Церковь Николая Чудотворца

Церковь, построенная в конце ХIХ века, расположенная в центре села,  является  его архитектурной доминантой.Объемно-пространственная композиция церкви формируется  из объемов, расположенных на  главной планировочной  оси здания: алтарь, храмовая часть, трапезная и  колокольня. Главная  планировочная ось здания - продольная ось симметрии – «восток-запад» (проходит через основание креста, венчающего  колокольню,  и основание креста, венчающего храмовую часть), формирует  в плане геометрически правильную симметричную пространственную форму в форме креста. Храмовая часть под восьмигранным сомкнутым сводом, увенчана крестом, с севера и юга   усложнена  боковыми пределами под двускатными крышами, с востока дополнена апсидой под граненной конхой. Прямоугольный в плане объем трапезной   имеет двускатную крышу. Завершает композицию колокольня с боковыми приделами, которая незначительно  шире трапезной. Колокольня под четырехгранным шатром,  увенчана шпилем и крестом. В объемно-пространственном построении церкви выделяются два вертикальных композиционных акцента – храм и колокольня, объединенные расположенным между ними более низким объемом трапезной. Архитектоника строения проявляется  во взаимном расположении и пропорциях частей здания. Архитектурный облик церкви соответствует эклектике, характерной для конца ХIХ века, в которой соединяются   формы и черты  русского и романского стилей, выполненные с использованием  пластических приемов кирпичного стиля. Объемно-пространственная структура церкви формируется вдоль ее главной планировочной оси следующим образом:▪ в центре - ядро храма (бесстолпная структура, т.е. повышенный относительно боковых приделов четверик несет  световой восьмерик), перекрытый восьмилотковым сводом;▪ с севера и юга к ядру примыкают боковые приделы  -  равновысокие боковые ветви креста под двухскатными крышами, оформленные портиками;▪ с востока от ядра  располагается  апсида, пятигранная в плане (часть от восьмигранника), перекрытая граненой конхой;▪  с запада – к ядру храма примыкает прямоугольный в плане объем трапезной, перекрытый цилиндрическим сводом;▪  притвор состоит из трех частей, над   средней частью размещена  колокольня;▪ двухярусная колокольня под четырехгранным шатром имеет  бесстолпную структуру. Первый ярус – четверик, повышенный относительно   боко¬вых приделов. Над четвериком размещены глухой восьмигранный полуярус и ярус звона, перекрытый шатром.Внутренняя  планировочная структура церкви отражает композиционные особенности объемно-пространственной структуры и   построения здания. Планировочная схема  (состав и размещение помещений) характерна  для православных церквей. Внутреннее  пространство церкви формируется  из помещений, расположенных на  главной планировочной оси (с  запада на  восток): притвор, трапезная, храмовая часть, алтарь.  Вход в храм с западной стороны через притвор, соответствующий первому ярусу колокольни. Вход на колокольню через боковой притвор. Трапезная однонефная, перекрыта полуциркульным сводом. Архитектурно-конструктивная схема соответствует церквям, возведенным в начале XIХ веке.Конструктивная схема храмовой части  характерна для храмов с бесстолпной структурой:   центр храмовой части - «ядро храма»- выделено стенами четверика, которые несут световой восьмерик, перекрытый сомкнутым восьмилотковым сводом на граненом основании. В углах четверика для перехода от кубического пространства четверика к  восьмерику расположены паруса. В сторону боковых ветвей креста в стенах четверика прорезаны разгрузочные арки.  В пролетах арок установлены  парные металлические связи.  Боковые ветви  перекрыты  коробовыми сводами (щелыга свода развернута по направлению «север-юг»). Трапезная перекрыта полуциркульным сводом, опирающимся на фасадные несущие стены. Окна располагаются с двух сторон (по фасадным стенам). Пространственная жесткость сводов трапезной и боковых приделов обеспечивается с помощью металлических воздушных связей, установленных на уровне пяты свода. Пятигранный алтарь расположен в пятигранной апсиде, перекрыт граненой конхой.  Поздний иконостас отделяет помещение алтаря, от  ядра храмовой части.