Предметом охраны объекта культурного наследия регионального значения «Церковь Благовещения в Яковлевской слободе: церковь», 1769 г., 1783 г. (г. Ярославль, ул. 3-я Яковлевская, д. 9), являются:- композиционные особенности здания, являющегося доминантой храмового ансамбля, участвующего в формировании застройки сохранившихся улиц исторического села: ул. 4-й Яковлевской и части ул. Космонавтов;- линейная, ориентированная по оси восток-запад, с незначительным отклонением объёмно-пространственная композиция сложного объёма храма трапезного типа, состоящего из прямоугольного в плане двухсветного четверика, увенчанного пятиглавием на глухих барабанах; полукруглой алтарной апсиды, перекрытой конхой, примыкающей к четверику с востока; примыкающей к четверику с запада прямоугольной в плане трапезной с приделом с южной стороны с увенчанной небольшой луковичной главкой на глухом барабане выступающей алтарной апсидой придела в форме неправильной трапеции со скруглённой стороной; примыкающей к трапезной с запада по линии основной композиционной оси колокольней, более узкой, прямоугольной в плане, четырёхъярусной: нижние три яруса – четверик, верхний – восьмерик, увенчанный гранёным куполом с невысоким фигурным шпилем; примыкающей к южному фасаду колокольни и западному фасаду трапезной папертью, прямоугольной в плане, одноярусной; четырёхскатная форма, габариты, угол наклона скатов прямой крыши четверика; размеры, форма круглых в плане глухих барабанов под главами четверика; луковичная форма глав; форма, габариты, угол наклона скатов конх апсид четверика и придела; форма и габариты прямой двухскатной крыши трапезной; форма и габариты прямой крыши паперти; характер кровельного покрытия и покрытия глав – металл; характер исторического завершения колокольни: гранёный купол со шпилем и крестом;- местоположение, габариты, конфигурация и оформление исторических оконных и дверных проёмов на фасадах здания, в том числе ложных и заложенных: неравномерное расположение осей оконных проёмов на фасадах четверика и трапезной; форма оконных проёмов с лучковойперемычкой первого света четверика и апсиды храма, в том числе ложного окна на восточной стороне апсиды; форма прямоугольных оконных проёмов трапезной и придела; арочные входные проёмы на западных фасадах колокольни и паперти, на южном фасаде паперти; характер исторических столярных заполнений и рисунка оконных переплётов храма; исторические кованые кубоватые решётки в оконных проёмах здания;- местоположение, габариты, конфигурация и оформление проёмов колокольни с арочными перемычками, на верхнем ярусе («слухах») на восьмерике – с лучковыми перемычками;- капитальные стены здания из красного глиняного кирпича размером 27 (26) × 13 × 7 см, сложенного способом цепной кладки;- композиция и архитектурно-художественное оформление фасадов здания, в том числе по периметру рельефно выделенный цоколь с полуваликом, проходящим над ним с незначительным отступом; угловые и промежуточные пилястры, на первом ярусе колокольни сдвоенные, составляющие основу портика, на северо-западном углу трапезной и на углах четверика – огибающие; на фасадах апсиды четверика промежуточные пилястры; профилированные венчающие карнизы, раскрепованные пилястрами, с фризом, выделенные тонкой тягой-полуваликом; профилированный венчающий карниз и фриз апсиды четверика с рядом поребрика; треугольные фронтоны с профилированными наклонными карнизами с рядом уступчатых зубцов над западным и южным фасадами паперти; трёхсторонние профилированные наличники с профилированными подоконными полками, с контрналичниками оконных проёмов первого яруса четверика и апсиды четверика, состоящие из боковин в форме филёнчатых пилястр с базами и капителей-кронштейнов, поддерживающих профилированную перемычку-сандрик с рядом мелких зубцов; двойные наличники окон второго света четверика: внутренние – арочные профилированные, внешние – прямоугольные, состоящие из боковин-пилястр с базами, каннелированной нижней частью, филёнчатой верхней частью и капителей-кронштейнов, поддерживающих профилированные сандрики с двумя рядами зубцов; слабо раскрепованные на вертикалях боковин профилированные подоконные полки с рядом мелких зубцов на профилированных импостах с четырьмя трапециевидными подвесками-«каплями»; небольшие плоские с лучковыми перемычками киоты в рамочном обрамлении (полувалик) или тягой на северном, южном и восточном фасадах четверика и на