1. Стилистические характеристики: 1.1 Русско-византийский стиль (неорусский стиль):синтез традиций древнерусского и русского народного зодчества, а также ассоциируемых с ними элементов византийской архитектуры; элементы модерна в оформлении фасадов, характерные для неорусского стиля.2. Градостроительные характеристики:2.1 Местоположение и роль церкви в композиционно-планировочной структуре и застройке села Емелево.2.2 Видовые характеристики объекта: бассейн видимости объекта с разных точек обзора, обусловленные его протяженностью, объемно-планировочной структурой и композиционно взаимосвязанного с ним природного окружения.3. Объемно-пространственная и конструктивная схема:3.1 Корабельная схема, состоящая из частей церкви, расположенных с запада на восток: притвор - трапезная - – четверик - апсида алтаря.3.2 Продольно-осевая композиция разновысоких объемов церкви: квадратный в плане объем притвора, совмещенного с 1-м ярусом колокольни, из которого вырастает два яруса звона; прямоугольный в плане одноэтажный объем трапезной; куб церкви, перекрытый парусным сводом, завершается световым барабаном с главой; к которому с востока примыкает полукруглая в плане одноэтажная апсида, меньше ширины основного храма.3.3 Дополнительный аттиковый ярус колокольни: квадратный в плане дополнительный ярус между притвором и ярусом колокольни несет прямоугольный объем со скошенными углами 2-го яруса колокольни (1-го яруса звона).3.4 Размеры объекта (без одноэтажного объема юго-западного пристроя котельной): основные габариты, высотные отметки по венчающим карнизам, по коньку кровли трапезной, по зениту купола четверика, по кресту главы четверика и главы колокольни.3.5 Расположение входов в здание: главный вход c западного фасада, входы в четверик с северного и южного фасадов.3.6 Подлинные фундаменты ленточные каменные.3.7 Подлинные наружные и внутренние несущие и самонесущие стены, материал - подлинный полнотелый большемерный керамический кирпич на известковом связующем.3.8 Подлинные сводчатые перекрытия из полнотелого большемерного керамического кирпича на известковом связующем: крестовый свод трапезной; парусный свод четверика основного храма с круглым отверстием в центре (окулус); полукупольный свод (конха) апсиды; четырехлотковый свод 1-го яруса колокольни, восьмилотковый свод 2-го яруса колокольни с круглым отверстием в центре.3.9 Система и конструктивное решение железных кованых поясов, состоящая из внутристенных и воздушных связей; подлинные кованные внутристенные и воздушные связи, в том числе кованные кольца в сводах.3.10 Характер, геометрия, конфигурация и конструкции крыш и кровель храма в исторических габаритах (за исключением одноэтажного юго-западного пристроя): двускатная крыша трапезной, купольная крыша куба церкви с главой на световом цилиндрическом барабане в завершении; кровля килевидных закомар; полуконусная крыша алтарной абсиды; скаты кровли аттикового и 2-го ярусов колокольни, глава на световом цилиндрическом барабане (2 яруса звона) в завершении; кровли над западной, северной и южной папертями; отливы промежуточных карнизов; стропила, обрешетка – деревянные; характер кровельного покрытия – металлические листы с фальцевым соединением.3.11 Подлинные луковичные главы купола храма и колокольни с яблоками и крестами на световых цилиндрических барабанах из керамического кирпича на известковом связующем; каркас глав – дерево, покрытие - металлические листы с фальцевым соединением.3.12 Остатки – основания четырех утраченных барабанов с главами на углах кровли четверика.3.13 Кирпичные конструкции перемычек проемов: клинчатые, арочные полуциркульной кривизны4. Композиция и архитектурно-художественное оформление фасадов:4.1 Внешний всего здания и отдельных частей (без одноэтажного объема юго-западного пристроя котельной), декоративное убранство фасадов.4.2 Композиция фасадов частей церкви: притвора, совмещенного с 1-м ярусом колокольни; 2-го и 3-го ярусов колокольни; одноэтажной трапезной; четверика; апсиды алтаря.4.3 Характер отделки фасадов покраска по кирпичу: покраска основной поверхности фасадов в красно-коричневый цвет, выступающих деталей - белый цвет.4.4 Местоположение, размеры и форма оконных и дверных проемов.4.5 Характер оформления («две нитки остекления»), рисунок