Объект культурного наследия обладает исторической, градостроительной и архитектурной ценностями. Объект культурного наследия, локально включенный в застройку второй половины ХХ века, создает исторический облик старого Воронежа в районе «Регулярного города». Состоит из двух разновременных зданий, построенных для благотворительных целей. К «дому дешевых квартир», построенному в 1878 году, в 1883 году по проекту известного воронежского архитектора А.М. Баранова была пристроена швейная мастерская, которая одновременно являлась приютом для бедных девушек (в основном сирот) от 12 до 17 лет.В целом архитектурный облик здания эклектичен, мотивы западноевропейской архитектуры воплощены на фасадах объема построенного в 1883 году в формах русского стиля, включающим уникальные для Воронежа мотивы западноевропейской средневековой архитектуры.Аттик сложной барочной формы имеет килевидное повышение, городчатый подкарнизный фриз напоминает аркатурный пояс из стрельчатых арок, наличник с фронтоном воспринимается как портал, а круглый медальон в тимпане ассоциируется с тондо Итальянского Возрождения. Объемно-пространственная композиция здания, вытянутая по красной линии ул. Кости Стрелюка, сформирована из двух разновременных объемов:- северный объем (1878 год), прямоугольный в плане под двускатной крышей, обладает лаконичным архитектурным обликом, с равноценной архитектурой фасадов;- южный объем (1883 год), прямоугольный в плане. Его яркий выразительный облик доминирует в архитектурной композиции здания.Объемы разделены брандмауэрной стеной - торцевым северным фасадом южного объема.Главный фасад соответствует сложному объемно-пространственному построению здания, состоящему из северного и южного объемов. Дворовый фасад по аналогии с главным состоит из двух частей: северной и южной.Фасады северного и южного объемов различаются по стилистике декоративного убранства и насыщенности фасадного декора. Фасады южного объема доминируют по сравнению с фасадами северного объема, которые имеют лаконичный облик. Фасадные стены выполнены из красного кирпича на известковом вяжущем.Фасады оштукатурены, окрашены с выделением цветом элементов, выступающих из фасадной плоскости. Фасадный декор двух типов:Первый тип – рельефный декор формируется рельефными выпусками кирпичной кладки на разную величину и использованием тесаного кирпича. Второй тип – лепной декор. Предположительно выполнен при проведении работ по сохранению в 1950-е годы.Все элементы оштукатурены.Северная часть главного фасада выделена лопатками: -северная лопатка, фланкирует угол северного объема; - южная лопатка - это лопатка южной части фасада.Фасадный декор формируется рельефными выпусками кирпичной кладки на разную величину с последующим оштукатуриванием. В качестве декоративного акцента выступают горизонтали карнизов, создающие членение фасада по вертикали. Это венчающий карниз с гладким пустым фризом, междуэтажный карниз в виде гладкой прямой полки и подоконные полки под окнами первого и второго этажей. Цоколь выделен из фасадной плоскости небольшим выступом. Окна на первом и втором этажах прямоугольные со слабовыраженной лучковой перемычкой, сохраняют ритм на протяжении всей фасадной стены. Вход в здание в крайнем серном проеме первого этажа. Козырек входной группы поздний, диссонирует с обликом здания.Южная часть главного фасада выделена лопатками с нарядным декоративным оформлением, доходящими до софита нижней полки фриза. Фасадная композиция состоит из трех частей: в центре одноосный ризалит, северная боковая часть с двумя осями световых проемов, южная боковая часть трехосная. Окна прямоугольные, без лучкового завершения. Зубцы являются акцентным приемом, использованным в оформлении декоративных элементов. Сложный многообразный декор выделен цветом. Элементы фасада:- венчающий карниз;- оригинальный подкарнизный городчатый фриз; - декоративные пилястры по краям южной части; - нарядно декорированный ризалит, выступающий в центре южной части, повышенный фигурным аттиком со всеми декоративными элементами;- подоконные полки, декорированные зубцами под окнами верхнего этажа;- оригинальные декоративные элементы, помещенные в боковых частях фасада на уровне междуэтажного карниза фасада северной части. На боковом фасаде выделяется ступенчатый фронтон, расположенный над венчающим карнизом на всю ширину фасадной стены. Фронтон дополнен килевидным аттиком, возвышающимся над композицией. Торцевой фасад северного объема завершен треугольным фронтоном. Архитектурный облик аналогичен северной части главного фасада, использованы те же приемы.