Архитектурные конструкции, обеспечивающие пространственную жесткость: сводчатые перекрытия храма; паруса, разгрузочные арки.Фасады здания имеют сложносоставную структуру. Система вертикальных и горизонтальных  членений фасадов отражает сложную объемно-пространственную структуру церкви. Фасадные плоскости имеют двухъярусную структуру: фасады первого яруса (четверик колокольни, боковые приделы, трапезная, апсида,  четверик и боковые приделы храмовой части), фасады второго яруса (храмовая часть, восьмерики колокольни).  Все фасады церкви равноценны в архитектурном отношении, оформлены с использованием однотипных пластических приемов и форм, повторяющихся  декоративных элементов. Архитектурные элементы и декоративные детали фасадов  выполнены в технике рельефной кирпичной кладки из лицевого кирпича. Одинаковый вынос кирпича на однотипных элементах (карнизе и фризе, наличниках),   на всех фасадах свидетельствует о единовременной постройке всех объемов  церкви. Фасады северной и южной стороны полностью соответствуют друг другу. Западный фасад – фасад колокольни с боковыми приделами. Со стороны восточного фасада храмовой части  расположена граненая  апсида. Фасады нижнего и верхнего яруса яруса увенчаны однотипным мощным карнизом. Фасады боковых приделов храма и колокольни, оформлены аналогично друг другу, как портики, завершенные щипцовыми фронтонами. Портики приделов  колокольни одноосные (один световой проем), портики приделов храма  трехосные (три проема). В доминантах объема колокольне и храмовой части  четверики повышены над боковыми приделами, верхний ярус - световые восьмерики.Все проемы нижнего яруса прямоугольные  лучкового завершения, окружены рамочными наличниками под криволинейными сандриками Проемы верхнего яруса имеют арочное завершение.  Нижний ярус колокольни – четверик, повышенный относительно боковых приделов колокольни, одновременно служит притвором церкви. С севера и юга к четверику примыкают боковые приделы. Западный фасад четверика, оформлен пилястровым портиком с щипцовым фронтоном. Портик, расположен в одной плоскости с боковыми приделами и выделен пилястрами. Пилястры почти плоские, вынос кирпича формирующего ствол пилястр незначителен. Поскольку объем четверика повышен относительно боковых приделов, пилястры продолжаются над портиком акцентируют углы четверика.    Фасады четверика увенчаны карнизом, который вместе с цоколем крепуется на пилястрах, создавая их членение. . Северный и южный фасады приделов завершены щипцовыми фронтонами и   оформлены портиками. Углы выделены пилястрами, несущими щипцовый фронтон. На оси симметрии в тимпане щипца помещено круглое окно, под ним оконный  проем в рамочном наличникеКосые карнизы щипца,  дополненные широким  фризом, украшены в русском стиле. На оси симметрии портика – главный вход в храм, обрамленный рамочным наличником, над ним круглое окно.Фасады полуяруса - глухого восьмерика -  акцентированы глухими мелкими нишами и увенчаны уступчатым карнизом.Верхний ярус - ярус звона - восьмерик с проемами звона, ориентированными по сторонам света. Объем восьмерика  характерен для построек павильонного типа, имеющих  в плане компактный объем, с равноценной обработкой фасадов. Восьмигранное деление объема верхнего яруса образуется за счет скошенных углов по диагоналям четверика. Диагональные грани более узкие по сравнению со сторонами, ориентированными по сторонам светаФа¬садные грани  яруса звона колокольни по сторонам света завершены перспективными килевидными архи-вольтами, расположенными над  венчающим карнизом. Над арками проемами клинчатые перемычки, в арках звона — висячие гирьки.Восьмерик – основание восьмерика выделено уступом в виде глухого полуяруса, фасады которого оформлены прямоугольными мелкими нишами, аналогичным нишам полуяруса колокольни. Над уступом помешены световые фасады, прорезанные высокими окнами.  Здесь углы граней выделены гладкими пилястрами. Карниз аналогичен карнизу четверика, дополнен гладким пустым фризом, который отделен от массива стены уступчатой полочкой. Горизонтальные линии карнизов и цоколя раскреповываются на пилястрах, создавая их членение.  Высокие окна восьмерика – прямоугольные полуциркульного завершения, сдвоены на каждой грани и объединены филенчатой арочной рамкой, выполненной рельефной кладкой.