Предметом охраны объекта культурного наследия регионального значения «Церковь Рождества Христова», 1750 г. являются:Градостроительная характеристика церкви, являющейся композиционным центром села вместе с окружающей её площадью; объемно-пространственная композиция бесстолпной, однокупольной церкви, сложенная из двусветного квадратного в плане четверика с ордерным декором, перекрытого высоким сводом с главкой, небольшой прямоугольной в плане трапезной, примыкающей восточным фасадом к храму, и прямоугольной апсиды (имеет ту же ширину что и трапезная, храм чуть шире этих частей), невысокой трехъярусной колокольни (три её четверика последовательно сокращаются в размерах), расположенных на одной продольной оси, и крыльцом, примыкающим к южной стене храма; габариты и четырехлотковая форма сомкнутого купола, перекрывающего весь объём четверика храма, габариты и форма светового барабана и небольшой главки (утрачена, целесообразно восстановить при проведении научной реставрации); двухскатная форма, угол наклона скатов, высотные отметки по коньку прямой крыши трапезной; трехскатная форма (два ската в форме трапеций, симметрично наклонённых к коньковой горизонтали; один треугольный, верхним углом упирающийся в конёк), габариты, угол наклона скатов и высотные отметки крыши объёма апсиды; местоположение, габариты, конфигурация и оформление дверных и оконных проемов здания: прямоугольные с лучковыми перемычками окна второго света храма, оформленные рамочными наличниками с сандриками в форме ступенчатой полочки, «веерными замками» и плечиками; арочные окна первого света четверика храма, прямоугольные с лучковыми перемычками окна трапезной и апсиды, декорированные более простыми каменными наличниками с замками усложненной формы (над трапециевидным камнем размещен круглый диск); четыре люкарни, расположенные по сторонам света, прорезающие купол храма; арочные оконные проемы барабана храма, прорезанные по четырем сторонам света (между проемами простенки барабана декорированы сдвоенными пилястрами, средние пилястры, завершающиеся архивольтами с «веерным замком» по центру, опирающимися на профилированные импосты, переходят в единый крепованный фриз, прерывающий крайние пилястры); арочные звоны третьего яруса колокольни, фланкированные плоскими колонками, завершенными архивольтами с «веерным замком» по центру, опирающимися на профилированные импосты; овальные оконца барабана колокольни, обрамленные наличниками с трехступенчатыми плечиками и веерным замком, с помещенными непосредственно над ними сандриками (овальные на плечиках), опирающиеся на горизонтальные подставки, арочные дверные проёмы; вход южного фасада подчеркнут крыльцом на четырех столбах, между которыми перекинуты арки; композиция и архитектурно-художественное оформление фасадов, выполненных в формах раннего классицизма, включая: раскрепованные антаблементы четверика храма; одиночные пилястры, расчленяющие фасады четверика храма на три прясла и поддерживающие треугольные перспективные фронтоны над средней частью северного, южного, восточного и западного фасадов четверика; спаренные пилястры, фланкирующие углы четверика храма, апсиды и второго яруса колокольни; с гладким фризом и многообломными карнизами небольшого выноса, отделяющие друг от друга ярусы колокольни; ложные арочные окна первого и второго яруса колокольни, обрамленные наличниками; художественный металл: кованые оконные решётки, с геометризированным узором орнамента в виде мелких диагональных ячеек волнообразного характера с перехватами в местах пересечения прутьев прямоугольного профиля; местоположение лестниц: внутристенная каменная лестница, ведущая на ярус звона, устроенная в южной стене первого яруса колокольни; имеет два входа: со стороны трапезной и колокольни; конструкция и характер связей капитальных стен и перегородок; перекрытий: четверик перекрыт высоким сомкнутым четырехлотковым сводом, трапезная цилиндрическим сводом с большой распалубкой у западной стены, апсида - многогранным сомкнутым сводом; материал капитальных стен и архитектурных деталей: красный кирпич; материал кровельного покрытия (металл); характер обработки фасадной поверхности здания: оштукатуренные поверхности наружных стен, включая облицованный белым камнем цоколь; первый ярус колокольни обработан ленточным рустом; архитектурно-художественное оформление интерьеров: ниши в стенах апсиды; профилированные тяги, обрамляющие арочные оконные и дверные проемы; пояса ширинок и дентикул, венчающих стены; лепной декор в виде прямоугольных и квадратных рамок низкого рельефа, в которых помещены квадратные и прямоугольные филенки с полукруглыми выемками в углах), круглые филенки (расположенные одна в другой), каннелированные пилястры, декорирующие поверхность стен; профилированные тяги, окаймляющие лотки свода. Предмет охраны может быть дополнен в процессе проведения научной реставрации.
Первоисточник: Портал открытых данных Министерства культуры Российской Федерации (opendata.mkrf.ru).
Что такое открытые данные?
Открытые данные – это информация, размещенная в сети интернет в виде систематизированных данных, организованных в формате, обеспечивающем ее автоматическую обработку без предварительного изменения человеком, в целях неоднократного, свободного и бесплатного использования.
Открытые данные свободно доступны для машиночитаемого использования и дальнейшей републикации без ограничений авторского права, патентов и других механизмов контроля.
Сведения (текст и фотографии) предоставлены Организацией и опубликованы автоматически с официального сайта Министерства культуры Российской Федерации.
Дополнительная информация:
Администрация портала «ИнфоТаймс» не несет ответственности за предоставленный материал, а также за действия Организацией и/или иных лиц, действующих от его имени и по его поручению либо от своего имени, но по поручению Организации, в том числе в связи с реализацией такими лицами билетов, а равно за организацию, проведение и содержание Мероприятий.