Предметом охраны объекта культурного наследия регионального значения «Памятник архитектуры XIX в., Троицкая церковь», расположенного по адресу: Республика Мордовия, Кадошкинский район, с. Адашево, являются:1. Градостроительные характеристики:- местоположение церкви и ее градостроительные характеристики единственной архитектурной доминанты в структуре малочисленной деревенской застройки с. Адашево;2. Объемно-пространственные и планировочные характеристики:- симметричная пятичастная объемно-планировочная композиция церкви с продольно-осевым построением, основанная на традиционном архитектурном типе «корабль», состоящая из примыкающих последовательно друг к другу (по оси: восток-запад) односветных четвериковых кирпичных объемов: притвора, колокольни, бесстолпной трапезной, храма и прямоугольной в плане апсиды;- объемно-пространственное решение притвора, перекрытого двухскатной крышей с западным фронтоном и двумя световыми проёмами на западную сторону основного объема;- объемно-пространственное решение (габариты и положение) трёхъярусной колокольни (размещенной между притвором и трапезной), нижним ярусом которой служит четверик, вторым ярусом является восьмерик с четырьмя арками (по сторонам света), открытым на все стороны восемью арками ярусом звона колокольни вместе с купольным завершением луковичной формы, яблоком и крестом. Внутреннее объемно-планировочное решение колокольни, разделенной по высоте тремя перекрытиями;- объемно-планировочное решение трапезной части (размещенной между колокольней и храмом), перекрытой двухскатной крышей. Расположение и габариты внутреннего предела Святителя Николая Чудотворца;- объемно-пространственное решение центральной части (храма), расположенного между трапезной и апсидой, перекрытого четырехскатной крышей, завершающейся объемом барабана с четырьмя арками (по сторонам света) с куполом луковичной формы, яблоком и крестом. Планировочное решение храма, отделенного иконостасом от объема алтарной аспиды, перекрытой четырехскатной крышей;- объемно-пространственное решение алтарной апсиды, перекрытой двухскатной крышей;- высотные характеристики и отметки верха четверика и восьмерика колокольни, объема барабана и венчающих их куполов;- высотные отметки: карнизов притвора, колокольни, трапезной, храма, аспиды;- высотные отметки, габариты, положение исторических оконных и дверных проемов: трех проемов притвора (один дверной южный, два оконных восточных), двух оконных проемов колокольни первого яруса (северной и южной стороны), четырех оконных проемов второго яруса колокольни (по сторонам света), четырех арочных глухих проемов второго яруса колокольни, восьми оконных проемов третьего яруса колокольни (по всем граням восьмерикового объема), пяти проемов трапезной (по два оконных проема на северную и южную стороны, один дверной проем на восточную сторону), восьми проемов храма (шесть оконных проёмов и один дверной проем на северную и южную стороны), четырех оконных проемов барабана (по сторонам света), два оконных проема апсиды (на северную и южную стороны), глухой арочный проём апсиды (западная сторона);3. Конструктивные особенности здания:- материал, конструкции, техника исполнения и обработки (краснокирпичная лицевая кладка из керамического кирпича на известковом растворе): столбчато-ленточного фундамента, наружных и внутренних несущих стен притвора, 3-х ярусов колокольни, трапезной, храма, алтарной апсиды, светового барабана основного объема храма, парусного свода основного объема храма и трапезной, сомкнутого свода апсиды;- материал, конструкции, техника исполнения и обработки деревянной стропильной системы крыши притвора, трапезной, храма и апсиды;- материал, конструкции, техника исполнения и обработки деревянных лаг, на которые уложены деревянные полы;- материал, конструкции, форма, техника исполнения, местоположение печей в основном объеме храма и алтарной апсиде;4. Композиционное и архитектурно-художественное оформление фасадов:- композиция и архитектурно-художественное оформление всех фасадов в стиле позднего классицизма с элементами эклектики (русско-византийского стиля), их горизонтальное и вертикальное членение, профиль венчающего карниза, пилястры по углам, упрощенный аркатурный пояс, объединяющий объемы алтарной апсиды, трапезной и первого яруса колокольни (исключая плоскости фасадов храма), небольшой валик над аркатурным поясом;- характер обработки фасадов – окрашивание;- конфигурация, высотные отметки, уклон, материал (металл) и способ крепления (фальц) двухскатной крыши притвора с восточным фронтоном, трапезной и апсиды с западным фронтоном и четырехскатной крыши храма;- характер декоративного оформления фасадов с сохранением исторических габаритов: северного и южного фасадов храма, выстроенного на чередовании треугольных и полукруглых элементов: порталы оформлены с элементами классического ордера (строгий фронтон с полукруглым лучевой расстекловкой окном в тимпане, упрощенный антаблемент, пилястры по бокам); вершина фронтона «срезана» поясом полукруглой филенки, по центру которого расположен полукруг меньшего размера, и завершается оформление фасада профилированной треугольной тягой, имитирующей щипец, положение, обработка, форма и материал профилей карнизов колокольни, трапезной, храма и апсиды, форма и материал обрамления оконных проемов (наличников с килевидным завершением, опирающихся на лопатки с основой на подоконнике), форма, положение, материал филенчатого пояса на первом ярусе колокольни, форма и положение луковичных куполов колокольни и основного объема храма, материал (металл) и форма покрытия куполов (чешуйки);5. Архитектурно-художественное оформление интерьеров:- высотные отметки полов, потолков;- форма, габариты арочных дверных проемов: ведущего из притвора в помещение первого яруса колокольни, из помещения храма к выходам на северную и южную стороны;- форма, габариты арочного проема, ведущего из трапезной в помещение храма;- декоративное оформление тягами (оконных и дверных проемов, фресок, печей) сложного профиля в помещениях первого яруса колокольни, трапезной, храма, а также свода и барабана в помещении храма;- конфигурация и декоративное оформление царских врат центрального иконостаса (Троицкого предела) и дополнительного (в честь Святителя Николая Чудотворца).
Первоисточник: Портал открытых данных Министерства культуры Российской Федерации (opendata.mkrf.ru).
Что такое открытые данные?
Открытые данные – это информация, размещенная в сети интернет в виде систематизированных данных, организованных в формате, обеспечивающем ее автоматическую обработку без предварительного изменения человеком, в целях неоднократного, свободного и бесплатного использования.
Открытые данные свободно доступны для машиночитаемого использования и дальнейшей републикации без ограничений авторского права, патентов и других механизмов контроля.
Сведения (текст и фотографии) предоставлены Организацией и опубликованы автоматически с официального сайта Министерства культуры Российской Федерации.
Дополнительная информация:
Администрация портала «ИнфоТаймс» не несет ответственности за предоставленный материал, а также за действия Организацией и/или иных лиц, действующих от его имени и по его поручению либо от своего имени, но по поручению Организации, в том числе в связи с реализацией такими лицами билетов, а равно за организацию, проведение и содержание Мероприятий.