Градостроительные характеристики.Планировочные ориентиры – трассировки главных улиц при застройке Тулы, согласно регулярному плану 1779 года; видовые раскрытия от проспекта Ленина, противоположного берега Упы (Зареченского, Пролетарского районов), восточного обвода; градообразующее ядро ансамбля Тульского Кремля. Историко-архитектурная ценность.Планировочное ядро исторически сложившейся территории ансамбля Тульского Кремля; духовный и общественный центр города, кафедральный собор.Объемно-пространственная композиция. Двухсветный четверик, завершенный пятью широко поставленными восьмигранными световыми барабанами с луковичными главами; выступающая пониженная одноэтажная алтарная часть с полукруглой апсидой; пропорциональное соотношение конструктивных и архитектурных элементов, физических объемов центрального и боковых барабанов; высотные отметки карнизов; диаметры пяти барабанов; кресты, растяжкиПланировочные характеристики. Квадратный в плане основной объем, ориентированный по оси восток–запад; сложная в плане апсида с прямоугольным выступом и полукружием; три паперти основного объема с порталами – открытые, почти квадратные в плане, северная и южная и прямоугольная в плане западная паперть, закрытая переходной галереей .Осевая (восток–запад) внутренняя планировка; четырехстолпный трехнефный основной объем; алтарная стена с тремя проемами; прямоугольная алтарная часть с полукружием; иконостас; солея с полукруглым в плане амвоном; надгробие между первым и вторым окнами южной стены.Строительные конструкции, материал и техника исполнения. Фундаменты – бутовые ленточные.Цоколь – кирпичный, облицованный белокаменными блоками переменной высоты со ступенчатым профилированным обрезом. Наружные стены основного объема, апсиды и световых барабанов –выполнены из обожженного красного глиняного кирпича с затиркой известковым раствором; металлические внутристенные связи с анкерами.Материал декора основного объема и алтарной части – белый камень- известняк в пределах окон нижнего света, кирпич фасонный «лекальный» – окон верхнего света. Лучковые оконные проемы с кирпичными перемычками;Алтарная стена, выполненная из обожженного красного глиняного кирпича с затиркой известковым раствором, кованые металлические внутристенные связи с анкерами; металлические кованые проушины для крепления иконостаса.Четыре несущих столпа – кирпичные, сложные в сечении; в основании невысокий белокаменный цоколь с профилированным обрезом.Система металлических кованых воздушных связей основного объема, алтарной части – тройные в центральном нефе между столпами; двойные крестообразно пересекающиеся – в центральном барабане; одинарные крестообразно пересекающиеся – в угловых барабанах.Перекрытие основного объема – система пересекающихся цилиндрических кирпичных сводов с распалубками от центрального барабана; перекрытия в алтарной части – цилиндрический свод и конха .Центральный восьмигранный световой барабан – кирпичные стены с лучковыми световыми проемами; купольный свод в завершении; парусный свод на подпружных арках в основании.Четыре световых восьмигранных барабана по углам основного объема – кирпичные стены с лучковыми проемами; купольный свод в завершении .Крыша четверика – сложная в плане, скатная по стропилам; кровельное окрытие крыши – металлическое фальцованное; позолоченный подзор свеса кровли.Крыша над алтарной частью – сложная в плане, скатная с конхой; кровельное окрытие крыши – металлическое фальцованное.Луковичные формы глав – металлическое окрытие по кружалам, позолоченное; центральная глава; четыре боковых главки; позолоченные подзоры, позолоченные кресты, растяжки.Металлическое окрытие всех выступающих частей. Пол основного объема – из квадратных плит доломитизированного известняка. Солея белокаменная с трехступенчатым амвоном перед алтарем. Участок пола на южной стене перед надгробием архиепископа Тульского и Белевского Никандра – из метлахской плитки.Местоположение, габариты, конфигурация оконных и дверных проемов на фасадах. Оконные проемы в интерьере – прямоугольные с лучковым завершением второго света, арочные дверные и оконные проемы первого света; лучковые в один свет в алтарной части.Оконные заполнения – деревянные рамы с сохранившимся историческим рисунком переплетов; металлические кованые кубчатые решетки на окнах нижнего яруса, кованые металлические подставы.Расположение порталов по линии световых осей; лестницы папертей четырехступенчатые с белокаменными покрытиями площадок и ступеней входа в собор. Высокие двухстворчатые распашные наружные три двери порталов – кованые металлические, на подставах.Двухстворчатые распашные деревянные филенчатые с остеклением три внутренние двери, арочные четырехчастные фрамуги.Архитектурно-стилистические характеристики объекта, как образца позднего барокко – сочетание белокаменной резьбы и «кирпичного узорочья». Одноэтажный двухсветный основной объем; идентичные северный и южный фасады; вертикальное осевое композиционное решение; симметричное расположение световых осей – по пять световых осей на северном и южном фасадах .