юга и севера, с плоскими ризалитами второго яруса на осях портиков, с внутренней круговой колоннадой, над которой расположен балкон-хоры; габариты, полусферическая форма пологого купола, перекрывающего весь объём ротонды, габариты и форма широкого повышенного светового барабана-бельведера и небольшой главки, первоначально округлой формы с небольшой «перетяжкой» в нижней части (целесообразно восстановить при проведении научной реставрации – в настоящее время главка в форме епископской митры), помещённой на тонкой глухой «шее», увенчанной восьмиконечным крестом с яблоком и с трилистными заострённой формы завершениями основных лучей; размеры, форма и материал креста; прямоугольная в плане одноэтажная трапезная, примыкающая восточным фасадом к летнему храму, западным – к колокольне; двухскатная форма, угол наклона скатов, высотные отметки по коньку прямой крыши трапезной; трёхъярусная колокольня с прямоугольным в плане первым ярусом с примыкающим к западному фасаду двухколонным портиком и прямоугольными в плане меньшими открытыми вторым (со скошенными углами) и третьим ярусами; габариты, высота, полусферическая форма купола на коротком глухом барабане, увенчанного тонким высоким металлическим шпилем (необходимо восстановить при проведении научной реставрации) на глухом барабане с конусовидным завершением и крупным яблоком в основании шпиля с восьмиконечным крестом с небольшим яблоком в основании и с трилистными заострённой формы завершениямиосновных лучей; высота, форма и материал шпиля, размеры, форма и материал креста;местоположение, габариты, конфигурация и оформление оконных и дверных проёмов летнего храма: размеры, прямоугольная форма и осевое расположение первоначальных оконных проёмов первого яруса; размеры, форма и расположение строенных, образующих полукруг оконных проёмов второго яруса на осях портиков: прямоугольное со скруглённой перемычкой центральное окно и симметричные треугольные окна со скруглённой гипотенузой, продолжающей по окружности кривизну перемычки центрального окна; дверные проёмы: внутренний западный, первоначальный северный дверной проём (целесообразно восстановить при проведении научной реставрации); характер столярных заполнений оконных проёмов первого яруса: девятичастная с равными ячейками расстекловка нижней рамы окон, цветные витражи в форме мальтийского креста в верхней раме окон: лучи креста оформлены синим стеклом, центральное кольцо и промежутки между ними – белым; оформление окна (восточного) в алтарной части: сложная расстекловка – трёхчастная с равными ячейками в нижней трети окна, крупное «зеркало» с лучковой перемычкой, обрамлённое девятью узкими удлинёнными ячейками: по три прямоугольных ячейки с каждой стороны, три лучковых ячейки над перемычкой, две из которых угловые с небольшими «переломами» в нижней части, «лучевая» расстекловка верхней части окна, витражная роспись «зеркала» «Воскрешение Иисуса Христа»; характер столярных заполнений оконных проёмов второго яруса: дробная расстекловка с небольшими равными ячейками; характер столярных заполнений оконных проёмов светового барабана: дробная девятичастная расстекловка с неравными прямоугольными ячейками, витражи в форме греческих крестов с лучами из белых матовых стёкол (необходимо восстановить при проведении научной реставрации);местоположение, габариты, конфигурация и оформление оконных и дверных проёмов трапезной: размеры, прямоугольная форма с арочными перемычками и осевое расположение (по три на северном и южном фасадах) оконных проёмов; габариты, прямоугольная форма, осевое расположение дверных проёмов (внутренних) на западной и восточной стенах, соединяющих трапезную с колокольней и летним храмом; характер столярных заполнений оконных проёмов: дробная пятнадцатичастная с равными ячейками расстекловка нижней рамы, трёхчастная «стрельчатая» расстекловка фрамуги с раздвоенным средником лекальных очертаний;местоположение, габариты, конфигурация и оформление проёмов колокольни: расположение в центре фасада, размеры, прямоугольная форма первоначальных дверных проёмов на южном и северном фасадах первого яруса (необходимо восстановить при проведении научной реставрации); арочные окна над нишами первоначальных южного и северного дверных проёмов (необходимо восстановить при проведении научной реставрации); характер столярных заполнений первоначальных дверных проёмов: световые фрамуги с дробной девятичастной с равными ячейками расстекловкой(необходимо восстановить при проведении научной реставрации); характер столярных заполнений арочных окон (северного и южного): дробная веерная расстекловка (необходимо восстановить при проведении научной реставрации); габариты, прямоугольная форма, осевое расположение и характер первоначального столярного заполнения западного дверного проёма первого яруса; габариты, прямоугольная форма с арочными перемычками, осевое расположение сквозных проёмов второго и третьего ярусов;материал капитальных стен объёмов – красный глиняный кирпич размером 29 (30) × 12 (13) × 7 (8) см, в том числе лекальный; материал покрытия сферических куполов – металлическая косая шашка; материал покрытия главки – косая металлическая шашка, выполненная в два цвета вертикальными рядами; материал кровли трапезной – металл;композиция и архитектурно-художественное оформление стилобата летнего храма, включая парапет, состоящий из кирпичных оштукатуренных столбиков, первоначально восьмигранных, сглаженных