Градостроительные характеристики: расположена на возвышенном месте, на юго-западном краю села.2. Стилистические особенности объекта: переходные формы от барокко к классицизму.3. Объемно-пространственная композиция и силуэтные характеристики:3.1. Продольно осевая схема построения храма с запада на восток: колокольня, паперть, трапезная, четверик, алтарь (приложение №1 к настоящему предмету охраны).3.2. Форма и размер здания, образованная следующими объемами:1) четырехъярусная столпообразная, прорезанная арочными проемами по сторонам света колокольня, состоящая из уменьшающихся по объему кверху четвериков, завершенных высоким шпилем с крестом на квадратном в плане трибуне-резонаторе;2) двухэтажная паперть под двускатной кровлей;3) двусветная трапезная, вытянута по поперечной оси здания за счетпримыкания северного и южного приделов под общей двускатной кровлей с вальмой с западной стороны, с возвышающимися над алтарями приделов гранеными башнями;4) двусветный четверик, на который поставлен растянутый в поперечном направлении световой восьмерик, перекрыт восьмидольным сомкнутым сводом с люкарнами, увенчанным граненым световым барабаном и главой;5) полукруглый в плане двухэтажный алтарь с массивными ризалитами по восточной, северной и южной сторонам апсиды, с возвышающимися над боковыми ризалитами двумя гранеными башнями.3.3. Архитектурные характеристики, осевое членение фасадов (приложение №2 к настоящему предмету охраны):1) южный фасад:одна ось арочных проемов в каждом из четырех ярусов колокольни;три оси оконных проемов паперти (боковые более узкие);пять осей оконных проемов трапезной: одна ось оконных проемов в западном скруглении стены; три оси оконных проемов в основной южной плоскости стены; одна ось оконных проемов в восточном округлении стены трапезной;одна ось оконных проемов перехода;три оси проемов четверика (центральный в уровне первого света -дверной проем; остальные - оконные проемы); арочный проем в тимпане фронтона четверика; оконные проемы в каждой грани восьмерика, возвышающегося над четвериком (в восточной грани - ниша); окно люкарны, расположенной по центральной оси в основании свода; ось узкого светового проема в каждой грани восьмигранного барабана;узкий оконный проем в каждой из основных граней восьмигранных башен по флангам четверика;ось оконных проемов алтаря;2) восточный фасад:три оси оконных проемов двухэтажного алтаря (оконные проемы поцентральной оси и в скругленных восточных углах в уровне обоих этажей); ниша по центральной оси основной грани восьмерика, возвышающегося над четвериком; окно люкарны, расположенной по центральной оси в основании восьмилоткового свода; ось узкого светового проема в грани восьмигранного барабана;узкий оконный проем в каждой из основных граней восьмигранных башен по флангам алтаря;3) северный фасад:одна ось оконных проемов алтаря;три оси проемов четверика (центральный в уровне первого света -дверной проем; остальные - оконные проемы); оконный проем в грани восьмерика, возвышающегося над четвериком; окно люкарны, расположенной по центральной оси в основании восьмилоткового свода; ось узкого светового проема в грани восьмигранного барабана;одна ось оконных проемов перехода;пять осей оконных проемов трапезной: одна ось оконных проемов в западном скруглении стены; три оси оконных проемов в основной плоскости стены; одна ось оконных проемов в восточном скруглении стены трапезной;три оси оконных проемов паперти (боковые более узкие);одна ось арочных проемов в каждом из четырех ярусов колокольни;4) западный фасад:одна ось арочного проема в каждом из четырех ярусов колокольни;по одной оси на южном и северном флангах западного фасада трапезной.3.4. Форма, габариты кровли:кровля в завершении колокольни сложной криволинейной формы;двускатная форма кровли паперти;двускатная форма кровли трапезной с вальмой с западной стороны;восьмигранное криволинейное покрытие основного объема храма(восьмерика), повторяющее очертания свода;скатное покрытие алтаря.4. Декоративно-пластическое оформление экстерьера (приложение №3 к настоящему предмету охраны):1) горизонтальное членение фасадов:невысокий цоколь, профилированный по верхней грани, проходящий по всему периметру здания, прерывающийся в местах установки колонн;дощатый руст первого яруса колокольни;широкий профилированный венчающий карниз алтаря, трапезной и паперти с гладким фризом;неполный антаблемент широкого профилированного венчающего карниза восьмерика с гладким фризом;профилированное основание и венчающий карниз восьмигранного светового