расстекловки столярных заполнений оконных проемов (геометрический рисунок оконных переплетов в восемь квадратов с веерообразными фрамугами на четыре секции); сохранившиеся подлинные столярные заполнения оконных проемов светового барабана четверика, южного фасада притвора, столярные заполнения второй нитки остекления помещений храма; материал – дерево.4.6 Обрамления оконных проемов: оконные проемы трапезной, алтарной апсиды оформлены в повторяющийся ряд арок с килевидным завершением, опирающихся на стилизованные пилястры с простыми базами, капителями и выступающими прямоугольными вставками в центре; оконные проемы четверика и притвора оформлены килевидным сандриком, опирающимся на стилизованные пилястры с простыми базами, капителями и выступающими прямоугольными вставками в центре; килевидные очелья в простенках проемов трапезной, алтарной абсиды, барабана четверика, объединяющие обрамления проемов в аркатурный пояс.4.7 Аркатура светового барабана четверика в виде арок с килевидным завершением, опирающихся на стилизованные пилястры с простыми базами и капителями, в модулях аркатуры по сторонам света расположены оконные проемы.4.8 Местоположение, размеры и форма проемов звона 2-го и 3-го ярусов колокольни, ориентированных по сторонам света.4.9 Обрамления поемов звона колокольни: проемы звона 2-го яруса оформлены архивольтом, который завершается тягой килевидного очертания и опирается на импост; аркатура 3-го яруса в виде арок с килевидным завершением, опирающихся на стилизованные пилястры с простыми базами и капителями, в модулях аркатуры по сторонам света расположены проемы звона; подлинные кованные ограждения 2-го и 3-го ярусов колокольни. 4.10 Рельефно выступающий цоколь из полнотелого большемерного керамического кирпича на известковом связующем, раскрепованный лопатками, прямоугольные ниши цоколя трапезной.4.11 Профилированная трехрядная подоконная тяга по периметру фасадов, раскрепованные угловыми лопатками.4.12 Оформление северного и южного фасадов четверика: стены разделены лопатками на три прясла, завершенных, килевидными кокошниками (ложными закомарами), отделенными от прясла стены карнизом: центральное крупное прясло и меньшие боковые фланкирующие прясла; элементы и детали центрального прясла, расположенные по его оси симметрии: геометрический рисунок в тимпане кокошника, выложенный декоративной кладкой в виде двойного круга, геометрический рисунок над порталом входа, выложенный декоративной кладкой в виде восьмиугольника, в который вписан круг.4.13 Килевидные кокошники (ложные закомары) в завершении западной и восточной стен четверика.4.14 Порталы северного и южного входов: пилястры со стилизованными капителями и базами несут антаблемент (архитрав), завершающийся декоративной кладкой в виде «фронтона»: очелье, состоящее из 2-х полукружий с двойным обрамлением и венчающееся центральным щипцом, в поле которого располагается четырехконечный крест.4.15 Угловые лопатки трапезной, четверика и колокольни раскрепованы по горизонтали гуртами на три части с прямоугольными нишами.4.16 Углы объема 2-го яруса колокольни скошены и обработаны лопатками с прямоугольными нишами.4.17 Прямоугольные ниши по сторонам света аттикового яруса колокольни;икона в западной нише, выполненная на металлических пластинах, которые крепятся на деревянное основание.4.18 Паперти (крыльца) западного, северного и южного фасадов: арочный деревянный навес с килевидным завершением, опирающийся на столбы (деревянные – по северному и южному фасадам, металлические - по западному фасаду), установленные на высокие кирпичные пьедесталы; покрытие - металлические листы с фальцевым соединением.4.19 Подлинные заполнения дверных проемов (западного, северного и южного фасадов): распашные глухие двухстворчатые кованные двери с рельефным узором; материал – металл; историческая кованная фурнитура: подставы («кулаки»), навесные петли, задвижки, шпингалеты.4.20 Карнизы: профилированный венчающий карниз трапезной переходит в промежуточный карниз четверика, раскрепованные угловыми лопатками с гладким фризом, отделенным от плоскости стены профилированным гуртом, разорванным пряслами четверика; профилированный раскрепованный венчающий карниз четверика; венчающий карниз барабана четверика с фризом, отделенным от плоскости