Акценты: венчающий карниз, проходящий по всем фасадам северного объема, междуэтажный карниз, подоконная полка под окнами первого этажа. Края фасада фланкированы лопатками.Окно второго этажа расположено на оси фронтона. На первом этаже окна расположены посередине фасада. Тимпан фронтона пустой гладкий. Северная часть фасада имеет лаконичный декор, аналогичный декору всех фасадов северного объема. Северный край фасада фланкирован лопаткой.Акценты: венчающий карниз, проходящий по всем фасадам северного объема, междуэтажный карниз, подоконная полка под окнами первого и второго этажа; окна прямоугольной формы со слабовыраженным лучком под клинчатыми перемычками.Со стороны фасада исторический вход в подвал Постройка перекрыта конусным сводом. Стены и свод постройки из красного кирпича. Южная часть дворового фасада по центру фасада акцентирована ризалитом, расположенным симметрично ризалиту главного фасада. Над ризалитом размещен поздний прямой аттик (не является предметом охраны). Венчающий карниз без подкарнизного фриза. Окна прямоугольной формы. На фасаде отчетливо видны следы поздних закладок, переноса и организации новых оконных проемов.Входные группы со стороны дворового фасада поздние, возведены после 2000 года (предметом охраны не являются). Ризалит завершен высоким аттиком фигурного завершения, напоминающим килевидный кокошник. Междуэтажный карниз, подчеркнутый зубчатой полочкой, разделяет плоскость ризалита на две части.Края верхней части ризалита над выступом карниза выделены пилястрами с рустованным стволом. Корзинообразная капитель пилястр несет массивный венчающий карниз, в середине которого круглое повышение, помещенное на стенке аттика. На оси аттика на втором этаже расположен прямоугольный оконный проем, оформленный порталом с треугольным фронтоном. Ниже, на первом этаже, между пилястрами находится прямоугольный проем без оформления. Проем поздний, не является Предметом охраны. Его расположение, форма и габариты требуют изучения при разработке проекта реставрации.Декоративная композиция нижней части ризалита состоит из пологих арок и пилястр с полуколоноками Фигурный аттик сложной формы венчает ризалит. Аттик состоит из двух стенок. Стенка, расположенная на первом плане, является круглым повышением средней части фасада ризалита, очерченным массивным венчающим карнизом. Карниз, венчающий ризалит по всей ширине, посередине имеет форму полуциркульной арки. Задняя стенка аттика, помещенная с некоторым отступом от края фасада, имеет фигурное килевидное повышение к центру и является фоном для массивной арки карниза. Карниз состоит из двух полок: нижней прямой полки и верхней в форме вала, соединенных ритмом прямых зубцов. Части карниза, венчающие боковины ризалита, по софиту нижней полки акцентированы зубцами профильного завершения.В полукруглом повышении фасада размешен лепной рельеф тондо.По бокам задней стенки установлены фигурные колонны в форме балясин кубоватой формы. Края фигурной задней стенки аттика очерчены уступчатым карнизом, сформированным из рядов профильных тяг, выполненным в технике лепного рельефа. Карниз накрывает колонны по краям аттика и формирует их капитель. В тимпане кокошника помещен лепной рельеф креста. Форма кокошника и крест - мотивы свойственные культовой архитектуре.Композиция фронтона разделена на три части: в центре прямоугольная рамка, повышенная относительно угловых частей и выделяющая декор средней части. В углах — ячеистые поверхности, образованные подобием поребрика. Контур фронтона очерчен развитым профилированным карнизом. Приемы выполнения и элементы заполнения средней части тимпана перекликаются с ризалитом главного фасада. Трехчастная аркада выполнена в технике лепного рельефа. Верхний рельеф аркады, установлен над тремя квадратными нишами ломаного арочного завершения. В простенки ниш помещены колонки, декорированные гранеными кубышками, валиками и полками. Над центральной аркой аркады, рамка имеет прямоугольное повышение, акцентированное выступающей из фасадной плоскости «П-образной» накладкой, над которой карниз, выполненный из двух горизонтальных рядов поребрика и верхней прямой гладкой полки. Перемычка накладки оформлена как аркатурный пояс уступчатого завершения. Стойки накладки имеют уступчатое завершение. Повышение рамки акцентировано. Над прямой полкой карниза на тонкой плите располагается килевидный аттик, края которого декорированы уступчатым карнизом, повторяющим очертания стенки аттика. В центре аттика круглая рамка лепного рельефа с перспективными краями. Между стойками накладки помещена ниша с перспективными краями, в центре которой крест. В боковых частях лежачие ниши с прямыми откосами. Поле ниш заполнено ритмом ромбов.