барабана;раскрепованный широкий антаблемент в двух нижних ярусах колокольни;неполный антаблемент венчающих карнизов третьего и четвертого ярусов колокольни;2) вертикальное членение фасадов:четырехколонный портик большого ордера с расширенным центральным интерколумнием на восточном фасаде апсиды, состоящий из полуколонн, поддерживающих антаблемент и треугольный фронтон с профилированным карнизом по граням ската;две полуколонны большого ордера, поддерживающие антаблемент венчающего карниза на диагональных округлениях апсиды;по две трехчетвертные колонны большого ордера, устроенные на углах северной и южной стен трапезной;четырехколонный портик большого ордера четверика храма, состоящий их полуколонн, несущих антаблемент из широкого фриза, усложненного триглифами, и венчающего профилированного карниза; с треугольным фронтоном в завершении; аналогичный профилированный карниз по скатам фронтона; арочное окно в тимпане фронтона, украшенное двухрядным архивольтом;пилястры, фланкирующие грани восьмерика, поставленные на пьедесталы с вертикальными нишами;ризалиты небольшого выступа первого яруса колокольни, акцентирующие попарно сгруппированные колонны;попарно группированные колонны, фланкирующие арочные проемыпервого и второго ярусов колокольни;пилястры, фланкирующие арочные проемы, и колонны, поставленные на углах четвериков, третьего и четвертого яруса колокольни;3) оконные и дверные проемы:высокие прямоугольные оконные проемы первого света алтаря, близкие к квадрату оконные проемы второго света алтаря и четверика, восьмерика, оконные проемы первого и второго света трапезной и паперти устроены в нишах;окна первого света на боковых фасадах алтаря, а также в центре северного и южного фасадов трапезной выделены массивными наличниками с пилястрами, поставленными на пьедестал и несущими антаблемент с треугольным фронтоном; профилированные карнизы по скатам и в основании фронтона;над окнами восьмерика - профилированные сандрики на кронштейнах;оконные проемы паперти в уровне первого и второго этажа объединены простой подоконной полочкой; центральный проем в уровне первого этажа акцентирован арочной нишей, украшенной архивольтом с трехчастным замковым камнем;арочные проемы первого света четверика украшены архивольтами,опирающимися на профилированные импосты, и дополнены клинчатым трехчастным замковым камнем;арочный проем первого яруса колокольни украшен трехчастным клинчатым замковым камнем; арочные проемы верхних ярусов дополненышироким гладким архивольтом с трехчастным замковым камнем, поставленные на профилированные импосты;окна-люкарны круглого очертания, ориентированные по сторонам света, размещенные в куполообразном завершении колокольни и в своде восьмерика; профилированный карниз в завершении; волютообразные обрамления по флангам проема; металлический резной подзор;4) четырехгранный фонарь в завершении колокольни на квадратномосновании, с выпущенными углами, украшенный узкими арочными проемами с гладкими архивольтами, усложненными трехчастными клинчатыми замками; арочные проемы фланкированы пилястрами с узкими вертикальными нишами;5) высокий граненый шпиль колокольни, завершенный крестом; металлический подзор в основании шпиля;6) восьмигранный световой барабан в завершении восьмерика: на гладкие пьедесталы в углах восьмерика поставлены полуколонны, на которые опираются гладкие архивольты, украшенные клинчатыми трехчастными замковыми камнями; узкие прямоугольные проемы в каждой грани барабана;7) угловые башни: на невысокое квадратное основание, завершенное профилированным карнизом, поставлен глухой восьмерик, каждая грань которого украшена вертикальной нишей; основной объем восьмигранника прорезан ложными узкими окнами в основных гранях и нишами - в диагональных; в углах восьмигранника поставлены пилястры, опирающиеся на профилированный поясок, состоящий из полочки и полувалика, и поддерживающие гладкие архивольты, усложненные трехчастными клинчатыми замками, заходящими на гладкий фриз венчающего карниза башен; объем башен покрыт восьмигранным куполом с невысоким шпилем, завершенным крестом.5. Декоративно-пластическое оформление интерьера (приложение №4 к настоящему предмету охраны):1) габариты и форма тромпов, выполняющих переход от четверика к восьмерику;2) габариты и форма сомкнутого восьмилоткового свода восьмерика;3) габариты и форма коробовых перекрытий трапезной с распалубками подпружных арок;4) габариты и форма сводчатых перекрытий алтаря храма, и приделов в форме конхи;5) месторасположение, габариты и форма трех арочных проемов, связывающих