на квадратном в плане крупном плинте с квадратной в плане базой, отделённой тонким астрагалом (валиком с полочкой), с профилированной тягой, отделяющей восьмигранную абаку, и пирамидальным завершением (целесообразно восстановить при проведении научной реставрации), и кованой решётки: узкие вертикальные прутья прямоугольного профиля, соединённые двумя горизонтальными тягами, нижняя из которых ограничивает решётку снизу, и размещённые между ними по линии тяг, отображённые по вертикали, разомкнутые внутрь омегообразные завитки с сильно скрученными слегка сужающимися концами, соединённые с вертикальными прутьями перехватами, и невысокие пиковидные навершия вертикальных прутьев, образованные центральным стержнем и расходящимися книзу обращёнными наружу симметричными завитками;композиция и архитектурно-художественное оформление фасадов летнего храма, включая рельефно выделенный цоколь; стилизованные портики-сандрики на ионических колоннах с гладкими фризами и треугольными фронтонами с профилированными горизонтальными и наклонными гейсонами в оформлении оконных проёмов, ориентированных на промежуточные направления сторон света; ленточный руст с широкими швами нижней части первого яруса до уровня сандриков, в том числе на алтарной апсиде; триглифно-метопный фриз с округлыми концентрическими розетками в метопах, с гуттами на тонких регулах, размещённых на вертикалях триглифов, и многообломный выносной промежуточный карниз с рядом мутул, отделяющий первый ярус храма от второго; простое обрамление и обработка уступом северного и южного проёмов; лёгкие прямые профилированные сандрики с гладким фризом на удлинённых тонких кронштейнах с лепной горизонтальной «насечкой» в верхней части и акантовыми листьями в нижней части лицевых граней; фигурные накладные доски над сандриками на вертикалях северного и южного проёмов; гладкий рельефно выделенный пояс в основании второго яруса на уровне фронтонов портиков, раскрепованный на вертикалях ризалитов, с узкимдополнительным выступом на уровне подоконного пространства между ризалитами; профилированный архивольт строенных окон второго яруса с тонким лепным орнаментом из небольших ромбовидных зубцов (утраченные фрагменты необходимо восстановить при проведении научной реставрации) и клинчатым замковым камнем в центре, завершённым полуваликом с полочкой, с помещёнными на них лепными розетками (необходимо восстановить при проведении научной реставрации); крупные звездчатые семиконечные розетки над боковыми частями строенных окон (необходимо восстановить при проведении научной реставрации); профилированный карниз и низкий гладкий барабан под сферическим куполом, раскрепованные на вертикалях ризалитов; оформление светового барабана-бельведера: гладкий подоконный пояс; парные пилястры с модульонами в верхней части в простенках; уступчатый венчающий карниз значительного выноса; глухой тонкий барабан узким профилированным пояском и сквозным металлическим подзором под главкой;композиция и архитектурно-художественное оформление северного и южного портиков, восточного портика-апсиды и сохранившихся фрагментов западного портика: четыре сгруппированных по две колонны ордена, близкого к тосканскому, на невысоких квадратных пьедесталах, с плинтами и базами, с упрощёнными капителями, отделёнными от ствола колонны «ремешками»-астрагалами, с шейками, в нижней части которых размещены с небольшими промежутками вертикально поставленные сильно вырезанные со скруглёнными краями акантовые листья с загнутым наружу верхним краем, с кольцевым орнаментом из мелких заострённых книзу акантовых листьев, выполняющим роль эхина, и профилированной абакой; аналогично оформленные полуколонны у наружных граней портиков и пилястры, примыкающие к стене; узкая архитравная плита; триглифно-метопный фриз с круглыми концентрическими розетками в метопах и гуттами на тонких регулах, размещённых на архитраве на вертикалях триглифов; многообломный выносной карниз с рядом мутул; треугольный фронтон с профилированным гейсоном с рядом мутул и киматием; пятигранная неравносторонняя лепная вставка в тимпанах фронтонов «Всевидящее око» (утраченные фрагменты необходимо восстановить при проведении научной реставрации); сомкнутые своды портиков с мелкопрофилированной обработкой оснований с рядом мелкого лепного орнамента (утраченные фрагменты необходимо восстановить при проведении научной реставрации); крупная прямоугольная подоконная ниша восточного проёма;композиция и архитектурно-художественное оформление фасадов трапезной, включая рельефно выделенный цоколь; угловые огибающие пилястры с упрощёнными капителями; простые рамочные наличники окон с несколько выступающей по ширине подоконной доской на небольших прямоугольных «камешках»; гладкий фриз и многообломный выносной карниз;композиция и архитектурно-художественное оформление фасадов первого яруса колокольни, включая рельефно выделенный цоколь;горизонтальный руст с широкими швами и клинчатыми квадрами над архивольтами арочных проёмов и ниши; триглифно-метопный фриз с округлыми концентрическими розетками в метопах и многообломный выносной промежуточный карниз с рядом мутул, отделяющий первый ярус колокольни от второго; металлический ажурный подзор карниза; плоская прямоугольная с арочным завершением ниша над входным проёмом на западном фасаде с клинчатым замковым камнем в перемычке, завершённым небольшим валиком; плоские прямоугольные вертикальные