Успенский собор, 1740 г.

Предметом охраны объекта культурного наследия федерального значения «Успенский собор, 1740 г.» являются:градостроительные характеристики здания, участвующего в формировании композиционно­ планировочной структуры комплекса зданий и сооружений Соборной горы;объемно-пространственная композиция шестистолпного крестовокупольного пятиглавого храма с трехчастной апсидой, его габариты (59 м х 34 м) и высотные отметки (62,85 м до креста);конструкция, материал, характер кровельного покрытия;композиция и архитектурно-художественное оформление фасадов, включая:- четыре высоких постамента с завершением в виде круглых боковых барабанов, равномерно расчлененных пилястрами, в простенках между которыми чередуются световые и ложные окна;- пилястры, фланкирующие углы более крупного глухого центрального восьмигранного барабана;- венчающий многорядный карниз, завершающий центральный восьмигранный барабан;- пилястры, расчленяющие фасады основного объема в соответствии со структурой здания;- широкий многорядный венчающий карниз основного объема;- волютообразные декоративные вставки фронтонов порталов у трехчастного гребня над западным фасадом собора;- профилированные обрамления круглых оконных проемов;- наличники высоких окон нижнего яруса света с арочными перемычками, а именно:профилированное обрамление, наделенное боковыми лопатками с фрагментами раскрепрованного карниза и навершием в виде бровки с тремя декоративными башнями; волютообразные декоративные вставки между подоконными консолями, под навершием рядом с лопатками;- наличники окон пристройки при северной стене апсиды с завершением в виде петушиного гребня;количество, расположение, форма и оформление оконных и дверных проемов на фасадах, характер столярных заполнений;конструкции капитальных фундаментов, стен:- бутовый фундамент с использованием мелких валунов, маячкового и старицкого белого камня, материалов от разборки собора и заливкой глиняным раствором;- контрфорсы из блоков белого старицкого камня;- стены здания, сложенные из крупноформатного кирпича на известковом растворе (30 см х 14,5(15) см х 7,5 см);- своды собора, сложенные из кирпича размером 29 см х 14 см х 7,5 см;характер отделки фасадной поверхности собора;трехнефная пространственно-планировочная структура интерьера;декоративное убранство интерьера:- ассиметричные барочные декоративные обрамления в апсиде и на сводах восточной части здания;- четко графические, симметричные по композиции, профилированные декоративные обрамления и доски, отмечающие оконные проемы, размещенные на их откосах, подпружных арках, сводах и столпах;- иконостас высотой около 31 м (принадлежит к монументальным произведениям периода барокко 1730-х гг.), сочетающий почти сплошное золочение с посеребрением профилей и накладок, наделенный симметричной композицией. В трех ярусах размещено пять чинов икон (иконы современны иконостасу): иконы двунадесятых праздников и праотеческого чина заключены в овальные обрамления, чередуются с обширными иконами с полуциркульной верхней перемычкой икон праздников и деисусного чина. Над сложным по профилю уступчатым завершением иконостаса расставлены скульптуры ангелов. Ритм вертикальных и горизонтальных членений подчеркнут поярусным расположением ордера. Смерчеобразные столбы колонн обвиты виноградной лозой. Свободные от икон поля стены, пьедесталы и стволы колонн покрыты сложным орнаментом сквозной резьбы. Широко введена накладная резьба;- размеры и орнамент резьбы царских врат, их отделка;- орнаментация резного декора, отделка надпрестольной сени;- резная деревянная вызолоченная кафедра для проповедей XIX века, увенчанная высоким балдахином со скульптурой и наделенная сложной по построению консолью и лестницей с парапетом;- архиерейское место середины XIX века вблизи царских врат в виде трона с навершием на четырех смерчеобразных колоннах;- резные панели у боковых входов в храм и чугунные ступени у киота со Смоленской иконой Богоматери;- две навесные галереи вдоль северной и южной стен, огражденные парапетами с балясинами и обшитые дубовыми резными панелями;- масляная живопись, относящаяся к XVIII и XIX столетиям, в клеймах и обрамлениях на стенах апсиды, сводах и столпах;- росписи, относящиеся ко времени барокко, в алтаре, на восточных сводах;- орнаментальные и сюжетные росписи, выполненные в подражание техники гризайль в первой половине XIX века;- иконостасы с живописью по доске у южной и северной стен храма у четырех столбов в интерьере храма, у двух столбов в его алтарной части (смешанная техника - масло, темпера);- деревянный крест с изображением на передней стороне Распятия, а на задней - Богоявления Господня, расположенный в главном алтаре справа от престола (живопись темперная);- икона Божьей Матери на подножиях, расположенная в главном алтаре слева от престола (живопись темперная);материал, конструкция и характер связей капитальных стен, перекрытий: стрельчатые крестовые своды со стрельчатыми подпружными арками; апсидные выступы на уровне хор, перекрытые дополнительными сводчатыми перекрытиями; сомкнутые и коробовые своды подвальных помещений.
 

Первоисточник: Портал открытых данных Министерства культуры Российской Федерации (opendata.mkrf.ru).
Что такое открытые данные?
Открытые данные – это информация, размещенная в сети интернет в виде систематизированных данных, организованных в формате, обеспечивающем ее автоматическую обработку без предварительного изменения человеком, в целях неоднократного, свободного и бесплатного использования.
Открытые данные свободно доступны для машиночитаемого использования и дальнейшей републикации без ограничений авторского права, патентов и других механизмов контроля.
Сведения (текст и фотографии) предоставлены Организацией и опубликованы автоматически с официального сайта Министерства культуры Российской Федерации.
Дополнительная информация:
Администрация портала «ИнфоТаймс» не несет ответственности за предоставленный материал, а также за действия Организацией и/или иных лиц, действующих от его имени и по его поручению либо от своего имени, но по поручению Организации, в том числе в связи с реализацией такими лицами билетов, а равно за организацию, проведение и содержание Мероприятий.
Партнёрская программа
Участвуя в Партнёрской программе V4.Market любая организация РФ самостоятельно публикует свои информационные материалы.
Возврат к списку



Реклама на сайте