Церковь

Церковь, 1358 год. Датировка:- согласно историко-культурным изысканиям  дата постройки церкви – 1358г.;    Гавит – последняя четверть XIV в.Историко-художественная ценность:- церковь Сурб-Ншан – переходное звено от трехнефного купольного зала к крестово-купольной конструкции. Сохранены целостность и величие внутреннего пространства, желаемый эффект достигнут за счет того, что устои, несущие массивный купол, максимально отодвинуты. На востоке они введены в составе межапсидных пилонов, а на западе скрыты в простенках, отделяющих западные угловые помещения от общего зала. Переход к куполу осуществлен парусной передачей. Снаружи барабан состоит из двенадцати граней, изнутри имеет цилиндрическую форму и завершается полусферой.- Гавит – трехнефный сводчатый зал на двух колоннах в центре интерьера.- Дозорная башня, установленная над юго-западным углом гавита, тяготеет к западноевропейской архитектуре.Редкость:- церковь Сурб-Ншан по своей архитектуре является уникальным примером купольного зала в Крыму. - гавит – трехнефный сводчатый зал на двух колоннах в центре интерьера. Историческая функция:- с середины XIV в. до конца XVIII в. церковь Сурб-Ншан являлась престольной святыней армян региона, епархиальным центром армян Крыма, Приазовья и Южной Бессарабии. - Предназначение гавита колебалось между духовной и светской сферами: проводились занятия для учащихся духовных школ, а также организовывались важные светские сборы и совещания.Градостроительные характеристики.Местоположение здания:- комплекс монастыря Сурб-Хач расположен в верховьях балки Монастырская на склоне горы Грыця, которая имеет древнее название – Святой Крест (на армянском языке — Сурб-Хач). Церковь Сурб-Ншан (Святого Знамения) и гавит (притвор) находятся в составе монастырского комплекса Сурб-Хач (Святого Креста), расположенного в 3,5 км к юго-западу от г. Старый Крым. Они занимают наклонный террасированный участок в восточной части комплекса.Силуэт, габариты:- церковь – прямоугольное снаружи (размеры: 14.20 х 9.60 м) и крестовое изнутри сооружение с массивным куполом в средокрестии и ориентированной на восток алтарной апсидой. В четырех внутренних углах расположены небольшие помещения. Все четыре в плане прямоугольны, а на восточной стороне имеют форму полукружия. Западные помещения связаны с молитвенным залом широкими боковыми проемами стрельчатого контура, а восточные – стрельчатого контура арочными проемами на западной стороне. В результате восточная часть интерьера приобретает трехапсидную композицию.-Гавит пристроен к церкви с запада. Это – прямоугольное снаружи (12.40х 9.80 м) и трехнефное изнутри здание, взятое под двускатную кровлю. Две четырехгранные колонны, свободно стоящие в центральной части интерьера, делят внутреннее пространство на три нефа (ориентация – восток-запад), каждый из которых перекрыт полуциркульным сводом слегка стрельчатого контура.Объемно-пространственная композиция:- несмотря на ярко выраженную крестово-купольную конструкцию, церковь Сурб-Ншан наделена чертами, характерными для трехнефных купольных залов, которые четко продемонстрированы в организации ее восточной и западной частей. Все три нефа здесь ориентированы в направлении восток-запад и перекрыты стрельчатыми сводами на нервюрах. Центральный неф выше и шире боковых. Он образует вертикальные крылья планово-пространственного креста. Объемы узких боковых нефов отведены устройству угловых помещений. В результате трехнефной конструкции восточный и западный фасады здания вверху приобретают двускатную щипцовую конфигурацию. Трансепт, расположенный между длинной западной и более короткой восточной частями, не выступает из прямоугольного объема здания. Он образует горизонтальные крылья планово-пространственного креста и внешне проявляется по центру северного и южного фасадов своими щипцовыми завершениями.Гавит – прямоугольный снаружи и трхнефный изнутри сводчатый зал с двумя колоннами в центре интерьера. Четырехгранная дозорная башня возвышается в юго-западном углу гавита.– Охраняются форма в плане, высотные отметки по венчающим карнизам.Крыша:- Церкви – крестовая, с каменным покрытием с учетом предстоящей реставрации.- Гавита – двухскатная, с каменным покрытием с учетом предстоящей реставрации. – Охраняются местоположение, габариты, форма, материал (камень) с учетом предстоящей реставрации.Композиция и архитектурно-художественное оформление фасадов:- Фасады церкви и гавита оформлены подчеркнуто скромно. Иррегулярную бутовую поверхность стен оживляют оконные и дверные проемы, обрамленные наличниками из тесаных блоков. Относительно богаче декорирован западный фасад церкви, обращенный внутрь гавита.