повышенные ниши первоначальных северного и южного дверных проёмов; оформленные аналогично колоннам входного портика угловые пилястры на лицевом (западном) фасаде;композиция и архитектурно-художественное оформление двухколонного входного портика колокольни: колонны близкого к тосканскому ордена на невысоких квадратных пьедесталах, с плинтами и базами, с упрощёнными капителями, отделёнными от ствола колонны «ремешками»-астрагалами, с шейками, в нижней части которых размещены с небольшими промежутками вертикально поставленные сильно вырезанные со скруглёнными краями акантовые листья с загнутым наружу верхним краем (необходимо восстановить при проведении научной реставрации), с кольцевым орнаментом из мелких заострённых книзу акантовых листьев, выполняющим роль эхина, и профилированной абакой; аналогично оформленные пилястры портика; гладкий фриз портика и многообломный выносной карниз с рядом мутул с металлическим ажурным подзором; сомкнутый свод с мелкопрофилированной обработкой основания;композиция и архитектурно-художественное оформление фасадов второго яруса колокольни, включая пилястры коринфского ордена, расположенные на скошенных углах; профилированные импосты в основаниях арок проёмов по периметру простенков; небольшие полуколонны на базах с плинтами высотой до импостов в простенках проёмов; профилированная архитравная тяга, гладкий фриз и уступчатый промежуточный карниз, отделяющий второй ярус от третьего, с рядом мутул, раскрепованные на скошенных углах;композиция и архитектурно-художественное оформление фасадов третьего яруса колокольни, включая широкий пояс в основании яруса с плоскими прямоугольными горизонтальными нишами на вертикалях проёмов; угловые лопатки с крупным валиком в основании и небольшим валиком в завершении; простые рамочные обрамления проёмов, выделенные по вертикали узкими углублениями вдоль лопаток, завершёнными уступами; профилированные импосты в основаниях арок проёмов на внутренних гранях простенков; выделенные простыми выступами архивольты проёмов с укрупнёнными клинчатыми «замками», сильно сужающимися книзу и завершёнными под карнизом полочкой с валиком; гладкий фриз и двухуступчатый венчающий карниз с рядом дентикул; гладкий широкий глухой барабан под куполом; узкий гладкий глухой барабан в основаниишпиля с профилированным карнизом значительного выноса (необходимо восстановить при проведении научной реставрации);характер обработки фасадной поверхности: оштукатуренные поверхности наружных стен всех трёх объёмов;художественный металл: первоначальные кованые ограждения второго и третьего ярусов звонницы (утраченные фрагменты необходимо восстановить при проведении научной реставрации): вертикальные прутья, соединённые кольцами на уровне середины с горизонтальными верхней и нижней связями на втором ярусе; вертикальные прутья, соединённые попарно по дуге на уровне нижней горизонтальной связи, кольцами на уровне середины; через один по дуге между двумя верхними горизонтальными связями;историческая пространственно-планировочная структура: капитальные стены разделяют внутреннее пространство храма на функциональные объёмы: летний храм, трапезная, колокольня; в трапезной два иконостаса выделяют два престола, расположенных в восточной части, и небольшой проход в летний храм (в пределах первоначального западного портика летнего храма), крупные напольные симметрично расположенные в западных простенках у центральных окон киоты зонируют пространство; в летнем храме иконостас выделяет основной престол в восточной части, круговая шестнадцатиколонная галерея-хоры образует второй ярус храма, крупные симметрично расположенные у колонн на оси север-юг напольные киоты зонируют пространство;оформление, материал, местоположение лестниц: винтовая лестница на галерею, расположенная в северной части первоначального западного портика летнего храма, состоящая из металлической центральной опорной стойки и простых клинообразных (забежных) деревянных ступеней, опирающихся на стены прямоугольной в плане лестничной шахты и центральную стойку, с простыми деревянными перилами и точёным балясником в ограждении верхней площадки; оформление и материал лестницы колокольни;конструкция и характер связей капитальных стен и перекрытий интерьера: купольное сферическое перекрытие летнего храма; небольшой коробовый свод над алтарной частью летнего храма со щелыгой, ориентированной по оси восток-запад; коробовый свод трапезной; крестовые своды первого и второго ярусов колокольни; купольное сферическое перекрытие третьего яруса колокольни;композиция и архитектурно-художественное оформление интерьера летнего храма, в том числе:архитектурно-художественное оформление галереи: шестнадцать колонн коринфского ордена, облицованные искусственным мрамором (утраченные фрагменты необходимо восстановить при проведении научной реставрации) с плинтом, базами, развитыми капителями, отделёнными от ствола колонны «ремешками»-астрагалами, с двумя рядами вертикально поставленных сильно вырезанных округлых акантовых листьев и третьимрядом более узких листьев, повторяющих кривизну нижних частей волют, с восьмью волютами, лицевые грани которых оформлены «дорожками» из рельефных колец, верхняя грань – акантовыми листьями; с несколько вогнутой абакой; с фигурным эхином, в центре вогнутых граней которого на выступающих частях абаки расположены строенные акантовые листья; узкая архитравная тяга, отделённая от фриза профилированной