композиционные особенности строений, участвующих в формировании территории церкви Михаила Архангела, включая домик причты, кон. XIX в. и красной линии улицы Парковой в городе Смоленске;объемно-пространственные композиции церковных строений, входящих в состав объекта культурного наследия;конструкции, материалы, характер кровельного покрытия и высотные отметки крыш памятников;композиция и архитектурно-художественное оформление фасадов;количество, расположение, форма оконных и дверных проемов на фасадах, характер столярных заполнений оконных проемов строений ансамбля;пространственно-планировочная структура интерьеров памятников ансамбля;несущие стены, их материалы и конструкции, образующие основу планировки;материалы, характер и цвета отделки фасадных поверхностей строений.Предметом охраны объекта культурного наследия (памятника истории и культуры) народов Российской Федерации федерального значения «Церковь Михаила Архангела (Свирская)», 1195 г., расположенного по адресу: Смоленская область, г. Смоленск, ул. Парковая, д. 2а, входящего в состав объекта культурного наследия федерального значения «Церковь Михаила Архангела (Свирская), 1195 г. и колокольня, XVII в.», 1195 г., XVII в. (далее также – Объект культурного наследия), являются:I. Историко-культурная ценность: - Объект культурного наследия – здание, построенное в 1195 г., является одним из самых значимых памятников русского домонгольского зодчества, принадлежащим к типу башнеобразных храмов со ступенчатой композицией масс, сформировавшемуся в полоцко-смоленской школе древнерусского зодчества и существовавшему в древнерусском зодчестве во 2 пол. ХII – нач. XIII вв., представляет интерес как памятник архитектуры. Объект культурного наследия наиболее полно отражает особенности данного типа храмов в силу наиболее полной сохранности своих конструкций и форм внешнего убранства;-здание Объекта культурного наследия связано с деятельностью выдающихся деятелей русской истории и культуры: Смоленского великого князя Давида Ростиславича, известного смоленского краеведа – С.П. Писарева.II. Градостроительные характеристики: -Объект культурного наследия является одной из главных пространственно-художественных доминант западной части города Смоленска, формирующих узнаваемый городской силуэт, придавая ему уникальный характер;-Объект культурного наследия – крупное башнеобразное кирпичное здание в стиле полоцко-смоленской школы древнерусского зодчества, которое является ярким акцентом застройки западной части города Смоленска и значимым памятником истории развития русской градостроительной школы.III. Объемно-пространственная композиция: -здание Объекта культурного наследия крестово-купольное в три света, увенчанное мощным световым барабаном под куполом со шлемовидным покрытием, четырехстолпное, со сложной крестообразной формой плана, состоящей из прямоугольного основного объема четверика, к которому с запада, юга и севера по центральным пряслам примыкают пониженные притворы, а с востока – алтарная часть с вытянутой полукруглой центральной апсидой и боковыми частями алтаря, имеющими внешний прямоугольный абрис при скругленном внутреннем;-композиция здания: башнеобразная, со ступенчатой композицией масс, стремящейся к вертикальному динамизму, с выделением крещатого объема повышенных центральных прясел четверика, усложненная пристройкой трех равновеликих двухъярусных притворов по осям южного, северного и западного фасадов, с высокой вытянутой полукруглой апсидой и пониженными боковыми частями алтаря;-существующие пространственные характеристики здания Объекта культурного наследия; -существующие высотные характеристики здания Объекта культурного наследия.IV. Конструкция крыши и характер материала кровельного покрытия Объекта культурного наследия: медные вальмовые кровли с фальцевым покрытием над рукавами повышенного крещатого объема центральной части четверика; медные вальмовые кровли на два ската с фальцевым покрытием над угловыми пониженными частями четверика и боковыми частями алтаря; медные двускатные кровли с фальцевым покрытием над западным, южным и северным притворами; медная двускатная кровля центральной части алтаря с полусферическим покрытием конхи апсиды с фальцевым покрытием; медная шлемовидная кровля купола с фальцевым покрытием; медные клинчатые кровли постамента барабана с фальцевым покрытием.V. Арочные конструкции в интерьере.VI. Сводчатые перекрытия Объекта культурного наследия.VII. Композиция и архитектурно-художественное оформление фасадов:1) западного фасада:-профилировка и месторасположение венчающих карнизов западного притвора, четверика и светового барабана (XVIII в.);-пучковые лопатки, включая полуколонки;-бровки над оконными проемами четверика, киотами и окнами светового барабана;-аркатурный пояс в центральном прясле и в северной трети западной стены четверика;-ступенчатые обрамления оконных проемов, XII в.;-обрамление киота, XII в.;-наружные откосы оконных проемов;-декор в виде греческих крестов из плинфы, XII в.;-крестообразный оконный проем в северной стене западного притвора, XII в.;-наличник оконного проема XVIII в. из фасонного декоративного кирпича;-обрамление верхнего киота XVIII в. из фасонного декоративного кирпича в тимпане фронтона притвора;-декор в виде греческих крестов из кирпича, XVIII в.;-материал и рисунок столярных заполнений оконных проемов;-остатки стенописи на западной стене северного притвора, в т.