Предметом охраны объекта культурного наследия регионального значения \"Дом науки и искусств (театр НЭТ)\", расположенного по адресу: Волгоградская область, г. Волгоград, Центральный район, ул. Мира, 5, являются:1. Местоположение и градостроительные характеристикиздание расположено по ул. Мира в Центральном районе г. Волгограда в границах территории, ограниченной пл. Павших Борцов, ул. Мира, Комсомольским садом;участвует в формировании \"Комплекс застройки ул. Мира\"2. Объёмно-пространственная композиция зданияотдельно стоящее, сложное в плане здание с портиком, 5-ти этажное в сценической части, 2-х этажное в зрительной части, с цокольным этажом и подвалом;ризалиты на юго-западном фасаде3. Планировочная структура помещенийвнутренняя планировка здания (в системе несущих стен и перегородок на период 1915 – 1952 гг.)4. Крышаформа крыши – многоуровневая, многоскатная с арочными слуховыми оконными проемами, двускатная в колосниковой части5. Композиционное решение и архитектурно-художественное оформление северо-восточного фасадахарактер, ритм и размер вертикального и горизонтального членения фасада, его декоративное убранство, включающее следующие элементы:- цоколь с прямоугольной бровкой;- руст цокольного этажа здания;- портик (в границах периода строительства 1952 г.); низкий стилобат (3 ступени);круглые и квадратные колонны коринфского ордера; антаблемент (профилированный архитрав, гладкий фриз, карниз с иониками и дентикулами); фронтон с иониками и дентикулами; прямоугольная филенка на нижней плоскости балки архитрава; прямоугольные филенки балок; карнизы с иониками; кессонированный свод портика;- ризалит (в границах периода строительства 1915 г.); колонны композитного ордера на высоком рустованном пьедестале с каннелюрами на высоту 2/3 от верха колонны; пилястры композитного ордера с каннелюрами на высоту 2/3 от верха колонны; порталы парадных дверных проемов входов в здание с лучковыми перемычками, веерными замковыми камнями и сандриками на кронштейнах;- открытые террасы на уровне фойе 1-го этажа здания;- трехчастная композиция с дверным проемом (по центру фасада на уровне фойе 1-го этажа здания); обрамление дверного проема (профилированный карниз с ордерным сандриком, иониками и трехчетвертными колонками с акантовым листом); трехчастный оконный проем с арочным оконным проемом (по центру);обрамление оконного проема (трехчетвертные колонки композитного ордера, фризы, лепнина с театральной тематикой и разорванный фронтон);трехчетвертные колонки ионического ордера;- трехчастные композиции с дверными проемами (по флангам фасада на уровне фойе 1-го этажа здания); обрамление дверного проема (профилированный карниз с ордерным сандриком с иониками и трехчетвертными колонками с акантовым листом); трехчастный, прямоугольный оконный проем; обрамление оконного проема (трехчетвертные колонки композитного ордера, фризы и лепнина с театральной тематикой); трехчетвертные колонки ионического ордера;- полуциркульные дверные проемы;- полуциркульные оконные проемы с подоконной полочкой;- лестницы с парапетом (по флангам фасада);- скульптуры на прямоугольных постаментах над фронтоном; женская фигура в полный рост с высоко поднятой вверх правой рукой с лавровой ветвью, левая рука придерживает щит с изображением герба СССР (по центру);женская фигура в полуприсяде с разворотом в сторону фигуры по центру с лирой на вытянутой руке (на левом фланге); женская фигура в полуприсяде с разворотом в сторону фигуры в центре с лавровым венком на вытянутой руке и книгой в другой руке на колене (на правом фланге);- парапетные плиты;- фронтон с карнизами колосниковой части театральной сцены;- кованные фонари6. Композиционное решение и архитектурно-художественное оформление юго-восточного фасадахарактер, ритм и размер вертикального и горизонтального членения фасада, его декоративное убранство, включающее следующие элементы:- цоколь с прямоугольной бровкой;- руст цокольного этажа здания;- рустованная межэтажная тяга;- парные оконные проемы цокольного этажа здания;- дверные проемы с крыльцами входов в здание;- оконные проемы с подоконными полочками;- парные оконные проемы с прямыми сандриками и подоконными полочками; двухсекционные подоконные