Пять световых осей западного фасада – перекрытая галереей центральная ось, фланкированная световой и глухой осями.Симметричное расположение световых осей апсиды – одноосные южный и северный фасады выступающей части апсиды, пять осей полукружия апсиды. Многопрофильный венчающий карниз по периметру здания фасадов с раскреповками; углы основного объема, раскрепованные сдвоенными пилястрами; карниз апсиды с раскреповками. 1. Северный и южный фасады.Вертикальное членение плоскостей: четыре разорванные пилястры, в верхней части со смещением оси; четыре восьмигранные филенчатые ниши-киоты, делящие вертикаль пилястр.Четыре вертикали объединенных наличников первого и второго света от цоколя до раскреповок карниза. Оформление оконных проемов первого и второго света: кирпичный валик с двумя полочками по контуру всех оконных проемов; кованные подставы:оконные проемы первого света – белокаменные каннелированные колонки с перевязками, базой и ступенчатой капителью, поддерживающие профилированный двойной карнизный сандрик, акцентированный в центре арочкой с белокаменной пальметтой; завершение сандрика сдвоенные профилированные бровки с белокаменной пальметтой в месте сочленения;двухъярусный подоконный фартук – две прямоугольные накладки с основанием в виде профилированной бровки со свесами и профилированная тяга между ними в нижнем ярусе; профилированная тяга верхнего яруса с арочкой в центре; две белокаменные консоли и пальметта, вписанная в арочку; подоконный профилированный карниз; наборные колонки, объединяющие оба яруса и карниз;оконные проемы второго света – чередующиеся кирпичные, прямоугольные в плане, полукруглые колонки со ступенчатыми капителями, поддерживающие профилированный прямой карнизный сандрик; акцент завершения сандрика – белокаменная пальметта, вписанная в бровку; арочки в основании парных лопаток, раскрепованные в венчающем карнизе; полуциркульные ниши лопаток;двухъярусный подоконный фартук – две прямоугольные накладки с основанием в виде профилированной бровки со свесами и профилированная тяга между ними в нижнем ярусе; профилированная тяга верхнего яруса с арочкой в центре; две белокаменные консоли со вписанной в арочку пальметтой; подоконный профилированный карниз; наборные колонки, объединяющие оба яруса и карниз.Оформление центральной световой оси с порталом:перспективный портал; круглые белокаменные наборные колонки с резным разнообразным плоским чередующимся декором (гроздья и листья винограда, пальметты, канелюры); гирьки со свесами в основании; пальметты с волютами на ступенчатых капителях в завершении; филенчатая ниша – киот в центре, фланкированный белокаменными листьями с волютами и цветочный резной орнамент; карнизная полочка с белокаменной пальметтой в арочке над киотом ;оконный проем второго света – чередующиеся кирпичные прямоугольные в плане полукруглые колонки со ступенчатыми капителями, поддерживающие профилированный прямой карнизный сандрик; акцент завершения сандрика – белокаменная пальметта, вписанная в бровку; арочки в основании парных лопаток, раскрепованные в венчающем карнизе; полуциркульные ниши лопаток;подоконный фартук – подоконная профилированная полочка, поддерживаемая четырьмя кронштейнами с двумя фланговыми белокаменными розетками в круглой филенчатой нише и центральная белокаменная пальметта в бровке. 2. Восточный фасад.Раскреповка углов прямоугольной части апсиды; вертикальное членение плоскостей апсиды одинарными пилястрами; оформление оконных проемов аналогично декору нижнего яруса основного объема; горизонтальный ряд бровок на плоскости стены четверика, центральная бровка над конхой приподнята, под ней прямоугольная филенчатая ниша. 3. Западный фасад.Декоративное оформление оконных проемов света идентично декору боковых фасадов с дополнением белокаменных изображений херувимов в полуциркульных очертаниях бровок нижнего света; раскрепованые в карнизе широкие лопатки фризовой части, продолжающие вертикаль оконного декора; арочные ниши на плоскости лопаток, две из которых арочные, одна – криволинейной формы, отделенная профилированной тягой; два белокаменных четырехлистника – по краям. Оформление центральной световой оси с порталом:перспективный портал; круглые белокаменные наборные колонки с резным разнообразным плоским чередующимся декором (гроздья и листья винограда, пальметты, канелюры); гирьки со свесами – в основании; пальметты с волютами – на ступенчатых капителях; филенчатая ниша-киот – в центре, обрамленная профилированной рамкой трапециевидной формы с волютами; над ним в овальном резном медальоне – двуглавый орел и цветочный резной орнамент; сложная наборная композиция белокаменного резного симметрично расположенного декора – пальметты, растительный и цветочный декор, райские птицы, ниши. 4. Центральный барабан.