восточной стороне апсиды четверика;- композиция и архитектурно-художественное оформление фасадов колокольни, в том числе плоские портики на сдвоенных пилястрах с выпущенным северо-западным углом в оформлении северного и западного фасадов первого яруса; профилированный карниз первого яруса, раскрепованный пилястрами; над портиками треугольные фронтоны, поставленные над гладким фризом, с профилированными с рядом крупных плоских зубцов карнизами; профилированный промежуточный карниз над гладким фризом между первым и вторым ярусами; в оформлении второгояруса колокольни сдвоенные пилястры в простенках проёмов с упрощёнными базами и капителями, узкие угловые огибающие пилястры, профилированные капители которых расположены ниже капителей сдвоенных пилястр; уступчатый архитрав, гладкий фриз и профилированный карниз с рядом зубцов в завершении яруса; профилированные огибающие полочки-импосты в интрадосе проёмов яруса у основания архивольтов арочных проёмов; замковый камень в шелыге арочной перемычки проемов; оформление третьего яруса колокольни: гладкое основание яруса, оформление простенков проёмов широкими лопатками с фигурными филёнками, состоящими из широкого вертикального «шва» с круглой углублённой профилированной розеткой в верхней части; архитравная фасция, отделённая от фриза полочкой простого профиля, соединяющая лопатки; фриз, профилированный карниз с горизонтальной плитой небольшого выноса; профилированные архивольты арочных проемов, опирающиеся на профилированные огибающие полки-импосты; прямоугольные тумбы с карнизами простого профиля на выступающих углах третьего яруса; оформление четвёртого яруса плоскими нишами; угловые огибающие пилястры с полуваликом на уровне шейки и упрощённой капителью в простенках проёмов и ниш; антаблемент яруса, состоящий из узкого архитрава, отделённого от фриза полуваликом, и карниза с нижним уступом-полуваликом; фронтоны-кокошники с плоской арочной нишей в тимпане и выступающим карнизом простого профиля над каждой стороной яруса;- характер обработки фасадной поверхности: оштукатуренные поверхности наружных стен;- пространственно-планировочная структура интерьера: историческая линейная планировка объёмов в капительных стенах, выделяющих алтарную апсиду, четверик, трапезную, паперть и колокольню;- внутристенная кирпичная лестница на первый ярус колокольни в северной капитальной стене;- материал, конструкция и характер связей капитальных стен, перекрытий основного храма: зеркальный свод паперти, состоящий из падуг с небольшим плоским зеркалом в центре; крестовые своды трапезной и придела, сомкнутые своды четверика и алтарной апсиды, воздушные связи сводов;- архитектурно-художественное оформление интерьера паперти: профилированный карниз в основании свода; сдвоенные лопатки на северной стене;- архитектурно-художественное оформление интерьера трапезной с приделом: профилированные обрамления дверных проёмов; в интрадосах подпружных арок фигурные филёнки: кольцевая в центре и вытянутые прямоугольные с полукруглыми выемками на концах; профилированные тяги с орнаментом в форме шеврона на ребрах сводов, сходящиеся в центре, отмеченном кольцевой сложнопрофилированной розеткой; центральная розетка в форме цветка, обрамлённого лучами четырёхконечного креста иакантовыми листьями на западных сводах, центральная розетка с лепным изображением голубя на восточных сводах; на рёбрах сводов профилированные тяги и цветочные гирлянды, начинающиеся от прямоугольных выступов центральной розетки, состоящие из стилизованного цветка, от которого последовательно отходят несколько ярусов повторяющихся развитых небольших акантовых листьев, направленных вверх, затем ряд упрощённых цветочных розеток, направленных вниз; фресковые сюжетные и орнаментальные росписи на стенах, лотках сводов, филёнках в интрадосах арочных проемов; храмозданные надписи;- местоположение, габариты, конструкция, конфигурация, оформление резного двухъярусного иконостаса придела во имя Неопалимой купины Пресвятой Богородицы в северо-восточной части трапезной, в том числе:композиция иконостаса: четыре обращённые к западу основные оси, расположенные на второй южной оси Царские врата и три боковые оси, обращённые к югу;оформление первого яруса иконостаса: плинтус, отделённый профилированной тягой, филёнчатый цоколь, раскрепованный на вертикалях простенков; в углах профилированных крупных прямоугольных филёнок контурные лиственные розетки; на