балюстрады;пилястры коринфского ордера в узких простенках оконных проемов; - выступающие подоконные филенки;- парные оконные проемы с подоконной полочкой и лопаткой с карнизом;- пилястры ионического ордера (часть фасада в границах периода строительства 1952 г.);- парные оконные проемы с прямыми сандриками, подоконными полочками и углубленными филенками; двухсекционные подоконные балюстрады; вытянутые пилястры коринфского ордера в узких простенках оконных проемов;- ризалит с углубленной нишей и лопатками (на левом и правом флангах фасада); трехчетвертные колонны ионического ордера с растительными гирляндами (три колонны в границах периода строительства 1952 г.);- подоконные филенки, обрамленные тягой с лепниной театральной тематики (раскрытый свиток и маскарон на фоне горна и веток лаврового дерева; раскрытая книга на фоне венка, развивающейся ленты и веток лаврового дерева); - гладкий фриз;- многообломный карниз с иониками большого выноса;- парапетные плиты;- глухие арочные оконные проемы, подоконные полочки и венчающий карниз колосниковой части театральной сцены; - полуциркульные слуховые оконные проемы7. Композиционное решение и архитектурно-художественное оформление юго-западного фасадахарактер, ритм и размер вертикального и горизонтального членения фасада, его декоративное убранство, включающее следующие элементы:- цоколь с прямоугольной бровкой;- руст цокольного этажа здания;- рустованная межэтажная тяга;- щипец с венчающим карнизом большого выноса (по центру фасада);- колоннада коринфского ордера (антаблемент с лепниной на тимпане, разорванный фронтон) с балюстрадой;- терраса с парадной двухмаршевой лестницей и балюстрадой;- оконные проемы цокольного этажа здания;- оконные проемы с подоконными полочками;- дверные проемы с крыльцами входов в здание;- парные оконные проемы с прямыми сандриками, подоконными полочками и углубленными филенками; двухсекционные подоконные балюстрады; вытянутые пилястры коринфского ордера в узких простенках оконных проемов;- гладкий фриз;- многообломный венчающий карниз большого выноса;- парапетные плиты8. Композиционное решение и архитектурно-художественное оформление северо-западного фасадахарактер, ритм и размер вертикального и горизонтального членения фасада, его декоративное убранство, включающее следующие элементы:- цоколь (на правом фланге фасада);- руст цокольного этажа здания;- парные узкие оконные проемы цокольного этажа здания;- парные оконные проемы с прямыми сандриками и подоконными полочками; двухсекционные подоконные балюстрады; пилястры коринфского ордера в узких простенках оконных проемов; - выступающие подоконные филенки;- парные оконные проемы с подоконной полочкой и лопаткой с карнизом;- ризалит с углубленной нишей и лопатками (на левом и правом флангах фасада); трехчетвертные колонны ионического ордера с растительными гирляндами;- высокое парадное крыльцо входа в здание с широкими парапетами и скульптурами львов; портал дверного проема входа в фойе 1-го этажа здания; обрамление дверного проема (прямой сандрик с кронштейнами, тяга с лепными розетками);- дверные проемы входов с лестницами цокольного этажа здания;- подоконные филенки, обрамленные тягой с лепниной театральной тематики (раскрытый свиток и маскарон на фоне горна и веток лаврового дерева; раскрытая книга на фоне венка, развивающейся ленты и веток лаврового дерева); - парные оконные проемы; двухсекционные подоконные балюстрады; вытянутые пилястры коринфского ордера в узких простенках оконных проемов;- оконные проемы с подоконными полочками;- гладкий фриз;- венчающий карниз большого выноса с иониками;- парапетные плиты;- полуциркульные слуховые оконные проемы;- глухие арочные оконные проемы, подоконные полочки и выступающий венчающий карниз колосниковой части театральной сцены9. Материалы и характер обработки фасадовкирпичная кладка стен с последующей штукатуркой и окраской;штукатурка под руст цокольного этажа здания;облицовка гранитными плитами цоколя;гранитные ступени и парапеты лестниц10. Архитектурно-художественное оформление интерьеровдекоративное убранство аванвестибюля:- широкая парадная лестница с ограждением в виде балюстрады;- колонны тосканского ордера с архитравными балками; парные углубленные