Церковь Покрова с колокольней

Предметом охраны объекта культурного наследия регионального значения «Церковь Покрова с колокольней», 1769 г. (Ярославская область, г. Переславль-Залесский, ул. Плещеевская, д. 13а), являются: - местоположение и градостроительное значение храма, являющегося архитектурным акцентом и градостроительной доминантой, формирующей силуэт и композицию архитектурного ансамбля исторического центра города Переславля-Залесского; - историческая объемно-пространственная линейно-осевая композиция храма, вытянутого по оси запад – восток, состоящего из полукруглой апсиды, четверика, выстроенного по типу «восьмерик на четверике» с граненым куполом со световым барабаном, увенчанным  круглой главкой с крестом, прямоугольного в плане объема трапезной, перекрытого двускатной крышей, и паперти с одноэтажной пристройкой со стороны южного фасада и надстроенной двухъярусной колокольней, увенчанной глухим четырехгранным барабаном с главкой; - капитальные стены, сложенные из красного полнотелого керамического кирпича; кирпичные сводчатые перекрытия паперти, трапезной и апсиды, восьмилотковый купол четверика, тромпы в четверике; оконные откосы и распалубки; металлические воздушные и внутристенные связи;- форма и габариты исторических крыш: двускатной крыши трапезной; четырехгранного купола колокольни с люкарнами; шатровой крыши четверика, полуциркульной крыши апсиды; материал кровельного покрытия – металлический лист на фальцевом соединении (покрытия купола четверика и апсиды – в диагональную шашку);- характер обработки фасадной поверхности стен храма и колокольни: известковая обмазка по кирпичу, историческое колористическое решение (уточняется методами научной реставрации); - форма, габариты, местоположение исторических проемов: арочных дверных проемов паперти, трапезной, четверика и алтаря; арочных проемов – звонов колокольни (в том числе заложенных); арочных оконных проемов четверика и апсиды; оконных проемов с лучковыми перемычками первого света восьмерика; круглых окон – люкарн второго света восьмерика (в том числе заложенных); люкарн в куполе четверика и колокольни; лучковых окон светового барабана четверика;  - характер исторических столярных заполнений оконных проемов; рисунок оконных переплетов проемов трапезной и нижнего светового яруса четверика: сегментная расстекловка верхней фрамуги с мандорлой в центре и метрической прямоугольной шестичастной расстекловкой створок; сохранившиеся кованные решетки оконных проемов; шестичастная расстекловка заполнений лучковых проемов, сегментная расстекловка люкарн; - композиция и архитектурно-художественное оформление фасадов апсиды, нижнего яруса четверика и трапезной: слабо выступающий из плоскости стены цоколь, оштукатуренный, окрашенный, выделенный поясом-поребриком; венчающий ступенчатый карниз; гладкие лопатки, раскреповывающие карниз; мелкопрофилированные рамочные обрамления оконных проемов, массивные контрналичники с полукруглым профилированным сандриком бровкой на «плечиках», обрамляющим гладкий слегка выступающий тимпан, с боковыми «ушами» и «серьгами», с профилированной подоконной полкой на боковых профилированных кронштейнах; - композиция и архитектурно-художественное оформление фасадов восьмерика: огибающие угловые лопатки, декоративный профилированный антаблемент; круглые наличники люкарн с замковыми камнями; оформление лучковых проемов второго светового яруса: мелкопрофилированные обрамления по контуру проемов, контрналичники с треугольными профилированными сандриками, боковыми «ушами» и «серьгами», профилированными подоконными полками, расположенные на ступенчатых кронштейнах; сохранившаяся живопись в виде библейского сюжета на восточном фасаде восьмерика;- архитектурно-художественное оформление люкарн купола четверика: профилированное обрамление круглого проема, профилированный сандрик бровка, изогнутые боковинки наличника, акцентированные парой кругов в верхней части, в нижних угловых частях – ромбом в квадрах; - архитектурно-художественное оформление светового барабана: рельефно выделенные цоколь и профилированный карниз, декорированный поясом гутт, на скошенных углах – гладкие лопатки; оформление оконных проемов треугольным сандриком;- композиция и архитектурно-художественное оформление первого яруса колокольни (паперти): рельефно выделенный цоколь, широкий профилированный антаблемент в завершении яруса – профилированный венчающий карниз с поясом из дентикул, гладкий фриз, ступенчатый архитрав; угловые рустованные лопатки и гладкая лопатка со стороны северного фасада, раскреповывающая архитрав; рустованное обрамление арочного проема северного фасада; рельефно выделенные угловые лопатки и карниз южной пристройки;- композиция и архитектурно-художественное оформление второго и третьего ярусов колокольни: рельефно выделенный цоколь и сложно профилированный крепованный