Главный корпус

Предмет охраны объекта культурного наследия федерального значения «Ханский дворец, XVI-XIX века: Главный корпус, начало  XVI-XVIII века», расположенного по адресу: Республика Крым, г.Бахчисарай, ул.Речная, 133, литеры «Д», «Е», «З», «Ж», «И».Датировка: объект создавался на протяжении XVI – XIX веков. Самая древняя часть – малая дворцовая мечеть и Зал Дивана. После пожара 1736 года был восстановлен при правлении ханов Селямет-Гирая (1740 г.-1743г.) и Кырым - Гирая (1758 г.-1769 г.).В 1784-1787 годах объект перестроен во время подготовки к визиту Екатерины II.  В период с 1820 по 1845 годы проводились реконструкции и ремонты.Мемориальная ценность: история Главного корпуса, как одной из основных частей дворца, связана с историей сооружений всего дворцового ансамбля, который является центром политической, культурной и духовной жизни крымских татар.20 мая 1787 года дворец посещала Екатерина II7 сентября 1820 года дворец посещал Александр Сергеевич Пушкин с семьёй генерала Раевского. В 1825 году дворец посещал Александр I. 9 сентября 1837 года дворец посетил Александр II в сопровождении своего учителя Василия Андреевича Жуковского.Во время Крымской войны 1854—1855 годов во дворце размещался лазарет, в котором часто бывал Николай Иванович Пирогов.В 1908 году во дворце открыли музей.В 1912 году дворец посетил Николай II со своей семьёй. После Октябрьской революции 1917 года во дворце открылся музей истории и культуры крымских татар. С 1955 года это был Бахчисарайский историко-археологический музей, а с 1979 года — историко-архитектурный музей.Историческая функция: музей.Историко-художественная ценность: Главный корпус является одним из основных элементов уникального историко-архитектурного ансамбля объекта культурного наследия – «Ханский дворец». В нем отражены стили различных архитектур: византийской, османской, итальянской эпохи Возрождения. Органичное соединение этих разнообразных архитектурных стилей сформировало своеобразие крымскотатарской архитектуры. После многочисленных перестроек в структуре здания сохранились элементы первоначального архитектурного облика: Малая дворцовая мечеть, зал Дивана, Летняя беседка, портал Алевиза.Градостроительная ценность:  Главный корпус располагается на территории Ханского дворца и  является неотъемлемой частью композиции ансамбля.Редкость: Главный корпус является единственным сохранившимся образцом крымскотатарской дворцовой архитектуры.Местоположение здания: Ханский дворец расположен в историческом  районе центральной части г. Бахчисарай по ул. Речной, 133, на левом берегу реки Чурук-Су. Главный корпус расположен в западной части ансамбля «Ханский Дворец» и своим  восточным фасадом выходит на центральный двор дворцового комплекса. - Охраняется:  местоположение.Композиционная значимость: Главный корпус композиционно уравновешивает визуальное восприятие всего комплекса со стороны городской площади  и набережной реки Чурук-Су. Благодаря массивности своего объёма и богатству архитектурной пластики Главный корпус гармонирует с другой композиционной доминантой – Большой ханской мечетью. Таким образом, формируется уникальный образ архитектурного ансамбля Ханского дворца.Габариты и силуэт: здание сложное, несимметричное в плане и неодинаковое по высоте. Состоит из двух крупных объёмов – северной и южной групп помещений. Северная и южная части разделены только по первому этажу сквозным проездом.  Южная часть по отметкам конька кровли (кровля над Золотым кабинетом) превышает северную (кровля основного объёма северной части) приблизительно на 1,3 метра. Здание в основном двухэтажное. Зал Дивана двухсветный, Малая дворцовая мечеть одноэтажная, объём с «Кофейной» комнатой, комнатой евнуха и «сокровищницей» - трёхэтажный. Северная часть здания имеет подвал.