филенки, декорированные иониками, на нижней плоскости архитравных балок;- фриз с розетками, гуттами и потолочным карнизом большого выноса с мутулами;- декоративное оформление балок (филенки с иониками);- широкие лопатки;- декоративное убранство (растительный орнамент);- полуциркульная ажурная решетка, обрамленная архивольтом с чешуйчатым орнаментом;- архитравные балки с углубленными филенками (по форме балки) с иониками;- двупольные остекленные двери;декоративное убранство вестибюля, гардероба:- парадная лестница с закругленными внизу ступенями, облицованная белым мрамором; - колонны тосканского ордера с архитравными балками; углубленные филенки, декорированные иониками, на нижней плоскости архитравных балок;- тяги по периметру потолка, декорированные растительным орнаментом и розеттами по углам;- углубленная ниша с арочным дверным проемом; декоративное оформление ниши (филенка с растительным орнаментом); фриз с розетками и гуттами; потолочный большого выноса карниз с мутулами;- колонны тосканского ордера с архитравными балками; парные углубленные филенки с иониками на нижней плоскости архитравных балок;- декоративное оформление балок (углубленные филенки с иониками);- полуциркульная двупольная остекленная дверь;- двупольные остекленные двери;декоративное убранство центрального фойе 1-го этажа:- колонны тосканского ордера с пояском иоников, антаблементом и фризом с растительным орнаментом;- балюстрада с тумбами, декорированными филенками;- модульоны S-образной формы;- пилястры тосканского ордера с пояском иоников;- кессонированные потолки;- мозаичные панно в арочных нишах (1975 г., автор Я.Н.Скрипкин – народный художник РСФСР, лауреат премии Ленинского комсомола); мозаичное панно (на правой стене): развернутая, фронтальная фигура, идущей молодой женщины правой рукой, поддерживающей ребенка, слева ниже руки четыре белых голубя на фоне от золотистого цвета до темно-синего;мозаичное панно (на левой стене): фигура солдата, держащего в левой руке знамя, в правой руке автомат на фоне серой плащ-палатки;- арочные проемы с углубленными филенками, обрамленные иониками по внутреннему краю;декоративное убранство фойе 1-го этажа здания:- арочный проем с углубленной филенкой, обрамленной иониками по внутреннему краю;- вазон на постаменте (усеченная колонна с каннелюрами);- парадный портал входа в партер зрительного зала (прямоугольный дверной проем, обрамленный лопатками и высоким сандриком с тимпаном в виде стилизованного веера);- наличник с растительным орнаментом зеркала, расположенного между лопатками;- раскрепованный фриз с карнизом, декорированным акантовым орнаментом;- широкая падуга по периметру потолка;- филенчатые двухстворчатые двери с акантовым орнаментом по периметру филенки; бронзовые ручки в виде кнокера;- одностворчатая дверь с бронзовыми ручками в виде кнокера;- полы из штучного паркета;декоративное убранство бокового (левого) фойе 1-го этажа здания:- парные полуколонны тосканского ордера с пояском иоников;- наличник с акантовым орнаментом зеркала, расположенного между колоннами тосканского ордера;- парные полуколонны тосканского ордера с антаблементом (архитрав и узкий карниз);- арочное обрамление прямоугольного дверного проема; лира на фоне развивающейся ленты над дверным проемом;- обрамление дверного проема;- ¼ колонны тосканского ордера;- живописный плафон, обрамленный филенкой в центральной части потолка (1975 г., автор Я.Н.Скрипкин – народный художник РСФСР, лауреат премии Ленинского комсомола); изображения зданий и скульптурных памятников города, торцевые гризайльные орнаментальные композиции из атрибутов литературы, музыки, театра и науки;- полы из штучного паркета;декоративное убранство бокового (правого) фойе 1-го этажа здания:- парные полуколонны тосканского ордера с антаблементом (архитрав и узкий карниз);- арочное обрамление прямоугольного дверного проема; лира на фоне развивающейся ленты над дверным проемом;- обрамление дверного проема;- наличник с акантовым орнаментом зеркала, расположенного между колоннами тосканского ордера;- ¼ колонны тосканского ордера;- живописный плафон, обрамленный филенкой в центральной части потолка (1975 г., автор Я.Н.