ч. закрытые побелкой в целях сохранности, XII в;-реставрационные раскрытия кладки;2) северного фасада: -профилировка и месторасположение венчающих карнизов северного притвора, четверика и светового барабана (XVIII в.);-пучковые лопатки, включая полуколонки;-бровки над оконными проемами четверика, киотами и окнами светового барабана;-аркатурный пояс в центральном прясле северной стены четверика;-ступенчатые обрамления оконных проемов, XII в.;-обрамление киота, XII в.;-наружные откосы оконных проемов;-декор в виде греческих крестов из плинфы, XII в.;-остатки стенописи на западной стене северного притвора, в т.ч. закрытые побелкой в целях сохранности, XII в;-наличник оконного проема XVIII в. из фасонного декоративного кирпича;-обрамление верхнего киота XVIII в. из фасонного декоративного кирпича в тимпане фронтона притвора;-декор в виде греческих крестов из кирпича, XVIII в.;-материал и рисунок столярных заполнений оконных проемов;-реставрационные раскрытия кладки;3) восточного фасада: -профилировка и месторасположение венчающих карнизов апсид, четверика и светового барабана (XVIII в.);-пучковые лопатки, включая полуколонки;-бровки над оконными проемами четверика, киотами и окнами светового барабана;-ступенчатые обрамления оконных проемов, XII в.;-наружные откосы оконных проемов;-материал и рисунок столярных заполнений оконных проемов;-реставрационные раскрытия кладки;4) южного фасада: -профилировка и месторасположение венчающих карнизов южного притвора, четверика, и светового барабана (XVIII в.);-пучковые лопатки, включая полуколонки;-бровки над оконными проемами четверика, киотами и окнами светового барабана;-аркатурный пояс в центральном прясле южной стены четверика;-ступенчатые обрамления оконных проемов, XII в.;-обрамление киота, XII в.;-наружные откосы оконных проемов;-остатки стенописи на западной стене южного притвора и на киоте южного притвора, в т.ч. закрытые побелкой в целях сохранности, XII в;-наличник оконного проема XVIII в. из фасонного декоративного кирпича;-обрамление верхнего киота XVIII в. из фасонного декоративного кирпича в тимпане фронтона притвора;-декор в виде греческих крестов из кирпича, XVIII в.;-материал и рисунок столярных заполнений оконных проемов;-реставрационные раскрытия кладки.VIII. Планировочная структура Объекта культурного наследия:-элементы сохранившейся планировочной структуры (зальное пространство четверика с примыкающими с запада, севера и юга двухъярусными притворами, на верхних ярусах которых располагаются хоры).IX. Архитектурно-художественное оформление интерьеров:-месторасположение остатков древней стенописи XII в. (включая участки, скрытые для сохранности, под побелкой и в закладках арок);-характер материала (штукатурная обмазка) и белый цвет отделки внутренних поверхностей стен и сводов без участков стенописи XII в., позволяющий выявить оригинальную структуру Объекта культурного наследия;-характер материала, дизайн и высота алтарной преграды (ценное реставрационное дополнение XX в.);-реставрационные раскрытия кладки алтарной арки северного придела (восточная стена);-реставрационное раскрытие закладки внутристенного хода в северной части хоров западного придела;-характер материала и цветовая гамма напольного покрытия из светлых каменных плит (белый камень).X. Габариты, форма и месторасположение оригинальных оконных и дверных проемов (XII и XVIII вв.) Объекта культурного наследия, включая ниши на месте заложенных оконных проемов.XI. Фундаменты, наружные и внутренние стены Объекта культурного наследия с кладкой XII, XVIII и XIX вв. (включая восстановленную плинфовую кладку XX в.), их материал и конструкция, археологические остатки фундаментов апсид северного и южного притворов, аркосолии в нижних частях стен, отверстия каналов деревянных связей. XII. Материал и характер отделки фасадных поверхностей здания Объекта культурного наследия: штукатурная, подцвеченная кирпичной крошкой, обмазка стен с участками реставрационных раскрытий кладки, с декором фасадов Объекта культурного наследия. Существующая цветовая гамма отделки фасадных поверхностей.
Первоисточник: Портал открытых данных Министерства культуры Российской Федерации (opendata.mkrf.ru).
Что такое открытые данные?
Открытые данные – это информация, размещенная в сети интернет в виде систематизированных данных, организованных в формате, обеспечивающем ее автоматическую обработку без предварительного изменения человеком, в целях неоднократного, свободного и бесплатного использования.
Открытые данные свободно доступны для машиночитаемого использования и дальнейшей републикации без ограничений авторского права, патентов и других механизмов контроля.
Сведения (текст и фотографии) предоставлены Организацией и опубликованы автоматически с официального сайта Министерства культуры Российской Федерации.
Дополнительная информация:
Администрация портала «ИнфоТаймс» не несет ответственности за предоставленный материал, а также за действия Организацией и/или иных лиц, действующих от его имени и по его поручению либо от своего имени, но по поручению Организации, в том числе в связи с реализацией такими лицами билетов, а равно за организацию, проведение и содержание Мероприятий.