Церковь Параскевы Пятницы

1. Местоположение, роль и градостроительные характеристики зданияЗдание расположено на небольшой площади при въезде в деревню с северо-западной стороны, на пересечении улиц Горная и Центральная.2. Объемно-пространственная композиция здания в целомДеревянная рубленая церковь трехчастной композиции, включающей храм с пятигранной апсидой, трапезную и притвор с колокольней над ним. Двухсветный четверик храма завершен шатром на широком барабане-восьмерике и увенчан пятью луковичными главами на глухих барабанах. Грани восьмерика завершены треугольными фронтонами. Конструктивный переход от четверика к восьмерику осуществлен при помощи треугольных рубленых парусов. С востока примыкает граненый алтарный прируб с шатровой крышей, с запада – трапезная и прямоугольная в основании четырехъярусная колокольня (два верхних яруса восьмигранные), завершенная шатром и маленькой главкой. Перед главный входом, расположенным с западной стороны колокольни, находилась крытая паперть-крыльцо, входы в храм с северной и южной сторон были оформлены крылечками, которые имели крыши-навесы (в настоящее время крыльца и навесы утрачены). 3. Внутренняя планировкаВдоль продольной оси здания с востока на запад последовательно располагаются: пятигранная апсида, квадратное помещение храма, чуть меньше храмового по ширине помещение трапезной, небольшое помещение притвора. Помещение храма сообщается с алтарем и трапезной через два широких проема.4. Условия зрительного восприятияРаскрывается с ул. Горная, ул. Центральная, с фарватера реки Енисей. 5. Колористическое решениеСохранившиеся следы окраски стен охрой и оконных наличников и карнизов – белой краской. Кровля неокрашенная, имеющая цвет старого луженого железа.6. Композиция и архитектурно-художественное оформление фасадов на середину ХIХ в.6.1. Западный фасад6.1.1. Композиция западного фасадаСимметричный фасад четырехъярусной колокольни решен в одну дверную ось нижнего яруса, в одну оконную ось второго яруса, грани яруса звона (через одну) прорезаны оконными проемами. Все проемы имеют прямоугольную форму.Ярус звона завершен шатром с маленькой главкой с крестом на восьмигранном барабане.Междуярусное членение выполнено подшивными профилированными карнизами небольшого выноса с плоскими фризами.6.1.2. Декоративное оформление западного фасада:углы четверика обработаны неширокой доской;в ярусе звона пространство под проемами декорировано накладными лежачими филенками.6.2. Северный и южный фасады6.2.1. Композиция северного и южного фасадовСимметричный фасад храмового четверика решен в одну дверную и две оконных оси на первом этаже (дверной проем фланкирован двумя оконными) и одну оконную ось второго света (оконный проем расположен над дверным проемом). Фасад трапезной решен в одну оконную ось и завершен подшивным профилированным карнизом небольшого выноса. Фасад притвора решен в одну оконную ось. Дверной и оконные проемы первого этажа имеют трапециевидное завершение, оконные проемы верхних ярусов храма и колокольни прямоугольной формы.Места конструктивного перехода от четверика к восьмерику отмечены на фасадах храмового объема односкатными треугольными кровлями. Каждая грань храмового восьмерика завершается треугольным щипцом.На гранях шатра храмового восьмерика, соответствующих местам перехода от четверика к восьмерику, расположены главы на восьмигранных глухих барабанах. Шатер храмового восьмерика увенчан главой с крестом на высоком восьмигранном глухом барабане. 6.2.2. Декоративное оформление северного и южного фасадов:оконные и дверной проемы храмового четверика обрамлены плоской доской;оконные проемы трапезной и притвора обрамлены наличниками с невысокой гладкой лобанью и профилированным сандриком;углы трапезной, четверика и восьмерика храма обработаны неширокой доской;свесы кровли декорированы мелкопрофилированными досками. 6.3. Восточный фасад6.3.1. Композиция восточного фасадаФасад алтарной пятигранной апсиды решен в три оконных оси, завершен подшивным профилированным карнизом небольшого выноса. Оконные проемы алтарной апсиды имеют трапециевидное завершение.6.3.2. Декоративное оформление восточного фасада:оконные проемы обрамлены наличниками с невысокой гладкой лобанью и профилированным сандриком;свесы кровли декорированы мелкопрофилированными досками. 7. Виды отделки фасадной поверхности на 1901 г.Обшивка калеванной доской.8. Интерьеры на середину ХIХ в.Построение интерьера главного объема развивается вдоль продольной оси здания: помещение притвора, трапезной и собственно храма с пятигранной алтарной апсидой. Стены и потолок обшиты калеванной доской. 9. ЖивописьПаруса храмового четверика украшены росписью маслом.10. Инженерно-техническая частьОт креста и от шаров по углам шел громоотвод – толстая проволока, протянутая к плитам, вкопанным в землю.11. Фундамент на 1863 г.Ленточный, бутовый на известково-песчаном растворе.12. Стены и перегородкиНаружные и внутренние стены – бревенчатые, рублены в «обло» и в «лапу». 13. Перекрытия Подкровельного пространства и межэтажные – деревянные, плоские по балкам.14. КрышаКрыши над храмом, апсидой и колокольней шатровые, над трапезной – двускатная. Кровля металлическая.15. Заполнения проемовОкна: исторический рисунок оконных переплетов из дерева под окраску; металлические кованые решетки геометрического рисунка на окнах нижнего яруса и кубоватого рисунка на окнах второго света храмового четверика.Двери: внешние и внутренние деревянные щитовые, сплоченные на шпонках.16. ПолыДощатые по деревянным лагам.17. ЛестницыВнутренняя деревянная лестница на ярус звона колокольни.18. Нематериальные ценностные характеристикиДата постройки: 1855–1857 гг. Историческая функция: культовое сооружение (церковь). Историческая (мемориальная) ценность: одна из старейших деревянных культовых построек на территории Красноярского края, построенная с применением «образцового» проекта. Историко-художественная ценность: редкий для края образец деревянной культовой архитектуры XIX века, сочетающий традиционную схему плана со сложной объемной композицией храмовой части. Градостроительная, ансамблевая ценность: обладает ролью важной градостроительной доминанты в силуэте села.
 

Первоисточник: Портал открытых данных Министерства культуры Российской Федерации (opendata.mkrf.ru).
Что такое открытые данные?
Открытые данные – это информация, размещенная в сети интернет в виде систематизированных данных, организованных в формате, обеспечивающем ее автоматическую обработку без предварительного изменения человеком, в целях неоднократного, свободного и бесплатного использования.
Открытые данные свободно доступны для машиночитаемого использования и дальнейшей републикации без ограничений авторского права, патентов и других механизмов контроля.
Сведения (текст и фотографии) предоставлены Организацией и опубликованы автоматически с официального сайта Министерства культуры Российской Федерации.
Дополнительная информация:
Администрация портала «ИнфоТаймс» не несет ответственности за предоставленный материал, а также за действия Организацией и/или иных лиц, действующих от его имени и по его поручению либо от своего имени, но по поручению Организации, в том числе в связи с реализацией такими лицами билетов, а равно за организацию, проведение и содержание Мероприятий.
Партнёрская программа
Участвуя в Партнёрской программе V4.Market любая организация РФ самостоятельно публикует свои информационные материалы.
Возврат к списку



Реклама на сайте