тягой, с мелкими дентикулами; широкий фриз с лепным орнаментом из тонких акантовых листьев, скрученных в разнонаправленные крупные завитки с небольшими цветочными розетками на концах; подкарнизный пояс с рядом ов, украшенных стилизованным ростком – крестообразной с раздвоенным верхним лучом со скруглёнными концами прорезью; выносной карниз, нижняя грань которого оформлена рядом двухуступчатых мутул с верхним уступом, украшенным короткими желобками-проточками и рядом бус внизу, с акантовым листом на нижней грани, чередующихся с лепными цветочными розетками с двумя ярусами лепестков: с шестилепестковым внутренним кольцом и различным количеством лепестков внешнего кольца (чередующиеся двенадцати- и восьмилепестковые розетки), боковая грань которого оформлена лепным орнаментом из чередующихся вертикально поставленных развитых акантовых листьев и небольших вертикально поставленных лавровых веточек, отделённым снизу рядом бус; столярное ограждение галереи, состоящее из квадратных в плане крупных опорных балясин с рельефно выделенным нижним и верхним плинтом, завершённых четырёхгранными пирамидами с лекальными гранями, увенчанными кубкообразными завершениями, точёных круглых в плане промежуточных балясин, нижней горизонтальной связи и точёных поручней;архитектурно-художественное оформление первого яруса храма: оформленные аналогично колоннам, поддерживающим галерею, пилястры коринфского ордена, расположенные в проекции колонн, кроме алтарной части; шесть прямоугольных круглых с арочными завершениями ниш, расположенных на промежуточных осях между оконными и дверными (в том числе заложенными) проёмами, кроме алтарной апсиды, из которых четыре западные с монументальной живописью, с небольшими профилированными карнизами, выделяющими арочные завершения, и простым обрамлением архивольта; профилированные тонкие тяги по периметру, верхняя из которых проходит на уровне «ремешков»-астрагалов пилястр и повторяет их профиль, нижняя – примерно посредине между верхней тягой и оконными и дверными проёмами, с мелким стилизованным поребриком в верхней части, с треугольными ложными фронтонами над северным и южным проёмами, выполненных аналогичными тягами; профилированные тяги по периметру, ограничивающие плавную широкую падугу, переходящую в нижнюю поверхность галереи; лепные прямоугольные орнаменты, расположенные на падугах в промежутках между пилястрами, разделённые на тридцать небольших ложных кессонов, в центре каждого из которых расположена лепная цветочная розетка с двумя ярусами лепестков: с шестилепестковым внутренним кольцом и различным количеством лепестков внешнего кольца(двенадцати- и восьмилепестковые розетки чередуются в шахматном порядке); оформление алтарной части: сюжетные, орнаментальные и текстовые стеновые росписи, в том числе на своде, помещённые отдельными сюжетами в орнаментально и линейно выделенные «зеркала»; плоские узкие прямоугольные горизонтальные ниши на восточной стене: одна над восточным окном и две симметрично расположенные на уровне нижней трети окна; небольшие лепные цветочные розетки над живописными сюжетами на восточной стене; оформление арочного входного (западного) проёма с укрупнённым внутренним арочным проёмом с росписью на внутренней поверхности архивольта и храмозданной надписью на внутренней поверхности северной стены проёма; столярное заполнение входного (западного) дверного проёма: световая фрамуга с четырёхчастной радиусной расстекловкой, двупольные двери с прямоугольной, близкой к квадрату глухой нижней филёнкой и световой верхней с фигурной расстекловкой: сдвоенные прямоугольные крупные ячейки в середине каждой створки, сдвоенные полуциркульные ячейки в верхней и нижней узких частях, отображённые относительно горизонтальной оси; столярное заполнение внутреннего дверного проёма на лестницу: филёнчатая дверь с нижней и средней глухими филёнками и средней световой с фигурной расстекловкой; столярное заполнение внутреннего арочного оконного проёма лестничной клетки с четырёхчастной радиусной расстекловкой с прямым средником и промежуточными обвязками лекальных очертаний; монументальная живописьместоположение, габариты, конструкция, конфигурация, оформление иконостаса: двухъярусный иконостас столярного исполнения, сложной конфигурации в плане, стилизованный под складень: выгнутая центральная часть (в проекции алтаря), незначительно вогнутые боковые части с прямыми узкими (в ширину боковых врат) ризалитами, расположенные под тупым углом к центральной части, глухие боковые стенки, расположенные под острым углом к боковым частям иконостаса, замыкающие алтарное пространство; рельефно выделенные плинтус и высокий цоколь, отделённый тонким пояском с рядом бус и катушек, завершённый небольшим карнизом, с резными симметричными провисающими драпировками на осях; оформление первого яруса: осевое расположение, прямоугольная форма, габариты проёмов: двухстворчатые Царские Врата – в центре иконостаса в обрамлении тонких колонн с упрощённой капителью, базой, каннелюрами в верхней части и фигурным эхином, высотой в первый ярус иконостаса на стилизованных фигурных импостах, спускающихся на цоколь, с лицевой гранью, покрытой горизонтальной «насечкой», с завитком внизу и небольшим «фартуком» округлых очертаний, покрытом диагональной сетки; оформление прямоугольных с выкружкой в верхней части створок Царских врат: резные накладные центрические композиции, расположенные на уровне