стены пояском; венчающий карниз апсиды алтаря с гладким фризом, отделенным от плоскости стены профилированным гуртом.4.21 Карнизы колокольни: междуэтажный профилированный карниз 1 яруса колокольни, раскрепованный угловыми лопатками, с гладким фризом, отделенным от плоскости стены гуртом; профилированный карниз аттикового яруса, раскрепованный угловыми лопатками; усложненный профилированный раскрепованный двухрядный карниз 2-го яруса, отделенный от плоскости стены гуртом, в поле фриза второго яруса располагается поясок; фриз второго яруса боковых граней колокольни выделен рядом небольших прямоугольных ниш; венчающий карниз 3-го яруса колокольни с фризом, отделенным от плоскости стены пояском.5. Планировочная структура и элементы архитектурного оформления интерьеров здания:5.1 Пространственно-планировочная структура в пределах капитальных стен:анфиладная система сообщающихся помещений, соответствующая корабельной схеме церковного здания в направлении «запад-восток».5.2 Расположение, конструкции и материал лестниц на ярусы колокольни: прямые деревянные лестницы на тетивах, ограждение деревянное.5.3 Местоположение, размеры и форма дверных проемов.5.4 Оформление северной и южной стен четверика: аркатура в виде трех арок, опирающихся на пилястры с капителями, в центральном модуле аркатуры расположен дверной проем, во фланкирующих модулях – оконные проемы. 5.5 Обрамления дверных проемов: рамочные профилированные наличники;материал – дерево, историческая фурнитура дверей: дверные подставы.5.6 Профилированная тяга, обрамляющая отверстие в центре свода четверика (окулус) основного храма; заполнение оконного проема (заглушка), оформленное переплётом с расходящимися радиусами, характерный для окна-розы.5.7 Росписи стен, сводов трапезной, четверика и алтаря.5.8 Круглая розетка в центре крестового свода трапезной.5.9 Подлинное покрытие пола - известняковые плиты с рисунком пола в виде пересекающихся дорожек по направлениям к алтарю и северному и южному выходам в виде «креста» со вставками геометрического рисунка из натурального камня; натуральный камень (мрамор) в алтаре; материал и характер исполнения покрытия пола в колокольне - дощатые полы.5.10 Деревянные иконостасы и киоты: трехъярусный центральный иконостас четверика; двухярусный иконостас южного придела; киоты четверика; два престола (главный - во имя Святой Троицы, боковой - во имя святителей Гурия, Варсонофия и Германа Казанских Чудотворцев);запрестольный крест.5.11 Солеи: солея южного придела из натурального камня (мрамор) в одну ступень, с прямоугольны выступом амвоном посередине, завершается подиумом, на который устанавливается киот; солея храма из натурального камня (мрамор) в две ступени с небольшим прямоугольным выступом амвоном посередине.5.12 Печи отопления прямоугольные из керамического кирпича; характер отделки (известковая затирка и побелка);печные приборы (дверцы), материал – чугунное литье.5.13 Сохранившиеся предметы декоративно-прикладного искусства: предметы церковной утвари - два напольных деревянных резных подсвечника на квадратном основании из натурального камня, сохранившийся фрагмент деревянного ограждения солеи с балясинами.
Первоисточник: Портал открытых данных Министерства культуры Российской Федерации (opendata.mkrf.ru).
Что такое открытые данные?
Открытые данные – это информация, размещенная в сети интернет в виде систематизированных данных, организованных в формате, обеспечивающем ее автоматическую обработку без предварительного изменения человеком, в целях неоднократного, свободного и бесплатного использования.
Открытые данные свободно доступны для машиночитаемого использования и дальнейшей републикации без ограничений авторского права, патентов и других механизмов контроля.
Сведения (текст и фотографии) предоставлены Организацией и опубликованы автоматически с официального сайта Министерства культуры Российской Федерации.
Дополнительная информация:
Администрация портала «ИнфоТаймс» не несет ответственности за предоставленный материал, а также за действия Организацией и/или иных лиц, действующих от его имени и по его поручению либо от своего имени, но по поручению Организации, в том числе в связи с реализацией такими лицами билетов, а равно за организацию, проведение и содержание Мероприятий.