Предметом охраны является:1.Связь с ландшафтом и архитектурно-художественнымансамблем окружающих построек:1)является главной частью сельского храмового комплекса;2)расположен на высоком крутом берегу реки Письмы, играет роль вертикальной доминанты окружающего ландшафта.2.Стилистические особенности объекта: классицизм.3.Объемно-пространственная и архитектурно-художественная композиция объекта:1)протяженность основных объемов (апсида, двусветный четверик, двусветная трапезная, колокольня) по оси восток-запад; трапезная совмещена с приделами;2)двусветный четверик храма, завершенный пятью восьмигранными барабанами (центральный световой крупнее глухих угловых) с луковичными главками;3)зауженная по отношению к четверику прямоугольная апсида со скругленными углами;4)поперечно вытянутая трапезная с двумя боковыми приделами;5)пониженные округлые апсиды приделов, закрывающие часть фасадов четверика;6)выраженный невысокий цокольный ярус;7)колокольня, состоящая из трех ярусов-четвериков, увенчанная глухим барабаном со срезанными углами и невысоким шпилем.4.Внутренняя планировка:1) алтарь соединен с основным помещением храма широким арочным проемом;2)помещения храма и трапезной соединены узким арочным проемом, расположенным на продольной оси церкви;3)трапезная разделена столбами на центральное помещение и два боковых придела.5. Декоративные детали убранства фасадов здания:1)портик из четырех пилястр упрощенного тосканского ордера, несущих антаблемент, завершенный треугольным фронтоном со стороны южного и северного фасадов четверика;2)неполный антаблемент портика с гладким фризом и ступенчатым карнизом, дополненным сухариками, переходящий в венчающий карниз фасадов четверика, отделяющий его от верхней «аттиковой» части;3)ступенчатый карниз с сухариками внутри поля фронтона;4)прямоугольные горизонтальные подоконные филенки под окнами первого света четверика;5)круглые филенки между окнами первого и второго света;6)рустованные лопатки, закрепляющие углы фасадов трапезной, совмещенной с приделами;7)подоконные тяги под окнами первого света фасадов трапезной, совмещенной с приделами;8)прямоугольные ниши, в которые вписаны окна первого и второго света фасадов трапезной;9)квадратные ниши над окнами первого света, по отдельным осям заменяющие окна второго света на фасадах трапезной;10)вертикальные межоконные ниши на два этажа фасадов трапезной;11)венчающий карниз трапезной в виде упрощенного антаблемента, состоящего из гладкого фриза и ступенчатого карниза;12)простой ступенчатый карниз, венчающий фасады апсид храма и приделов (трапезной);13)арочные ниши окон центрального барабана;14)квадратные глухие ниши на гранях боковых барабанов;15)профилированные венчающие карнизы центрального и обеих частей боковых двухчастных барабанов;16)трехчастный карниз в основании центрального барабана;17)решетчатые двустворчатые двери входных проемов четверика с двускатными металлическими зонтами, с ажурным рисунком кронштейнов и тимпана;18)декоративная композиция фасадов колокольни:18.1)сдвоенные приземистые колонны (в первом ярусе), полуколонны (во втором ярусе) и трехчетвертные колонны (в третьем ярусе) упрощенного тосканского ордера, акцентирующие углы четвериков колокольни;18.2)массивный антаблемент, состоящий из прерванного ступенчатого архитрава, гладкого фриза и ступенчатого карниза с двухчастными дентикулами, несущий треугольный фронтон, внутри поля, которого тянется ступенчатый карниз с двухчастными дентикулами; аналогичный, но раскрепованный над угловыми колоннами, антаблемент второго и третьего ярусов колокольни;18.3)клинчатые замковые камни арочных проемов второго и третьего ярусов колокольни;18.4)ступенчатый карниз в основании четырехлоткового свода колокольни;18.5)арочные ниши на гранях барабана главки колокольни; простой венчающий карниз барабана главки, фигурные пилястры, акцентирующие срезанные углы барабана главки колокольни.6.