Градостроительные характеристики:- местоположение и градостроительные характеристики здания, роль в композиционно-планировочной структуре ансамбля Московского Кремля и прилегающей территории;- значительный по площади массивный объем с купольным завершением в центральной части главного фасада на вершине Боровицкого холма, играющий важную роль в пространственно-планировочной структуре кремлевского ансамбля, главный южный фасад которого доминирует среди построек дворцового комплекса, западный и восточный - участвуют в формировании Императорской и Соборной площадей;- композиционно-пространственное значение здания с его характерным объемом и силуэтом в парадных панорамных раскрытиях Московского Кремля со стороны Москвы-реки, исторически определяющих облик центра города;- панорамные раскрытия, наиболее ценные сектора обзора и лучи видимости Большого Кремлевского дворца в комплексе с элементами застройки ансамбля Кремля с ближних точек видимости: со стороны акватории и прилегающих набережных Москвы-реки и Водоотводного канала, а также Большого Каменного, Большого Москворецкого, Большого Устьинского, Крымского, пешеходного Андреевского мостов.Архитектурные и конструктивные характеристики:Объемно-пространственная композиция:- каре здания, включающее Г-образный объем двухэтажного корпуса с двусветным бельэтажем и более широким нижним этажом - стилобатом, образующим открытую террасу для парадных помещений бельэтажа с южной, западной и восточной сторон, и перпендикулярно поставленный к его южному крылу пониженный двухэтажный объем западного крыла Апартаментов с двумя арками прохода во внутренний двор у торцов, соединенное переходами с Благовещенским собором, Корпусом с Апартаментами Их Императорских Высочеств и примыкающее к северному крылу (Теремному дворцу с теремными церквями), в том числе габариты здания, высотные отметки по венчающим карнизам 1840-х гг.;- четырехлотковый купол с люкарнами в основании над аттиком центральной части южного объема здания, завершенный низким позолоченным восьмериком с волютами в углах и растительным орнаментом выпуклой кровли с флагштоком на фигурном трибуне;- балюстрада над аттиком с тумбами, брусьями и пустотелыми балясинами;- кованая лестница на куполе для входа наверх при подъеме флага, металлический гребешок по коньку крыши главного корпуса, шпили громоотводов;- небольшой четырехлотковый купол на восьмигранном световом барабане, увенчанный флагштоком, над объемом Владимирского зала на северо-восточной части здания;- тумбы ограждения кровли западного крыла с высокими навершиями и прапорами;- плоская кровля стилобата и скатная кровля основного объема здания 1840-х гг., ее конструкция, материал, конфигурация, высотные отметки по конькам, чердачные окна, характер кровельного покрытия;- композиционное решение и архитектурно-художественное оформление южного, восточного, западного и дворовых фасадов в формах русско-византийского стиля 1840-х гг., в том числе:- местоположение, форма, размер, характер расстекловки и художественное оформление оконных и дверных проемов, включая квадратные окна цоколя с высеченными наличниками, полуциркульные окна 1-го этажа в нишах аркады, световые проемы двусветного бельэтажа в форме двух трехлопастных арок с висячими гирьками, завершенные треугольными сандриками и разорванными фронтонами с акротериями, световые проемы западного крыла с арочными перемычками, оформление порталов входов;- горизонтальные и вертикальные членения в виде парапета гульбища террасы, сильно вынесенного раскрепованного венчающего карниза с дентикулами и невысоких аттиковых стенок главного корпуса, резные колонны между окнами второго этажа западного крыла;- пять килевидных кокошников в аттике южного фасада здания с гербами Российской империи (двуглавыми орлами) в круглых нишах и шесть щитов с гербами царств и княжеств, входивших в империю: Польский, Казанский, Московский, Астраханский, Финляндский и Херсонес-Таврический (с учетом выполненных реставрационных работ кон. XX в.);- часовой циферблат в южной люкарне купола по центральной оси южного фасада, колокола часового боя в западной и восточной люкарнах;- торшеры чугунного литья 1895 г. по периметру парапета террасы;- материал и характер отделки фасадных поверхностей здания, в том числе гладкая штукатурка стен; растительные орнаменты из белого камня на плоскостях стилобата вокруг аркады; пояс из белокаменных