раскреповках цоколя – четырёхконечные резные выпуклые цветочные розетки прямоугольного плана; рамы первого яруса иконостаса прямоугольные, на крайних боковых осях более широкие; на раскреповках цоколя резные наборные колонки (профилированные базы с нижней квадратной плитой; кувшинообразный элемент с вертикальным орнаментом из пальметт с бусинами; перехват с валиком с редкими бусинами; цилиндр с обращёнными на три стороны четырёхлепестковыми розетками, вписанными в круг; куб с обращёнными на три стороны лиственными розетками и бусиной в центре, ограниченный профилированными перехватами; «кувшин» в крупными вертикальными акантовыми листьями; валик с рядом редких бусин, отделённый профилированными перехватами; кубическая шейка, покрытая на лицевых осях сетчатым орнаментом, на боковых – объёмным орнаментом из пирамидальных выступов); антаблемент, состоящий из узкой архитравной полочки, гладкого фриза и карниза, покрытого орнаментом в диагональную сетку; фриз с рядом «червонок» со скрученными в кольца концами, карниз, декорированный рядом вертикально поставленных разнонаправленных стрелок (узкой с раздвоенным концом, направленной вниз, и более широкой у основания «ёлочкой», направленной вверх); на боковых осях иконостаса фриз, декорированный завитками; арочный проём Царских врат;оформление двухстворчатых Царских врат: створки килевидные, завершённые крупными волютами; оформление нижней части створок (плоский плинтус, рамы, заполненные ажурной орнаментальной резьбой из центральной цветочной розетки и отходящих от неё акантовых и виноградных листьев, акцентированных сверху и снизу линейным ромбовидным орнаментом; профилированное завершение цоколя в формепромежуточного карниза); оформление верхней части створок, выполненное в технике ажурной резьбы (тонкая рама с рядом бус по периметру и помещёнными в неё акантовыми листьями и стилизованными виноградными листьями с крупными четырёхлепестковыми розетками, соединяющими по вертикали овальные профилированные рамы (по три на каждой створке); ряд бус по периметру верхней части створок); нащельник Царских врат, образованный раскреповкой цоколя с орнаментом в форме шнура с вложенными овами в нижней части, украшенный в верхней части столбиком с «дыньками» в основании и орнаментом в виде последовательно наложенных друг на друга листьев, увенчанный четырёхконечным крестом с рядом бус на лопастях на кувшинообразном основании;оформление второго яруса иконостаса: фигурные рамы с килевидными навершиями, увенчанные крестами; повышенная рама над Царскими вратами; профилированные арочные проёмы; трехлепестковый проём над Царскими вратами; орнамент из пятиугольников и небольших треугольных заоваленных бусин по внешнему краю рамы; оформление килевидного навершия в форме волют с цветочными розетками в них на повышенной раме над Царскими вратами;- местоположение, габариты, конструкция, конфигурация, оформление резного двухъярусного с поворотом иконостаса придела во имя апостола Иакова в юго-восточной части трапезной:композиция иконостаса: семь лицевых осей, обращённых к западу, из которых пять южных незначительно выдвинуты вперёд и являются основными, Царские врата на второй южной оси, одна боковая ось в один ярус, обращённая к северу;оформление первого яруса иконостаса, в том числе рельефно выделенный плинтус и цоколь, раскреповка которого играет роль пьедесталов колонн, разделяющих композиционные оси; вертикальные прямоугольные филёнки на трёх сторонах раскреповок, в лицевой филёнке – четырёхконечные резные выпуклые цветочные розетки; профилированный карниз, отделяющий цоколь от первого яруса; прямоугольные с профилированными рамами проёмы; в простенках рам основных осей резные наборные колонки, размещённые на раскреповках цоколя (профилированная база с нижней квадратной плитой; «дынька» с четырёхлепестковыми звёздчатыми розетками на сторонах, помещёнными в ромбы; «кувшин» с вертикальными выпуклыми акантовыми листьями и орнаментальными цепочками из крупных овальных звеньев; каннелированный цилиндр, ограниченный сверху и снизу полуваликами; «кувшин» с вертикальными выпуклыми акантовыми листьями; четырёхгранная капитель с плоскими вертикальными акантовыми листьями); в простенках рам лицевых (северных) и боковой осей колонны, расположенные на раскреповках цоколя (профилированные базы, в нижней части с фигурными орнаментальными филёнками, разделёнными вертикальными полуваликами с отображёнными «червонками» на концах, с круглыми розетками в центре, витая с орнаментом в форме лозы с листьямии гроздьями верхняя часть ствола колонн, четырёхгранная капитель с упрощёнными акантовыми листьями с волютами); узкая профилированная архитравная тяга, гладкий фриз и профилированный карниз в завершении яруса; прямоугольный с арочной перемычкой проём Царских врат;оформление двухстворчатых Царских врат: нижняя часть (филёнка) створок, оформленная в виде цоколя с выступающим рельефно выделенным плинтусом и профилированным средником; прямоугольные рамы цоколя с растительным орнаментом пропильной резьбы из завитков акантовых листьев и побегов; верхняя часть створок ажурной резьбы: тонкая гладкая рама с помещёнными в неё орнаментами из лозы и акантовых листьев с крупными орнаментальными лиственными розетками на перемычках створок; шесть круглых профилированных рам для икон; резной нащельник в виде вложенных виноградных листьев, завершенный небольшим венцом;оформление второго яруса иконостаса: фигурные рамы с килевидными навершиями, увенчанные крестамим, на второй южной оси над Царскими вратами приподнятое килевидное навершие над рамой; прямоугольные с профилированными рамами проёмы, на второй южной оси над Царскими вратами трёхлепестковый проем с вогнутой нижней стороной; на лицевых (северных) осях гладкий фриз, раскрепованный в простенках над колоннами, и профилированный карниз небольшого выноса; на крайней северной лицевой оси проём, фланкированный крупными стилизованными S-образными завитками пальмовых (упрощённых акантовых) листьев;- архитектурно-художественное оформление интерьера четверика: профилированное обрамление входных проёмов; профилированные тяги на рёбрах свода; фигурная филёнка с фресковой росписью «Спас» в центре свода, в центрах лотков свода крупные круглые филёнки с фресковыми росписями; разделение лотков на «лучи» сдвоенными диагональными профилированными тягами, отходящими от выступов центральной филёнки, от круглых филёнок на лотках сводов; рассветные подоконники и тонкое профилированное обрамление, сдвоенное на боковинах, оконных проёмов второго света; сюжетные и орнаментальные фресковые росписи откосов оконных проемов, стен и свода;- местоположение, габариты, конструкция, конфигурация, оформление симметричного относительно центральной оси иконостаса четверика: пятиярусный иконостас столярного исполнения в одиннадцать композиционных осей с боковыми трёхъярусными крыльями в одну ось; резные рамы над иконостасом: на центральной оси рама крестообразной формы, фланкированная двумя вертикальными рамами с лучковыми перемычками и боковыми рамами овальной формы; незначительно заглубленные третья, шестая (центральная) и девятая оси иконостаса; расположенные на центральной оси Царские врата, на шестой и девятой – диаконские двери; разделение осей раскреповкой карнизов и колоннами с резным накладным декором; разделение ярусов профилированными карнизами; венчающий карниз; арочный проём Царских врат; прямоугольные с уступчато-фигурными перемычками проёмы диаконских дверей;- оформление нижнего (цокольного) яруса иконостаса: профилированный плинтус; широкие (в две композиционных оси) прямоугольные горизонтальные проёмы с профилированными рамами; раскреповки, выполняющие роль пьедесталов колонн второго яруса, оформленные цветочно-плодовыми (с виноградными гроздьями) гирляндами с бантом и рокайлем в верхней части;- оформление второго яруса иконостаса: проёмы с профилированными рамами; колонны с нижней диагонально каннелированной частью и витой верхней частью ствола с коринфскими капителями между проемами; вертикальная цветочно-плодовая гирлянда на внешнем крае боковых крыльев иконостаса; раскрепованный профилированный архитрав и профилированный карниз, декорированный орнаментом из стилизованных каннелированных перехватов, чередующихся с цветочными розетками различной формы, на нижнем уступе, разреженным рядом из мелких призматических и «бриллиантовых» квадров и линейного орнамента из лиственных венков, фланкированных лиственной розеткой на верхнем уступе;- оформление верхних (третьего, четвёртого, пятого) ярусов иконостаса: фигурный центральный проём третьего яруса над Царскими вратами с выбранными выкружкой углами; прямоугольные проёмы, разделенные узкими горбыльками на близкие к квадрату две рамы; на четвёртом ярусе проёмы фигурные: на центральной оси овальный с прямоугольными выступами по бокам, на прочих осях – с