Фасады нижнего яруса храмовой части- фасады боковых приделов храмовой части. Четверик - равен по высоте четверику колокольни -  углы объема фланкированы лопатками, фасады глухие венчающий карниз такой же, как на апсиде и трапезной. Северный и южный фасады приделов оформлены  пилястровыми портиками со щипцовыми фронтонами, аналогично фасадам боковых  приделов колокольни. На оси симметрии в тимпане щипца помещено круглое окно, под ним дверной проем в рамочном наличнике, по обе стороны от входа – оконные проемы. Оконные проемы боковых приделов такие же, как на всех фасадах  прямоугольные лучкового завершения в рамочных наличниках  обрамления. Боковые фасады приделов глухие. Венчающий карниз дополнен фризом, косые карнизы шипца декорированы в русском стиле.  Фасады трапезной -  фасады нижнего яруса.Декор фасадов характерен для  русского стиля: венчающий карниз, оконные поемы прямоугольные с лучковыми пере¬мычками — окружены наличниками под криволинейными сандриками с длинными подвесками и сережками.  В апсиде располагается алтарь.Декоративно-пластическое оформление фасадов апсиды аналогично фасадам трапезной: грани выделены пилястрами, окна заключены в рамочные наличники с ушами, обрамляющие прямоугольные окна; венчающий карниз с мутулами, переходящими на триглифы фриза. Грани имеют равные размеры. Окна располагаются по центру каждой грани. Пилястры почти плоские, вынос кирпича формирующего ствол пилястр незначителен. Цоколь и венчающий карниз крепуются на пилястрах, формируя их членение.Фасады всех боковых приделов оформлены пилястровыми портиками с щипцовыми фронтонами. Широкие пилястры фланкируют углы портика. Горизонтальные карнизы и выступ цоколя, раскрепованные по месту расположения пилястр, создают их членение. База - соответствует выступу цоколя с горизонтальной полкой – валиком из тесаного кирпича. Капитель  соответствует выносной полке  венчающего карниза, дополненноой фризом. Ствол пилястры почти плоский, незначительно выступает из фасадной плоскости. Углы ствола скошены, тем самым прорисовывается  база и капитель. На абаках капителей размещена венчающая часть   косого карниза щипца. Поддерживающая часть карниза  и фриз  расположены  в  верхней части  щипца. С некоторым отступом от края портика проходит рельефная  филенчатая рамка из тесаного кирпича, которая вверху совпадает с софитом фриза. Средняя и поддерживающая части расположены между вертикальными филенками  рамки. Карниз состоит из трех частей. Верхняя венчающая часть  - прямая полка сформирована  двумя рядами кирпичной кладки, доходит до абак пилястр. Средняя и поддерживающая части расположены между вертикалями филенчатой рамки.  Средняя  часть, расположена под наклоном, наклонная – выложена четырьмя  наклонными рядами смешанной кладки. Ее софит поддерживается городчатым поясом (ритм городков), наложенным на гладкий высокий фриз. Наклонная  часть  прорезана ритмом кирпичных зубцов, переходящих в центр верхней полки городка Зубец это 4 кирпича, уложенных по вертикали тычками.Венчающий карниз по высоте  соответствует косым карнизам  щипцового  фронтона. Венчающая часть и выносная  – прямая полка, сформирована рядами кирпичной кладки, вынесенными на одинаковую величину.Поддерживающая часть – выполнена из двух рядов тесаного кирпича, расположенного уступами. Далее расположен пустой гладкий фриз, выступающий из фасадной плоскости, завершенный прямой полкой в один ряд кирпича..Криволинейный сомкнутый свод сформирован из восьми криволинейных граней (лотков) смыкающихся в одной точке над  повышенным объемом восьмерика храмовой части. Выпуклое криволинейное очертание  граней, придает сходство своду с куполом. Конструкции свода опираются на тромпы, расположенные в углах восьмерика, что придает пологость лоткам в углах граней.Крест  поздний, установлен без барабана и главки.Четырехгранный шатер образован четырьмя гранями взаимно смыкающимися над восьмериком колокольни, в виде четырехгранной пирамиды. Перекрытие шатра выполнено с использованием угловых тромпов. Шатер завершен глухим барабаном в форме цилиндра. Барабан увенчан  главою в форме шлема,   которая служит основанием для крестаКрест поздний. Пятигранное покрытие  служит для перекрытия пятигранного граненого объема  апсиды -  части восьмигранника.