узорных прямоугольных вставок на парапете террасы; гладкий каменный цоколь; медная кровля;- колористическое решение фасадов и кровли с учетом выполненных реставрационных работ кон. XX в. (желтый фон стен, побеленные детали декора, серый цоколь, зеленая кровля, позолоченные обрамления люкарн, балясины балюстрады, флагшток и его основание на куполе южной части здания);- пространственно-планировочная структура, основные конструктивные элементы и архитектурно-художественное оформление интерьеров на 1840-е гг., в том числе:- капитальные стены и перекрытия (включая сводчатые) 1840-х гг., их конструкция и материал с фрагментами наружных стен Средней Золотой палаты XV в. в северной части цоколя восточного крыла Главного корпуса: кирпичная кладка с применением белого и серого природного камня, сводчатые перекрытия всех типов с использованием горшков, металлические стропильные конструкции;- местоположение и декоративное оформление шести входов во Дворец (Главный парадный вход на южном фасаде со смещением от его центральной оси, Благовещенский подъезд на фасаде, выходящем на Соборную площадь, вход для императорской семьи - \"Собственный подъезд\" со стороны внутреннего двора на северном фасаде южного крыла у арки перехода к западному корпусу, Фельдъегерский подъезд, две двери входа в западное крыло со стороны Императорской площади, вход в юго-восточном углу внутреннего двора);- анфиладная планировка парадных помещений здания с окнами на внешние фасады, дублируемая галереями по внутренним фасадам и коридорами, отделяющими их от служебных комнат;- местоположение, конструкция, материал и характер оформления парадных и служебных лестниц 1840-х гг.Цокольный этажКапитальные стены и перекрытия (крестовые, парусные, коробовые своды с распалубками) 1840-х гг. с фрагментами фундаментов Средней Золотой палаты XV в. в северной части восточного крыла Главного корпуса, их конструкция и материал.1-й этаж1. Сени Парадного подъезда (Парадный вестибюль):- перекрытие нижней площадки входа тремя крестовыми сводами, лестничных маршей - коробовыми сводами;- четыре колонны из сердобского гранита серого цвета, поддерживающие плоские перекрытия с пониженными балками между колоннами и стенами, в верхнем отделении Парадных сеней, восемь пилястр, отделанных гранитом, дорические капители и базы колонн и пилястр из белого мрамора (С. Кампиони), стены и балки из искусственного мрамора светло серого цвета, побелка потолка;- отделка стен искусственным мрамором светло серого цвета с редкими темными прожилками;- плиты пола из ревельского известняка серого цвета;- прямоугольный портал, открывающий пространство Парадной лестницы с четырьмя площадками торжественного марша, декорированный белым искусственным мрамором;- большие арочные стеклянные двери, ведущие в Собственную половину, и Гардероб.2. Гардероб:- шесть квадратных в плане пилонов, несущих низкие крестовые своды на арках;- плоские пилястры, трехчастный карниз в пятах сводов, профилированные штукатурные тяги по стрелкам сводов, западающие прямоугольные филенки на гранях столбов и стенах;- каменные плиты пола.3. Сени Благовещенского подъезда:- крестовые своды в углах, коробовые своды в рукавах креста и зеркальный свод в центре на верхней площадке Сеней на четырех расставленных по углам пилонах;- пилястры и филенки стен;- полы из ревельского камня.4. Выставочный зал:- перекрытие помещения крестовыми и коробовыми сводами на четырех прямоугольных в плане пилонах;- значительный массив кладки фасадной стены Сеней Средней Золотой палаты великокняжеского дворца рубежа XV - XVI вв. с отдельными деталями декора фасада и древнее окно, включенные в северную стену;- материал и характер отделки стен;- каменные плиты пола 1840-х гг. под современным паркетом.5. Помещения кухни:- капитальные стены и перекрытия;- характер расстекловки оконных заполнений.