цоколя: четыре угловых веерных розетки обрамляют крупную композицию растительного орнамента (восемь геометризированных расширяющихся кнаружи сильно вырезанных акантовых листьев-лучей, расходящихся отцентральной розетки), вписанную в ромб, оформление верхней части врат: прорезной симметричный растительный орнамент, состоящий из рогов изобилия, лиственных и цветочных тонких ветвей, гирлянд, завитков, розеток и тонких вазонов, с четырьмя (по два на каждой створке) круглыми проёмами в простом обрамлении: в верхних – «Благовещение», в нижних – евангелисты, оформление нащельника линейным вертикальным резным орнаментом в форме горизонтально расположенных трёхлепестковых бутонов; над выкружкой Царских врат помещена резная скульптурная композиция «Святой дух» в форме радиально расходящихся лучей, образующих круг, в центре которого расположено горельефное анфасное изображение голубя; одностворчатые северные и южные врата в центре боковых частей иконостаса (в проекции оконных проёмов), обрамлённые на уровне первого яруса тонким линейным орнаментом из упрощённых акантовых листьев на перемычке и заострённых зубцов на боковинах; осевое расположение (симметрично относительно врат) и габариты крупных прямоугольных вертикальных проёмов, оформленных рамами с тонким линейным орнаментом из заострённых зубцов; небольшие колонны в углах между центральной и боковыми частями иконостаса, каннелированные в верхних двух третях, с квадратными тонким плинтом, базами и упрощёнными капителями с резным растительным орнаментом, на небольших стилизованных фигурных импостах с лицевой гранью, покрытой горизонтальной «насечкой», спускающихся на цоколь; небольшой межъярусный карниз, раскрепованный на вертикалях ризалитов, продолжающийся на глухих боковых стенках, с линейным орнаментом из ряда бус в нижней части и ряда мелких зубчиков в верхней части; оформление второго яруса: осевое расположение, габариты прямоугольных горизонтальных проёмов, оформленных рамами с тонким линейным орнаментом из ряда ов, с цветочными розетками на углах, с помещёнными над рамами треугольными композициями «Всевидящее око» (кроме крупного прямоугольного вертикального проёма над Царскими вратами, не имеющего оформления); вертикальные резные ленточные орнаменты с растительными мотивами и драпировками, размещённые на вертикалях колонн; фриз с резным растительным орнаментом из завитков тонких стилизованных акантовых листьев с вазонами на центральных осях боковых частей иконостаса, с трёхчастным стилизованным изображением рога изобилия на боковых осях центральной части иконостаса; подкарнизный пояс из стилизованных вертикально расположенных, направленных вниз изогнутых листьев-зубцов; оформление стилизованного выносного карниза с разрывом на оси Царских врат, с четырьмя архивольтами над боковыми осями боковых частей иконостаса, в которых помещены арочные проёмы с простым обрамлением, со стилизованными метопами, в которых помещены цветочные восьмилепестковые розетки, разделёнными узкими «дорожками» с поперечной «насечкой» (на глухих боковых стенках – без розеток), с профилированной тягой и поясом из стилизованных вертикально расположенных, направленных вверх, несколько изогнутых упрощённыхакантовых листьев-зубцов; расположенные над карнизом резные композиции: симметричные резные орнаментальные композиции из акантовых листьев на боковых осях центральной части иконостаса, фланкирующие центральную резную композицию из растительной розетки, на которой расположена стилизованная подушка, изображённая горизонтальной драпировкой с перехватами по сторонам, с царским венцом, резные композиции на центральных осях боковых частей иконостаса, состоящие из лучей и символического возвышения, на фоне которых изображены справа ветхозаветные символы (слева направо): скрижали, венец (далее элемент утрачен); слева – новозаветные символы (слева направо): Евангелие, потир и крест; отстоящая от лицевой линии иконостаса трёхсоставная резная объёмная скульптурная композиция «Распятие»: в центре восьмиконечный крест с распятым Иисусом Христом, слева от него Богородица, справа – Иоанн Богослов;архитектурно-художественное оформление второго яруса храма: широкий подоконный пояс с уступом в верхней части, выделенным профилированной тягой; профилированные архивольты окон с рядом мелких заострённых зубцов; симметричные орнаментальные композиции над архивольтами окон, состоящие из опрокинутого углового вазона-«зонтика», расположенного в верхнем наружном от архивольта углу, отходящего от него центрального (осевого) симметричного стилизованного акантового побега, завершённого симметричными небольшими одинарными завитками акантовых листьев, с симметрично отходящими от него крупными одинарными завитками акантовых листьев, развитыми боковыми завитками, обрамляющими боковые стороны архивольта: спускающегося вниз крупного раздвоенного завитка и развивающихся по горизонтали уменьшающихся завитков со стилизованным соцветием на конце; прямоугольные накладные доски в простенках окон с помещёнными на них лепными крупными квадратными профилированными рамами, оформленными лепными орнаментами из коротких округлых акантовых листьев и ряда бус, с крупным лепным венком из лавровых ветвей в центре и четырьмя лепными восьмилепестковыми цветочными розетками с выпуклой серединой по углам; уступчатый мелкопрофилированный карниз, отделяющий купол; вертикальное восьмичастное членение купола, выполненное