Скрипкин – народный художник РСФСР, лауреат премии Ленинского комсомола); изображения статуи Родины-матери на Мамаевом кургане и монумента на площади Павших Борцов, торцевые гризайльные орнаментальные композиции из воинских атрибутов и знамен;- филенчатые двухстворчатые двери с бронзовыми ручками в виде кнокера;- одностворчатая дверь с бронзовыми ручками в виде кнокера;- полы из штучного паркета;межэтажные лестницы по косоурам с ограждением в виде балюстрады;филенки;обрамление дверного проема;полуциркульные оконный и дверной проемы;потолочный карниз;облицовка пола и ступеней мраморными плитами;декоративное убранство бокового (правого) фойе 2-го этажа здания:- система крестовых сводов, образованная распалубками по периметру помещения, поддерживаемая парными колоннами коринфского ордера;- парадный портал входа в партер зрительного зала (прямоугольный дверной проем, обрамленный лопатками и высоким сандриком с тимпаном в виде стилизованного веера);- колонны коринфского ордера;- живописный плафон в центральной части потолка, заглубленный и обрамленный филенкой (1952 г., автор Я.Н.Скрипкин – народный художник РСФСР, лауреат премии Ленинского комсомола); изображения пейзажа и архитектурных сооружений (фасад драмтеатра им. М.Горького, арка 1-го шлюза Волго-Донского канала им. Ленина), торцевые гризайльные композиции с изображением картуша, лиры и гирлянд;- филенчатые двухстворчатые двери с бронзовыми ручками в виде кнокера;- одностворчатая дверь с бронзовыми ручками в виде кнокера;- полы из штучного паркета;декоративное убранство центрального фойе 2-го этажа здания:- двухмаршевые симметричные лестницы с единой площадкой;- колонны тосканского ордера с орнаментальным поясом и модульонами по углам абаки; ступенчатый импост колонн;- архитравная балка с углубленными филенками с геометрическим рисунком по нижней плоскости;- пилястры тосканского ордера с акантовым поясом;- потолочная резная розетка с растительным орнаментом;- потолочный карниз с растительным орнаментом;- барьер сухого фонтана с арочной нишей и замковым камнем;- живописный плафон (1952 г., автор Я.Н.Скрипкин – народный художник РСФСР, лауреат премии Ленинского комсомола); изображения архитектуры г. Волгограда;- штучный паркет;- облицовка ступеней лестниц мраморной плитой;декоративное убранство бокового (левого) фойе 2-го этажа здания;- система крестовых сводов, образованная распалубками по периметру помещения, поддерживаемая парными колоннами коринфского ордера;- дверной парадный портал входа в зрительный зал (прямоугольный дверной проем, обрамленный лопатками и высоким сандриком с тимпаном в виде стилизованного веера);- колонны коринфского ордера;- живописный плафон в центральной части потолка, заглубленный и обрамленный филенкой (1952 г., автор Я.Н.Скрипкин – народный художник РСФСР, лауреат премии Ленинского комсомола); изображения пейзажа с архитектурой и советской символикой, торцевые гризайльные композиции с изображением картуша (щит со звездой и знаменем по бокам);- филенчатые двухстворчатые двери с бронзовыми ручками в виде кнокера;- одностворчатая дверь с бронзовыми ручками в виде кнокера;трехъярусный зрительный зал с ложами бенуара:- ложи бенуара; симметричные с криволинейными гладкими барьерами;- фигурная филенка потолка;- колоннада коринфского ордера;- литерные ложи; симметричные, барьеры со скругленными углами, лепными гирляндами и бандельверками; канты по абрису;- бельэтаж (1-ый ярус); криволинейные, рифленые барьеры с лепными крупными пальметками и акантовыми листьями;- боковые балконы (2-ой ярус); барьеры с лепными пальметками;- портал сцены; криволинейный с лепным акантовым орнаментом;- сцена портального типа с врезным кругом;- порталы боковых карманов; арочный проем с лепным орнаментом; арочный проем с архивольтами, фронтон, опирающийся на витые резные наборные колонки коринфского ордера; постаменты с филенками;- криволинейные барьеры балконов с лепным акантовым орнаментом;- филенки потолка балконов;- колоннада коринфского ордера;- ярусы балконов; лепной акантовый орнамент с пальметками и гирляндами;- гладкие барьеры балконов криволинейной формы с тягами;- полуколонны коринфского ордера с карнизом;- живописный плафон зрительного зала с рельефным изображением портретов деятелей русской культуры;- живописное декоративное оформление наклонной поверхности портала, обрамляющего сцену с изображением группы людей со знаменами на фоне круглой колоннады, и расположенных по флангам со скульптурными группами людей;- антревольт над проемом сцены (гризайльные треугольные композиции из труб, венков, лент и драпировок);- плоскость верхней части арочного проема с помпезным панно в центре которого изображен большой белый в лавровом венке медальон с портретом М.