Предметом охраны объекта культурного наследия (памятника истории и культуры) народов Российской Федерации федерального значения «Усадьба композитора М.И. Глинки, XVIII–XIX вв.», XVIII–XIX вв., расположенного по адресу: Смоленская область, Ельнинский район, дер. Новоспасское (далее также – Усадьба) являются:I.Характер поверхности (геохарактеристики, ландшафтные характеристики): сложный рельеф поверхности территории Усадьбы с выраженным уклоном в сторону реки Десна; повышенный рельеф территории расположения Тихвинской церкви.II. Исторические характеристики: усадебный ансамбль конца ХVIII – начала ХIХ веков, обладающий подлинными чертами русских провинциальных усадеб; место, где провел годы жизни великий русский композитор М.И. Глинка.III. Градостроительные характеристики:1. Местоположение Усадьбы в структуре дер. Новоспасское Ельнинского района Смоленской области на берегу реки Десна.2. Гармоничное включение исторической территории Усадьбы в окружающую застройку дер. Новоспасское Елининского района Смоленской области и исторического природного ландшафта, являющегося одной из главных достопримечательностей населенного пункта.IV. Архитектурно-пространственные, стилистические, объемные характеристики:1. Планировочные характеристики:- расположение Усадьбы на значительной территории дер. Новоспасское Ельнинского района Смоленской области в среде сохранившейся исторической застройки;- архитектурный ансамбль Усадьбы, сформированный из нескольких зданий, представляет собой сомасштабную по пропорциям, гармоничную архитектурно-пространственную композицию;- тип планировки – традиционный тип усадьбы, характерный для сельской застройки. Расположение основных зданий в глубине территории Усадьбы в окружении парка симметрично относительно главного въезда с восточной стороны;- расположение здания Тихвинской церкви в юго-западном направлении от главного дома;- расположение хозяйственных построек вдоль оси дороги, ведущей к южным воротам;- расположение исторических фундаментов утраченных построек, указывающих на места размещения и дающие представление о габаритах зданий для последующих работ по реставрации Усадьбы;- планировочные оси. Основная ось с направлением северо-запад фиксирует местоположение главного дома; ось в направлении северо-восток фиксирует расположение двух флигелей и хозяйственных построек вдоль аллеи, ведущей к юго-западным воротам; ось вдоль улицы Глинки фиксирует расположение Тихвинской церкви за ограждением основной территории Усадьбы; вспомогательные оси формируют основные направления дорог и аллей Усадьбы и обеспечивают четкую структуру парковой зоны, которая разделена на две части осью каскадного пруда;- места расположения въездов на территорию Усадьбы: главный въезд (восточный) – через ворота с ул. Фестивальная; дополнительный въезд (юго-западный) – через ворота с ул. Глинки; дополнительный въезд (северный) со стороны парковой зоны; выход к Тихвинской церкви через калитку с юго-западной стороны ограждения Усадьбы (на ул. Глинки);- трассировка аллей и дорожек парковой зоны с расположением малых архитектурных форм в виде мостиков и беседок;- расположение и рельеф береговой линии каскадного пруда;- конфигурация и обширные габариты прямоугольного луга перед главным фасадом Усадьбы;- расположение фруктового сада в юго-восточном углу территории Усадьбы;- конфигурация и размер открытого пространства луга с северо-западной стороны главного дома с сохранением видового раскрытия на реку Десна.2. Объемно-пространственные характеристики:- главенствующее положение в структуре Усадьбы двух основных композиционных объектов ансамбля: главного дома и здания Тихвинской церкви;- силуэт Усадьбы протяженный спокойный, сформированный разными по габаритам и этажности зданиями (одно-, двухэтажные), застройка Усадьбы объединена линией ограждения;- расположение главного дома в глубине территории парка с организацией кругового движения перед главным входом в здание;- пространственная организация Усадьбы, включающая внутреннее замкнутое пространство, образованное основными элементами Усадьбы и обеспечивающее их совместное восприятие. Секторы и направления видовых раскрытий Усадьбы при восприятии ансамбля с прилегающей территории с ул. Фестивальной и ул. Глинки. Направления видовых раскрытий на композиционные элементы ансамбля внутри усадебной территории. Открытое пространство перед главным фасадом главного дома обеспечивает восприятие застройки ансамбля на значительном расстоянии;- организация парковой зоны с системой аллей и