Предметом охраны объекта культурного наследия местного (муниципального) значения (памятника) «Церковь Николая Чудотворца», 1725 г., 1799 г. (Ярославская область, Некрасовский район, дер. Бор), в составе объекта культурного наследия местного (муниципального) значения (ансамбля) «Ансамбль церкви Николая Чудотворца», 1725 г., первая половина XVIII в. (Ярославская область, Некрасовский район, дер. Бор), являются:- композиционные особенности здания, являющегося композиционной доминантой храмового комплекса;- линейная объёмно-пространственная композиция здания, состоящего из следующих объёмов (с запада на восток): прямоугольный в плане, близкий к квадрату притвор; широкая, прямоугольная в плане трапезная с южным приделом, выступающим по линии южного фасада четверика и завершённым на востоке гранёной апсидой; повышенный двухсветный четверик; трёхчастная пониженная относительно четверика апсида;- исторические завершения объёмов, в том числе характер исторического покрытия притвора четырёхгранным куполом с полицей и чашевидной главкой на глухом цилиндрическом барабане;- перекрытие трапезной и южного придела единой повышенной двухскатной крышей с вальмами над апсидой придела;- форма и конфигурация четырёхскатной крыши четверика с пятиглавием, собранным к центру крыши, на глухих цилиндрических барабанах с маковичными главками и восьмиконечными крестами на «яблоках»;- форма и конфигурация прямой скатной крыши апсиды с небольшой чашевидной главкой на цилиндрическом барабане;- характер кровельного покрытия – металл;- характер исторического покрытия главок четверика – косая металлическая шашка;- местоположение, габариты, конфигурация и оформление исторических входных и оконных проёмов, в том числе ложных и заложенных: прямоугольная форма и осевое расположение проёмов на фасадах здания; характер исторических столярных заполнений оконных проёмов с равноячеистой расстекловкой;- капитальные стены из красного глиняного кирпича размером 25 (24) × 12 × 7 см;- композиция и архитектурно-художественное оформление фасадов притвора, в том числе широкие угловые лопатки с прямоугольными, близкими к квадрату ширинками в нижней части и профилированными тягами в верхней; сохранившиеся рельефно выделенные архивольты арочных проёмов на трёх сторонах;- композиция и архитектурно-художественное оформление фасадов четверика и апсиды, северного фасада трапезной, в том числе рельефно выделенный цоколь и полувалик над цоколем, раскрепованные пилястрами; оформление наличников оконных проёмов: перспективные контрналичники; наличники с уступчатными подоконными полками, окон второго света четверика со сдвоенными подоконными полками; боковинами-колонками с уступчатыми импостами в нижней части, перехватами-полуваликами в нижней трети и под завершениями, повышенными уступчатыми профилированными завершениями; фигурными профилированными навершиями с разрывами, заполненными уступчатыми замковыми камнями; промежуточные и угловые пилястры с базами – раскреповками цоколя и капителями – раскреповками антаблемента; антаблемент северного фасада трапезной (сохранился частично) и фасадов апсиды: ряд бегунца, над ним три ряда поребрика, уступчатый карниз упрощённого профиля; антаблемент четверика, состоящий из двух рядов «городков» и ряда ложных закомар – плоских арочных перспективных ниш с килевидным обрамлением, чередующихся с короткими пилястрами без баз с уступчатыми капителями; между оконными проёмами второго света четверика, в том числе ложными на северном фасаде, ниши-киоты с лучковыми перемычками: на северном фасаде в обрамлении простого профиля с повышенным килевидным завершением, увенчанным плоской каплевидной нишей на уступчатом основании в простом обрамлении – стилизованной главкой, с изображением Николая Чудотворца; на южном фасаде в обрамлении простого профиля с клинчатым замковым камнем в перемычке с уступчатым завершением, с изображением Спаса Вседержителя; оформление барабанов пятиглавия полуваликами у основания и уступчатым завершением под главками; оформление центрального проёма южного фасада четверика, бывшего дверного, состоящее из контрналичника, обработанного четвертьваликом, боковин-полуколонн на