Предметом охраны объекта культурного наследия (памятника истории и культуры) народов Российской Федерации регионального значения «Церковь Пресвятой Троицы, 1887 г.» являются:Стилистические и связанные с ними характеристики:- эклектика: псевдорусский стиль, сочетающий элементы древнерусского зодчества и русско-византийского стиля,- памятная чугунная плита на стене притвора слева от входа: «Храмъ Сей заложенъ во имя Пресвятыя Троицы 1866 года июня 24 дня при священнике Григории Сырневе и старосте Зотике Бусыгине, Строителе Никоноре Домрачеве мастеромъ Стефаномъ Тюринымъ»,- даты строительства: 1886-1887 годы.Градостроительные характеристики:- местоположение и главенствующая роль здания церкви в застройке исторической части села Илеть,- точки обзора церкви с улицы Центральной села Илеть,- силуэтные характеристики церкви.Объемно-пространственная и конструктивная схема:- объемно-пространственная схема, характерная для эклектического направления: составленная на контрасте крупного четырехстолпного четверика и малых частей храма,- корабельная схема церкви; система помещений, в том числе подвальных помещений, вертикальные отметки по карнизам: притвора, трапезной, четверика с восьмериком и трехапсидного алтаря,- система и конструктивное решение ленточных каменных фундаментов, высокого кирпичного цоколя, ограждающих и внутренних несущих кирпичных стен и кирпичных сводов,- материал стен и сводов – подлинный кирпич XIX века,- система железных кованых поясов в районе отметок пяты сводов, состоящая из внутристенных и воздушных связей,- система вентиляции помещений: продухи в цоколе, форточки в оконных рамах,- характер кровельного покрытия элементов и деталей церкви: алтарных абсид, карниза и закомар восьмерика, треугольных фронтонов оконных очелий трапезной, четверика и алтаря, арочных полуциркульной кривизны очелий четверика; материал покрытия - листовая жесть или ее аналог,- конструкции оконных коробок и рам, материал – дерево,- конструкции кованых металлических решеток на окнах.Композиция и архитектурно-художественное оформление фасадов:- композиция фасадов церкви в стиле «эклектика», насыщенная стилизованными элементами и деталями древнерусского зодчества и русско-византийского стиля,- стилизованные элементы и детали древнерусского зодчества и русско-византийского стиля: пилястра, лопатка, наборная полуколонка из разновеликих «дынек», пояс, сандрики с фронтонами, килевидные и арочные закомары, аркатурный пояс,- широкий профилированный пояс на завершении высокого ступенчатого цоколя церкви, увеличение высоты цоколя на восток в соответствии с естественным уклоном местности,- сдвоенные пояски фриза и фрагменты профилированного венчающего карниза с сухариками-конусами трапезной и четверика,- профилированный венчающий карниз трапезной,- сдвоенные высокие пилястры притвора и строенные высокие пилястры четверика, детали пилястр: пьедесталы – выступы в цоколе, стилизованные высокие базы и «вогнутые» капители, трезубцы капителей, опирающиеся на базы,- система арочных полуциркульной кривизны оконных, дверных проемов и фальшокон: центральная ось притвора, 3 оси трапезной, 3 оси четверика, 12 осей восьмерика, 5 осей трехапсидного алтаря,- подлинный рисунок оконных переплетов и расстекловка окон,- обрамления арочных окон трапезной, четверика и алтарной апсиды,- декор оконных обрамлений: точеные наборные полуколонки из разновеликих «дынек» со стилизованными базами и капителями, вертикальные узкие сдвоенные лопатки от верха капителей до сандрика очели, очелья из профилированных сандриков (карнизов) с сухариками и треугольных профилированных фронтонов с сухариками на скатах,- декор в оконных простенках трапезной и алтаря: геометрические композиции из вертикальных и горизонтальных направляющих, поясок на отметке пяты арочного окна, розетка над пояском,- композиция центральной части западного фасада притвора с примыкающими фрагментами стен северного и южного помещений притвора: сдвоенные высокие пилястры по углам центральной части фасада на пьедесталах (выступах цоколя), фрагменты пилястр и полуциркульных арок на сохранившихся фрагментах стен