Помещения \"Собственной половины, включающие анфиладу пяти парадных личных покоев, четыре проходных комнаты, а также три административных помещения с двумя проходными комнатами:1. Парадная передняя (Официантская, Фойе):- перекрытие помещения шестью парусными сводами на арках, опирающимися на две колонны и стены;- декоративная отделка помещения, сочетающая три цвета искусственного и натурального мрамора (две колонны и отвечающие им пилястры на стенах из серого мрамора, плоскость стен до сводов и внутреннее обрамление окон из искусственного мрамора темно-розового цвета, внешнее обрамление, а также цокольная часть стен, дорические капители и базы колонн и пилястр из искусственного мрамора светло-желтого цвета);- побелка сводов;- наборный паркет (с учетом выполненных реставрационных работ кон. XX в.).2. Столовая:- два поперечно ориентированных цилиндрических свода с распалубками на арках, опирающихся на стены и центральный сдвоенный пилон, в широких сторонах которого, обращенных к торцевым стенам, полукруглые ниши с конхами;- архитектурные композиции из пилястр, ниш и зеркал, повторяющие рисунок обращенных к ним граней центрального пилона, антаблемент, раскрепованный по вертикальным членениям, в уровне пят сводов;- материал, колористическое решение и декоративное оформление интерьеров (в том числе отделка искусственным мрамором желтого (филенки пилястр, \"зеркала\" и люнеты стен, откосы окон) и белого цвета (углы пилястр, поверхность полукруглых ниши и фриз антаблемента), вышпаровка сводов и распалубок, лепной декор поверхности шести арок сводов, промежутков между полукруглыми люнетами стен над карнизом, включающий сложные композиции листьев аканта, серый мраморный плинт;- большие лепные розетки в угловых компартиментах сводов;- мраморные тумбы под наличниками дверей, подоконные доски из каррарского мрамора;- дверные филенчатые полотна из массива темного ореха с золоченым скобяным прибором;- наборный паркет XX в.3. Гостиная:- два купольных свода на парусах и арках проходной части, низкий парусный свод над приютной частью комнаты на сдвоенных угловых распалубках;- антаблемент, пилястры с золочеными капителями и базами, цокольная панель, зеркала стен;- декоративная отделка с обивкой стен белым узорным штофом (с учетом выполненных реставрационных работ кон. XX в.), белый и серый искусственный мрамор, золоченая лепнина;- роспись сводов, зеркала и барельефы в парусах сводов (арабесковый орнамент на светлом фоне, дополненный тонкими цветочными гирляндами и небольшими букетами);- четыре медальона с барельефными фигурками путти, символизирующими искусства, в парусах двух куполов проходной части и четыре медальона с женскими фигурами, олицетворяющими времена года, в куполе приютной части;- дверные полотна из палисандра с инкрустацией из разноцветных пород дерева;- золоченая решетка, отделяющая приютную часть Гостиной от проходной (с учетом выполненных реставрационных работ XX в.);- наборный паркет (с учетом выполненных реставрационных работ XX в.).4. Проходная комната:- перекрытие тремя парусными сводами, покоящимися на арках, переброшенными между стенами и опирающимися на пилястры, широкий трехчастный антаблемент с фризом из белого искусственного мрамора и золоченым карнизом;- ткань стен (зеленый штоф с золотым рисунком (с учетом выполненных реставрационных работ кон. XX в.) в золоченых багетах;- роспись беленых сводов в виде тонкой виноградной лозы с листьями, вьющейся вдоль арок парусов и обрамляющей небольшие центральные лепные розетки;- откосы окон из белого искусственного мрамора;- филенчатые двери из темного ореха с бронзовыми золочеными ручками;- наборный паркет.5. Кабинет императрицы:- сводчатое перекрытие на двух пилонах, с четырьмя почти плоскими парусными сводами и двумя крестовыми;- трехчастный антаблемент, пилястры с золочеными каннелюрами, высокая цокольная панель темно-серого искусственного мрамора со светлыми прожилками под цвет итальянского мрамора \"де пончеверо\", полочки над цокольной панелью из натурального мрамора, зеркала стен и пилонов;- золоченая лепнина, покрывающая наружные абрисы арок, люнетов, верхние профили антаблементов стен и пилонов, софиты арок;- малиновая парча обивки стен (с учетом выполненных реставрационных работ кон. XX в.) в простенках между зеркалами и люнетами стен;- роспись пальметтами сводов и арок, отделанных белым искусственным мрамором;- беломраморный камин 1840-х гг., его местоположение, конструкция, декоративное оформление и материал;- наборный паркет (с учетом выполненных реставрационных работ кон. XX в.);- анфиладные двери с бронзовыми золочеными накладками, инкрустацией из панциря черепахи, радужного перламутра и латуни (автор Э.И. Блехшмидт) с накладками из черепахового панциря и перламутра на золоченых ручках.6. Камер-юнгферская:- перекрытие с тремя крестовыми сводами;- архитектурные членения: арки с резными кронштейнами, фигурные колонки стен, карниз, стрелки сводов из темного ореха, окно с откосами из белого искусственного мрамора;- яркая орнаментальная роспись на красном фоне панелей стен и сводов на 1840-е гг. (художник Д. Артари по рисункам Ф.