Объемно-пространственная композиция: здание представляет собой комплекс из двух больших объёмов, условно определяемых как южная и северная части. Южная и северная группы помещений разделены сквозным проездом по первому этажу. Северная часть несколько смещена на восток относительно южной части, по площади застройки она меньше. Помещения первого этажа в южной части здания сгруппированы вокруг внутреннего Фонтанного дворика и планировочно связаны с ним дверными проёмами. Из Фонтанного дворика есть два наружных выхода: в Гаремный и Посольский дворики. Вертикальная коммуникация решена двумя лестницами: парадной лестницей в северо-западной части дворика и лестничной клеткой в юго-западной части, имеющий выход в Гаремный двор. Помещения второго этажа южной части здания имеют анфиладную планировочную организацию. Посольский зал (юго-западная часть) имеет П-образную в плане планировку, образовывает световой колодец над Фонтанным двориком. Второй световой колодец образован западной наружной стеной Посольского зала в уровне второго этажа и входной группой портала Алевиза на первом этаже в районе парадной лестницы. Планировка помещений первого этажа северной части здания - коридорного типа, помещения расположены вдоль центрального коридора. С севера помещения Главного корпуса частично блокируются с группой помещений кухонного блока. Наружные входы в северную часть здания есть со стороны центрального проезда – в центральный коридор, со стороны Главного двора, со стороны Посольского двора  - в подвал. Вертикальная коммуникация обеспечивается по двум лестницам: со стороны  центрального проезда и в северной части центрального коридора.Северная и южная группы помещений второго этажа имеют планировочную связь через анфиладу помещений второго этажа в уровне второго этажа над центральным проездом. - Охраняется: сложившееся на 1845г. соотношение объёмно-пространственных элементов здания.Крыша: крыша Главного корпуса сложная, многовальмовая, образованная пересечением шатровых трёх и четырёхскатных форм, имеет разновысотный силуэт. Материал покрытия - керамическая черепица (татарка). Кровля барабана мечети и часть основной кровли мечети выполнена из аутентичной глазурованной черепицы.- Охраняются: местоположение, форма, размер, конфигурация, габариты, высотные отметки по конькам крыши, а также тип материала и форма черепичного покрытия на 1845г.Восьмигранная крыша барабана Малой мечети и башенка над порталом Алевиза увенчаны медными позолоченными алемами. Над кровлей Главного корпуса возвышаются шесть фигурных дымников из камня – известняка. - Охраняются: местоположение, форма, размер, конфигурация, габариты, высотные отметки, тип материала дымников и двух алемов. Композиция и архитектурно-художественное оформление фасадов: на 1741-1742 годы и      1845 год. Фасады  выполнены в традициях османской архитектуры XVI—XVII веков. Композиция фасадов вдоль условной оси север-юг образована сочетанием разновеликих прямоугольных плоскостей, имеющих разную глубину смещения в плане и различные высотные отметки. Восточный фасад визуально разделён на северную и южную части центральным арочным проездом. Фасады имеют выраженное горизонтальное членение за счёт различного материала и конструкций: первый этаж преимущественно выполнен из оштукатуренной каменной кладки, второй этаж - каркасный. Элементы деревянного каркаса читаются на фасаде и выделены контрастным цветом. Фасады летних помещений: двухэтажная беседка при входе в северную часть здания из Центрального двора и помещения, расположенные между центральным проездом и западным входом в северную часть здания со стороны Посольского дворика – выполнены в деревянных конструкциях с деревянными диагональными решётками в качестве заполнения оконных проёмов. Характерная особенность архитектурного оформления фасадов – двухъярусные оконные проёмы. Проёмы второго яруса сложной арочной формы с витражными заполнениями. - Охраняется: характер декоративного оформления фасадов. - Охраняются: местоположение, форма, размер, конфигурация оконных и дверных проемов.- Охраняются: местоположение, форма, размер, тип материала, конфигурация, рисунок деревянных карнизов с дощатой узорчатой полихромной подшивкой.- Охраняются: местоположение, форма, размер, тип материала деревянных гнутых кронштейнов.- Охраняются: местоположение, форма, размер, тип материала, конфигурация, рисунок деревянной узорной полихромной подшивки потолка центрального проезда.