Церковь Михаила Архангела

1. Градостроительные характеристики:1) входит в состав ансамбля объекта культурного наследия федерального значения «Комплекс зданий», 1688 г. (приложение №1 к настоящему предметы охраны):- Церковь Троицы, 1668 г.;- Церковь Михаила Архангела, 1668 г.;- Трапезная, 1688 г.;- Усыпальница, 1668 г.;- Стены и башни, 1688 г.;2) территория комплекса устроена на рельефе, с уклоном в сторону юго-востока;3) объект расположен в южной части комплекса; ориентирован по своей продольной оси в направлении запад-восток.2. Стилистические особенности объекта: редкий образец постройки,сочетающий элементы декора допетровского зодчества и нарышкинского стиля конца XVII века.3. Объемно-пространственная композиция и силуэтные характеристики:1) продольно осевая схема построения храма с запада на восток: галерея, трапезная с северным и южным приделами, четверик, алтарь;2) форма и размер здания, образованная следующими объемами(приложение №2 к настоящему предмету охраны):четверик, почти квадратный в плане, составляющий ядро композиции, двухсветный под четырехскатной крышей, завершенной глухим барабаном с главкой;полукруглая апсида, примыкающая с востока к четверику, равная ему по ширине, покрытая конусообразной крышей;приделы, примыкающие с севера и юга к объему четверика со скругленными восточными углами, под скатной крышей;трапезная, вытянутая в поперечном направлении, перекрывающая с запада объем четверика и объемы боковых приделов, под двускатной крышей;крытая галерея, примыкающая к западной стене трапезной, равная ей по ширине и высоте под двускатной крышей;3) архитектурные характеристики, членение фасадов (приложение №3 к настоящему предмету охраны):южный фасад: один арочный проем объема галереи; два оконных проема трапезной; четыре оконных проема южного придела, разбитого лопаткой на два прясла в три и один оконный проем; над приделом, в уровне второго света два оконных проема в возвышающемся объеме четверика храма;восточный фасад: три оконных проема, размещенные в полукружье алтаря; по одному оконному проему в северном и южном приделах; возвышающийся объем четверика храма;северный фасад: четыре оконных проема северного придела, разбитого лопаткой на два прясла в один и три проема; над приделом, в уровне второго света два оконных проема в возвышающемся объеме четверика; два проема трапезной; один арочный проем объема галереи;западный фасад: пять арочных проемов галереи; западная грань трапезной в пять осей: по 1-й и 5-й - прямоугольные ниши; по 2-й и 4-й - оконные проемы; по 3-й - дверной проем с трехцентровой формой перемычки; возвышающийся объем четверика.4. Декоративно-пластическое оформление фасадов:1) горизонтальное членение фасадов:профилированная лента из поребрика в обрамлении двух валиков поверхнему обрезу невысокого цоколя, раскрепованная лопатками, по периметру трапезной, приделов и алтаря;невысокий гладкий цоколь, профилированный полуваликом по верхней грани по периметру всех объемов;широкий венчающий карниз, состоящий из полувалика и широкой полочки, с гладким фризом, ограниченным валиком, опоясывающий галерею, трапезную, приделы и алтарь, раскрепованный лопатками;карниз западного фасада трапезной, состоящий из двух рядов полочек, трех рядов поребриков, ограниченных валиком;венчающий антаблемент четверика: архитрав, состоящий из трех рядов поребрика, выполненного с напуском, ограниченного снизу валиком, сверху - двумя рядами плоских полочек; широкий гладкий фриз, раскрепованный по углам лопатками; простой двухступенчатый карниз небольшого выноса;2) вертикальное членение фасадов:широкие лопатки, ограничивающие объемы трапезной и приделов по северному и южному фасадам;лопатки, фланкирующие арочные проемы галереи по западному, северному и южному фасадам;пучки из трех полуколонок (средней - трехчетвертной и двух боковых), перехваченные валиком, оформляющие углы четверика.3) перспективный портал главного западного входа трапезной, обрамленный прямоугольными резными выступами, на которые опираетсяархивольт с килевидным завершением; архивольт декорирован рядом дынек, перехваченных в средине и по краям муфтами из валика; боковые части портала украшены рядом кубышек и лентами накладного орнамента из кружочков и ромбиков, разделенных горизонталями из валика в обрамлении двух полочек;4) оконные проемы фасадов трапезной, приделов, четверика и алтаря оформлены наличниками «гребешкового типа» (западные проемы приделов не имеют обрамлений): проемы с двух сторон обрамлены полуколонками с гладкими стволами, перехваченными в верхней половине  обрамлении двух полочек, с капителями и базами из трех распалубок, которые