1. Месторасположение, роль и градостроительные характеристики:1) здание является частью ансамбля - объекта культурного наследия регионального значения «Ансамбль», XIX - XX вв.:Церковь Ильи Пророка, 1829 г.;Сторожка, нач. XX вв.;Ограда с воротами, сер. XIX в.;2) здание располагается в центральной̆ части ансамбля (приложение №1 к настоящему предмету охраны); 3) доминантное значение в планировочной̆ структуре ансамбля.2. Стилистические особенности объекта: характерный пример культовой архитектуры в стиле позднего классицизма (приложение №2 к настоящему предмету охраны).3. Объемно-пространственная композиция здания (приложение №3 к настоящему предмету охраны): 1) продольно-осевая схема построения храма с запада на восток: колокольня, трапезная, четверик, апсида; 2) разная высотность составляющих композицию объемов: доминирующий объем четырехъярусной колокольни; пониженный объем трапезной; двусветный объем четверика, возвышающийся за счет надстроенного цилиндрического объема второго света с одноглавым завершением и четырьмя главками на углах четверика; объем апсиды, близкий по высоте к объему трапезной. 4. Архитектурные характеристики (приложение №4 к настоящему предмету охраны): 1) композиция южного фасада построена на продольно-осевой схеме с запада на восток: четырехъярусная колокольня, состоящая из трех ярусов четвериков, сужающихся кверху, и восьмерика, завершенного куполообразной крышей с полицей с круглыми окнами-люкарнами по скатам крыши, композицию завершает луковичная главка, увенчанная крестом, на глухом восьмигранном барабане; трапезная в три оконных проема, завершенная двускатной крышей;двусветный четверик (пять осей проемов и ниш в уровне первого яруса; по третьей оси - дверной проем; по каждой оси круглая ниша в уровне второго яруса), ротонда, прорезанная оконными проемами, завершенная куполом, увенчанным луковичной главой с крестом на глухом барабане; низкие цилиндрические барабаны на углах четверика, покрытые полусферическими куполами, увенчанными луковичными главками с крестами; полукруглая апсида алтаря, (один оконный проем в ризалите по южной грани) под скатной кровлей; 2) композиция северного фасада:полукруглая апсида алтаря, один оконный проем в ризалите по южной грани под скатной кровлей;двусветный четверик (пять осей проемов и ниш в уровне первого яруса; по третьей оси - дверной проем; над каждой осью круглая ниша в уровне второго яруса), ротонда, прорезанная оконными проемами, завершенная куполом, увенчанным луковичной главой с крестом на глухом барабане; низкие цилиндрические барабаны на углах четверика, покрытые полусферическими куполами, увенчанными луковичными главками с крестами;трапезная в три оконных проема, завершенная двускатной крышей;четырехъярусная колокольня, завершенная куполообразной крышей с полицей с круглыми окнами-люкарнами по скатам крыши, композицию завершает луковичная главка на глухом барабане, увенчанная крестом; 3) композиция западного фасада:четырехъярусная колокольня столпообразного типа, с открытыми ярусами (вторым, третьим, четвертым) на фоне трапезной и второго яруса четверика; 4) композиция восточного фасада: одноапсидный алтарь по центральной оси храма с одним оконным проемом по центру, под скатной кровлей на фоне двусветного четверика храма, завершенного куполом и одной луковичной главкой на глухом барабане.5. Декоративно-пластическое оформление экстерьера (приложение №5 к настоящему предмету охраны): 1) колокольня: высокий гладкий цоколь;глухой первый ярус, северный, западный и южный фасады украшены по флангам попарно сгруппированными пилястрами; гладкий фриз и профилированный карниз, завершенный треугольным фронтоном с профилированными тягами по скатам;пьедестал второго яруса, украшенный фигурными нишам по северному, западному и южному фасадам;трехчетвертные колонны дорического ордера в углах второго и третьего ярусов; профилированный архивольт арочных проемов второго и третьего ярусов, опирающийся на профилированные тяги, и украшенный трехчастным клинчатым замковым камнем; круглые гладкие розетки по бокам замкового камня в уровне второго яруса; гладкие пилястры по флангам арочных проемов второго яруса, поддерживающие венчающий карниз, состоящий из широкого гладкого фриза и профилированного карниза, завершенный треугольными фронтонами, дополненными профилированными тягами по скатам;кованое ограждение второго и третьего ярусов (размеры, рисунок ковки);гладкие пилястры по флангам арочных проемов третьего яруса, поддерживающие венчающий карниз, состоящий из широкого гладкого фриза и профилированного карниза; фигурные колонки, завершенные резным декором, в углах четвертого яруса; профилированные архивольты арочных проемов, опирающиеся на профилированные тяги, в каждой грани четверного яруса; горизонтальные ниши под проемами, усложненные тонкими колонками, в уровне четвертого яруса; венчающий карниз с гладким фризом четвертого яруса;круглые люкарны по граням куполообразного завершения; глухой барабан на невысоком пьедестале; главка луковичной формы с восьмиконечным крестом в завершении; месторасположение крыльца со стороны северного фасада; 2) трапезная: высокий гладкий цоколь по периметру объема;оформление оконных проемов: подоконная, поддерживаемая по флангам простыми прямоугольными кронштейнами; клинчатые перемычки отмечены по центру трехчастными клинчатыми замковыми камнями;наличие венчающего карниза с широким гладким фризом по периметру объема; 3) четверик:высокий гладкий цоколь по фасадам объема; месторасположение и конфигурация крылец по северному и южному фасадам четверика;двухколонный тосканский портик «в антах», завершенный треугольным