- Охраняются: местоположение, форма, размер, тип материала, конфигурация, рисунок декоративного оформления, колористическое решение порталов северного входа в зал Дивана на 1742 г., входа в малую мечеть на 1741 г. и арки центрального проезда.- Охраняются: местоположение, форма, размер, тип материала колонн, аркад в пространстве центрального проезда.На северном фасаде южной части здания расположен резной каменный портал Алевиза с навесом на двух деревянных колоннах;- охраняются: местоположение, форма, размер, тип материала, конфигурация, габариты, высотные отметки, цветовое решение портала на 1503 г., местоположение, форма, размер, материал, конфигурация, габариты, высотные отметки, цветовое решение навеса на 1845 г.Виды отделки фасадной поверхности: на 1845 год. Наружные и внутренние стены первого этажа выполнены из камня-известняка, оштукатурены известковым раствором. Стены двухэтажной беседки при входе из центрального двора и помещения, расположенные между центральным проездом и западным входом в северную часть здания со стороны Посольского дворика – деревянные каркасные. Стены второго этажа и стены первого этажа в юго-западном углу южной части здания  выполнены в виде каркасной конструкции с деревянным каркасом и заполнением из кирпича-сырца, пиленого камня ракушечника или из плетенки веток орехового кустарника с последующим оштукатуриванием с наружной и внутренней сторон глиняным раствором.- Охраняются: характер отделки, тип материала.Заполнения дверных и оконных проемов: на 1845 год. Можно выделить несколько типов оконных заполнений: - простое прямоугольное окно с деревянным двустворчатым переплётом и деревянной кулачковой решёткой, либо с металлической кованой решёткой; - простое прямоугольное окно с деревянным двустворчатым переплётом; - двойной витраж (наружный витраж с прозрачным стеклом и алебастровым переплётом регулярного характера и внутренний витраж с цветным стеклом и сложным рисунком); - витраж с деревянным переплётом, имеющим геометрический регулярный рисунок и прозрачное стекло; - комбинированное окно с двустворчатой рамой и фрамугой в форме арки с фигурными заплечиками и цветными стёклами; - деревянные диагональные решётки. Заполнения дверных проёмов можно разделить по типам: - дверные полотна, покрытые коваными металлическими пластинами; - простые полихромные филёнчатые дверные полотна; - дверные полотна со сложным геометрическим рисунком филёнок и полихромным цветовым решением; - филёнчатые полихромные двери, имеющие элементы декоративной росписи, резные декоративные элементы, деревянные резные порталы; - двустворчатые двери с витражными вставками. В арке центрального проезда расположены двустворчатые деревянные ворота решётчатой конструкции, в глубине проезда установлены решётчатые деревянные кулисы, фланкирующие центральный проезд.- Охраняются: тип материала, форма, рисунок оконных переплётов, расположение, размеры, цвет стекла алебастровых витражей; расположение, форма, рисунок переплётов, материал простых прямоугольных окон и деревянных витражей; расположение, рисунок, форма, размеры кулачковых оконных решёток; расположение, рисунок, форма, размеры, материал, способ изготовления кованых оконных решёток; материал, форма, размеры деревянных диагональных решётчатых заполнений; материал, форма, расположение, размеры, рисунок филёнок оконных ставен. - Охраняются: расположение, форма, тип материала, размеры, направление открывания, декоративные росписи дверных заполнений. Форма, размеры, рисунок, композиция элементов резного декора дверных заполнений.Пространственно-планировочная структура интерьеров: на 1845 г. Особенностью интерьеров некоторых помещений второго этажа является наличие выделенных пространств, ограниченных декоративными конструкциями в виде деревянных колонн или полуколонн, несущих декоративные падуги сложной формы, между колоннами и стенами расположены низкие деревянные балюстрады. Интерьер мечети сформирован на 1741 г. согласно принципам религиозной функции. Помещение вытянуто вдоль оси восток-запад, что не характерно для исламской архитектуры (такая ориентация применялась в культовых постройках византийского типа), визуальное зонирование решено при помощи устройства купольного свода на парусах. Таким образом, интерьер имеет трёхчастное членение, где выделена центральная зона с михрабом в южной стене. В интерьере зала Дивана на 1742 г. на втором уровне над северным входом устроен балкон. - Охраняются:  пространственно-планировочная структура интерьеров в пределах капитальных стен.