Церковь Жен-Мироносиц

Предметом охраны объекта культурного наследия федерального значения «Церковь Жен-Мироносиц», 1798 г., расположенного по адресу: Калужская область, г. Калуга,                     ул. Кирова, 21, являются:местоположение и градостроительные характеристики зданияХрам расположен на центральной улице Калуги – улице Кирова, в юго-западной части квартала, ограниченного улицами Герцена, Кирова, Суворова, Московской. Колокольня храма является высотной доминантой в окружающей застройке.объемно-пространственная композиция Объемно-пространственная композиция традиционна для православных церквей и характеризуется расположением объемов по оси восток-запад. Композиционным центром является двусветный храм-ротонда, увенчанный полусферическим куполом с цилиндрическим световым барабаном, перекрытым полусферой, на котором помещена луковичная глава «в чаше» со шпилем, яблоком и восьмиконечным крестом. С севера и юга храма-ротонды устроены ризалиты и портики. С востока к храму традиционно примыкает полукруглый объем апсиды, перекрытый конхой с подвышенным сегментом над центральной частью. С востока, по центральной оси апсиды устроен портик.С запада к храму-ротонде примыкает прямоугольный в плане со скругленными углами двусветный объем трапезной, перекрытый сводами и завершенный 4-х скатной крышей с помещенной в центре луковичной главой «в чаше» на 8-ми гранном барабане, глава увенчана 8-ми конечным крестом. Трапезная несколько шире ротонды. С запада к трапезной примыкает узкий, сильно вытянутый, прямоугольный в плане объем с двускатной крышей, он композиционно объединяет объем трапезной с колокольней. Нижний ярус колокольни прямоугольный в плане со скошенными углами, на нем помещен аналогичной конфигурации полуярус. Выше располагаются два цилиндрических яруса и приземистый ярус-ротонда резонатора, увенчанный шпилем на чашеобразном основании с восьмиконечным крестом. Высотные отметки крыш и глав относятся к предмету охраны. композиция и архитектурно-художественное оформление фасадов объемов храма-ротонды и апсидыХрам-ротонда      Ротонда в своей верхней части опоясана метрическим рядом пилястр с ионическими капителями. Пилястры, помещенные в простенках окон, опираются на карниз; часть окон ложные (Фото 1-3). (На фото 1960- х гг. на стр. 12, 13 под пилястрами расположены веерообразные элементы). На уровне верхней части окон 2-го света протянут профилированный карниз, на который опираются архивольты, под окнами 2-го света также проходит профилированный карниз. Стены ротонды завершены полным антаблементом, свес венчающего карниза поддержан мутулами. (Фото 1-3).  Ризалиты, размещенные с северной и южной сторон, декорированы парой гладких лопаток, к ним примыкают двухколонные портики с треугольным фронтоном (фото 4). Колонны помещены на высоких постаментах, декорированных профилированными карнизами (фото 5). Колонны имеют базы и упрошенные капители, состоящие из шейки, отделенной профилированным карнизом и двойной абаки (фото 5, 6). Колонны несут фриз и карниз с дентикулами. Фронтон декорирован профилированными карнизами с дентикулами (фото 6). Круглые окна нижней части ротонды в квадратных нишах, декор прямоугольных окон составляют лишь подоконные карнизы (фото 7). Барабан главы декорирован профилированными карнизами, расположенными друг над другом и объединенными парами вертикальных филенок, дополненными в верхней и нижней частях волютами, филенки помещены попарно по осям окон барабана; барабан завершен узким фризом и профилированным карнизом большого выноса на мутулах (фото 8). фасадах.АпсидаДекор апсиды во многом повторяет декор храма-ротонды - это двухколонный портик с треугольным фронтоном, наложенный на ризалит и фланкированный лопатками, профилированный карниз, а также венчающий карниз на дентикулах и фронтон декорирован карнизами с дентикулами (фото 9,10). В отличие от портиков храма-ротонды колонны несут полный антаблемент, архитрав которого декорирован профилированным карнизом, переходящим со стен апсиды, под окнами апсиды помещены профилированные карнизы, над окнами – квадратные ниши с круглыми ложными окнами, венчающий карниз апсиды с дентикулами (фото 9, 11). пространственно-планировочная структура интерьераХрам - ротондаОбъем храма-ротонды соединен с трапезной и апсидой при помощи арочных проемов (фото 11, 12). Храм перекрыт полусферическим куполом со световым барабаном (фото 13). Объем апсидыОбъем апсиды соединен с храмом при помощи арочного проема, апсида перекрыта конхой (фото 14).