Двойные пилястры с капителями фантазийного характера с круглыми колонками между ними; белокаменные филенки сложной формы с розетками – под окнами; пальметты в полукружии бровки – над окнами, подоконная карнизная тяга – по периметру барабана. 5. Угловые барабаны.Спаренные пилястры – на ребрах и белокаменные четырехлистники – под окнами; подоконная карнизная тяга – по контуру кровельного покрытия. Архитектурно-художественное оформление интерьера.1. Иконостас (реставрационные левкас по всей поверхности и позолота 2014-2016 годов не являются предметом охраны).Местоположение, габариты, конфигурация иконостаса; архитектурно-стилистические характеристики – образец позднего барокко, высокий семиярусный; в основе архитектурно-стилистического решения композитный ордер. Объемно-пространственные характеристики: динамика архитектурных форм, принцип «обратной перспективы»; расстановка прясел по глубине пространства; соотношение выступающих и углубленных прясел; направленность флангов к восточным углам собора; два крупных выступающих карниза горизонтального членения.Композиционное решение: деревянная сплошная раскрепованная стена с отдельно стоящими на верхнем карнизе резными на подставках рамами икон страстного чина; девять прясел стены, в каждом прясле по вертикальной оси –семь проемов для икон.Центральная осевая композиция: высокие Царские Врата с порталом, два небольших фигурной формы проема, сень под балдахином; два проема для самых больших икон, два симметрично расположенных проема для предстоящих страстного чина на венчающем карнизе, крест, полуфигура благословляющего Спасителя. Два боковых прясла в виде корпусных ризалитов с колоннами и пилястрами по сторонам; три прясла северной и южной частей иконостаса в виде флангов, фланговые акценты – северные и южные врата с порталами; горизонтальное членение массива крупным развитым карнизом на два яруса; внутри каждого из них по три горизонтальных яруса с прорезями для икон.Семь ярусов икон: первый ярус – ветхозаветный, второй – местный, третий и четвертый – праздничные, пятый – деисусный (апостольский), шестой – пророческий; над ним – массивный венчающий карниз с полуциркульными завершениями; седьмой страстной – над венчающим карнизом; всего: девять осей вертикальных, семь осей горизонтальных; 64 проема для икон. Конструктивное решение: двухъярусная и двухплоскостная стоечно-балочная система. Система крепления конструкции к кирпичной алтарной стене; узкое пространство между тыльной поверхностью иконостаса и кирпичной стеной алтаря, железные крюки крепления; угол наклона иконостаса по отношению к кирпичной стене.Фасадная стенка иконостаса; система фасадной обшивки конструкции; система соединения деталей фасадной обшивки; крепление фасадной стены к несущей конструкции; железные элементы крепления фасадной обшивки к основе (крюки, шипы, гвозди).Система ярусных настилов внутри конструкции; бревна – консоли для опоры настилов.Четыре деревянные лестницы между ярусами настилов как самостоятельный элемент конструкции . Двери входа на лестницы со стороны алтаря – симметрично с северной и южной сторон. Шестеренчатый ручной ворот в четвертом прясле слева. Лебедки для обслуживания иконостаса в пятом прясле (подъем и опускание храмовой иконы «Успение Пресвятой Богородицы); кованые крюки; скобы, анкеры . Петли крепления иконостаса к кирпичной стене и крепления деревянных деталей всех конструкций; характер крепления икон в иконостасе.Царские Врата (две створки), дерево, резьба сквозная; резной декор икон на створках Царских Врат – шесть медальонов: на двух створках «Благовещение» (слева – архангел Гавриил, справа – Богоматерь), на левой створке – евангелисты Иоанн Богослов и Лука, на правой створке – евангелисты Матфей и Марк; дерево, паволока, левкас, темпера, доски фигурной формы (левкас, позолота 2014-2016 годов не являются предметом охраны).Декоративное оформление фасадной обшивки иконостаса; скульптурное изображение полуфигуры Христа в обрамлении лучей по главной оси над Царскими Вратами; головки херувимов на створках Царских Врат;Материал исполнения: массивы древесины хвойных пород – тело иконостаса, береза, липа – элементы декоративной резьбы; виды резьбы: сплошная, плоская, прорезная, объемная; цировка.Икона «Тайная вечеря», 1765-1766 гг. в алтаре над Царскими Вратами; дерево, левкас, темпера, полукруглая форма деревянной основы, стилистика письма.Киот напольный трехъярусный разборный (сохранился фрагментарно) – у юго-восточного столпа, изготовленный одновременно с иконостасом; дерево, резьба, левкас, цировка по левкасу, позолота. Киот напольный трехъярусный разборный (сохранился фрагментарно) –у юго-западного столпа, изготовленный одновременно с иконостасом; дерево, резьба, левкас, цировка по левкасу, позолота.