Г. Солнцева) (с учетом выполненных реставрационных работ XX в.);- двери, украшенные накладной резьбой из темного ореха и небольшими вставками из разноцветных пород дерева с золочеными бронзовыми дверными ручками;- наборный паркет (с учетом выполненных реставрационных работ кон. XX в.).7. Уборная императрицы (Будуар):- два пологих коробовых свода с распалубками на арках между пилоном и торцевыми стенами;- небольшие ниши с конхами, отделанные искусственным мрамором \"перлового\" цвета с зелеными мраморными досками, в пилоне и торцевых стенах, две неглубокие скругленные ниши задней стены, отвечающие окнам;- широкий антаблемент, фризовая часть которого отделана зеленым мрамором, а два выступа карниза золоченой лепниной;- широкие ленты золоченого лепного декора, разделяющие свод на \"кессоны\", обрамляющие распалубки и арки;- роспись свода легким орнаментом, сочетающим геометрические и растительные мотивы с небольшими букетами скромных садовых цветов.- две пары скульптурных женских головок, помещенных визави на золоченых кронштейнах-подставках над пилоном и обращенными к нему поперечными стенами;- штоф стен, пилона и ниш с розовыми цветами в узорах пепельного цвета на серебристом белом поле;- камин 1840-х гг., отделанный малахитом и золочеными деталями, его местоположение, конструкция, декоративное оформление и материал;- двери с зеркалами до нижней панели из \"фанер разного дерева\", скрытая дверь в правой нише, обитая шелковой материей, с другой стороны окрашенная белилами;- мраморные тумбы под наличниками дверей;- наборный паркет (с учетом выполненных реставрационных работ кон. XX в.);- мраморная купальня с алебастровой люстрой и колоннами в задней комнате - Ванной, обитой белой шелковой полосатой тканью и обложенной золочеными багетами.8. Спальня (Опочивальня):- система сводчатого перекрытия из широких арок, идущих от квадратного пилона в центре помещения к стенам, двух крестовых сводов у анфиладных дверей и пяти лотков, завершающих альков, с тремя распалубками;- пристенные пилоны, отвечающие центральному, в простенке между окон и поперечных стенах;- широкий сложный антаблемент, опоясывающий стены и пилон, средняя часть фриза которого отделана мрамором желтого цвета, а верхняя и нижняя мрамором белого цвета;- карнизы из золоченой лепнины, лепные и тянутые золоченые детали декора;- роспись сводов, отделанных белым искусственным мрамором, из некрупных букетов ярких цветов и стилизованного растительного орнамента;- муар стен (с учетом выполненных реставрационных работ кон. XX в.);- беломраморный камин 1863 г., его местоположение, конструкция, декоративное оформление и материал;- откосы окон и панели из искусственного мрамора желтого цвета.- двери из разных цветных пород дерева с золоченым прибором и перламутровыми накладками на ручках;- наборный паркет (с учетом выполненных реставрационных работ кон. XX в.).9. Уборная императора:- парусный свод уборной, коробовый свод совмещенной с ней умывальни;- профилированный антаблемент парусного свода, отделанный белым искусственным мрамором;- роспись свода 1930-х гг. в виде тонкой рамки, растительного орнамента по углам и центральной розетки;- три двери - две анфиладные, третья в умывальню.10. Кабинет императора:- перекрытие коробовым сводом с четырьмя симметричными распалубками по длинным стенам, разделенного аркой;- роспись сводов в технике гризайль;- ткань стен (с учетом выполненных реставрационных работ XX - нач. XXI вв.), деревянные панели стен из ясеня;- беломраморный камин 1840-х гг., его местоположение, конструкция, декоративное оформление и материал;- двери из светлого дерева, разделанные на всю высоту вертикальными филенками с круглыми розетками в середине со скобяным прибором;- наборный паркет (с учетом выполненных реставрационных работ кон. XX в.).11. Дежурная комната:- коробовый свод, расписанный в 1930-е гг.;- две анфиладные двери и третья, которая ранее вела в Камердинерскую, окрашенные белилами;- наборный паркет (с учетом выполненных реставрационных работ кон. XX в.).12. Приемная (Знаменная):- перекрытие зеркальным сводом на падугах с четырьмя распалубками, расписанным в 1930-е гг.;- две двери (одна анфиладная в Фельдъегерскую, другая в Проходную комнату) (с учетом