Предметом охраны объекта культурного наследия федерального значения «Церковь Зачатия Св. Анны», 1678 – 1686 гг., XVIII в. (Ярославская область, г. Ростов, ул. Энгельса, д. 44), в составе объекта культурного наследия федерального значения «Ансамбль Спасо-Яковлевского монастыря», XVII – XIX вв., 1914 год (Ярославская область, г. Ростов, ул. Энгельса, д. 16/10, 44), являются: - местоположение и градостроительные характеристики здания, участвующего в формировании ансамбля Спасо-Яковлевского монастыря, играющего роль пространственной и высотной доминанты в композиционно-планировочной структуре ансамбля; - объемно-пространственная композиция пятиглавой, с тремя пониженными апсидами и пониженным западным притвором церкви 1678 – 1686 гг., XVIII в., первой трети XIX в., составляющей единый объем с примыкающей вплотную с северной стороны церковью Святого Иакова первой трети XIX в., с квадратным в плане четвериком, цилиндрическими барабанами, центральный из которых световой, а угловые – глухие, пониженным западным притвором с аттиками, завершенными фронтонами; высотные отметки по венчающим карнизам, завершению барабанов и фронтонов; - главы XVII – XIX вв.: одна большая центральная и 4 малые угловые, их конструкции, материал барабанов (кирпич) и маковиц (металл), форма маковиц, колористическое решение и характер окрытия маковиц (листовой металл), их высотные отметки по подкрестным «яблокам», восьмиконечные кресты на шаровидных «яблоках» с цепями-расчалками, металлические просечные подзоры под «юбками», «звезды» на угловых главах (с учетом результатов реставрационных работ второй половины XX в. – начала XXI в.);- крыши, в том числе четырехскатная крыша четверика, ее металлические стропильные конструкции XVIII в., колористическое решение и характер окрытия (листовой металл), высотные отметки по конькам и свесам; - композиционное решение и архитектурно-художественное оформление фасадов 1678 – 1686 гг., XVIII в., первой трети XIX в., в том числе: местоположение, форма, размер, оформление оконных и дверных проемов, включая щелевидные окна барабана центральной главы, окна притвора с фрамугами стрельчатых очертаний, наличники с навершиями сложной формы на колонках в нижнем ярусе, обрамление окон верхнего яруса фигурным кирпичом; вертикальные и горизонтальные членения фасадов, включая цоколи, лопатки четверика, сужающиеся снизу вверх, полуколонки апсид, аркатурно-колончатые пояса на четверике, на барабанах и по апсидам, пояски с поребриком, валики; оформление западного и южного фасадов притвора первой трети XIX в., составляющего единую симметричную композицию с западным фасадом, примыкающим к церкви Святого Иакова, включая ионические колонны и пилястры большого и малого ордера, аттики, завершенные треугольными и лучковыми прерванными фронтонами, декоративные пирамидки-обелиски, плоские овальные, прямоугольные, ромбовидные и полуциркульные ниши, раскреповку стилобата и антаблемента по парам колонн большого ордера, фрагменты триглифо метопного фриза и софитного карниза с модульонами над импостами, лепные цветочные розетки в ромбовидных нишках и в круглых медальонах, рустованные стрельчатые перемычки, выступающие за плоскость стены, декор притвора первой трети XIX в. в интерьере церкви Святого Иакова; - материал и характер отделки фасадов 1678 – 1686 гг., XVIII в., первой трети XIX в., включая известковую обмазку по штукатурке, гладкую штукатурку с окраской, кирпичный руст, кирпичные и белокаменные цоколи, белокаменные вставки в кирпичную кладку, лепной и белокаменный декор (уточняется в процессе исследований на этапе проведения работ);- колористическое решение фасадов 1678 – 1686 гг., XVIII – XIX вв., включая местоположение, сюжетное содержание и колористическое решение живописных вставок на западном фасаде (уточняется в процессе исследований на этапе проведения работ); - пространственно-планировочная структура интерьеров (в пределах капитальных стен, опор и сводчатых перекрытий) четырехстолпного, крестово-купольного, без подклета храма 1678 – 1686 гг., XVIII в., первой трети XIX в., с западным притвором первой трети XIX в.: четверик, освещенный окнами в три света, четыре крещатых подкупольных столба, несущих на парусах барабан центральной главы, система перекинутых от столбов к стенам и между столбами на уровне около 2/3 высоты четверика промежуточных арок, по которым проходит галерея, открытая в пространство четверика проемами овальной (на парусах) и прямоугольной формы, высокая кирпичная, объединяющая на большую часть высоты восточную пару подкупольных столбов алтарная преграда – иконостас, проемы с трехцентровым завершением в алтарной преграде, пониженное пространство апсид, выделенное в алтаре самостоятельным конховым сводом, пространство диаконника, местоположение проемов, ведущих из алтаря и храмовой части в примыкающую церковь Святого Иакова, и проема на внутристенную лестницу, уровень солеи, повышенный по отношению к уровню пола храмовой части, пространство притвора, перекрытое системой крестовых сводов, разделенных подпружными арками, местоположение проема из притвора в притвор церкви Святого Иакова; - капитальные стены, опоры и сводчатые перекрытия 1678 – 1686 гг., XVIII в., первой трети XIX в., их материал (кирпич XVII – XIX вв. на известково песчаном растворе, белокаменные вставки) и