Храм святого великомученика Феодора Стратилата (архитектор Г.Торичелли)

Нематериальные особенности объекта культурного наследияДатировка: 1842 год – дата создания.Начало XX века – второй строительный период.80-90-е гг. ХХ века – третий строительный период.Историческая (мемориальная) ценность: храм освящён в честь святого великомученика Феодора Стратилата.Историко-художественная ценность: здание храма характерно для стиля русская псевдоготика. Одно из первых каменных сооружений города Алушта.Историческая функция: православный храм.Авторство: автор проекта – Торичелли Георгий Иванович.Автор проекта восстановления храма (1980-1990-е гг.) – Леонид Габдрахимов.Интерьеры, внутренний/внешний декор (росписи) (1990-е гг.) – Поповский Константин Анатольевич.Градостроительная ценность: храм формирует вокруг себя центральный район города Алушта.Материальные особенности объекта культурного наследияГрадостроительные характеристикиМестоположение здания: храм расположен в городе Алушта, по адресу ул. Владимира Хромых, 14.Охраняется: местоположение.Композиционная значимость: здание храма является высотной доминантой в окружающей застройке. Активно участвует в формировании городских и морских панорам. Охраняется: композиционная значимость.Габариты и силуэт: форма храма крестово-купольная в одной связи с колокольней. Силуэт здания вытянутый по оси запад-восток с усилением вертикальных осей колокольни и пятиглавием основного объёма. Габариты храма в плане 35,1 х 13,8 м, высота колокольни – 23 м.Охраняются: габариты и силуэт.Секторы и направления видовых раскрытий, визуальные связи памятника: основные виды на здание храма раскрываются с прилегающих улиц: ул. Владимира Хромых, пер. Бориса Калядина, ул. 15 Апреля, а также с дальних видовых раскрытий: с ул. Багликова, пл. Советской, на морской панораме.Охраняются: ближние и дальние видовые раскрытия.Архитектурные и конструктивные характеристикиОбъемно-пространственная композиция здания: здание храма крестово-купольное в одной связи с колокольней. Силуэт здания вытянутый по оси запад-восток с усилением вертикальных осей колокольни и пятиглавием основного объёма на световом, квадратном в плане, барабане. Храм однонефный с южным и северным приделами, ризницей и пономаркой. Колокольня, примыкающая с запада, квадратная в плане трёхъярусная.Охраняются: объёмно-пространственная композиция здания, конфигурация в плане, этажность, высотные отметки.Крыша: над основным объемом храма – скатная фальцевая из металлических листов по деревянной обрешётке. Над средокрестием расположен центральный купол луковичной формы с металлическим покрытием «в шашечку» и украшенный позолоченными звёздами. Над колокольней крыша шатровая восьмигранная со слухами стрельчатой формы и с металлическим покрытием «в шашечку» увенчана куполом луковичной формы. По углам средней части храма и колокольни расположены по четыре главки на глухих барабанах восьмигранной конфигурации. Покрытие центрального купола и шатра колокольни – медные листы «в шашечку», главок – медное фальцевое покрытие. Купола и главки завершаются металлическими крестами на яблоке. Водосток организованный, по настенным желобам и водосточным трубам.Охраняются: –местоположение, конфигурация, форма, размеры, высотные отметки, тип материала покрытия кровли и куполов;–местоположение, форма, размеры, тип материала крестов.Композиция и архитектурно-художественное оформление фасадов: вертикальное членение фасадов храма подчеркнуто угловыми пилястрами и ступенчатыми контрфорсами. Горизонтальные членения – профилированными венчающими карнизами, межэтажными карнизами и подоконными тягами.Колокольня трёхъярусная, по углам акцентирована пилястрами и ступенчатыми контрфорсами. Оконные проёмы первого яруса и яруса звона колокольни стрельчатые, второго яруса – круглые. Основной объём храма по периметру украшен рядом стрельчатых окон, над которыми расположены круглые окна и ниши. Дверные проёмы главного и второстепенных входов стрельчатой конфигурации. Все проёмы окантованы профилированными тягами.Боковые приделы имеют щипцовое завершение, алтарной апсиды – щипцовое с декоративными зубцами и навершием с главкой и пинаклями.Охраняются: –композиция и архитектурно-художественное оформление;–местоположение, количество, конфигурация, форма, габариты проёмов;–местоположение, конфигурация, форма, профиль декоративных элементов.Виды отделки фасадной поверхности: стены и контрфорсы – окраска по гладкой штукатурке, декор – профилированные штукатурные тяги.Охраняется: тип и характер отделки.Колористическое решение здания: уточняется при проведении комплексных научных исследований.