выполненных реставрационных работ кон. XX в.);- паркет (с учетом выполненных реставрационных работ кон. XX в.).13. Фельдъегерская:- перекрытие коробовым сводом (с учетом выполненных реставрационных работ кон. XX в.);- две двери (одна анфиладная, другая выходит на лестницу Фельдъегерского подъезда);- колористическое решение стен и свода (с учетом выполненных реставрационных работ кон. XX в.);- паркет (с учетом выполненных реставрационных работ кон. XX в.).14. Проходная комната:- перекрытие сомкнутым сводом из восьми лотков, из которых диагональные уже основных;- арочный проем в Сени (с учетом выполненных реставрационных работ кон. XX в.);- покраска стен, выполненная в 1960-е гг., имитирующая штофную обивку, роспись свода 1930-х гг.15. Фельдъегерский подъезд:- коробовый свод;- живопись на торцевой лестнице 1930-е гг.;- наружный вход на лестницу со стороны Императорской площади.16. Сени Собственного подъезда:- четыре квадратных в плане пилона, несущие сводчатое перекрытие из девяти крестовых сводов на пониженных арках;- карниз в пятах сводов;- штукатурные тяги стен и сводов (с учетом выполненных реставрационных работ кон. XX в.);- паркет (с учетом выполненных реставрационных работ кон. XX в.).17. Коридор Собственной половины:- перекрытие с девятью крестовыми сводами на арках, опирающихся на пилястры стен;- колористическое решение (с учетом выполненных реставрационных работ кон. XX в.).18. Комнаты придворных чинов и Большой буфет:- лотковые своды;- антресоли и металлические витые лестницы.19. Западный корпус (жилые помещения в первом этаже (восемь комнат и коридор):- перекрытия высокими крестовыми сводами с угловыми распалубками жилых комнат и крестовыми сводами коридора;- побелка оштукатуренных сводов, пяты которых отмечены профилированными тягами;- два камина 1840-х гг., их местоположение, конструкция, декоративное оформление и материал;- двери из светлого дерева, разделанные на всю высоту вертикальными филенками с круглыми розетками в середине, скобяные приборы;- паркет (с учетом выполненных реставрационных работ кон. XX в.).2-й этаж (бельэтаж)Планировочная структура, включающая две анфилады парадных помещений: одна из которых расположена в Главном корпусе дворца и состоит из четырех орденских залов, другая из двух залов и четырех комнат - анфилада Екатерининской половины - в Апартаментах их Величеств (западный корпус дворца).1. Парадная лестница:- широкий марш лестницы с 58 ступенями из ревельского известняка серого цвета и пятью площадками-отдыхами, ведущий от Парадных сеней в Бельэтаж дворца;- две галереи на квадратных в плане пилонах в верхнем этаже справа и слева от Парадной лестницы;- пять пар четырехгранных пилонов со срезанными углами из коломенского мрамора желтого цвета над боковыми стенами лестничного марша, белокаменная резная капитель, над которой продолжающийся ствол пилона завершается профилированным карнизом;- три ряда парусных сводов, из которых центральный шире боковых;- стены лестничного марша, отделанные искусственным мрамором желтого цвета и разделанные мощными пилястрами и крупными \"зеркалами\" с западающими и выступающими профилированными филенками и украшенные круглыми розетками по углам;- бронзовая золоченая решетка с геометрическим и растительным рисунком, ограждающая марш лестницы, между постаментами пилонов;- лепные розетки в замках сводов и софитах арок;- стены галерей с пилястрами и широким карнизом из коломенского мрамора с полукруглыми люнетами над ним;- простенки между пилястрами, разделанные западающими филенками в виде прямоугольных зеркал;- колористическое решение: покраска в желтовато-коричневый тон, побелка штукатурных профилей, более светлая вышпаровка поверхностей сводов (с учетом выполненных реставрационных работ XX в.);- дверь в Аванзал, обрамленная порталом с прямым сандриком на консолях, на продольной оси лестницы, из темного ореха с гладкими филенками (К. Герц);- мраморные тумбы под наличником двери.2. Аванзал:- высокое двусветное пространство, завершенное крестовым сводом, опирающимся на четыре арки, перекинутые между угловыми пилонами;- сложный трехчастный антаблемент, отрезающий верхнюю часть стен с полукруглыми люнетами (средний фриз антаблемента, откосы окон и угловые пилоны из искусственного мрамора, выступы карниза совами и листьями аканта);- декоративное оформление: канеллированные пилястры коринфского ордера на стенах и угловых