северного и южного помещений притвора, высокий центральный арочный полуциркульной кривизны входной проем и следы утраченного портала (гнезда на уровне арки для креплений козырька, разрыв цокольного пояса для ограждений площадки паперти, контур-холмик площадки паперти), малый арочный лучковой кривизны проем в северной верхней части фасада,- композиция северного (южного) фасада трапезной: широкий профилированный пояс цоколя, сдвоенные пояски фриза и фрагменты профилированного венчающего карниза с конусообразными сухариками, три окна с профилированными арками, объединенные сложным кирпичным декором обрамлений и вставок,- композиция северного (южного) фасада четверика: центральный входной проем и два оконные проема в крыльях фасада с фланкирующими строенными пилястрами, 2 полуциркульных сандрика в центральной части фасада под пояском фриза и розетка между ними по центральной оси фасада,- фасады трехапсидного алтаря: 3 окна центральной апсиды в кирпичных обрамлениях, по 1 окну и по 1 фальшокну (нише) на боковых апсидах,- фасады восьмерика: высокий ступенчатый цоколь и широкий пояс, угловые лопатки; система окон в простых рамочных обрамлениях с пояском подоконника: по 2 окна на широких гранях по сторонам света, по 1 окну – на остальных 4-х гранях, развитый фриз с двумя рядами аркатурных поясов, венчающий профилированный карниз с сухариками, система полуциркульных и килевидных кокошников на карнизе.Планировочная структура и элементы архитектурного оформления интерьеров двухэтажного здания:- анфиладная планировка сообщающихся помещений: притвор (восьмигранная в плане центральная часть притвора, две узкие винтовые кирпичные лестницы в западной стене притвора, два малых помещения в восточной стене притвора, фрагменты северного и южного помещений, примыкающих к центральной части притвора) – восьмигранная в плане трапезная, сообщающаяся с помещением западной части четверика – четырехстолпный четверик – три алтарные апсиды,- 4 пятигранных в плане столба четверика, прямоугольные ниши на гранях и цоколях столбов,- подпружные арки и паруса, исходящие из граней столбов,- две внутренние стены в западной части четверика, примыкающие к двум столбам,- формы кирпичных сводов с воздушными коваными связями: восьмилотковые своды притвора, трапезной и центральной части четверика, коробовый свод восточного помещения четверика, четырехлотковые своды северной и южной частей четверика, 3 свода-конхи с доминирующим центральным алтарем,- 4 диска из жести на парусах четверика и 1 диск на южной грани восьмилоткового свода восьмерика,- гипсовые тяги карнизов на колоннах и на отметке пяты свода четверика, фрагменты гипсовых кессонов на подпружных арках и гипсовые розетки в центре сводов,- фрагменты штукатурки и росписей стен и свода четверика, 3 сюжетные росписи на западной стене четверика в арочной нише между столбами,- система и пропорции проемов в помещениях,- три вода в церковь: главный западный вход, северный и южный входы,- использование здания по первоначальному назначению.
Первоисточник: Портал открытых данных Министерства культуры Российской Федерации (opendata.mkrf.ru).
Что такое открытые данные?
Открытые данные – это информация, размещенная в сети интернет в виде систематизированных данных, организованных в формате, обеспечивающем ее автоматическую обработку без предварительного изменения человеком, в целях неоднократного, свободного и бесплатного использования.
Открытые данные свободно доступны для машиночитаемого использования и дальнейшей републикации без ограничений авторского права, патентов и других механизмов контроля.
Сведения (текст и фотографии) предоставлены Организацией и опубликованы автоматически с официального сайта Министерства культуры Российской Федерации.
Дополнительная информация:
Администрация портала «ИнфоТаймс» не несет ответственности за предоставленный материал, а также за действия Организацией и/или иных лиц, действующих от его имени и по его поручению либо от своего имени, но по поручению Организации, в том числе в связи с реализацией такими лицами билетов, а равно за организацию, проведение и содержание Мероприятий.