антаблемент на каждом ярусе, гладкие пилястры, фланкирующие проемы звонов, с уступчатыми капителями и простыми базами; мелкопрофилированный архивольт с замковым камнем на уступчатых импостах и гладкий рамочный наличник арочных звонов; фигурные филенки в антрвольтах арочных звонов; металлические воздушные связи звонов и ажурные металлические парапеты третьего яруса; пластические выступы стены, образующие креповку углов ярусов;- архитектурно художественное оформление люкарн купола колокольни: профилированный венчающий карниз; мелкопрофилированные круглые наличники; декоративные ромбы в нижних углах;- архитектурно художественное оформление четырехгранного барабана колокольни: параболический пояс с острыми навершиями и поясом из небольших кругов на фасадах барабана; валик, отделяющий нижнюю часть фасадов; пояс в нижней части фасадов, состоящий из небольших кругов, центральные из которых размещены в ромбе; - пространственно-планировочная структура в капитальных стенах и перекрытиях; - архитектурно-художественное оформление интерьера паперти: заполнение входного арочного проема – прямоугольная двустворчатая деревянная дверь с филенками, расстекловкой и скобянкой, застекленным полуциркульным тимпаном в завершении; входной проем из притвора в трапезную с лучковой перемычкой, заполнение – двустворчатая дверь с металлическими накладками; оштукатуренные стены и свод; монументальная живопись в виде сюжетных библейских композиций, херувимов, растительного орнамента; воздушные металлические связи; покрытие пола – цементная мозаика; - архитектурно художественное оформление интерьера трапезной: входной проем с лучковой перемычкой, заполнение проема – двустворчатая, деревянная, филенчатая дверь со скобянкой и расстекловкой; оштукатуренные стены и свод, покрытые живописным слоем (масляная живопись XIX – XX вв.); монументальная живопись стен в виде сюжетных библейских композиций, размещенных в рамках; форма и габариты распалубки; одноярусный с аттиком, деревянный иконостас, выполненный в барочном стиле, с колоннами, увитыми виноградными лозами, головами херувимов в полуциркульных тимпанах, и царскими вратами с резьбой растительного орнамента, окрашенный (колористическое решение уточняется методами научной реставрации); - архитектурно художественное оформление интерьера четверика и апсиды: лепной мелкопрофилированный наличник арочного проема, соединяющего трапезную с четвериком; лепные профилированные наличники арочных проемов первого света четверика; лепные профилированные наличники с декоративными перехватами оконных проемов арочных оконных проемов апсиды; форма и габариты откосов и распалубок оконных проемов четверика и апсиды; лепные профилированные наличники с декоративными перехватами оконных проемов с лучковыми перемычками второго и третьего света четверика; круглые профилированные наличники люкарн; оштукатуренные стены и свод, покрытые живописным слоем (масляная живопись XIX – XX вв.); монументальная живопись стен в виде сюжетных библейских композиций, размещенных преимущественно ярусами в рамках, орнаментальных композиций; деревянный четырехъярусный резной иконостас, декорированный колоннами, пропильной ажурной резьбой, резьбой растительного орнамента, «бриллиантовыми» квадрами накладными, с царскими вратами с декоративной резьбой, окрашенный (колористическое решение уточняется методами научной реставрации); - иконы: икона «Никола поясной» в окладе, XVIII в. (расположена в иконостасе придела в трапезной); икона «Богоматерь Боголюбивая» в окладе, XVIII в. (расположена в киоте четверика).
 

Первоисточник: Портал открытых данных Министерства культуры Российской Федерации (opendata.mkrf.ru).
Что такое открытые данные?
Открытые данные – это информация, размещенная в сети интернет в виде систематизированных данных, организованных в формате, обеспечивающем ее автоматическую обработку без предварительного изменения человеком, в целях неоднократного, свободного и бесплатного использования.
Открытые данные свободно доступны для машиночитаемого использования и дальнейшей републикации без ограничений авторского права, патентов и других механизмов контроля.
Сведения (текст и фотографии) предоставлены Организацией и опубликованы автоматически с официального сайта Министерства культуры Российской Федерации.
Дополнительная информация:
Администрация портала «ИнфоТаймс» не несет ответственности за предоставленный материал, а также за действия Организацией и/или иных лиц, действующих от его имени и по его поручению либо от своего имени, но по поручению Организации, в том числе в связи с реализацией такими лицами билетов, а равно за организацию, проведение и содержание Мероприятий.
Партнёрская программа
Участвуя в Партнёрской программе V4.Market любая организация РФ самостоятельно публикует свои информационные материалы.
Возврат к списку



Реклама на сайте