кубоватом основании с перехватами-полуваликами на стволах и капителями упрощённого профиля; килевидной перемычки с рядом дентикул;- композиция и архитектурно-художественное оформление фасадов южного придела трапезной с апсидой, в том числе рельефно выделенный цоколь, полувалик и полка, проходящие над цоколем, раскрепованные пилястрами; угловые и промежуточные пилястры с базами – раскреповками цоколя и капителями – раскреповками антаблемента; профилированные подоконные полки; архитравная тяга-полувалик, гладкий фриз и профилированный венчающий карниз;- характер обработки фасадной поверхности – известковая обмазка наружных стен;- историческая планировка в капитальных стенах, разделяющих объёмы: притвор, трапезную, четверик и апсиду;- материал, конструкция и характер связей капитальных стен, перекрытий объёмов здания: сомкнутые своды в перекрытии притвора, четырёхстолпной трапезной, четверика, центральной части южного придела; гранёный сомкнутый свод в перекрытии западной части южного придела; перекрытие апсиды южного придела коробовым сводом с двумя примыкающими восточными сомкнутыми лепестками с щековыми распалубками над оконными проёмами; перекрытие боковых алтарных апсид сводами с конхами, перекрытие центральной части апсиды сомкнутым сводом; воздушные и внутристенные связи;- форма, габариты, местоположение проёмов с арочными перемычками во внутренних капитальных стенах здания;- архитектурно-художественное оформление интерьера притвора, в том числе пилястры без баз с упрощёнными уступчатыми капителями в основании подпружных арок; оформление входного проёма в трапезную: рамочное перспективное обрамление, пилястры с упрощёнными капителями и поставленные перед ними тонкие колонны на пьедесталах – раскреповках цоколя, с профилированными базами, перехватами-полуваликами в верхней четверти ствола, небольшим энтазисом под капителями и укрупнёнными, прямоугольными в плане уступчатыми двухъярусными капителями; крупный полувалик в нижней части (по цоколю) восточной стены притвора;- историческое наружное заполнение дверного проёма между притвором и трапезной: кованая железная двупольная дверь на кованых петлях и крюках, с кованым засовом, с решётчатой основой, кованым кольцом-ручкой;- архитектурно-художественное оформление интерьера четверика, в том числе сохранившиеся литые плиты исторического напольного покрытия; исторический пятиярусный иконостас у восточной стены четверика, в девять осей с заглублёнными второй и восьмой осями и обращёнными друг к другу попарно первой и третьей, седьмой и девятой осями и заглублёнными в арочную нишу царскими вратами, имеющий ордерную композицию: первый и второй ярусы объединены портиками на четвёртой и шестой осях; третий и четвёртый ярусы объединены крупным центральным портиком в четвёртую, пятую и шестую оси шириной и симметричными портиками на второй и восьмой осях; портики и карнизы иконостаса отделаны резными узорами; колонны портиков – коринфского ордена;- сложившаяся система стеновых росписей трапезной, четверика, алтарных апсид и южного придела с апсидой.
Первоисточник: Портал открытых данных Министерства культуры Российской Федерации (opendata.mkrf.ru).
Что такое открытые данные?
Открытые данные – это информация, размещенная в сети интернет в виде систематизированных данных, организованных в формате, обеспечивающем ее автоматическую обработку без предварительного изменения человеком, в целях неоднократного, свободного и бесплатного использования.
Открытые данные свободно доступны для машиночитаемого использования и дальнейшей републикации без ограничений авторского права, патентов и других механизмов контроля.
Сведения (текст и фотографии) предоставлены Организацией и опубликованы автоматически с официального сайта Министерства культуры Российской Федерации.
Дополнительная информация:
Администрация портала «ИнфоТаймс» не несет ответственности за предоставленный материал, а также за действия Организацией и/или иных лиц, действующих от его имени и по его поручению либо от своего имени, но по поручению Организации, в том числе в связи с реализацией такими лицами билетов, а равно за организацию, проведение и содержание Мероприятий.