фронтоном северного и южного фасадов; прямоугольные ниши в уровне первого света по флангам восточного фасада и по флангам портиков северного и южного фасадов; оформление оконных проемов первого света четверика: подоконные полки; неглубокие ниши под оконными проемами; клинчатые перемычки дополнены трехчастными клинчатыми замковыми камнями; круглые ниши по осям над проемами и нишами первого света по северному, южному и восточному фасадам; профилированная тяга в основании фронтона и по скатам северного и южного фасадов;пилоны небольшого выступа по флангам аттика по северному и южному фасадам; декоративное оформление угловых башенок: глухие цилиндрические барабаны на невысоких пьедесталах; профилированный венчающий карниз с невысоким аттиком; куполообразное завершение, увенчанное узким барабанчиком с луковичной главкой и крестом; декоративное оформление оконных проемов ротонды: подоконная полочка; венчающий профилированный карниз ротонды с гладким фризом; куполообразное завершение ротонды; глухой барабан, украшенный вертикальными нишами; венчающий профилированный карниз барабана; луковичная главка с восьмиконечным крестом; 4) алтарь: высокий гладкий цоколь; ризалиты по северной и южной граням апсиды; оформление оконных проемов: подоконная полка, поддерживаемая по флангам простыми прямоугольными кронштейнами; клинчатые перемычки отмечены по центру трехчастными клинчатыми замковыми камнями; венчающий карниз с широким гладким фризом и профилированным карнизом по периметру объема.6. Декоративно-пластическое оформление интерьера (приложение №6 к настоящему предмету охраны): 1) профилированная тяга - в основании парусов четверика; в основании стен ротонды; в основании купола ротонды; в основании свода трапезной;2) профилированный карниз в основании крестового свода первого яруса колокольни; 3) штукатурные тянутые фигурные филенки, обрамляющие арочный проем и откос арочного проема между трапезной и четвериком; 4) фрагменты росписи стен трапезной, четверика, свода и стен ротонды, исполненной в технике масляной живописи в академических традициях второй половины XIX в.: местоположение, композиция, сюжет;5) иконостас четверика: местоположение, размер, конфигурация, декоративное оформление, иконы в составе иконостаса; 6) иконостасы приделов в трапезной: местоположение, размер, конфигурация, декоративное оформление; 7) фрагмент пола четверика - металлические литые плиты.7. Конструктивная система, материал: 1) конструкции и материал цоколя - керамический красный кирпич на известковом растворе; 2) конструкции и материал стен - керамический красный кирпич на известковом растворе; 3) материал наружной отделки - известковая штукатурка, окраска, декор фасадов - кладочный, тянутый штукатурный;4) конструкции и материал перекрытий: своды - керамический красный кирпич; верхние ярусы - плоские; форма сводов: первый ярус колокольни - крестовый свод; трапезная - коробовый свод; четверик - купол; апсида - конха;5) материал конструкций крыши, стропильной системы - дерево;6) форма покрытия кровли: колокольня - купол; трапезная - двускатная; храм - купол; алтарь - скатная форма крыши; покрытие кровель, отливов - металл; тип покрытия: трапезная, четверик, алтарь - рядовое покрытие с фальцевым соединением листов; купол ротонды - «в шашку», угловые барабаны четверика, криволинейное покрытие завершения колокольни - гладким листом; подшив кровли деревянный из досок;7) воздушные связи - кованый металл; 8) материал заполнений оконных и дверных проемов наружных капитальных стен - дерево; разрезка оконных проемов по историческому образцу; 9) перемычки: проемов ярусов колокольни, проем между трапезной и четвериком, проем между четвериком и алтарем - арочные, кирпичные;оконных проемов трапезной, четверика, ротонды, алтаря, наружных дверных проемов четверика, дверного проема между колокольней и трапезной - клинчатые кирпичные;10) лестницы: конфигурация, местоположение наружных крылец (со стороны северного и южного фасадов четверика; со стороны северного фасада колокольни); конфигурация, местоположение кирпичной лестницы в толще стены первого яруса колокольни; 11) материал ограждения ярусов колокольни - кованый металл; 12) решетки оконных проемов трапезной и четверика - кованый металл; 13) материал крестов - кованый металл, позолота.8. Предмет охраны может быть изменен на основании документов или результатов историко-культурных и натурных исследований, отсутствующих при подготовке проекта предмета охраны объекта культурного наследия, дающих основания для его изменения.
Первоисточник: Портал открытых данных Министерства культуры Российской Федерации (opendata.mkrf.ru).
Что такое открытые данные?
Открытые данные – это информация, размещенная в сети интернет в виде систематизированных данных, организованных в формате, обеспечивающем ее автоматическую обработку без предварительного изменения человеком, в целях неоднократного, свободного и бесплатного использования.
Открытые данные свободно доступны для машиночитаемого использования и дальнейшей републикации без ограничений авторского права, патентов и других механизмов контроля.
Сведения (текст и фотографии) предоставлены Организацией и опубликованы автоматически с официального сайта Министерства культуры Российской Федерации.
Дополнительная информация:
Администрация портала «ИнфоТаймс» не несет ответственности за предоставленный материал, а также за действия Организацией и/или иных лиц, действующих от его имени и по его поручению либо от своего имени, но по поручению Организации, в том числе в связи с реализацией такими лицами билетов, а равно за организацию, проведение и содержание Мероприятий.