Заполнение оконных и дверных проемов:Двери главного входа двупольные деревянные резные со стрельчатой остеклённой фрамугой из цветного витражного стекла. Двери боковых входов - двупольные деревянные со стрельчатой остеклённой фрамугой из цветного витражного стекла. Вход в ризницу - двупольные деревянные со стрельчатой остеклённой фрамугой.Окна в основной части храма и первого яруса – прямоугольные со стрельчатым завершением двустворчатые деревянные с остеклённой фрамугой. Окна на хорах и на втором ярусе колокольни – круглые деревянные. Проёмы яруса звона стрельчатой формы с заполнением из деревянных рам без остекления. Над средокрестием основного объёма храма стрельчатые деревянные окна, на световом барабане – прямоугольные с лучковым завершением деревянные.Охраняется: местоположение, конфигурация, форма, размеры, расстекловка, рисунок, тип материала заполнения оконных и дверных проёмов.Пространственно-планировочная структура интерьеров: храм однонефный с приделами. Планировочная структура трехчастная: притвор/колокольня с хорами – средняя часть с боковыми приделами – алтарь. Главный вход расположен с запада, второстепенные – в приделах с юга и севера, вход в ризницу – с востока, в колокольню – с севера по лестнице со второго яруса.Охраняется: пространственно-планировочная структура интерьеров в пределах капитальных стен, местоположение входов в здание.Конструктивные элементы: фундаменты ленточные, каменные бутовые на известково-песчаном растворе. Несущие стены и контрфорсы каменные из известняка-ракушечника на известково-песчаном растворе. Перекрытия колокольни плоские железобетонные. Перекрытие над основной частью храма – скатное бетонное (подшитый потолок крыши). Над средокрестием бетонный восьмигранный сомкнутый свод.Охраняется: местоположение, конфигурация, форма, габариты, высотные отметки, тип материала конструктивных элементов.Лестницы, крыльца: крыльца прямоугольные в плане с прямыми одномаршевыми бетонными лестницами, покрыты диоритовой плиткой. Охраняется: местоположение, форма в плане, конфигурация, тип материала.Архитектурно-художественное оформление интерьеров: в интерьере на всех стенах, пилонах, арках, сводах и куполах – иконографическая православная роспись на библейские сюжеты с растительными и геометрическими орнаментами. Живопись академическая, выполнена масляной техникой золотисто-синим колоритом. Цокольная часть стен (до уровня окон) отделана из серовато-белого мрамора. В алтарной части солея с амвоном отделаны мраморными плитами. Ограждения хор – деревянные дубовые резные панели с рисунком в виде барельефов на библейские темы.Охраняются: –местоположение, тематика рисунка, колористическое решение, техника исполнения православной росписи;–местоположение, конфигурация, габариты, тип материала, профиль мраморного цоколя;–местоположение, конфигурация, габариты, рисунок, сюжет, тематика, тип материала ограждения хор.Полы: полы в основном объеме храма и на хорах – мраморные.Охраняется: местоположение, тип материала, рисунок.Элементы монументального искусства: на восточном фасаде расположена мозаичная, стрельчатой формы, икона Святого Великомученика Феодора Стратилата (художники С. Маркин и А. Губский).Охраняется: местоположение, конфигурация, форма, рисунок, сюжет, материал, колористическое решение мозаичного изображения, авторство.Обстановочный комплекс, включая встроенную мебель и осветительные приборы: в алтарной части храма расположен мраморный иконостас.Охраняется: местоположение, размер, форма, конфигурация, характер декоративного оформления, тип материала иконостаса.Предмет охраны может конкретизироваться при изменении степени исследованности памятника.
 

Первоисточник: Портал открытых данных Министерства культуры Российской Федерации (opendata.mkrf.ru).
Что такое открытые данные?
Открытые данные – это информация, размещенная в сети интернет в виде систематизированных данных, организованных в формате, обеспечивающем ее автоматическую обработку без предварительного изменения человеком, в целях неоднократного, свободного и бесплатного использования.
Открытые данные свободно доступны для машиночитаемого использования и дальнейшей републикации без ограничений авторского права, патентов и других механизмов контроля.
Сведения (текст и фотографии) предоставлены Организацией и опубликованы автоматически с официального сайта Министерства культуры Российской Федерации.
Дополнительная информация:
Администрация портала «ИнфоТаймс» не несет ответственности за предоставленный материал, а также за действия Организацией и/или иных лиц, действующих от его имени и по его поручению либо от своего имени, но по поручению Организации, в том числе в связи с реализацией такими лицами билетов, а равно за организацию, проведение и содержание Мероприятий.
Партнёрская программа
Участвуя в Партнёрской программе V4.Market любая организация РФ самостоятельно публикует свои информационные материалы.
Возврат к списку



Реклама на сайте