Колонки, аркада, ромбы в нишах, рельефы аттика, крест выполнены в технике лепного рельефного декора. При покраске фасада все элементы выделяются цветом.Лепные рельефы двух пологих арок украшают первый этаж ризалита. Верхняя пологая арка с прямоугольным повышением по центру, стилизованным под замковый камень, упирается в междуэтажный карниз ризалита.Нижняя пологая арка оформляет выступ большой лучковой ниши, края которой читаются как пилястры. Над пилястрой арка понижается и проходит как отрезок прямого пояска украшенного зубчиками. Ствол пилястр оформлен рельефными сдвоенными колонками, помещенными по краю пилястры. Колонки несут капитель в виде карниза. Ствол каждой колонки состоит из двух равных по высоте частей, объединенных квадратной накладкой, помещенной в середину ствола. Каждая часть ствола в свою очередь украшена валиками. База объединяет колонки, это опорная прямая полка на фигурном кронштейне. Рельеф капители аналогичен рельефу арки – полувалик, выступающий над прямой колкой. Все элементы пилястр выполнены в технике линейного рельефного лепного декора. При покраске фасада все элементы выделяются цветом.Прямоугольное окно оформлено нарядным порталом.Портал состоит из рамочного наличника с треугольным фронтоном.Боковые стойки наличника стилизованы под досчатый руст. Верхняя часть наличника гладкая.Фронтон треугольный выполнен в технике лепного рельефа. Нижний карниз фронтона это прямая полка акцентированная ритмом зубцов. Косые карнизы фронтона сформированы из двух прямых гладких полок: верхняя тонкая полка значительно выступает над нижней. Лопатки расположены по краю фасада, установлены на выступе цоколя и доходят до софита нижней полки фриза.Ствол лопатки создается незначительным выпуском кирпича. По вертикали ствол декорирован рельефным декором. Нижняя часть ствола, доходящая до уровня междуэтажного карниза северной части главного фасада, гладкая. Выше гладкой части располагаются две прямые полки, декорированные зубцами, между которыми помещена перспективная квадратная ниша. Верхняя часть пилястры – это часть, расположенная выше междуэтажного карниза ризалита. Ее оформление стилизовано под рустовку, представляет собой чередование гладких широких и филенчатых полос, декорированных профильными филенками, отмазанными прямо на фасаде.Венчающий карниз состоит из трех прямых гладких полок расположенных уступами. Уступы карниза формируются за счет выступов кирпичной кладки. На главном фасаде - на нижней полке - расположена тянутая прямая филенка.Под карнизом размещается пустой гладкий подкарнизный фриз, проходящий по всем трем фасам объема. Выступ лопатки, фланкирующей угол северного объема, совпадает с выступом фриза. Соответственно лопатка плавно переходит во фриз. При покраске фасада все элементы карниза и фриз выделяются цветом. Карниз формируется из горизонтальных рядов кирпичной кладки, расположенных уступами.Под карнизом проходит пустой гладкий фриз.При покраске фасада все элементы карниза и фриз выделяются цветом.Карниз уступчатой формы состоит из трех полок расположенных уступами. Верхняя венчающая полка массивнее нижних полок, имеет форму четвертного вала. Нижние одинаковые по высоте прямые полки расположены уступами.Оригинален сложный широкий подкарнизный фриз.Основной элемент фриза - зубцы в форме равнобедренных треугольников из кирпича, установленного с наклоном. Рим зубцов стилизован под городчатый пояс. Зубцы помещены на декоративные консоли. Консоль формируется из кирпича значительно вынесенного тычком вперед за пределы стены и помещенного на основание из кирпича, ребром заведенного в стену. Эта конструкция установлена на фигурной консоли, выполненной из тесаного кирпича. Ритм городков поддерживают прямые зубчики, помещенные между консолями. Здесь зубчик - это тычок кирпича, незначительно вынесен за стену. Консоли укреплены на прямой полочке, отделяющей фриз от основного массива фасада.В боковых частях главного фасада софит нижней полочки акцентирован ритмом прямых зубчиков. При покраске фасада все элементы карниза и фриза выделяются цветом. Высокий многорядный карниз выполнен из горизонтальных рядов кладки, расположенных уступами. Проходит по южной части дворового фасада, огибая ризалит, доходя до торцового северного фасада южного объема. Под карнизом проходит пустой гладкий фризШирокая прямая гладкая полка междуэтажного карниза опоясывает северный объем здания.