дорожек, обеспечивающей беспрепятственное раскрытие видовых линий, исторически сложившейся структуры парка: видовое раскрытие от главного дома на зеркало реки Десна; видовая связь главного дома и Тихвинской церкви по направлению аллеи от юго-западного угла дома к калитке, ведущей на ул. Глинки; видовое раскрытие вдоль аллеи, ведущей от юго-западных ворот вдоль хозяйственных построек к пруду и далее вглубь парка; видовое раскрытие от реки Десна на главный дом;- соотношение открытых и густо засаженных пространств парковой зоны, позволяющее сохранить бассейн видимости исторически сложившейся структуры Усадьбы.3. Архитектурно-стилистические характеристики:- архитектура зданий Усадьбы в целом стилистически однородная, характерна для жилой застройки конца ХVIII – начала XIX веков; включает в себя в том числе: главный дом; парк; церковь Тихвинскую; флигель северный; флигель южный; пекарню; избу людскую; каретник; каскадный пруд; оранжерею;- историческая архитектура домов являет пример эклектики, сочетающей формы и приемы различных периодов классицизма;- лаконичный облик флигелей подчеркивает главенство дома, расположенного в центре композиции, нарядный фасад которого формирует не только архитектурный облик самого дома, но и восприятие Усадьбы в целом.V. Объемно-пространственная композиция элементов застройки:1. Главный дом: представляет собой двухэтажный центральный объем под трехскатной полувальмовой крышей, со слуховыми окнами, выходящими на торцевые фасады, и одноэтажные объемы с торцевых фасадов под многоскатными крышами. Здание деревянное, обшито горизонтально расположенным тесом, окрашено. Завершены все объемы профилированными карнизами значительного выноса. Главный и дворовый фасады акцентированы четырехколонными портиками ионического ордера. Колонны портиков сдвоены и сдвинуты к краям с более широким центральным простенком. Антаблемент портика дворового фасада состоит из гладкого фриза, карниза и односкатной крыши. Портик главного фасада завершен фризом с карнизом и треугольным фронтоном с декоративным элементом по центру тимпана. По центру фронтона дворового фасада центрального объема – крупное полуциркульное окно. Крыльцо главного фасада большого выноса с ограждением в виде балюстрады. По крайним осям главных фасадов боковых одноэтажных пристроек – дверные проемы, акцентированные невысокими крыльцами под двухскатными козырьками на деревянных кронштейнах. Оконные проемы прямоугольные – проемы первого этажа центрального объема и главных фасадов одноэтажных пристроек больше по высоте оконных проемов второго этажа и торцевых фасадов. Обрамлены оконные проемы первого этажа главного и дворового фасадов центрального объема рамочными наличниками с сандриками с треугольными фронтончиками. Остальные оконные проемы обрамлены рамочными профилированными наличниками. Под всеми проемами – простые подоконные доски. Под строенными оконными проемами дворовых фасадов боковых пристроек декор из балясин.2. Флигель северный: одноэтажное, близкое к квадрату в плане здание. Деревянное, на кирпичном цоколе, под трехскатной полувальмовой крышей, с фронтоном на главном фасаде. Цоколь несколько выделяется относительно стен здания. Деревянный сруб горизонтально обшит тесом и окрашен. Завершен ступенчатым карнизом большого выноса. Главный и дворовый фасады симметричны, по центральной оси главного фасада выполнен вход в здание.Дверной проем – прямоугольный, заполнения – двухстворчатые деревянные филенчатые двери в обрамлении профилированного деревянного наличника.На главном фасаде крыльцо под односкатным козырьком на глухих фигурных кронштейнах, опирающихся на деревянные стеночки крыльца. Оконные проемы прямоугольные с профилированными рамочными наличниками и ступенчатыми подоконными досками. В центре фронтона полуциркульное окно.3. Флигель южный: одноэтажное, близкое к квадрату в плане здание. Деревянное, на кирпичном цоколе, под трехскатной полувальмовой крышей, с фронтоном на главном фасаде. Цоколь несколько выделяется относительно стен здания. Деревянный сруб горизонтально обшит тесом и окрашен. Завершен ступенчатым карнизом большого выноса. Главный и дворовый фасады симметричны, по центральной оси главного фасада выполнен вход в здание.Дверной проем – прямоугольный, заполнения – двухстворчатые деревянные филенчатые двери в обрамлении профилированного деревянного наличника.