пилонах, лепнина арок и нижних углов свода;- колористическое решение: контрастное сочетание зеленовато-голубого колера стен и белого цвета лепного и штукатурного убранства (с учетом выполненных реставрационных работ XX в.);- камин 1840-х гг., его местоположение, конструкция, декоративное оформление и материал;- наборный паркет (с учетом выполненных реставрационных работ кон. XX в.);3. Владимирский зал:- капитальные стены и сводчатое перекрытие 1840-х гг., их конструкция и материал;- восьмилотковый свод с узкими диагональными лотками, открытым световым восьмигранным барабаном, поддержанный двухъярусной аркадой, за 2-м ярусом которой расположены хоры, выходящие к Теремному дворцу и Грановитой палате;- горизонтальные и вертикальные членения: фриз в основании свода, увенчанный 16 золочеными двуглавыми орлами над пилястрами, трехчастные карнизы, раскрепованные пилястрами и полуколоннами у центральных арок первого яруса, невысокая аттиковая стенка над верхним карнизом в пятах свода, высокие постаменты, на которые поставлены пилястры и полуколонны с золочеными капителями и базами первого яруса, композиции из трех узких арочных проемов в простенках между пилястрами второго яруса, парапет, украшенный перспективными ширинками с золоченой резьбой, ниши в диагональных стенах;- лепнина свода, включающая овальные медальоны из венков с дубовыми листьями и лентами, обрамляющих чередующиеся знаки ордена св. Владимира - 8 звезд и 8 крестов;- пилястры, полуколонны, пьедесталы и фризы карнизов из искусственного мрамора розового цвета, ниши с конхами из мрамора белого цвета, роспись орденских знаков в своде масляными красками под финифть;- наборный паркет (с учетом выполненных реставрационных работ 2-й пол. XX в.).4. Зимний сад:- объем Зимнего сада 1960 г.5. Георгиевский зал:- высокий полуцилиндрический свод на 16 распалубках со скругленными внешними углами, поддержанных 9 парами пристенных треугольных в плане пилонов, образующих выступы и ниши у восточной и западной стен зала;- восемнадцать коринфских витых цинковых колонн по ребрам пилонов, завершенные 18 женскими статуями (скульптор И.П. Витали), олицетворяющие присоединение к России или завоевание ею различных территорий с XV по первую треть XIX в., с ажурным лепным антаблементом над ними;- отделка пилонов, распалубок, арок, филенок, откосов оконных и дверных проемов искусственным мрамором, лепниной и позолотой;- лепное убранство зала в классическом стиле: кессоны, розетты, орнамент из крупных листьев аканта;- орденские знаки - крупные четырехконечные звезды с позолотой на распалубках, четырехконечные кресты на торцевых и продольных стенах;- мраморные доски с наименованиями полков, участников побед, дат их учреждения и вензелевыми изображениями государей, а также с фамилиями кавалеров ордена св. Георгия;- два горельефа св. Георгия работы П.К. Клодта в центре люнетов торцевых стен, лепные гербы Москвы и Киева в круглых тондо;- подоконные доски белого каррарского мрамора;- два камина (С. Кампиони по проекту К.А. Тона), их местоположение, конструкция, декоративное оформление и материал;- три парадные филенчатые резные позолоченные двери с арочным завершением и три стеклянные двери во Владимирский зал, украшенные матовыми узорами, выполненными в технике травления стекла;- колористическое решение (белый мрамор, позолота);- наборный паркет (с учетом выполненных реставрационных работ кон. XX в.).6. Александровский зал:- капитальные стены 1840-х гг. и сводчатые перекрытия (с учетом реставрационно-восстановительных работ кон. XX в.), их конструкция и материал;- система сводов, состоящая из центрального купола на подпружных арках и двух боковых полуциркульных сводов с распалубками от арок, перекинутых от четырех пристенных пилонов к торцевым стенам;- декоративное оформление стен: пилястры, витые и канеллированные колонки с золочеными капителями, ордерный антаблемент, цокольные панели стен и пилонов, знаки ордена Св. Александра Невского и элементы российской геральдики (с учетом реставрационно-восстановительных работ кон. XX в.);- отделка купола, пилонов, арок, откосов оконных и дверных проемов искусственным мрамором, лепниной и позолотой;- объемные элементы декора: медные позолоченные и посеребренные гербы губерний и областей России в картушах, гипсовые золоченые арматуры, композиции древнеславянского оружия, знаки ордена - звезды и кресты;- четыре камина, их местоположение по углам зала, конструкция, декоративное оформление и материал;- масляная живопись Ф.