опираются на высокие профилированные постаменты,  поддерживаемые кронштейнами в виде крупного валика с выемкой в нижней части; колонны поддерживают раскрепованный над ними карниз из двух рядов профилированного кирпича в виде гуська в обрамлении полочек, разделенных гладким фризом; над карнизом - гребешковое завершение в виде разорванного фронтона, состоящего из центральной короткой горизонтальной части и двух наклонных боковых; грани гребешка выполнены из двух рядов профилированного кирпича;5) декоративное оформление восточного проема северного фасадатрапезной в виде обрамления полуколонками, каждая из которых декорирована дынькой, перехваченной посередине прямоугольной муфтой и обрамленной с двух сторон валиками; на полуколонки с крохотными капителями и базами из трех распалубок опирается архивольт из валика с килевидным завершением, декорированный дыньками с перехватами;6) местоположение аттиков с щипцовым завершением над средней частью приделов северного и южного фасадов, декорированные нишами: одной центральной с щипцовым завершением и боковыми, сгруппированными по три;7) арочные проемы галереи оформлены гладкими широкими архивольтами, опирающимися на импосты, в виде простого карниза, состоящий из трех полочек и гладкого фриза, отделенного полочкой, и проходящего по северной, восточной, южной граням и части западной грани опорных столбов;8) трехцентровая пониженная форма арочной перемычки оконных проемов второго света четверика; клинчатая форма перемычек проемов прямоугольного очертания объемов алтаря, приделов и трапезной;9) треугольный гладкий фронтон, устроенный на всю ширину западного фасада галереи;10) квадратный в плане глухой барабан со скошенными углами, поставленный на двухступенчатое основание; украшенный узкими арочными нишами в основных гранях; и завершенный узкой полочкой, гладким фризом в три ряда кирпича и двухступенчатым карнизом.5. Декоративно пластическое оформление интерьера:1) конструктивные элементы интерьера (Приложение №2 к настоящему предмету охраны):два кирпичных столба трапезной со скошенными углами;арочные проемы в западной, северной и южной стенах четверика;три арочных проема, соединяющие помещение алтаря и четверика.плоское перекрытие четверика, отделяющее основной объем от сводчатого перекрытия;сомкнутый свод четверика;свод-конха помещения алтаря;плоская форма перекрытия галереи.2) элементы декора интерьера:профилированный карниз плоского перекрытия четверика;орнаментальное оформление нач. 20 в., исполненное маслом в неовизантийском духе на стенах четверика, алтаря и трапезной (Приложение №5 к настоящему предмету охраны).6. Материаловедческие характеристики:материал наружных стен - керамический кирпич на известково-песчаном растворе;наружная отделка стен - под обмазку;материал связей - кованый металл;материал кровли - металл с рядовым покрытием;материал покрытия главки барабана - металлическое покрытие «в шашку»;материал заполнений оконных и дверных проемов - дерево;кубоватые решетки оконных проемов из волнистых прутьев с рисунком в виде вертикальных ромбов - кованый металл.7. Предмет охраны может быть изменен на основании документов или результатов историко-культурных исследований, отсутствующих при подготовке проекта предмета охраны объекта культурного наследия, дающих основания для изменения предмета охраны объекта культурного наследия.
 

Первоисточник: Портал открытых данных Министерства культуры Российской Федерации (opendata.mkrf.ru).
Что такое открытые данные?
Открытые данные – это информация, размещенная в сети интернет в виде систематизированных данных, организованных в формате, обеспечивающем ее автоматическую обработку без предварительного изменения человеком, в целях неоднократного, свободного и бесплатного использования.
Открытые данные свободно доступны для машиночитаемого использования и дальнейшей републикации без ограничений авторского права, патентов и других механизмов контроля.
Сведения (текст и фотографии) предоставлены Организацией и опубликованы автоматически с официального сайта Министерства культуры Российской Федерации.
Дополнительная информация:
Администрация портала «ИнфоТаймс» не несет ответственности за предоставленный материал, а также за действия Организацией и/или иных лиц, действующих от его имени и по его поручению либо от своего имени, но по поручению Организации, в том числе в связи с реализацией такими лицами билетов, а равно за организацию, проведение и содержание Мероприятий.
Партнёрская программа
Участвуя в Партнёрской программе V4.Market любая организация РФ самостоятельно публикует свои информационные материалы.
Возврат к списку



Реклама на сайте