Монументальная живопись в храме-ротондеМонументальная живопись в восточной части купола. Центральное изображение Иисуса Христа (Спас на Престоле) с развернутой книгой в левой руке (фото 16), по правую руку от Иисуса Христа помещено изображение Богоматери в полный рост, далее изображена группа из трех фигур в полный рост, крайний из них –Ангел (Архангел) (фото 15, 17); по левую руку от Иисуса Христа помещено изображение Иоанна Крестителя в полный рост, далее изображена группа из трех фигур в полный рост, крайний из них – Ангел (Архангел) (фото 15, 18). Купол обрамлен карнизом (фото 15). Остальные изображения на куполе плохо просматриваются, необходимо уточнение после расчистки росписей. Над арочным проемом, ведущим из трапезной в храм помещена композиция, изображающая двух Жен-Мироносиц и Ангела у Гроба Господня, композиция помещена в раму арочной формы (коробовая арка) (фото 19). Сюжет композиции, помещенной выше, в раме аналогичной конфигурации (коробовая арка) (фото 20) не читается, необходимо уточнение после расчистки росписей.Над иконостасом с правой стороны помещено изображение Иисуса Христа в полный рост, держащего в левой руке сферу, фигура Христа помещена в раму арочной конфигурации (коробовая арка) (фото 21, 22). С левой стороны от иконостаса помещено изображение в полный рост Богоматери с Младенцем, композиция помещена в раму арочной конфигурации (коробовая арка)                           (фото 21, 23). Остальные участки стен храма заполнены изображениями в арочных рамах. Изображения скомпонованы в виде 4-х вертикальных рядов, по 2 изображения в каждом ряду, всего их 16, восемь по правую строну от иконостаса, 8 – по левую (фото 24, 28). Причем 12 из них (предположительно изображения Апостолов) помещены в рамы арочной конфигурации (коробовая арка), а 4 в рамы конфигурации – трехлопастная арка (фото 24- 31). Необходимо уточнение после расчистки живописи.Оконные и дверные проемы (современное состояние)Северный фасад храма-ротонды и апсидыХрам. Один дверной проем прямоугольной формы, над ним расположен полуциркульный оконный проем; прямоугольный оконный проем, над ним расположен круглый оконный проем.Три прямоугольных оконных проема 2-го света. Один арочный оконный проем барабана главы.Апсида. Один прямоугольный оконный проем.Копытчатые решетки оконных проемов относятся к предмету охраны.Восточный фасад храма-ротонды и апсидыХрам. Три ложных окна прямоугольной формы; один оконный проем барабана главы. Апсида. Ложное прямоугольное окно, ложное круглое окно.материал стен, кровли, и т.д.Стены подвала из красного глиняного кирпича, стены 1-го и 2-го этажей бревенчатые, конструкции крыши деревянные, кровля металлическая с фальцевым соединением, окна, деревянные.Южный фасад храма-ротонды и апсидыХрам. Один дверной проем прямоугольной формы, над ним расположен полуциркульный оконный проем; прямоугольный оконный проем, над ним расположен круглый оконный проем.Три прямоугольных оконных проема 2-го света. Один арочный оконный проем барабана главы.Апсида. Один прямоугольный оконный проем.Копытчатые металлические решетки оконных проемов относятся к предмету охраны.Западный фасад храма-ротондыТри ложных окна прямоугольной формы, один арочный проем барабана главы.композиция и архитектурно-художественное оформление фасадов объема трапезнойСеверный, южный, западный и восточный фасадыЦентр северного и южного фасадов выделен 5-осным ризалитом и наложенным на него 4-х колонным портиком с колоннами тосканского ордера (фото 1,2,3). На выступе ризалита, параллельно колоннам портика, размещены гладкие лопатки (фото 4). Колонны ризалита помещены на индивидуальные пьедесталы, декорированные профилированными карнизами (фото 5). Лучковый фронтон портика декорирован архивольтами, центральный из которых килевидной формы, два боковых – полуциркульные. Фриз фронтона с метрическим рядом П-образных вертикальных накладок, имитирующих триглифы, венчает фронтон профилированный карниз с дентикулами. (Фото 3, 4, 6). Над фронтоном помещен прямой аттик с подвышенными фланговыми частями (фото 7). Восточный и западный фасады трапезной декорированы вертикальными раскреповками стен, композиционно поддерживающими ризалиты южного и северного фасадов (фото 8, 9). Нижние окна объема трапезной декорированы простыми карнизами (фото 8), окна 2-го света, в том числе ложные, помещены в квадратные ниши (фото 1, 2, 8, 9). (На фото 1960-х гг. на стр. 12, 55 окна трапезной, помещенные на скругленных углах фланкированы пилястрами или полуколоннами, на которые опирается архивольт стрельчатой формы, круглые окна не имеют декора.)