характер конструкции, в том числе купол центральной главы, паруса, подпружные арки, лотковые своды в рукавах подкупольного креста и полулотковые – в угловых компартиментах, коробовые, переходящие в конхи своды алтарной части, дополнительный конховый свод над диаконником, печуры в алтаре с трехцентровыми и городчатыми перемычками, окно с городчатым завершением в пространстве внутристенной лестницы, крестовые своды первой трети XIX в. с подпружными арками в притворе, голосники в стенах; - лестницы 1678 – 1686 гг., XVIII в., XIX в. – начала XX в., их местоположение, конструкция, материал и оформление, включая внутристенную кирпичную лестницу на галерею и чердак с деревянным поручнем у нижнего марша, ступени в проемах, ведущих в церковь Святого Иакова из храмовой и алтарной частей и притвора, окрытые металлическими плитами, ступени всхода к нише аркосолию, покрытые мраморными плитами, ступень всхода на солею, покрытая метлахской плиткой; - архитектурно-художественное оформление интерьеров 1678 – 1686 гг., XVIII в., XIX в. – начала XX в., включая лопатки по стенам, соответствующие подкупольным столбам, аркаду из полуколонок с кубоватыми базами и капителями, каменный киот кирпичной алтарной преграды – иконостаса, трехчетвертные колонны, фланкирующие профилированный перспективный проем Царских врат, местоположение, содержание и оформление текстовой надписи в нише местного ряда справа от Царских врат, обработку валиком из тесаного кирпича обрезов овальных проемов галереи, перспективный портал входа из притвора в основную часть храма, выполненный из тесаного кирпича, с трехцентровым завершением, оформление интерьера притвора пилястрами и полуколоннами с постаментами из фигурного кирпича, карниз из фигурного кирпича в интерьере притвора; - фресковые росписи конца XVII в., росписи XIX в. в местах отсутствия первоначальных росписей конца XVII века (в том числе пятиярусный иконостас, написанный на алтарной стене), их местоположение, материал, техника и технология исполнения, колористическое решение и сюжетно иконографическая программа (с учетом результатов реставрационных работ второй половины XX в. – начала XXI в.);- напольные покрытия 1678 – 1686 гг., XVIII в., XIX в. – начала XX в., их материал, характер и колористическое решение, включая кирпичную выстилку полов четверика и внутристенной лестницы XVII в. (местоположение и сохранность уточняются в процессе натурных реставрационных исследований), гладкие и орнаментированные, с рельефным рисунком металлические плиты XVIII и XIX вв. в притворе и на ступенях, ведущих в церковь Святого Иакова, полихромную метлахскую плитку начала XX в. нескольких типов, в том числе с каймой, в алтаре, на солее и в основном храмовом пространстве, цементную плитку начала XX в.; - заполнения дверных проемов XVII – XVIII вв., в том числе глухая дверь, окованная крест накрест металлической полосой в проеме, ведущем из притвора в четверик, глухая, окованная полосой дверь в обособленное помещение дьяконника в алтаре, с кованым засовом, жиковинами и накладками; - оконные столярные заполнения начала XX в. со скобяными приборами, их материал (дерево), оформление и колористическое решение, подоконники окон нижнего яруса из белого камня; - витраж в барабане центральной главы, имеющий форму двенадцатигранного шатра, в верхней части которого находится крест, помещенный в окружность; материал витража (прозрачное и цветное (синее) стекло, деревянные рамы); - художественный и конструктивный металл XVII в. – начала XX в., в том числе металлические оконные решетки с квадратными звеньями XVII в. и кубчатые XIX в., фигурный металлический козырек начала XX в. над главным входом, две цепи от паникадил XVIII в. с шарами и листьями в четверике, кованые металлические решетки, кубчатые и вязаные из полосы ограждающие переходные мостки на уровне галереи, идущей по верху промежуточных арок, решетки духового отопления начала XX в. в полу, воздушные и внутристенные металлические связи, подставы, засовы, крюки, костыли;- комплекс захоронений в притворе, надгробные памятники XIX в. – начала XX в., их местоположение, оформление, материал и техника исполнения; - местоположение захоронения святого Димитрия Ростовского XVIII в.
Первоисточник: Портал открытых данных Министерства культуры Российской Федерации (opendata.mkrf.ru).
Что такое открытые данные?
Открытые данные – это информация, размещенная в сети интернет в виде систематизированных данных, организованных в формате, обеспечивающем ее автоматическую обработку без предварительного изменения человеком, в целях неоднократного, свободного и бесплатного использования.
Открытые данные свободно доступны для машиночитаемого использования и дальнейшей републикации без ограничений авторского права, патентов и других механизмов контроля.
Сведения (текст и фотографии) предоставлены Организацией и опубликованы автоматически с официального сайта Министерства культуры Российской Федерации.
Дополнительная информация:
Администрация портала «ИнфоТаймс» не несет ответственности за предоставленный материал, а также за действия Организацией и/или иных лиц, действующих от его имени и по его поручению либо от своего имени, но по поручению Организации, в том числе в связи с реализацией такими лицами билетов, а равно за организацию, проведение и содержание Мероприятий.