Особенности планировочных связей помещений:Помещения первого этажа северной части здания планировочно связаны посредством центрального коридора, имеющего наружный вход и лестницу на второй этаж. Планировка помещений второго этажа северной части здания выполнена по анфиладному принципу. В западном крыле есть лестница с выходом в сторону центрального проезда. Группа помещений второго этажа северной части здания планировочно связана с помещениями южной части через анфиладу помещений, расположенных над центральным проездом. Помещения второго этажа южной части здания также имеют анфиладную планировку. В западном крыле южной части здания есть две лестницы, одна имеет выход непосредственно наружу в гаремный двор, а вторая – в фонтанный дворик. Помещения первого этажа планировочно связаны с Фонтанным двориком, который имеет два выхода наружу: в Посольский и Гаремный дворы. Зал Дивана имеет автономный выход в пространство центрального проезда. - Охраняются: структура планировочных связей на 1845 г., расположение, форма и размеры дверных проёмов.Конструктивные элементы:- охраняются: месторасположение, конфигурация, тип материала, высотные отметки каменных стен первого этажа, каменных сводов мечети на 1742 г.; - охраняются: месторасположение, конфигурация, тип материала, высотные отметки фахверковых и деревянных стен, конструкций перекрытий, деревянных колонн первого и второго этажей, наружных элементов деревянного каркаса (консоли, балки) на 1845 г.;  - охраняются:  конфигурация крыши, тип материала конструкций крыши на 1845 г.;- охраняется: общий характер, тип материала мощения полов в Фонтанном дворике, Малой мечети на 1845 г.Лестницы, крыльца, пандусы: на 1845 г. Главный корпус имеет четыре наружные лестницы, четыре лестницы с выходом наружу, шесть внутренних лестниц. Лестницы двух типов: каменные и деревянные. Каменные лестницы выполнены из блоков тёсаного известняка без ограждений, за исключением лестницы в Летнюю беседку, имеющую деревянные ограждения.    Деревянные внутренние лестницы выполнены по деревянным тетивам с деревянными проступями и подступёнками, ограждениями из деревянных балясин.- Охраняются: местоположение, конфигурация, тип материала, размеры, высотные отметки проступей каменных лестниц; тип материала, конфигурация, размеры деревянных ограждений лестницы при входе из Фонтанного дворика в Летнюю беседку.- Охраняются: местоположение, конфигурация, тип материала, размеры, высотные отметки проступей; тип материала, конфигурация, размеры деревянных ограждений внутренних деревянных лестниц.Архитектурно-художественное оформление интерьеров (декоративные элементы интерьера): на 1845 г. Характерным элементом архитектурно-художественного оформления интерьеров является полихромный деревянный подшивной потолок с геометрическим регулярным узором из профильных реек. Такие потолки находятся во всех помещениях первого этажа северной части здания, Фонтанном дворике, «сокровищнице», комнате евнуха, лестничных клетках западного крыла южной части здания. - Охраняются: месторасположение, рисунок, форма профилей реек, размеры, тип материала. Потолок зала Дивана и Летней беседки двухуровневый на падугах, насыщен резными деталями и профилированными элементами, украшен орнаментальной живописью, в центре расположен плафон с резными декоративными элементами. Потолок Золотого кабинета также имеет падуги, горизонтальные профилированные элементы, резной плафон в центре и геометрический регулярный узор из профилированных реек и живописный орнамент и надписи на арабском языке. Имеются экспозиционные раскрытия ранних слоёв.  - Охраняются: месторасположение, рисунок, форма профилей реек, размеры, тип материала, высотные отметки, форма и размер резных элементов, рисунок орнаментов. Потолки жилых помещений второго этажа северной части здания оформлены с использованием геометрического регулярного узора из профильных реек и плафонов в центре с более сложным рисунком. В помещениях «комнаты Потоцкой», «Екатерининской комнаты», «ханской столовой» плафоны оформлены резными элементами, утоплены в плоскость потолка и обрамлены падугами. В этих помещениях проводилась современная реставрация. - Охраняются: месторасположение, форма профилей реек, размеры, тип материала, высотные отметки, форма и размер резных элементов, рисунок резных элементов. В помещениях второго этажа расположены восемь каминов, имеющих индивидуальное декоративное оформление. - Охраняются: месторасположение, форма, размеры, тип материала,  рисунок орнаментов, форма, тип материала и рисунок резных каменных элементов. В нескольких помещениях имеются декоративные конструкции, выполняющие функцию зонирования в виде деревянных колонн, несущих декоративные падуги сложной формы и деревянных балюстрад.- Охраняются: месторасположение, форма, размеры, тип материала, форма и размеры резных деревянных элементов. В Кофейной комнате и Золотом кабинете расположены встроенные шкафы, оформленные сложной деревянной резьбой и орнаментальной росписью. Шкаф в Золотом кабинете имеет остеклённые дверцы на втором ярусе. - Охраняются: месторасположение, форма, размеры, тип материала, форма и размер резных элементов, рисунок орнаментов.В Фонтанном дворике расположены два мраморных пристенных фонтана: «Фонтан слёз» и «Золотой фонтан», в Летней беседке расположен мраморный фонтан в центре помещения. - Охраняются: месторасположение, форма, размеры, тип материала; форма, рисунок и размер резного декора, функция фонтана. -  Охраняются: в Малой дворцовой мечети местоположение, форма, размеры, тип материала,  цветовое решение  резного каменного декора, рисунок и цветовое решение орнаментальной росписи михраба на 1741 г. - Охраняются: местоположение, форма, размеры, тип материала, цветовое решение, рисунок орнаментальных росписей расположенной в зале Дивана вдоль северной стены деревянной балюстрады и декоративной деревянной арки по центру, деревянного балкона.Живопись: темперно-клеевые росписи присутствуют как на фасадах, так и в интерьерах Главного корпуса (живопись многослойная, разных временных периодов). Сохранились росписи нескольких периодов: периода восстановления дворца при Селямет-Гирае (1741-1742 гг.), Кырым-Гирае (работа зодчего Омера 1762-1763гг.), российский период (1784-1845 гг.). Росписи ханского периода сохранились на стенах Малой дворцовой мечети, частично на стенах зала Дивана, Фонтанного дворика. В интерьере Золотого кабинета и фасадах сохранились росписи работы Омера. Росписи екатерининского периода сохранились в основном в интерьерах Кофейной комнаты, Посольского зала, зала Дивана, Летней беседки. - Охраняются: месторасположение, размеры, тип материала, форма, рисунок, колористика на период 1741 – 1764 гг. и 1845 г.
 

Первоисточник: Портал открытых данных Министерства культуры Российской Федерации (opendata.mkrf.ru).
Что такое открытые данные?
Открытые данные – это информация, размещенная в сети интернет в виде систематизированных данных, организованных в формате, обеспечивающем ее автоматическую обработку без предварительного изменения человеком, в целях неоднократного, свободного и бесплатного использования.
Открытые данные свободно доступны для машиночитаемого использования и дальнейшей републикации без ограничений авторского права, патентов и других механизмов контроля.
Сведения (текст и фотографии) предоставлены Организацией и опубликованы автоматически с официального сайта Министерства культуры Российской Федерации.
Дополнительная информация:
Администрация портала «ИнфоТаймс» не несет ответственности за предоставленный материал, а также за действия Организацией и/или иных лиц, действующих от его имени и по его поручению либо от своего имени, но по поручению Организации, в том числе в связи с реализацией такими лицами билетов, а равно за организацию, проведение и содержание Мероприятий.
Партнёрская программа
Участвуя в Партнёрской программе V4.Market любая организация РФ самостоятельно публикует свои информационные материалы.
Возврат к списку



Реклама на сайте