Предметом охраны является:1.Связь с ландшафтом и архитектурно-художественным ансамблемокружающих построек:1) играет важную градостроительную роль, является одной из вертикальных доминант Богословской (Ипатьевской) слободы;2) формообразующий и смысловой центр слободы.2.Стилистические особенности объекта: характерный образец костромского посадского храма XVII в. с элементами барокко (декор крыльца южного фасада).3.Объемно-пространственная и архитектурно-художественная композиция объекта: 1) посадский пятиглавый двустолпный трехапсидный храм, с крыльцом со стороны южного фасада четверика храма, трапезной, пониженной и суженной относительно четверика алтарной частью и шатровой колокольней;2) протяженность основных объемов (четверик, трапезная, колокольня) по оси запад-восток; четверик колокольни встроен в западную стену трапезной;3) сдвинутые к центру луковичные главы над четвериком храма на цилиндрических барабанах (центральный барабан – световой);4) сдвинутые к востоку портал на северном фасаде и крыльцо на южном фасаде четверика храма;5) объем колокольни, состоящий из повышенного четверика и восьмерика, который несет ярус звона с арками на круглых столбах и высокий шатер, увенчанный маленькой чешуйчатой главкой, акцентированной восемью ребрами, выделенными желтым цветом. 4.Особенности внутренней планировки:1) арочный проем, объединяющий помещения трапезной и четверика храма;2) три арочных проема, ведущие из четверика в помещения апсид.5. Декоративные детали убранства фасадов здания: 1) гладкие огибающие лопатки, закрепляющие углы четверика;2) граненые колонки, фланкирующие центральную апсиду;3) профилированный карниз с поребриком, отделяющий основную часть каждого фасада четверика от трех ложных венчающих полуциркульных сложной профилировки закомар (в каждой центральной закомаре квадратный киот), аналогичный венчающий карниз в завершении объемов апсид и трапезной;4) карниз с поребриком и сухариками, венчающий объемы барабанов глав;5) пышно декорированные узорочные наличники с наборными фланкирующими колонками, тройными килевидными кокошниками, профилированными подоконными и надоконными полочками окон на южном и северном фасадах четверика храма и окна центральной апсиды, аналогичные наличники, но с гладкими фланкирующими полуколонками на базах и с капителями окон двух боковых апсид;6) две небольшие арочные ниши (ранее окна) с профилированными рамочными наличниками и треугольным кокошником на западном фасаде четверика храма;7) перспективный портал с разнообразным дробным декором, дыньками у колонок и килевидным арочным завершением северного фасада четверика храма;8) прямоугольные перспективные ниши, в которые вписаны небольшие арочные окна северного и южного фасадов трапезной;9) декоративная композиция фасадов колокольни:две арки с профилями и поребриком, объединенные висячей гирькой, оформляющие вход в четверик со стороны западного фасада колокольни;киот над входом колокольни с живописной вставкой («Отечество»);полуколонки с бусинами и перехватами, закрепляющие внутренние углы фланкирующих вход пилонов, декорированных перспективными узорчатыми нишами;три широких многосоставных карниза (два верхних обогащены поясом поребрика), делящих фасады четверика колокольни на ярусы;пышно декорированные наличники окон четверика колокольни, расположенных в два яруса, аналогичные наличникам окон четверика храма;полуколонки с бусинами и перехватами, членящие западный фасад четверика колокольни в третьем ярусе;плоские широкие огибающие лопатки, закрепляющие ребра восьмерика колокольни;карниз, состоящий из профилей, мелких нишек и зубчиков, отделяющий основную часть восьмерика от яруса ширинок с цветными керамическими вставками;трехпрофильный карниз, венчающий объем восьмерика колокольни;приземистые столпы-опоры с валиком в основании и профилированным карнизом с поребриком в верхней части, на которые опираются многопрофильные килевидные арки звонов;четыре ряда слухов шатра клокольни: первый ярус - сдвоенные полуциркульные окна в колонках и двойным треугольным фронтоном; второй ярус - восьмигранные проемы с восьмигранной тягой; третий ярус - круглые проемы, обрамленные круглой кирпичной тягой; верхний ярус - арочные проемы, обрамленные колонками и треугольным фронтончиком;10) декоративная композиция крыльца южного фасада четверика храма:пучки из трех трехчетвертных колонн, фланкирующих вход;ряд ширинок в основании стен на западном и восточном фасаде