вертикальными «лентами» орнаментов из сильно закрученных завитков тонких акантовых листьев с небольшими стилизованными цветами на концах, ограниченных тонкими тягами с рядом бус; параллельные лентам орнамента, расположенные близко к ним тонкие тяги, выделяющие боковые «ленты», оформленные рядом бус с внутренней стороны и рядом упрощённых мелких акантовых листьев-зубцов с внешней, выделяющим сегменты купола, усечённые кольцом в центре, и соединяющимся с соседним по дуге кольцом расположенные по кругу в нижней части купола объёмные лепные фигуры серафимов (парные симметричные на боковых «лентах») и херувимов (на осях сегментов купола, выделенных «лентами»), соединенные крупными провисающими лепными гирляндами из виноградных листьев с цветами;широкое гладкое кольцо с профилированным внутренним краем в основании светового барабана в центре купола; роспись в центре светового барабана с изображением Саваофа;композиция и архитектурно-художественное оформление интерьера трапезной, включая сохранившиеся фрагменты первоначального западного портика летнего храма, монументальную живопись: стеновые и потолочные, сюжетные и орнаментальные росписи; местоположение, габариты, конструкция, конфигурация, оформление северного и южного иконостасов: двухъярусные иконостасы столярного исполнения Г-образные в плане со скошенным углом, соединённые архивольтом; осевое расположение, габариты и оформление проёмов, в том числе крупных прямоугольных вертикальных проёмов первого яруса, помещённых в рамы с линейными резными орнаментами в форме ряда зубцов, ов, упрощённых заострённых листьев, и высоких проёмов Царских врат; оформление прямоугольных с выкружкой в верхней части створок Царских врат: верхняя часть оформлена богатым прорезным орнаментом из завитков развитых акантовых листьев, обрамляющим овальные вертикальные рамы медальонов (по два на каждой створке: «Благовещение» и «Евангелисты»), и резными вставками из прорезных розеток-рокайлей с завитками под выкружкой, нижняя часть оформлена накладными розетками: овальные вертикальные рамы медальонов, оформленные завитками сверху и снизу, обрамлены орнаментом из сильно вырезанных и выгнутых развитых акантовых листьев; нижняя кромка ворот прикрыта одноступенчатым плинтусом; нащельник оформлен линейным орнаментом из лавровых листьев с шариками на оси; над выкружкой Царских врат помещена резная скульптурная композиция в форме радиально расходящихся лучей, образующих круг, в центре которого расположено горельефное изображение голубя (на северных вратах – вид сверху, на южных – вид снизу); осевое расположение, габариты и оформление небольших прямоугольных горизонтальных проёмов второго яруса; рельефно выделенные, раскрепованные на вертикалях простенков плинтус и высокий цоколь, оформленный на осях резными орнаментами в форме провисающих драпировок на скошенных углах, на раскреповках – удлинёнными вертикальными звездчатыми розетками, на лицевых западных сторонах – крупными округлых очертаний восьмилепестковыми розетками из развитых расширяющихся к концам акантовых листьев и центральной цветочной розетки, на боковых сторонах, формирующих проход в летний храм, – венками из стилизованных листьев (утраченные элементы необходимо восстановить при проведении научной реставрации) с четырьмя перехватами и помещёнными в них мальтийскими крестами: небольшой крест на фоне восьмиконечной «орденской» звезды, укрупнённый крест с короткими промежуточными «лучами» с трёхгранными квадрами призматического руста на основных лучах и выпуклым средокрестием, а также провисающая драпировка; тонкие резные колонны с базами, упрощёнными капителями и фигурным эхином, высотой в два яруса в простенках; резные линейные орнаментальные мотивы растительногорисунка, расположенные на осях над вторым ярусом, и расположенные между ними (над простенками) небольшие резные цветочные розетки; мелкопрофилированный выносной карниз с линейным орнаментом в форме стилизованных вертикально расположенных, направленных вниз незначительно изогнутых листьев-зубцов в нижней части; прямоугольный горизонтального расположения фронтон на оси Царских врат с прямоугольным горизонтальным проёмом, оформленным простой гладкой рамой, с резными модульонами по бокам, наружная грань которых украшена упрощёнными акантовыми листьями, в центре нижнего завитка модульона – цветочная розетка с вынесенным горизонтально вперёд удлинённым стилизованным цветком лилии, небольшим карнизом в завершении, над которым размещена резная композиция из полукольца с помещённой в него цветочной полурозеткой из ажурных и сплошных лепестков, увенчанного мальтийским крестом, фланкированного стилизованными бутонами; овальные вертикальные медальоны на подставках, размещённые на осях, с резным обрамлением растительного (травяного) орнамента со стилизованной фронтально размещённой «розой» у основания и тремя аналогичными «розами» в верхней части, увенчанными лучами-листьями; резные композиции над скошенными углами, состоящие из радиальных лучей, образующих полукруг, полуциркульной фестончатой фигуры – возвышения, на фоне которых изображены новозаветные символы: крест, потир и Евангелие; треугольные фронтоны на боковых сторонах, обращённых к проходу в летний храм с орнаментальной вензелеобразной розеткой в тимпане, состоящей из тонких стилизованных акантовых листьев с двумя симметричными завитками в центре розетки;печь, облицованная гладкими белыми изразцами, в