Горького, выполненный гризайлью, между лирами и медальонами рельефы на темы произведений М.Горького; тонкий поясок растительного орнамента с редкими розетками по периметру плафона;- лепной венок из листьев и цветов, перевитых лентой, обрамляющий крепление люстры;- широкие падуги по периметру потолка;- венчающий карниз с модульонами, дентикулами и иониками;- паркетный пол;осветительные приборы:- трехъярусная люстра (металлический каркас, система тросов, хрустальный убор); пронизи образуют систему трехуровневой корзины, последовательно уменьшающейся к низу в диаметре, обрамленной лепным венком, смонтированной на металлическом каркасе; 6 встроенных люстр в верхнем ярусе (латунь, чеканка, хрусталь); к ободу с накладным геометрическим орнаментом крепятся хрустальные пронизи, скрепленные внизу латунной розеткой;- бра на 5 светоточек (бронза, литье, матовое стекло); фигурный стенник (венок из листьев); удлиненные плафоны в виде свеч; хрустальные уборы в виде удлиненных призм;- двухярусная люстра с 19 плафонами; полусферические плафоны (бронзы, латунь, хрусталь) на сложном штоке в виде балясины; 1-ый ярус – 9 изогнутых кронштейнов с растительным декоративным оформлением; 2-ой ярус – 10 изогнутых кронштейнов с плафонами, декорированными гирляндой из бусин, крепящиеся к ободу; ажурная розетка потолочного крепления;- бра на 3 светоточки (латунь, литье); цилиндрические стеклянные плафоны цилиндрической;- бра на 2 светоточки (латунь, литье); цилиндрические стеклянные плафоны;- бра на 2 светоточки (латунь, литье); цилиндрические стеклянные плафоны;- люстра (бронза, латунь, хрусталь); хрустальные пронизи, скрепленные снизу латунной розеткой, крепящиеся к ободу с геометрическим орнаментом;- люстра (бронза, латунь, матовое стекло); круглый плафон, декорированный металлическим ободком, подвешенный на 3 фигурных цепях;- трехъярусная люстра (бронза, латунь, хрусталь); пронизи образуют систему трехуровневой корзины, последовательно уменьшающейся в диаметре к низу;- люстра на 10 плафонов (бронза, латунь, хрусталь); сложный рифленый шток; полусферический плафон с 10 изогнутыми кронштейнами, декорированными гирляндами из бусин;- потолочный плафон (бронза, латунь); круглое основание с ажурным орнаментом по краю;- потолочный плафон (бронза, латунь); акантовый ободок по краю11. Конструктивные элементы зданиянесущие конструкции (фундаменты, капитальные стены, колонны, опорные конструкции, перекрытия, лестницы, конструкция крыши здания и другие конструктивные элементы, формирующие несущий каркас здания, их расположение, конструкции и материалы (в границах периода строительства 1915 – 1952 гг.)
Первоисточник: Портал открытых данных Министерства культуры Российской Федерации (opendata.mkrf.ru).
Что такое открытые данные?
Открытые данные – это информация, размещенная в сети интернет в виде систематизированных данных, организованных в формате, обеспечивающем ее автоматическую обработку без предварительного изменения человеком, в целях неоднократного, свободного и бесплатного использования.
Открытые данные свободно доступны для машиночитаемого использования и дальнейшей републикации без ограничений авторского права, патентов и других механизмов контроля.
Сведения (текст и фотографии) предоставлены Организацией и опубликованы автоматически с официального сайта Министерства культуры Российской Федерации.
Дополнительная информация:
Администрация портала «ИнфоТаймс» не несет ответственности за предоставленный материал, а также за действия Организацией и/или иных лиц, действующих от его имени и по его поручению либо от своего имени, но по поручению Организации, в том числе в связи с реализацией такими лицами билетов, а равно за организацию, проведение и содержание Мероприятий.