Исключением является двенадцатигранный барабан купола, сложенный из гладко тесаных плит и украшенный рельефной резьбой, в некоторой степени «контрастирует» с общим зданием. На каждой грани – по двойной (одна в другой) филенке с полуциркульным верхом, контур которых обегает тонкий жгут-полувалик, опирающийся на тонкие полуколонки на стыке граней. В верхней части арок он сплетен с опоясывающим барабан карнизом в виде такого же полувалика. Над карнизом идет полоса с надписью 1358 года.– Охраняются местоположение, габариты, бутовая кладка фасадов.– Охраняются местоположение, габариты и форма оконных и дверных проемов.– Охраняются декоративная схема, форма, материал декора купола, габариты, узор и обработка деталей.Виды отделки фасадной поверхности: Иррегулярная, несколько шершавая поверхность бутовой кладки, обработанная церезитовой расшивкой (основные стены церкви) и церезитовой штукатуркой (купол).– Охраняются местоположение, габариты, бутовая кладка фасадов. Заполнение дверных проемов: в церковь входят из гавита. Единственный вход утроен на вертикальной оси западного фасада и акцентирован монументальным порталом. Заполнение отсутствует. Перед входом установлены каменные ступени, поскольку церковь и гавит расположены на наклонной местности, и пол гавита ниже пола церкви.В гавит ведут два входа – западный и южный, обведенные благородно оформленными наличниками-порталами. Главный западный вход расположен по продольной оси здания и обращен в сторону высокой паперти, южный – открывается на дворик обители и, будучи значительно выше пола последнего, перед собой имеет каменные ступени. Заполнения – деревянные современные. Еще один низенький проход, открытый в северной стене гавита, ведет в участок, зажатый между северо-восточным углом крепостной стены, северной стеной гавита и подпорной стеной паперти. Заполнение – деревянное, современное. Проем на восточной грани башни обеспечивает выход на крышу гавита. Заполнение – деревянное, современное.Нарядным убранством отличаются входной проем в церковь, западный и южный входы в гавит. Все три окаймлены наличниками из тесаных блоков и увенчаны полуарочными конструкциями. Последние состоят из пяти сегментных клинообразных блоков, держащихся без связующего материала. Центральный замковый блок с обеих сторон имеет полукруглые выступы, которые входят в соответствующие полукруглые изгибы боковых блоков. Те, в свою очередь, имеют такие же выступы с противоположной стороны, которые входят в изгибы крайних блоков. Замыкают композицию входных проемов высокие прямоугольные тесаные рамы, профилированные по периметру. – Охраняются габариты, материал, система декоративно-конструктивного убранства проемов.Заполнение оконных проемов: Интерьер церкви освещается четырьмя арочными окнами, открытыми на восточной, западной, южной и северной гранях барабана купола. Заполнения – современные, деревянные. Окна в центре южной и северной стен снаружи прямоугольные, а изнутри арочные. Они на фасадах обрамлены прямоугольными наличниками из тесаных профилированных блоков. На этих же стенах, только западнее, имеется еще по одному узкому окну, обрамленному тесаным наличником. Одиночные окна на центральной и боковых апсидах снаружи также взяты в наличники. Заполнения – современные, деревянные. На западной стене расположено три прямоугольных окна. Те, что по обе стороны от входа, открываются в гавит. Третье находится в щипце и обращено на крышу гавита.Гавит освещается двумя окнами на южной стене. Снаружи обрамлены прямоугольными профилированными наличниками. Заполнения – современные, деревянные.Комнату внутри башни освещают два небольших окна в южной и западной стенах. В корпусе башни, на восточной, западной и южной гранях, имеются еще три окна. Они расположены ниже и открываются на различные участки лестничной клетки. Все окна снаружи обрамлены прямоугольными наличниками из тесаных блоков. – Охраняются габариты, материал, система декоративно-конструктивного убранства оконных проемов.Внешнее декоративное убранство: После барабана купола, следующее место во внешнем декоре церкви занимает монументальный портал на западном фасаде. Входной проем обрамлен тесаным наличником и увенчан пологой аркой, состоящей из пяти сегментных клинообразных блоков. Внешне контур проема взят в прямоугольную профилированную раму из тесаных плит. По сторонам рамы поставлены тонкие полуколонки с двухъярусными капителями, украшенными рельефными сплетенными лилиями. Ныне верхний ярус капителей отсутствует. Эти участки подровнены (причина неизвестна), но на поверхностях, идущих вглубь, отчетливо чувствуется узорочная резьба. Над входным проемом есть глубокая ниша со стрельчатым верхом и росписью внутри. Сверху