Надгробие архиепископа Тульского и Белевского Никандра, его местоположение – между первым и вторым окном южной стены; габариты, материал, техника (мрамор, резьба, шлифовка), авторство – мастерская Абросимова с сыновьями, (Москва, Болотная площадь); стиль – эклектика, архитектурно-декоративное оформление.2. Монументальная живопись.Предмет охраны может быть уточнен на основании комплексных научных исследований в процессе разработки научно-проектной документации и при проведении реставрационных работ. Историко-культурная ценность: датировка – 1765-1766 годы, авторство – художественная артель ярославских мастеров под руководством А.А. Шустова; художественно-стилистические характеристики; технологическая ценность: левкас по кирпичной кладке, грунтовка; техника темперная клеевая, редкость использования техники, характерная для ярославских мастеров художественной артели А.А. Шустова.Иконографическая программа, средства ее выражения; стилистические особенности письма мастеров ярославской школы второй половины XVIII века, индивидуальность авторского почерка известных художников; топография изображений: в интерьере основного объема, алтарной части (стенах, столпах, сводах, барабанах, оконных и дверных откосах) . Связь композиционного построения с конструктивными и архитектурными элементами.Особенность композиционного построения: взаимосвязь горизонтального ярусного размещения композиций по темам (циклам) и вертикального осевого расположения композиций в оконных простенках . Нижний ярус (уровень ветхозаветного чина иконостаса) – орнаментальный или «полотеничный» с сопроводительными текстами по периметру основного объема, алтарной части, столпов.Первый сюжетный ярус: в простенках окон нижнего света северной и южной стен – семь Вселенских соборов, в восточной части южной стены – композиция «Призвание Матфея». Западная стена – композиции ветхозаветного текста «Песнь Песней»; над южными дверями – «Не рыдай Мене Мати»; над западными дверями –поясной «Деисус»; над северными дверями – «Орудие пройдет тебе душу. Летописные надписи на дверных откосах; правая сторона северного входа – список ярославских изографов с указанием знаменщика Афанасия Андреева Шустова, левая сторона южного входа – дата «1765-1766» с потертостями и утратами. Второй и третий сюжетные ярусы – в простенках окон второго света южной, западной, северной стен – евангельский цикл (события земной жизни и притчи Христа); в плоскостях между окнами первого и второго света южной, западной, северной стен – Богородичные иконы; тексты с указанием даты и места их обретения – по сторонам.Четвертый сюжетный ярус – праздничный, от арочных завершений окон верхнего света южной, западной, северной стен переходит на своды; западный неф – фрагмент композиции «Успение» – облачное Вознесения Богородицы в окружении небесных сил .Восточный неф – «Предста Царица одесную Тебе»; размещены согласно последовательности, годовому богослужебному циклу; иконография развернутая. Центральный купол – «Отечество»; световой барабан центрального купола – «Коронование Пресвятой Богородицы»; на парусах – херувимы; на распалубках – евангелисты Марк, Матфей (имеются утраты).Угловые барабаны – «Царь Царем», «Спас Благое молчание», «Богоматерь Знамение», «Иисус Христос Эммануил».Оконные откосы первого и второго ярусов южной, западной, северной стен – святительский чин (ростовые фронтально поставленные фигуры на левой и правой стороне); на арочных завершениях окон – полуфигуры Ангелов Господних.Четыре столпа – ярусное расположение композиций: «полотеничный» ярус, сюжетные композиции; святители, великие князья, цари, царицы – в рост прямолично.Алтарь – в конхе и своде – «Троица Новозаветная», «Девять ангельских чинов», «Поклонение Жертве», в северо-восточной части – «Голгофа с предстоящими», в простенках – в рост прямолично попарно – «Святители Василий Великий, Иоанн Богослов», «Святители Иоанн Златоуст, Николай Чудотворец»
Первоисточник: Портал открытых данных Министерства культуры Российской Федерации (opendata.mkrf.ru).
Что такое открытые данные?
Открытые данные – это информация, размещенная в сети интернет в виде систематизированных данных, организованных в формате, обеспечивающем ее автоматическую обработку без предварительного изменения человеком, в целях неоднократного, свободного и бесплатного использования.
Открытые данные свободно доступны для машиночитаемого использования и дальнейшей републикации без ограничений авторского права, патентов и других механизмов контроля.
Сведения (текст и фотографии) предоставлены Организацией и опубликованы автоматически с официального сайта Министерства культуры Российской Федерации.
Дополнительная информация:
Администрация портала «ИнфоТаймс» не несет ответственности за предоставленный материал, а также за действия Организацией и/или иных лиц, действующих от его имени и по его поручению либо от своего имени, но по поручению Организации, в том числе в связи с реализацией такими лицами билетов, а равно за организацию, проведение и содержание Мероприятий.