Стены объема трапезной увенчаны профилированным карнизом, и венчающим карнизом с дентикулами, также профилированным, карнизы разорваны фронтоном портика (фото 1, 2, 3).пространственно - планировочная структура интерьеров здания объема трапезнойТрапезная разделена на три нефа, центральный неф перекрыт поперечным коробовым сводом с распалубками над арочными проемами и боковыми распалубками (фото 10, 11, 12). Боковые нефы перекрыты цилиндрическими сводами с конхами в восточной части и торцевыми лотками в западной части, а также с распалубками над окнами; в конхах и лотках устроены металлические связи (фото 13-18). В западной части трапезной по оси центрального нефа расположена входная группа, отделенная стенами с нишами во внутренних углах (фото 19), перекрытая цилиндрическим сводом, входной проем арочный (фото 20). Трапезная соединена с объемом храма-ротонды при помощи арочного проема (фото 21).Живопись на всех поверхностях трапезной новейшего времени, не относится к предмету охраны.Под северо-западной частью трапезной расположено подвальное помещение, перекрытое сводом Монье, вход в помещение осуществляется через лучковый проем со стороны северного фасада. (фото 22-24).Перегородка и лестница в юго-западном углу трапезной не относится к предмету охраны. Оконные и дверные проемы (современное состояние) объема трапезнойЮжный фасад. Шесть прямоугольных оконных проемов и одно ложное окно прямоугольной формы в нижней части трапезной; три круглых оконных проема и четыре ложных круглых окна 2-го света. Северный фасад. Шесть оконных проемов и одно ложное окно прямоугольной  формы в нижней части трапезной и три круглых оконных проема и четыре ложных круглых окна 2-го света на северном фасаде. Копытчатые металлические решетки оконных проемов. композиция и архитектурно-художественное оформление фасадов объема, соединяющего трапезную с колокольнейСеверный, южный фасадыФасады имеют трехчастную структуру, они расчленены на прясла пилястрами, фланкированными рустованными лопатками, помещенными в неглубоких нишах, причем центральное прясло является наиболее широким (фото 1, 2). Центр фасадов выделен 4-х колонным портиком без фронтона, пары трехчетвертных колонн тосканского ордера несут фриз и профилированный венчающий карниз (фото 1,2,3). В самом центре прясла помещена ложная полуциркульная арка, на полуколоннах завершенных только абаками, чуть выше полуколонн помещены профилированные импосты. Антрвольты на южном фасаде декорированы круглыми нишами, на северном фасаде круглая ниша помещена над окном центральной ложной арки. Центральные ложные арки на обоих фасадах фланкированы узкими вертикальным нишами с помещенными в них рустованными лопатками, все три вышеупомянутых декоративных элемента объединены в верхней части узкой полочкой.  (Фото 3,4). Боковые прясла декорированы аналогичными ложными арками, стены завершены фризом и профилированным карнизом (фото 5).В плоскостях ложных арок помещены окна, ложные окна, дверные проемы.пространственно-планировочная структура интерьеров здания объема, соединяющего трапезную с колокольнейИсторическая планировка состоит из двух неравных по площади прямоугольных помещений, разделенных поперечной стеной с дверным проемом. Чердачные перекрытия объема плоские. Междуэтажное перекрытие, железобетонная, лестница, планировка советского времени не относятся к предмету охраны.композиция и архитектурно-художественное оформление фасадов объема колокольни1-й ярусПервый ярус с трех сторон декорирован 4-х колонными портиками. Колонны, попарно установленные на невысокие пьедесталы несут полный антаблемент и треугольный фронтон с «плечиками». (Фото1, 2). Колонны имеют базы и стилизованные капители, состоящие из пояска, ряда листьев аканта, эхина и абаки. На стенах, параллельно колонам размещены пилястры, на которые опираются поперечные балки портика, фронтон портика завершен узкой полочкой. (Фото 2). Вынос профилированного карниза портика на мутулах, верхняя часть архитрава профилирована (фото 3). Углы 1-го яруса колокольни имеют скошенную выемчатую