нишу огибает рельефная стрельчатая бровка в виде двух крупных витых полуваликов (так называемая «сельджукская цепь»). Пяты бровки опираются на отрезки широкого, многоуровневого, нарядного карниза, как бы прерванного самой нишей. Вся эта композиция охвачена широкой высокой профилированной аркой стрельчатого контура. На «лбу» арки, сразу над пиком бровки, помещен увенчанный пальметтой рельефный медальон, внутри которого вытесан Святой Агнец с лабарумом. Изображенная в профиль фигура Агнца обращена влево (на север), а головка повернута назад – в сторону креста и хоругви. Внутренне поле покрыто тонкими растительными побегами. По обе стороны медальона выступают две полушишки, украшенные мелким плетением.– Охраняются местоположение, габариты, декоративная схема, узор и обработка деталей, материал.Роспись: Нишу портала портал украшает композиция «Богоматерь с младенцем». На верхней и боковых стенах ниши написаны лики святых и херувимов. Живопись этого участка, с преобладанием красноватых оттенков, упоминается в источниках XIX века и характеризуется как «старинное». Ныне она несколько размыта, покрыта копотью и грязью, поэтому разглядеть ее трудно. Целостному восприятию произведения препятствует и шелушение красочного и штукатурного слоев от сырости. – Охраняются местоположение, габариты, тип грунтовки и красочного материала, цветовая гамма.Внешнее убранство церкви завершают венчающий карниз из тесаных профилированных блоков, обводящий здание по верхнему периметру, и два хачкара, вставленные в восточную и западную щипцы, над окнами.– Охраняются местоположение, габариты, материал, декоративная схема, узор и обработка деталейПространственно-планировочная структура интерьеров: церковь являет собой прямоугольное снаружи (размеры: 14.20 х 9.60 м) и крестовое изнутри сооружение с массивным куполом в средокрестии и ориентированной на восток алтарной апсидой. В четырех внутренних углах расположены небольшие помещения. Все четыре в плане прямоугольны, а на восточной стороне имеют форму полукружия. Западные помещения связаны с молитвенным залом широкими боковыми проемами стрельчатого контура, а восточные – стрельчатого контура арочными проемами на западной стороне. В результате восточная часть интерьера приобретает трехапсидную композицию. Высота алтарного возвышения от пола составляет 85–90 см, что соответствует канонам армянского церковного строительства. Алтарная преграда некогда замыкалась профилированным карнизом, от которого ныне сохранилось несколько блоков.  На уровень алтарного возвышения подняты и полы восточных боковых апсид, перед которыми установлены ступени, спускающиеся в молитвенный зал.Гавит пристроен к церкви с запада. Это – прямоугольное снаружи (12.40 х 9.80 м) и трехнефное изнутри здание, взятое под двускатную кровлю. Две четырехгранные колонны, свободно стоящие в центральной части интерьера, делят внутреннее пространство на три нефа (ориентация – восток-запад), каждый из которых перекрыт полуциркульным сводом слегка стрельчатого контура.Узкая каменная лестница внутри гавита, в юго-западном углу, ведет вверх, по пути делясь на несколько рукавов. Нижний из них открывается на хоры (не сохранились), средний ведет на крышу, а верхний – в дозорную башню над юго-западным углом гавита (7.50). Прямоугольная в плане башня перекрыта односкатной крышей. Внутри нее находится одна маленькая комнатка (260 х 260 см) со сводчатым перекрытием и оконцами в западной, восточной и южной стенах.– Охраняются планировка, высотность.Конструкция и конструктивные элементы:Церковь – сводчатый купольный зал, основанный на несущих стенах и колонно-арочной системе. Гавит – сводчатый трехнефный зал на несущих стенах и колонно-арочной системе. – Охраняются конструктивная схема, местоположение, габариты, связки колонн, пилонов, простенков и пилястров.Перекрытия: своды стрельчатого контура на подпружных арках и нервюрах. Купол – полусфера.– Охраняются местоположение, габариты, форма, материал и техника выполнения перекрытий.Полы:  в гавите – крупные каменные плиты. Имеются также плоские каменные надгробия, украшенные по поверхности резными орнаментами и изображениями священнических посохов. На одном из этих надгробий, у самого подножия, выточено круглое отверстие диаметром 30 см, которое когда-то закрывалось крышкой.– Охраняются местоположение, габариты, тип материала плит пола гавита.– Охраняются местоположение, габариты, материал и декор надгробий.– Охраняются местоположение, габариты, тип материала плит пола церкви с учетом предстоящей реставрации.Внутреннее декоративное убранство: конху алтарной апсиды украшала роспись в коричнево-зеленоватых тонах, представлявшая композицию «Деисус» (Моление). Ныне почти полностью стерта.