северо-западном углу первого яруса колокольни-притвора;элементы декоративно-прикладного искусства, станковая живопись: церковная утварь и другие движимые предметы культа, в том числе оформление напольных киотов летнего храма, в том числе лицевой (западный) фасад северного киота и лицевой (западный) фасад правой части сдвоенного южного киота: рельефно выделенный плинтус, отделённый линейным орнаментом в форме трёхлепестковых бутонов, чередующегося с овами (основной мотив); раскреповка на боковинах фасада; высокий рельефно выделенный цоколь, на северном киоте: с крупной прямоугольной выделенной уменьшенным орнаментом аналогичного рисунка филёнкой, в центре которой находится резная розетка из стилизованных упрощённых выгнутых волной акантовых листьев в форме вертикального ромба с «пуговкой» в центре, вертикальные прямоугольные узкие филёнки на боковинах, выделенные аналогичным орнаментом, с линейной резной композицией в форме букета, состоящего из банта со сдвоенными петлями, наложенного на стебли, и расположенных последовательно над ним упрощённых стилизованных акантовых листьев с объёмной четырёхлепестковой «розой» (на нижних четырёх листьях), направленной вверх виноградной упрощённой кистью (на следующих четырёх листьях),двух асимметрично расположенных желудей (на следующей паре листьев), небольшой объёмной трёхлепестковой «розой» с «пуговкой» в центре (на верхних четырёх листьях); на южном киоте: вертикальные прямоугольные узкие филёнки на боковинах, выделенные аналогичным орнаментом, с линейной резной композицией в форме букета, состоящего из банта с отходящими короткими боковыми побегами, наложенного на стебли, и расположенных последовательно над ним упрощённых стилизованных акантовых листьев с объёмной четырёхлепестковой «розой» (на нижних четырёх листьях), уплощённой пятилепестковой цветочной розеткой с выпуклым центром (на следующих четырёх листьях), двух асимметрично расположенных желудей (на следующей паре листьев), небольшим объёмным бутоном (на верхних четырёх листьях); профилированный карниз между цоколем и основной частью; прямоугольный проём в профилированной раме в центре основной части; прямоугольные горизонтальные плашки под рамой, на южном киоте – с дарственной надписью: «Отъ 6 петербургскихъ жителей стараниемъ Ивана Михайловича Глебычева 1907 г»; небольшие колонны на вертикалях боковин с прямоугольным пьедесталом, завершённым плинтом, профилированной базой из двух валиков с выкружкой между ними, ромбовидный вертикальный призматический руст в нижней трети ствола колонны, спиралевидный орнамент в форме виноградной лозы с гроздьями в верхней части ствола колонны, профилированный пояс, отделяющий ствол колонны от капители, коринфская капитель с рядом акантовых листьев, волютами и фигурной абакой, короткая прямоугольная в плане «архитравная» опора завершения киота с накладным мальтийским крестом на лицевой грани; профилированный карниз в завершении киота, отделённый упрощённым орнаментом, сходным с основным мотивом; треугольный щипец над основной частью киота с помещённой в него резной композицией («Святой Дух»), вписанной в треугольник: горельефное анфасное изображение голубя с раскинутыми крыльями в центре на фоне возвышения – «облака» из плотных плоских завитков на радиально расходящихся лучах; стилизованные объёмные чаши-бутоны над боковинами северного киота и четырёхконечный латинский крест с мелкозубчатыми краями на шаре-«яблоке», фланкированном тонкими завитками развёрнутых в профиль акантовых листьев над «коньком» киота; шарообразные стилизованные чаши над боковинами южного киота и каннелированный восьмиконечный крест, оформленный аналогично кресту северного киота;лицевой (западный) фасад левой части сдвоенного южного киота: раскреповка фасада на боковинах; рельефно выделенный плинтус, отделённый четвертьваликом; высокий рельефно выделенный цоколь с крупной прямоугольной выделенной четвертьваликом филёнкой, в центре которой находится резная розетка из равноконечного каннелированного креста с трилистными скруглёнными завершениями основных лучей, наложенного на кольцевидную розетку с завитками в центре каждой дуги, выделённой лучами креста, вписанного в кольцо с развитыми, повёрнутымив профиль тонкими акантовыми листьями, отходящими от кольца по бокам и образующими на промежуточных осях креста завитки, симметричные, отображённые по вертикали с перехватами на боковых частях, смыкающиеся на вертикальной оси креста; вертикальные прямоугольные узкие филёнки на боковинах, выделенные четвертьваликом, с линейной резной композицией, симметричной, отображённой по горизонтали, из центральной скруглённой розетки со звёздчатой серединой с отходящими уплощёнными развёрнутыми в профиль акантовыми листьями, пересекающимися и образующими розетки, сходные по форме с французской лилией, более крупные с развитым мотивом промежуточные и упрощённые крайние; профилированный карниз между цоколем и основной частью и узкая промежуточная тяга под карнизом; прямоугольный проём в профилированной с рядом мелких квадров «бриллиантового» руста раме в центре основной части; небольшие колонны-балясины на вертикалях боковин: пьедесталы с наложенной на лицевую грань плоской резной звёздчатой четырёхконечной розеткой, гладкая база, над которой расположен валик с незначительным выступом, выделенный крупными выкружками, сужающаяся кверху каннелированная нижняя часть балясины, центральный укрупнённый