На главном фасаде карниз состоит из двух гладких полок, более массивная верхняя полка значительно выступает над нижней. При покраске полка выделяется цветом.Междуэтажный карниз ризалита состоит из двух полок, расположен на уровне подоконных полок боковых частей фасада. Полки карниза расположены с незначительным уступом друг над другом. Венчающая часть верхней полки акцентирована профильной тягой.Софит нижней гладкой прямой полки акцентирован ритмом зубцов. Зубцы имеют профильное завершение в форме вала. При покраске фасада все элементы карниза и фриза выделяются цветом.Проходит под окнами второго и первого этажа.Прямая гладкая полка - оштукатуренный горизонтальный ряд кирпича, выступающий из фасадной плоскости.Дверной проем прямоугольной формы со слабовыраженной лучковой перемычкой – крайний северный проем первого этажа. Заполнение проема позднее.Декоративная композиция напоминает окно с двумя глухими проемами – нишами, над которым помещен прямой сандрик с декоративными консолями. Консоли сандрика укреплены на импостах, помещенных по обе стороны от окна. Импост представляет собой отрезок карниза - нижняя прямая гладкая полка акцентирована верхней полкой в форме выкружки. При покраске фасада все элементы выделяются цветом. В декоративном исполнении элемента используется рельефная кирпичная кладка и лепные рельефные элементы. Техника выполнения элементов уточняется при разработке проекта реставрации.Прямоугольный оконный проем имеет слабовыраженное лучковое завершение. На дворовом фасаде, где нет штукатурного слоя, видно, что над окнами клинчатые лучковые перемычки. Заполнение проема - позднее. Предметом охраны является форма оконного заполнения, соответствующая форме окна лучкового завершения.У отдельных проемов изменены исторические габаритные размеры, что нарушает архитектурный облик здания, поэтому предметом охраны являются исторические габариты прямоугольных оконных проемов расположенные на главном, торцевом и дворовом фасадах южного объема.Современная планировочная структура здания является поздней, измененной в процессе эксплуатации здания. Каждый из объемов имеет самостоятельную планировочную структуру, не связанную друг с другом. Предметом охраны пространственно-планировочной структуры является исторический каркас каждого из двух объемов, сформированный из фасадных и внутренних несущих стен и жестким диском перекрытия, место расположения лестничных клеток, входов в здание. В здании несколько входов. Со стороны главного фасада вход в здание расположен на фасаде северного объема. Со стороны двора несколько входов. Исторический вход соединен с помещением лестничной клетки южного объема, остальные входы -поздние. Помещения лестничных клеток расположены при входе в здание. Вход на лестничную клетку северного объема через главный вход со стороны северной части главного фасада. Конструкции лестниц поздние.Подвалы под зданием сохранили подлинную пространственно планировочную структуру со свободной планировочной схемой. Подвал под зданием имеет целостную планировочную структуру. Северный и южный объемы подвала соединяются через дверной проем, расположенный в несущей стене. Сохранена подлинная система сводчатых перекрытий, состоящая из цилиндрических сводов различной формы: полуциркульных сводов различных радиусов, лучковых сводов. Щелыги сводов развернуты в разном направлении, их направление зависит от расположения помещения, перекрытого сводом (см. схему). В юго-восточной части южного объема плоское перекрытие.
Первоисточник: Портал открытых данных Министерства культуры Российской Федерации (opendata.mkrf.ru).
Что такое открытые данные?
Открытые данные – это информация, размещенная в сети интернет в виде систематизированных данных, организованных в формате, обеспечивающем ее автоматическую обработку без предварительного изменения человеком, в целях неоднократного, свободного и бесплатного использования.
Открытые данные свободно доступны для машиночитаемого использования и дальнейшей републикации без ограничений авторского права, патентов и других механизмов контроля.
Сведения (текст и фотографии) предоставлены Организацией и опубликованы автоматически с официального сайта Министерства культуры Российской Федерации.
Дополнительная информация:
Администрация портала «ИнфоТаймс» не несет ответственности за предоставленный материал, а также за действия Организацией и/или иных лиц, действующих от его имени и по его поручению либо от своего имени, но по поручению Организации, в том числе в связи с реализацией такими лицами билетов, а равно за организацию, проведение и содержание Мероприятий.