– Охраняются местоположение, габариты, тип грунтовки и красочного материала, цветовая гамма.В поле росписи «Деисус» находится резной медальон со Святым Агнцем внутри. Он вставлен над бровкой единственного центрального окна. Изображенная в профиль фигура Агнца обращена влево (на север). Головка повернута назад – в сторону креста и хоругви на едином древке. Согнутой передней (правой) ножкой он поддерживает древко.– Охраняются местоположение, габариты, материал, декоративная схема, узор и обработка деталей.В северной стене, ближе к алтарю, устроена украшенная резьбой ниша святой купели. Внутри устроена крестильная раковина, над которой поднимается сталактитовый полконус – мукарнас. Водосток, спускаясь от раковины, соединяется с водоотводной системой, проложенной вдоль северной стены церкви снаружи. Купель обрамлена выступающей на поверхности стены прямоугольной тесаной рамой, профилированной внутри. Вверху, на фронтоне рамы, помещены три одинаковых рельефных медальона: центральный – целый, боковые – половинки. Медальоны по конфигурации аналогичны тем, что украшают «лоб» портальной арки и конху алтаря: эти также увенчаны пальметтами и внутри украшены растительными мотивами. Внутреннее поле центрального медальона разрушено. Вверху заметен некий элемент, похожий на голубиный хвост (символического изображения Святого духа).– Охраняются местоположение, габариты, материал, декоративная схема, узор и обработка деталей.В центре потолка купола – рельефный медальон со Святым Агнцем. Головка Агнца повернута назад – в сторону креста и хоругви на древке. Согнутой передней (правой) ножкой он поддерживает древко.  – Охраняются местоположение, габариты, материал, декоративная схема, узор и обработка деталей.Основание купола – подкупольное кольцо, украшено профилированной лентой с чередой висячих арочек.– Охраняются местоположение, габариты, материал, декоративная схема, узор и обработка деталей.Конха снизу обведена обычным профилированным поясом, который на капителях устоев, поддерживающих купол, переходит в череду мелких висячих сталактитов.– Охраняются местоположение, габариты, материал, декоративная схема, узор и обработка деталей.Колонны и пилястры в гавите украшены профилированными карнизами.– Охраняются местоположение, форма, материал, декоративная схема, узор и обработка.Надписи и крестовые композиции (поминальные посвящения): В разных участках церкви и гавита сохранились разнородные литографии XV–XVIII веков, в основном граффити, имеющие важное источниковое значение. В ряде случаев к ним приставлены орнаментированные изображения крестов.– Охраняются местоположение, габариты, материал, техника выполнения надписей, ее язык, текст, декоративное оформление Окружение церкви и гавита: севернее гавита сохранились остатки нескольких маленьких, прямоугольных в плане комнатушек высотой в 80–120 сантиметров.– Охраняются местоположение, габариты, материал, планировка.На северной стене гавита снаружи, на большой высоте, видны следы когда-то примыкавшей к нему более древней арочно-сводчатой постройки: основание арки с импостом и закопченный контур полуциркульного свода.– Охраняются местоположение, габариты, материал, форма.Вдоль южной, восточной и северной стен церкви тянется отмостка из камня-песчаника, которая имеет наклон в сторону центра.– Охраняются местоположение, габариты, схема и тип прокладки.
 

Первоисточник: Портал открытых данных Министерства культуры Российской Федерации (opendata.mkrf.ru).
Что такое открытые данные?
Открытые данные – это информация, размещенная в сети интернет в виде систематизированных данных, организованных в формате, обеспечивающем ее автоматическую обработку без предварительного изменения человеком, в целях неоднократного, свободного и бесплатного использования.
Открытые данные свободно доступны для машиночитаемого использования и дальнейшей републикации без ограничений авторского права, патентов и других механизмов контроля.
Сведения (текст и фотографии) предоставлены Организацией и опубликованы автоматически с официального сайта Министерства культуры Российской Федерации.
Дополнительная информация:
Администрация портала «ИнфоТаймс» не несет ответственности за предоставленный материал, а также за действия Организацией и/или иных лиц, действующих от его имени и по его поручению либо от своего имени, но по поручению Организации, в том числе в связи с реализацией такими лицами билетов, а равно за организацию, проведение и содержание Мероприятий.
Партнёрская программа
Участвуя в Партнёрской программе V4.Market любая организация РФ самостоятельно публикует свои информационные материалы.
Возврат к списку



Реклама на сайте