крыльца;тройная аркада на коротких столбиках на западном и восточном фасадах крыльца (первоначально в арках находились небольшие окна, заложенные в начале XX в.);венчающий карниз типа «пилы»;барочное декоративное оформление портала южного крыльца и криволинейного рисунка лестница;киот с живописным изображением Троицы внутри треугольного фронтона, акцентированного профилированным карнизом.6. Декоративные детали убранства интерьеров:1) перспективный узорчатый портал, ведущий из притвора под колокольней в помещение трапезной;2) уникальная стенопись, выполненная в 1735 г. костромской артелью во главе с Федором Логиновым:летопись на северной стене четверика;в куполе центральной главы – Христос Вседержитель;в простенках барабана – праотцы, ниже пять пророков;на восточном своде – Троица Новозаветная;на западном – Плоды страданий Христовых (Процветший крест);на северном и южном – 12 апостолов в рост со сценами мучений каждого из них;3) четыре яруса росписи на столбах:в верхнем – богородичные иконы;на западной стороне южного столба – Троица ветхозаветная;во втором сверху – архангелы;в третьем – шесть композиций «Песни песней»;на восточных сторонах – Иоанн воин и Федор Стратилат, царь Константин и царица Елена;в четвертом ярусе с восточной стороны – изображение икон Богоматери Владимирской и Страстной;4) четыре сюжетных ряда росписи стен:первый ярус сверху – Страсти Христовы;второй – христологический, начинающийся с призвания апостолов; третий – Акафист Богоматери, в конце ряда – избранные святые;четвертый – деяния апостола Иоанна Богослова;на северной стене – житие Николы чудотворца;в центральной части алтаря на стенах – шесть вселенских соборов;в конхе «Достойно есть»;в дьяконнике на стенах – житие Алексея – человека божия; на своде «Иже херувимы» и часть композиции «Великий вход»;в жертвеннике на стенах «Жертвоприношение Авраама» и «Успение Богоматери», на своде – «Се агнец Божий» с предстоящими Богоматерью и Иоанном Предтечей;5) росписи конца XIX в. в южном крыльце;6) иконостас «нового устройства» конца XIX в. с резными Царскими вратами с рельефными фигурами евангелистов, коленоприкланенных святителей Василия Великого и Иоанна Златоуста.7. Конструктивные особенности здания: 1) четырехскатное покрытие четверика;2) общая скатная кровля объема апсид;3) двускатная кровля объема крыльца южного фасада четверика храма;4) шатровое завершение колокольни;5) металлическое покрытие под лемех глав храма;6) четыре ряда слухов в шатре;7) железные ставни окон и дверных проемов;8) два столба в центре четверика с подпружными арками между ними и стенами несут три коробовых свода по линии восток-запад;9) средний свод в центре между столбами прорезан световым кольцом центрального барабана;10) коробовый свод двустолпной трапезной;11) лестница в северо-западном углу трапезной, ведущая на колокольню, на втором этаже она проходит по восточной стене четверика колокольни и на третьем расположена в центре помещения.8. Материалы строительства и штукатурной отделки фасадов: валун для фундамента, глиняный кирпич, известковая обмазка, деревянные конструкции крыш, кровельное железо, индивидуальное деревянное филенчатое заполнение входных проемов, индивидуальное столярное заполнение оконных проемов с первоначальной расстекловкой.9. Предмет охраны может быть дополнен при проведении научно-реставрационных работ.
Первоисточник: Портал открытых данных Министерства культуры Российской Федерации (opendata.mkrf.ru).
Что такое открытые данные?
Открытые данные – это информация, размещенная в сети интернет в виде систематизированных данных, организованных в формате, обеспечивающем ее автоматическую обработку без предварительного изменения человеком, в целях неоднократного, свободного и бесплатного использования.
Открытые данные свободно доступны для машиночитаемого использования и дальнейшей републикации без ограничений авторского права, патентов и других механизмов контроля.
Сведения (текст и фотографии) предоставлены Организацией и опубликованы автоматически с официального сайта Министерства культуры Российской Федерации.
Дополнительная информация:
Администрация портала «ИнфоТаймс» не несет ответственности за предоставленный материал, а также за действия Организацией и/или иных лиц, действующих от его имени и по его поручению либо от своего имени, но по поручению Организации, в том числе в связи с реализацией такими лицами билетов, а равно за организацию, проведение и содержание Мероприятий.