конфигурацию и обработаны линейным рустом, в нижней части углов помещены арочные ниши, руст над ними клинчатый, кроме того углы декорированы карнизом, протянутым на уровне архитравов портиков и тонким карнизом, проходящим над клинчатым рустом (фото 4). Центральная ось стен нижнего яруса образована вытянутыми прямоугольными нишами, в которых в свою очередь устроены дополнительные прямоугольные ниши и полуциркульные ниши над ними (фото 2). Полуциркульные окна в профилированных наличниках, ниже окон протянут узкий карниз (фото 2). На южном фасаде, на месте ниши устроен дверной проем с ложным полуциркульным окном в профилированном наличнике над ним (фото 5). Декор восточного фасада состоит из антаблемента (фото 6).2-й ярус (Полуярус)Полуярус имеет углы такой же конфигурации, как и 1-й ярус. Декор всех его фасадов состоит из развитого архивольта полуциркульных окон с метрическим рядом квадратных ниш и пониженного карниза с профилировкой (фото 1,7). 3-й ярусПоверхность основания яруса обработана квадровым рустом, кроме того здесь устроен пониженный карниз. На основание опираются пары трехчетвертных колонн ионического ордера, размещенные в глубоких прямоугольных нишах, устроенных по сторонам света. Колонны фланкируют арочные проемы, декорированные архивольтами. Завершен ярус гладким фризом и карнизом на мутулах. (Фото 8,9).4-й ярус, ярус резонатораОснование 4-го яруса в нижней части выделено широким поясом, в верхней части основания устроен узкий карниз. На снование опираются пары трехчетвертных колонн коринфского ордера, размещенные в глубоких прямоугольных нишах, устроенных по сторонам света. Колонны фланкируют арочные проемы, декорированные архивольтами. (Фото 9, 10).Основание яруса резонатора ступенчатое, проемы помещены в круглых нишах, над ними протянут тонкий поясок, венчает ярус карниз на мутулах (фото 9,10).пространственно-планировочная структура интерьеров объема колокольниПлан внутренних помещений всех ярусов колокольни крестообразный, образованный круглым центром и прямоугольными лучами. Перекрытия всех ярусов плоские, 1-й ярус имеет промежуточное перекрытие. Лестница современная, не относится к предмету охраны.оконные и дверные проемы (современное состояние) объема колокольни1-й ярус: 3 оконных проема полуциркульной формы, один дверной проем прямоугольной формы;2-я ярус (полуярус): 4 оконных проема полуциркульной формы;3-й ярус 4 проема в форме полуциркульной арки;4-й ярус: 4 проема в форме полуциркульной арки;Ярус звона: 4 круглых проемаматериал стен, фундаментов и т.д.: фундаменты бутовые; стены из красного глиняного кирпича, декоративные элементы частично кирпичные, частично штукатурные, частично белокаменные; материал конструкций крыш – дерево; покрытие кровли на апсиде, храме, колокольне из листов меди «в шашку», покрытие луковичных глав из листов меди; на апсиде трапезной, объеме, соединяющем трапезную и колокольню покрытие кровли металлическое с фальцевым соединением.материал, характер и цвет отделки фасадных поверхностей: оштукатуренные, окрашенные; стены внутренних помещений оштукатуренные, окрашенные.
 

Первоисточник: Портал открытых данных Министерства культуры Российской Федерации (opendata.mkrf.ru).
Что такое открытые данные?
Открытые данные – это информация, размещенная в сети интернет в виде систематизированных данных, организованных в формате, обеспечивающем ее автоматическую обработку без предварительного изменения человеком, в целях неоднократного, свободного и бесплатного использования.
Открытые данные свободно доступны для машиночитаемого использования и дальнейшей републикации без ограничений авторского права, патентов и других механизмов контроля.
Сведения (текст и фотографии) предоставлены Организацией и опубликованы автоматически с официального сайта Министерства культуры Российской Федерации.
Дополнительная информация:
Администрация портала «ИнфоТаймс» не несет ответственности за предоставленный материал, а также за действия Организацией и/или иных лиц, действующих от его имени и по его поручению либо от своего имени, но по поручению Организации, в том числе в связи с реализацией такими лицами билетов, а равно за организацию, проведение и содержание Мероприятий.
Партнёрская программа
Участвуя в Партнёрской программе V4.Market любая организация РФ самостоятельно публикует свои информационные материалы.
Возврат к списку



Реклама на сайте