храм и алтарь;6) первый ярус колокольни с крестовым сводом в центре и четырьмя угловыми пилонами;7) единое пространство трапезной и приделов, организованное двумяквадратными в сечении пилонами в восточной части и двумя такими же столбами в западной;8) габариты и форма распалубок оконных и дверных проемов помещений трапезной, четверика и алтаря;9) месторасположение, размер и форма винтовой лестницы, ведущей на верхние ярусы колокольни, расположенной в круглом помещении в толще кладки северо-восточного пилона;10) месторасположение, размер и форма деревянной обходной галереи, проходящие по периметру четверика в уровне окон второго света (на восточной стороне опирается на раскреповки нижней части иконостаса); вдоль боковых и западной стен храмовая галерея опирается на деревянные оштукатуренные колонны с профилированными базами и ионическими капителями;11) местоположение, размер и форма солеи в две ступени перед алтарем храма;12) основные пропорции и габариты деревянного каркаса главного иконостаса храма;13) тянутые карнизы с пальметтами, проходящие в основании сводчатого перекрытия храма и плоского перекрытия апсиды;14) покрытие пола четверика и алтаря - мраморные плитки;15) стилистика росписи стен храма и алтаря под желтоватый мрамор;16) сохранившиеся фрагменты росписей храма и алтаря (сюжеты уточняются при проведении реставрационных работ):большая композиция «Силы небесные» в перекрытии восьмерика храма;в простенках окон восьмерика изображены сцены сотворения мира, между которыми написаны гризайльные колонны с пышными композитными капителями;фигуры евангелистов в тромпах;в конхе апсиды - Господь Вседержитель, на плоском перекрытии ее нижнего яруса - «Новозаветная Троица».6. Материаловедческие и конструктивные характеристики:1) материал стен - керамический кирпич на известково-песчаном растворе; наружная отделка - известковая штукатурка, окраска; внутренняяотделка четверика и алтаря храма - роспись по известковой штукатурке;2) материал сводов - коробовых сводов с распалубками в трапезной;сомкнутого свода восьмерика; тромпы в переходе от четверика к восьмерику; конхи алтарной части и приделов трапезной; крестового свода первого яруса колокольни - керамический кирпич на известково-песчаном растворе;3) колонны и конструкции галереи четверика - деревянные;4) плоская форма перекрытий этажей алтаря и паперти;5) кровельное покрытие:покрытие алтаря, трапезной и паперти, карнизов ярусов колокольни - металл с рядовым покрытием;купольное покрытие восьмерика - металл, «в шашку»;покрытие центральной главы - металл, «в шашку»;покрытие угловых башен, завершения и шпиля колокольни - металл;6) материал крестов - кованый металл;7) форма перемычек:первый свет четверика, проемы ярусов колокольни - арочные;первый свет алтаря, трапезной, первый и второй свет паперти - клинчатые;второй свет алтаря и трапезной - лучковые (уточняется при проведении реставрационных работ);8) материал заполнения проемов - дерево; расстекловка оконных проемов в соответствии с сохранившимися историческими аналогами;9) плоские деревянные перекрытия верхних ярусов колокольни;10) кубоватые решетки на оконных проемах - кованый металл.7. Предмет охраны может быть изменен на основании документов или результатов историко-культурных исследований, отсутствующих при подготовке проекта предмета охраны объекта культурного наследия, дающих основания для изменения предмета охраны объекта культурного наследия.
Первоисточник: Портал открытых данных Министерства культуры Российской Федерации (opendata.mkrf.ru).
Что такое открытые данные?
Открытые данные – это информация, размещенная в сети интернет в виде систематизированных данных, организованных в формате, обеспечивающем ее автоматическую обработку без предварительного изменения человеком, в целях неоднократного, свободного и бесплатного использования.
Открытые данные свободно доступны для машиночитаемого использования и дальнейшей републикации без ограничений авторского права, патентов и других механизмов контроля.
Сведения (текст и фотографии) предоставлены Организацией и опубликованы автоматически с официального сайта Министерства культуры Российской Федерации.
Дополнительная информация:
Администрация портала «ИнфоТаймс» не несет ответственности за предоставленный материал, а также за действия Организацией и/или иных лиц, действующих от его имени и по его поручению либо от своего имени, но по поручению Организации, в том числе в связи с реализацией такими лицами билетов, а равно за организацию, проведение и содержание Мероприятий.