Декоративные детали убранства интерьера здания:1)чугунные плиты, покрывающие пол храма;2)живописная композиция стен храма, выполненная в сер. ХГХв. клеевыми красками в стиле псевдобарокко:2.1)композиция Троица Новозаветная с осевым расположением Саваофа, Святого Духа и Христа, расположенная на своде главной апсиды; на угловых гранях апсиды размещены две ветхозаветные композиции: «Жертвоприношение Авраама» и «Видение пророка Исайи»;2.2)в четверике храма на четырех лотках свода: на восточной грани - образ Саваофа с ангелами, на остальных - три сцены из цикла Страстей Христовых («Моление о чаше», «Увенчание тернием», «Несение креста»);2.3)изображения избранных святых - на боковых стенах храма;2.4)в клеймах на уровне окон второго света в клеймах -святительский чин (святители московские, Дмитрий Ростовский и Митрофаний Воронежский);2.5)поясной пророческий чин в нишах между окнами первого и второго света;2.6)в откосах окон второго света и простенках окон первого света помещены образы преподобных, в том числе Макария Писемского;2.7)композиция «Преображение» - на западной стене храма над входом;2.8)в двух ярусах, по сторонам, на четырех обрамленных клеймах представлены: «Лепта вдовицы» в паре с «Исцелением кровоточивой жены» и «Беседа Христа с самаритянкой» в паре с «Воскрешением Лазаря»;3)орнаментальные обрамления и картуши;4)позднеклассицистический, 1820-х гг., иконостас, обновленный в духе псевдобарокко в сер. ХГХв., пятиярусный на пять прясел с аттиком.7.Конструктивные особенности здания:1)прямоугольные проемы окон первого света;2)квадратные проемы окон второго света;3)два прямоугольных окна апсиды (на средней оси и на южном фасаде), на скруглениях и с севера - окна ложные;4)сомкнутый четырехлотковый свод с круглым отверстием светового барабана;5)коробовый свод алтаря, с тремя лотками, выложенными над восточной стеной и угловыми скруглениями;6)четыре крещатых столба в помещении трапезной (восточные примыкают к стене, западные - отдельно стоящие);7)подпружные арки, перекинутые между западными столбами трапезной, а также между ними и пристенными лопатками, делящие каждую из трех частей на два компартимента, перекрытых коробовыми с распалубками и крестовыми сводами;8)неглубокие конхи неправильной формы в апсидах приделов;9)окна трапезной (совмещенной с приделами), по форме близкие окнам храма, расположенные в два света по трем осям, проемы на средней оси - ложные;10)по две оси окон на западном фасаде трапезной с каждой стороны от колокольни;11)высокие арочные проемы ярусов колокольни;12)коробовые своды, перекрывающие нижний ярус колокольни;13)лестница в толще северной стены колокольни, ведущая на второй ярус;14)металлическое покрытие под лемех луковичных главок храма и четырехлоткового свода колокольни;15)четырехлотковый свод четверка храма;16)многогранная шлемовидная главка колокольни, завершенная шпилем;17)вальмовая кровля трапезной и апсид.8.Материалы строительства и штукатурной отделки фасадов:1) глиняный кирпич, известковая обмазка, деревянные конструкции крыш, кровельное железо, индивидуальное деревянное филенчатое заполнение входных проемов, индивидуальное столярное заполнение оконных проемов с первоначальной расстекловкой.9.Предмет охраны может быть дополнен при проведении научно-реставрационных работ.
Первоисточник: Портал открытых данных Министерства культуры Российской Федерации (opendata.mkrf.ru).
Что такое открытые данные?
Открытые данные – это информация, размещенная в сети интернет в виде систематизированных данных, организованных в формате, обеспечивающем ее автоматическую обработку без предварительного изменения человеком, в целях неоднократного, свободного и бесплатного использования.
Открытые данные свободно доступны для машиночитаемого использования и дальнейшей републикации без ограничений авторского права, патентов и других механизмов контроля.
Сведения (текст и фотографии) предоставлены Организацией и опубликованы автоматически с официального сайта Министерства культуры Российской Федерации.
Дополнительная информация:
Администрация портала «ИнфоТаймс» не несет ответственности за предоставленный материал, а также за действия Организацией и/или иных лиц, действующих от его имени и по его поручению либо от своего имени, но по поручению Организации, в том числе в связи с реализацией такими лицами билетов, а равно за организацию, проведение и содержание Мероприятий.