валик с выкружкой и меньшим валом с небольшими выступами, прямая каннелированная верхняя часть балясины, тонкие «ремешки», валик и выкружка в верхней части, прямоугольный верхний плинт с резным орнаментом в форме вытянутой вверх омеги с лиственным орнаментом со скруглёнными концами; фриз с арочным щипцом и резной композицией из S-образных боковых завитков акантовых листьев, развёрнутых в профиль, центральных омегообразных развитых завитков, образующих возвышение с расположенным над ним четырёхконечным каннелированным латинским крестом с трилистными скруглёнными завершениями основных лучей, резные розетки лекальных очертаний, сходных со стилизованным плоским картушем, с отверстием в центре на боковинах фриза; профилированный карниз с рядом мелких квадров «бриллиантового» руста, завершённый резными каплевидными розетками над боковинами с помещёнными в них стилизованными французскими лилиями, и центральной резной композицией из симметричных развитых разнонаправленных (Т-образных крупных центральных и S-образных мелких боковых) акантовых листьев, увенчанной четырёхконечным латинским крестом со стреловидными окончаниями лучей;оформление напольных (северного и южного) киотов трапезной: раскреповка фасада на боковинах; рельефно выделенный плинтус, отделённый четвертьваликом; высокий рельефно выделенный цоколь с крупной прямоугольной выделенной четвертьваликом филёнкой, в центре которой находится резная розетка из равноконечного каннелированного креста с трилистными скруглёнными завершениями основных лучей, наложенного на кольцевидную розетку с завитками в центре каждой дуги, выделённой лучами креста, вписанного в кольцо с развитыми, повёрнутыми в профиль тонкими акантовыми листьями, отходящими от кольца по бокам и образующих на промежуточных осях креста завитки, симметричные,отображённые по вертикали с перехватами на боковых частях; вертикальные прямоугольные узкие филёнки на боковинах, выделенные четвертьваликом, с линейной резной композицией, симметричной, отображённой по горизонтали, из центральной скруглённой розетки со звёздчатой серединой с отходящими уплощёнными развёрнутыми в профиль акантовыми листьями, пересекающимися и образующими розетки, сходные по форме с французской лилией, более крупные с развитым мотивом промежуточные и упрощённые крайние; профилированный карниз между цоколем и основной частью и узкая промежуточная тяга под карнизом; прямоугольный проём в профилированной с рядом мелких квадров «бриллиантового» руста раме в центре основной части; небольшие колонны-балясины на вертикалях боковин: пьедесталы с наложенной на лицевую грань плоской резной звёздчатой четырёхконечной розеткой, гладкая база, завершённая валиком, цилиндр ствола балясины, выделенный с обеих сторон валиками с выкружками, небольшой короткий энтазис с орнаментом из вертикально расположенных скруглённых развитых акантовых листьев, укрупнённый вал с пояском в центре, отделённый в обеих сторон выкружками с валиками, каннелированный ствол балясины, отделённый от верхних коротких цилиндров ствола с промежуточными меньшими валиками более крупным валиком, прямоугольный верхний плинт с резным орнаментом в форме вытянутой вверх омеги с лиственным орнаментом со скруглёнными концами; фриз с арочным щипцом и резной композицией из равноконечного каннелированного креста с трилистными лилиеобразными завершениями основных лучей, наложенного на кольцевидную розетку с завитками в центре каждой дуги, выделённой лучами креста, вписанного в кольцо, от верхней дуги которого отходят вниз и вбок симметричные упрощённые акантовые листья, и нижней линии орнамента с акантовым мотивом, повторяющим кривизну нижней дуги кольца, плоские резные звёздчатые четырёхконечные розетки на боковинах фриза, профилированный карниз с рядом мелких квадров «бриллиантового» руста, завершённый резными каплевидной формы фестончатыми розетками с боковыми завитками-волютами над боковинами с помещёнными в них стилизованными лилиеобразными розетками, и центральной резной композицией из симметричных развитых разнонаправленных (Т-образных крупных центральных, S-образных мелких боковых и разогнутых нижних) каннелированных акантовых листьев, увенчанной четырёхконечным латинским крестом со стреловидными окончаниями лучей;другие подлинные элементы внешнего и внутреннего убранства здания.
Первоисточник: Портал открытых данных Министерства культуры Российской Федерации (opendata.mkrf.ru).
Что такое открытые данные?
Открытые данные – это информация, размещенная в сети интернет в виде систематизированных данных, организованных в формате, обеспечивающем ее автоматическую обработку без предварительного изменения человеком, в целях неоднократного, свободного и бесплатного использования.
Открытые данные свободно доступны для машиночитаемого использования и дальнейшей републикации без ограничений авторского права, патентов и других механизмов контроля.
Сведения (текст и фотографии) предоставлены Организацией и опубликованы автоматически с официального сайта Министерства культуры Российской Федерации.
Дополнительная информация:
Администрация портала «ИнфоТаймс» не несет ответственности за предоставленный материал, а также за действия Организацией и/или иных лиц, действующих от его имени и по его поручению либо от своего имени, но по поручению Организации, в том числе в связи с реализацией такими лицами билетов, а равно за организацию, проведение и содержание Мероприятий.