Поскольку доступ в алтарь был  закрыт, перекрытие не осмотрено со стороны интерьера,  архитектурная конструкция условно названа граненой конхой.Все проемы нижнего яруса прямоугольные  лучкового завершения, обрамлен рамочными наличниками под криволинейными сандриками с длинными подвесками и сережками. Лучковые сандрики выполнены клинчатой кладкой, подвески сложены тычками. Проемы с рассветными откосами в сторону интерьера. Остекление – глухие рамы с мелкоразмерной расстекловкойОстекление  квадратного проема четверика - глухая фрамуга с мелкоразмерными переплетами.В окнах установлены кубчатые металлические решетки, предположительно подлинные. Высокие окна восьмерика – прямоугольные полуциркульного завершения, сдвоены на каждой грани. Вокруг каждого окна клинчатый рамочный наличник.  Проемы (прямоугольные полуциркульного завершения) с рассветными откосами в сторону интерьера.Остекление – глухие рамы  с мелкоразмерной расстекловкой. Все входы в храм одинаковых размеров, габаритов, заполнены двупольными дверямиДверные проемы прямоугольные лучкового арочного завершения. Дверные полотна двупольные распашные. Дверные полотна навешиваются на стены через закладные металлические подставы. Двери – поздние , предметом охраны не являются. Петли, ручки, засов накладные. Наличник вокруг проема аналогичен оконным - рамочный наличник под криволинейными сандриками с длинными подвесками и сережками.. Восьмилотковый сомкнутый свод  из красного кирпича перекрывает пространство над восьмериком.  В основании све¬тового барабана — широкий профилированный карниз. Окна барабана по¬парно заключены в ниши.Паруса, расположенные в углах четверика, служат для перехода от четверика к восьмерику. Паруса выполнены из красного кирпича.Полуциркульные арки прорезаны в массиве северной и южной стен четверика. В пролетах арок установлены парные  металлические затяжки - воздушные связи. Стержни связей цельные,  закреплены в стенах.Разгрузочные арки обрамлены штукатурным профилемКоробовый свод из красного кирпича. Щелыга свода проходит перпендикулярно композиционной оси храма  в направлении «север-юг»Опорные пяты свода находятся в уровне пола.Полуциркульный   свод из красного кирпича.Пята свода располагается  над оконными проемами. Краснокирпичный свод укреплен металлическими воздушными связями расположенными парно. Стержни связей цельные,  закреплены в стенах.Крестовый свод из красного кирпича. Свод опирается на подпружные арки, установленные  по периметру помещения   на несущие стены. Высокие прямоугольные ниши арочного завершения, очерченного клинчатыми перемычкам, которые служат разгрузочными арками для усиления стены.Паруса, расположенные в углах четверика, служат для перехода от четверика к восьмерику. Паруса выполнены из красного кирпича.
 

Первоисточник: Портал открытых данных Министерства культуры Российской Федерации (opendata.mkrf.ru).
Что такое открытые данные?
Открытые данные – это информация, размещенная в сети интернет в виде систематизированных данных, организованных в формате, обеспечивающем ее автоматическую обработку без предварительного изменения человеком, в целях неоднократного, свободного и бесплатного использования.
Открытые данные свободно доступны для машиночитаемого использования и дальнейшей републикации без ограничений авторского права, патентов и других механизмов контроля.
Сведения (текст и фотографии) предоставлены Организацией и опубликованы автоматически с официального сайта Министерства культуры Российской Федерации.
Дополнительная информация:
Администрация портала «ИнфоТаймс» не несет ответственности за предоставленный материал, а также за действия Организацией и/или иных лиц, действующих от его имени и по его поручению либо от своего имени, но по поручению Организации, в том числе в связи с реализацией такими лицами билетов, а равно за организацию, проведение и содержание Мероприятий.
Партнёрская программа
Участвуя в Партнёрской программе V4.Market любая организация РФ самостоятельно публикует свои информационные материалы.
Возврат к списку



Реклама на сайте