1. Градостроительные характеристики1.1. Местоположение объекта в системе застройки Церковь расположена в центральной части деревни, западным фасадом обращена на ул. Центральная.1.2. Композиционная значимостьЗанимая самую высокую точку рельефа, церковь является градостроительной доминантой в традиционной жилой застройке. 1.3. Габариты и силуэт на дату постройки (нач. XX века)Габариты церкви в плане по оси запад-восток 22,5 м, по оси север-юг 9,5 м. Силуэт – «кораблём».1.4. Секторы и направления видовых раскрытий, визуальные связи памятника Объект преимущественно раскрывается с ул. Центральная, хорошо виден с многих других точек деревни и прилегающей территории.2. Архитектурные и конструктивные характеристики2.1. Объёмно-пространственная композиция на дату строительства (нач. XX века)Церковь имеет характерное для Сибири построение композиции «кораблём», включающее последовательно расположенные по оси запад-восток крыльцо-паперть, колокольню с выделенным помещением лестницы (в северной части), трапезную, храм, пятигранный алтарь. С севера и юга у храмовой части – крыльца входов, образующие в плане форму креста. Объёмно-пространственная композиция церкви задана повышенными объёмами храмовой части и колокольни, имеющими шатровые завершения и объединёнными трапезной, равной по высоте алтарю. Храм завершён восьмигранным барабаном. 2.2. Конструкция крыши и завершения на дату строительства (нач. XX века)Крыша колокольни завершена главкой. Храмовое пятиглавие (с центральной главой и четырьмя главами на двухступенчатых барабанах по углам храма) завершает композицию восьмерика с шатровой крышей. Трапециевидные фронтоны храма имеют двухскатные покрытия со скосом у верхней грани подвышений. Трапезная имеет двускатную крышу. Апсида имеет пятискатную крышу, увенчанную барабаном с луковичной главкой.Покрытие выполнено из металла и окрашено, обрешётка и стропильная система деревянные.2.3. Композиция и архитектурно-художественное оформление фасадов на дату строительства (нач. XX века)2.3.1. Фасады колокольни (без описания завершений)Композиция фасадов колокольниБревенчатое основание колокольни, выполненное в форме прямоугольника, переходит с повышением ярусов в равносторонний четверик, который переходит в восьмерик звона с прямоугольными проёмами по сторонам света. На западном фасаде в первом ярусе колокольни расположена высокая деревянная двустворчатая входная дверь, на втором ярусе – окно в виде креста. На северном и южном фасадах колокольни в первом ярусе находится по одному прямоугольному оконному проёму. Ярусы колокольни по периметру стен визуально отделены карнизами. Декоративное оформление фасадов:простые деревянные наличники, окаймляющие дверь;резной подзор карнизов;простые наличники, окаймляющие окно в виде креста;плоский дощатый подкарнизный фриз.2.3.2. Северный и южный фасадыКомпозиция фасадовОсновной объём храма решён в два яруса, в центре расположено открытое крыльцо-паперть, подводящее к одностворчатой высокой деревянной двери, по левую и правую сторону от двери расположено по одному окну. Над дверью, на втором ярусе храма – сдвоенное окно, по оси которого расположен трапециевидный фронтон. Нижний и верхний ярус визуально разделены карнизом. Восьмигранный барабан над храмом – с ложными окнами, углы барабана подчёркнуты резными консолями. В уровне завершения трапезной и апсиды по фасадам проходит карниз, аналогичный карнизу, венчающему храмовую часть. Карниз прерывается над средними участками северного и южного фасадов храма, в разрыве размещены спаренные окна. С восточной стороны от основной части храма расположена пятигранная апсида, на второй грани апсиды (считая от основной части) расположено окно. С западной стороны от средней части храма расположена трапезная, прорезанная двумя окнами.Декоративное оформление фасадов:деревянные наличники, окаймляющие дверь;резной подзор карнизов;деревянные простые наличники с профилированными карнизами, окаймляющие одиночные окна;трапециевидные завершения наличника, оформленного фигурной лобанью с ромбовидной накладкой, спаренных окон;плоский дощатый покарнизный фриз.2.3.3. Восточный фасад (без описания завершений)Композиция фасада Ширина и высота апсиды – меньше ширины и высоты храмовой части. В уровне завершения апсиды по фасаду проходит карниз, аналогичный карнизу, венчающему храмовую часть. Центральная грань апсиды глухая. Северная и южная грани имеет по одному окну. По центральной оси храмовой части находится трапециевидный фронтон.Декоративное оформление фасада:деревянные простые наличники с профилированными карнизами, окаймляющие одиночные окна;резной подзор карнизов;плоский дощатый подкарнизный фриз.2.4. Виды отделки фасадной поверхности на дату строительства (нач. ХХ в.)Стены бревенчатые (без обшивки и окраски), на отдельных участках (верхние ярусы колокольни, барабан храма) обшиты тёсом (без окраски). 2.5. Колористическое решение фасадов на нач. ХХ в.Детали храма окрашены в цвет жёлтой охры.2.6. Заполнение дверных и оконных проёмов на дату строительства (нач. ХХ в.) Внешние оконные переплёты деревянные, створные, прямоугольные, с кованными решётками кубоватого рисунка. Двери наружные и внутренние деревянные (сплочённые из досок). 2.7. Пространственно-планировочная структура интерьеров на дату строительства (нач. ХХ. в.)Планировка храма в ходе эксплуатации сохранила первоначальную «историческую» структуру, выполнена в русских традициях храмового строения. В пропорциях храма многократно применён принцип «золотого сечения» при использовании метрических размеров, применяемых в начале ХХ века. В пространственном решении храма использованы приёмы традиционного деревянного зодчества: компактное решение интерьера по отношению к внешнему объёму, восьмерик храма носит декоративный характер и пространственно не связан с внутренним объёмом. По одной оси с запада на восток последовательно расположены: колокольня, трапезная, храмовая часть, алтарь.2.8. Конструктивные элементы на дату строительства (нач. ХХ в.) бутовый фундамент;деревянные бревенчатые перекрытия; бревенчатые стены колокольни, трапезной и храма рубленные в «обло» с остатком;стены храмового барабана, выполненные из бруса;бревенчатые стены алтаря, рубленные в «лапу»; дощатые полы.2.9. Архитектурно-художественное оформление интерьеров (нач. ХХ в.)В интерьере переход к храмовому восьмерику обозначен треугольными парусами – приёмом, заимствованным из каменной культовой архитектуры. В восточной части храма устроена солея с ограждением клиросов в виде филёнчатых панелей, на западной стене – балкон хоров.3. Художественное значениеПамятник народного деревянного зодчества.
Первоисточник: Портал открытых данных Министерства культуры Российской Федерации (opendata.mkrf.ru).
Что такое открытые данные?
Открытые данные – это информация, размещенная в сети интернет в виде систематизированных данных, организованных в формате, обеспечивающем ее автоматическую обработку без предварительного изменения человеком, в целях неоднократного, свободного и бесплатного использования.
Открытые данные свободно доступны для машиночитаемого использования и дальнейшей републикации без ограничений авторского права, патентов и других механизмов контроля.
Сведения (текст и фотографии) предоставлены Организацией и опубликованы автоматически с официального сайта Министерства культуры Российской Федерации.
Дополнительная информация:
Администрация портала «ИнфоТаймс» не несет ответственности за предоставленный материал, а также за действия Организацией и/или иных лиц, действующих от его имени и по его поручению либо от своего имени, но по поручению Организации, в том числе в связи с реализацией такими лицами билетов, а равно за организацию, проведение и содержание Мероприятий.