Ф. Моллера сер. XIX в. с сюжетами из жизни св. Александра Невского;- колористические решения помещения (в том числе стены из розового мрамора, оконные откосы из белого мрамора, цокольная панель из \"голубовато-струистого\", позолота колонн и плафонов) (с учетом выполненных реставрационных работ кон. XX в.);- резные золоченые двери;- наборный паркет (с учетом выполненных реставрационных работ кон. XX в.).7. Андреевский зал:- капитальные стены 1840-х гг. и сводчатые перекрытия (с учетом реставрационно-восстановительных работ кон. XX в.), их конструкция и материал;- композиционно-пространственная структура помещения, разделенного пятью парами колонн на три нефа с вспарушенными крестовыми сводами на полуциркульных арках и коробовыми сводами;- отделка колонн, арок, откосов оконных и дверных проемов искусственным мрамором, лепниной и позолотой (в том числе объемные детали: орденские цепи со звездой и короной, орденские знаки, герб Российской империи, знаки ордена, три вензеля императоров Петра I, Павла I и Николая I в круглых славянских щитах с военными арматурами на восточной стене, \"Всевидящее око\" с лучами) (с учетом реставрационно-восстановительных работ кон. XX в.);- ткань обивки стен (с учетом реставрационно-восстановительных работ кон. XX в.);- два камина (один 1840-х гг.), их местоположение по восточной стене зала, конструкция, декоративное оформление и материал (с учетом выполненных реставрационных работ кон. XX в.);- колористическое решение помещения (в том числе белый искусственный мрамор, позолота лепного декора колонн и сводов, стены тронного зала, затянутые муаровой тканью цвета Андреевской ленты) (с учетом выполненных реставрационных работ кон. XX в.);- три императорских трона под золотой сенью в западной части зала;- две парадные двери;- наборный паркет (Ф.Г. Солнцев) (с учетом выполненных реставрационных работ кон. XX в.).8. Кавалергардский (Пикетный) зал:- сводчатые перекрытия с крестовым вспарушенным сводом центральной части и тремя пологими коробовыми сводами;- широкий раскрепованный антаблемент, пилястры с коринфскими капителями, которыми отмечены боковые части зала, цокольная панель;- штукатурные тяги разного профиля, стукковая лепнина, крупные квадратные кессоны с изящными лепными венками из лавра;- белый искусственный мрамор люнет, зеркал стен, филенок цоколя, фризовой часть антаблемента, пилястр и откосов дверей и окон;- камин 1840-х гг., его местоположение, конструкция, декоративное оформление и материал;- анфиладные двери (К. Герц) из чинары с шестью филенками и золоченым прибором;- плинты из натурального мрамора под наличниками дверей, отделанных белым искусственным мрамором;- наборный паркет 1840-х гг. (Ф.Г. Солнцев).9. Екатерининский зал:- два прямоугольные в плане пилона по продольной оси, отнесенные к задней стене, между которыми к стенам перекинуты полуциркульные арки, членящие своды на шесть компартиментов (три крестовых свода передней части, коробовые с распалубками над арками - задней);- лепные гурты и профильные штукатурные тяги сводов, широкие выступы стен, широкий трехчастный антаблемент под пятами сводов, два карниза которого украшены золоченой лепниной;- три ленты золоченого лепного декора поверхностей арок, узкие малахитовые пилястры на лицевых поверхностях пилонов, капители и базы пилястр из золоченой бронзы;- муар стен серебристо-серого цвета с каймой из красной орденской лентой и с девизом и медальон с изображением Св. Екатерины и стразами (с учетом выполненных реставрационных работ кон. XX в.);- полукруглые люнеты стен под сводами, разделенные золочеными штукатурными профилями на три части, лицевая поверхность которых отделана искусственным мрамором розового цвета;- золоченые вентиляционные решетки в центральных филенках боковых люнетов задней стены;- парадные филенчатые двери 1840-х гг. (Ф.Г. Солнцев), покрытые золоченой рельефной резьбой на серебряном фоне, верхние и нижние филенки в виде восьмиугольников с круглой розеткой в центре, резьба основных филенок включает знаки ордена - звезду, медальон-крест, ленту и бант;- наборный паркет 1840-х гг. (Ф.