лучковыми с «плечиками» верхними и нижними сторонами; на пятом ярусе проёмы фигурные с уступчатыми верхней и нижней сторонами; тонкие колонны со стволами, покрытыми растительно-плодовым орнаментом, и коринфскими капителями между проемами; над проёмами верхних ярусов гладкие фризы, профилированные карнизы;- оформление двухстворчатых Царских врат: арочная трёхлопастная верхняя кромка створок и фрамуга с соответствующим нижним краем; в интрадосе проёма (боковых сторонах раскреповки) на уровне цокольного яруса резные гирлянды из цветов и лент, на уровне второго яруса – тонкие гладкие колонны с накладным S-образным вытянутым завитком пальмового (упрощённого акантового) листа; тонкая рама створок, заполненная завитками из развитых акантовых листьев с шестью профилированными овальными рамами, по три на каждой створке, расположенными вертикально; нащельник Царских врат с вертикальной гирляндой цветочно-лиственного орнамента и цветочной розеткой наверху; фрамуга, заполненная сплошным орнаментом из завитков развитых акантовых листьев; рельефно выделенная прямоугольная резная перспективная рама в центральной части фрамуги под арочной перемычкой; ростовые скульптурные изображения ангелов со звёздами, расположенные на раскреповке межъярусного карниза по сторонам арочной перемычки Царских врат;- оформление одностворчатых диаконских дверей: дверные полотна с двумя прямоугольными проёмами с профилированными рамами: верхнимбольшим и нижним, на уровне цокольного яруса, меньшим; небольшие прямоугольные проёмы с профилированными рамами над перемычками проёмов;- архитектурно-художественное оформление интерьера алтарной апсиды: в центре свода профилированная фигурная филёнка, от которой отходят сдвоенные профилированные тяги, образующие на лотках свода фигурные филёнки, заполненные живописными сюжетами; профилированный карниз с разрывом в проекции ложного окна на восточной стене, отделяющий свод от стеновой поверхности; небольшие углублённые плоские прямоугольные нишки с лучковыми перемычками на боковых стенах апсиды; сюжетные и орнаментальные фресковые росписи стен и свода;- местоположение, размеры, конфигурация исторических внутренних проёмов в капитальных стенах здания;- историческая двупольная дверь в проёме между папертью и трапезной, окованная железными листами с горизонтальными и вертикальными полосами, закреплёнными клёпками, внешние из которых образуют раму на кованых крюках и петлях, с удлинёнными картами (жиковинами) с раздвоенными концами; на внутренней стороне южной створки кованый накладной замок, на внешней стороне северной створки кованый засов;- кованая металлическая дверь с засовом в дверном проёме из колокольни в чердачное пространство трапезной;- движимое имущество в составе памятника: напольные киоты на паперти, в трапезной, в четверике, в том числе двойные, их оформление (рельефно выделенный плинтус; высокий цоколь с крупной прямоугольной филёнкой, завершённый профилированным промежуточным карнизом, раскрепованный на вертикалях боковин; прямоугольный проём с профилированной рамой; наборные колонки, состоящие из орнаментированных фигур, либо витые колонны, в том числе в сочетании с каннелированными, с кубоватыми капителями, декорированными диагональным сетчатым орнаментом); раскрепованные гладкий фриз над проёмами и профилированный карниз.
Первоисточник: Портал открытых данных Министерства культуры Российской Федерации (opendata.mkrf.ru).
Что такое открытые данные?
Открытые данные – это информация, размещенная в сети интернет в виде систематизированных данных, организованных в формате, обеспечивающем ее автоматическую обработку без предварительного изменения человеком, в целях неоднократного, свободного и бесплатного использования.
Открытые данные свободно доступны для машиночитаемого использования и дальнейшей републикации без ограничений авторского права, патентов и других механизмов контроля.
Сведения (текст и фотографии) предоставлены Организацией и опубликованы автоматически с официального сайта Министерства культуры Российской Федерации.
Дополнительная информация:
Администрация портала «ИнфоТаймс» не несет ответственности за предоставленный материал, а также за действия Организацией и/или иных лиц, действующих от его имени и по его поручению либо от своего имени, но по поручению Организации, в том числе в связи с реализацией такими лицами билетов, а равно за организацию, проведение и содержание Мероприятий.