На главном фасаде крыльцо под односкатным козырьком на глухих фигурных кронштейнах, опирающихся на деревянные стеночки крыльца. Оконные проемы прямоугольные с профилированными рамочными наличниками и ступенчатыми подоконными досками. В центре фронтона полуциркульное окно.4. Пекарня: одноэтажное прямоугольное в плане здание. Деревянное, на кирпичном цоколе, под четырехскатной вальмовой крышей и слуховым окном, выходящим на дворовый фасад. Цоколь выделяется относительно стен здания. Деревянный сруб горизонтально обшит тесом и окрашен. Завершен ступенчатым карнизом большого выноса. Главный фасад выполнен в шесть осей. По крайней правой оси расположен дверной проем главного входа в здание с небольшим крыльцом под двухскатным козырьком, опирающимся на деревянные квадратные столбики с ограждением из вертикальных столбиков. Заполнение деревянное, филенчатое. Оконные проемы прямоугольные, обрамленные профилированными наличниками, сосредоточены ближе к левому углу фасада. На торцевом фасаде выполнен главный вход в здание с небольшим крыльцом под двухскатным козырьком, опирающимся на деревянные квадратные столбики с ограждением из вертикальных столбиков. Заполнение деревянное, филенчатое. Оконные проемы прямоугольные, обрамленные профилированными наличниками к левому углу фасада.5. Изба людская: прямоугольное в плане одноэтажное здание. Деревянное, на кирпичном цоколе, под четырехскатной вальмовой крышей, с двумя слуховыми окнами, выходящими на главный фасад. Цоколь выделен большей толщиной стены. Сруб деревянный, сложен «в лапу». Углы зашиты деревянными вертикальными прибоинами. Выпуски внутренних стен делят главный фасад на прясла по две оси в каждом. Зашиты аналогично углам. Оконные проемы прямоугольные с деревянными простыми рамочными наличниками. Дверной проем прямоугольный.6. Каретник: прямоугольное в плане одноэтажное здание. Деревянное, на кирпичном цоколе, под четырехскатной вальмовой крышей, со слуховым окном, выходящим на торцевой фасад. Цоколь выделен большей толщиной стены. Сруб деревянный, сложен «в лапу». Углы зашиты деревянными вертикальными прибоинами. Выпуски внутренних стен делят главный фасад на три прясла. Зашиты аналогично углам. Восточный фасад в четыре оси: по двум правым распашные деревянные ворота прямоугольной формы, дверной проем по второй оси слева, оконный проем по левой оси.7. Парк: представляет композицию, построенную в пейзажном стиле, в традициях русского садово-паркового искусства конца ХVIII – начала ХIХ веков. Вся территория усадьбы делится прудами на две части – южную и северную. Основной композиционной осью парка является каскад из прудов, созданных на основе запруженного ручья Безымянного – притока реки Десны. Перед флигелями прямоугольной формы луг с несколькими отдельно-стоящими деревьями. По периметру, вдоль южной, юго-восточной границ, парк обсажен ряда берез и лип. Северная часть парка представляет собой сплошной лес, открытых пространств почти нет. Ассортимент пород в парке: дуб, который составляет основной костяк насаждений, а также липа, вяз, береза, ива, тополь (серебристый), клен, сосна, ольха, желтая акация, сирень, жасмин, клен татарский, розы, спирея.8. Каскадный пруд: система каскадных прудов с плотинами и парковыми мостиками. Каскад из прудов делит территорию усадьбы на две части – южную и северную. По мере приближения к главному дому пруды увеличиваются. Самый большой пруд находится непосредственно рядом с главным домом. Над плотинами между прудами устроены деревянные пешеходные мостики.9. Оранжерея: в настоящее время сохранились остатки фундамента.
Первоисточник: Портал открытых данных Министерства культуры Российской Федерации (opendata.mkrf.ru).
Что такое открытые данные?
Открытые данные – это информация, размещенная в сети интернет в виде систематизированных данных, организованных в формате, обеспечивающем ее автоматическую обработку без предварительного изменения человеком, в целях неоднократного, свободного и бесплатного использования.
Открытые данные свободно доступны для машиночитаемого использования и дальнейшей републикации без ограничений авторского права, патентов и других механизмов контроля.
Сведения (текст и фотографии) предоставлены Организацией и опубликованы автоматически с официального сайта Министерства культуры Российской Федерации.
Дополнительная информация:
Администрация портала «ИнфоТаймс» не несет ответственности за предоставленный материал, а также за действия Организацией и/или иных лиц, действующих от его имени и по его поручению либо от своего имени, но по поручению Организации, в том числе в связи с реализацией такими лицами билетов, а равно за организацию, проведение и содержание Мероприятий.