Г. Солнцев).10. Парадная гостиная (Парадная диванная):- план квадратных пропорций со скруглением задней стены, в которое вписаны две симметрично расположенные полукруглые ниши;- перекрытие помещения коробовым сводом и конхой;- трехчастный антаблемент в уровне пят свода и конхи, карниз которого отделан тонкой лепниной, а фризовые части - белым искусственным мрамором;- угловые пилястры, отделанные мрамором, с золочеными капителями и базами, отмечающие место сопряжения задней экседры с основным объемом;- лепной карниз, переходящий в центральной части в арку, повторяющую перемычку центрального окна;- декоративное оформление: искусственный мрамор различных цветов, позолоченная лепнина, кессоны, живописные росписи и гризайль (Иосиф Коломбо Артари);- зеленая парча стен с золотистыми узорами в золоченых багетах (с учетом выполненных реставрационных работ XX в.);- оконные откосы и ниши, отделанные искусственным мрамором белого цвета;- подоконники из каррарского мрамора;- камин 1840-х гг. (С. Кампиони), его местоположение, конструкция, материал и декоративное оформление;- двери (Э.И. Блехшмидт) с верхними зеркальными филенками из палисандрового дерева с инкрустацией перламутром и латунью, а также бронзовыми накладками;- наборный паркет 1840-х гг.11. Парадная опочивальня (Красная гостиная);- план квадратных пропорций с двумя полукруглыми и одной прямоугольной нишами в задней стене;- две круглые мраморные колонны на четырехгранных постаментах у задней стены, зрительно отделяющие альков от основной части помещения;- две поперечные балки - от колонн к задней стене, членящие альков на три части, завершенные зеркальными сводами на падугах, плоское перекрытие передней части по металлическим балкам;- широкий пояс антаблемента под плоским плафоном передней части Опочивальни, включающий золоченый лепной карниз, ряд филенок искусственного мрамора светло-лилового цвета, золоченые полочки и фриз из искусственного мрамора светло-зеленого цвета с темными прожилками и светло-желтыми вкраплениями;- декоративное убранство в стиле позднего Ренессанса: сочетание тканевой обивки стен из узорной малиновой парчи с матовым рисунком (с учетом выполненных реставрационных работ кон. XX в.), белого, зеленого, лилового цветов натурального и искусственного мрамора, а также золоченой лепнины, колонны алькова из массива редкого мрамора серо-зеленого цвета и бронзовыми золочеными капителями с фигурками амуров и такими базами, постаменты колонн, облицованные мрамором, 6 цельных и 4 угловых мраморных пилястры на стенах опочивальни, плинты колонн, пилястр и постаменты дверных порталов из серого мрамора;- камин, его местоположение, конструкция, материал и декоративное оформление;- парадные двери из палисандра со створками на шесть филенок (Э.И. Блехшмидт) с инкрустацией из пластин черепахи, перламутра, латуни, разноцветных пород древесины и накладки из золоченой бронзы;- наборный паркет 1840-х гг.12. Ореховая уборная:- перекрытие помещения подвесным парусным сводом;- отделка стен, подвесного парусного свода и откосов окон филенчатыми ореховыми панелями (К. Герц);- четыре двери с зеркалами в верхней панели, украшенные розетками и филенками, золоченая бронза приборов;- подоконники из белого каррарского мрамора;- резные оконные карнизы из темного ореха;- пол паркетный простого рисунка.13. Коридор Екатерининской половины:- перекрытие помещения коробовым сводом;- штукатурные тяги;- паркет.Археологический слой кон. XIV - XVII в. под площадью застройки объекта.
Первоисточник: Портал открытых данных Министерства культуры Российской Федерации (opendata.mkrf.ru).
Что такое открытые данные?
Открытые данные – это информация, размещенная в сети интернет в виде систематизированных данных, организованных в формате, обеспечивающем ее автоматическую обработку без предварительного изменения человеком, в целях неоднократного, свободного и бесплатного использования.
Открытые данные свободно доступны для машиночитаемого использования и дальнейшей републикации без ограничений авторского права, патентов и других механизмов контроля.
Сведения (текст и фотографии) предоставлены Организацией и опубликованы автоматически с официального сайта Министерства культуры Российской Федерации.
Дополнительная информация:
Администрация портала «ИнфоТаймс» не несет ответственности за предоставленный материал, а также за действия Организацией и/или иных лиц, действующих от его имени и по его поручению либо от своего имени, но по поручению Организации, в том числе в связи с реализацией такими лицами билетов, а равно за организацию, проведение и содержание Мероприятий.