Предметом охраны объекта культурного наследия федерального значения «Церковь Косьмы и Дамиана», 1794 г., расположенного по адресу: Калужская область, г. Калуга, ул. Суворова, д. 177, являются:Местоположение и градостроительные характеристики: расположение объекта в центре участка, образованного городской застройкой и пересечением под острым углом двух современных улиц Суворова и Ф. Энгельса; видовые раскрытия ансамбля; взаимодействие сооружений ансамбля с окружающей средой;Объемно-пространственная композиция: сложное композиционно-пространственное соотношение примыкающих друг к другу разновеликих и разностилевых объемов: бесстолпный трехчастный корабельного типа приходский храм (апсида – основной объём – трапезная с галереей-переходом и притвором) с пристроенной через паперть-переход колокольней; габариты и конфигурация здания в плане; кресты на яблоках в завершении главок; габариты, конфигурация, высотные отметки карнизов, главок и крыши; динамика архитектурных форм;Планировочные характеристики ансамбля: - осевая симметричная композиция церкви относительно оси восток – запад; местоположение входов; анфиладное расположение дверных проемов всех объемов по центральной оси;- двухсветная сложная в плане апсида – прямоугольная с полукружием;- пятиглавый (пятибашенный) четырехъярусный основной объём, четырёхлепестковый в плане: двухсветный нижний ярус, двухсветный второй ярус, третий ярус – завершение с люкарнами и световыми барабанами, четвертый ярус – четыре лантерны над световыми барабанами и центральный световой барабан;- двухсветная одноярусная трапезная с трехчастным прямоугольным со скругленными углами планом; прямоугольная в плане паперть-переход; - пятиярусное вертикально ориентированное сооружение колокольни с убывающими ярусами, увенчанное шаровидной главкой, переходящей в шпиль с крестом: квадратные в плане первый, второй, третий ярусы; круглый в плане четвертый и пятый ярусы; Строительные конструкции, материал и техника исполнения:- фундаменты ленточные бутовые из некрупного белокаменного бута, сложенного насухо; цоколь – кирпичный оштукатуренный; несущие стены – кирпичные, сложенные из красного глиняного полнотелого кирпича на известковом растворе, выложенные способом верстовой кладки; в кладке стен – металлические внутристенные связи с анкерами; декор – кирпич фасонный «лекальный», белокаменные детали;- перекрытия: крестовый свод с конхой апсиды, высокий восьмигранный сомкнутый свод на тромпах основного объёма, купольные своды пятиглавия, сомкнутый свод центральной части трапезной с распалубками, перекрытия по металлическим балкам с кирпичными сводиками трапезной; ярусов колокольни; все перекрытия с металлическими воздушными связями;- скатная крыша с конхой апсиды; крыша третьего яруса основного объёма с люкарнами по сторонам света – сложная, скатная; центральное положение барабана; размеры, форма и местоположение четырёх глав по углам основного объёма; форма, размеры сложного рельефного завершения главок лантерны, увенчанные крестами с небольшими яблоками в основании на шпиле; крыша трапезной – разновысотная скатная, сложная в плане; центральное местоположение креста с подкрестным яблоком, металлическое окрытие всех выступающих частей; - местоположение, количество, габариты, конфигурация исторических оконных и дверных проемов на фасадах: основной объем – 50 арочных окон, из них 12 окон с аутентичными кубчатыми решетками; 5 арочных ниш; 8 квадратных окон, из них 3 окна с решётками; 6 квадратных ниш; 7 прямоугольных окон, из них 4 окна с решетками; 6 прямоугольных ниш; трапезная – 12 прямоугольных окон; 3 прямоугольные ниши; 7 квадратных окон; 10 квадратных ниш; колокольня – 4 круглых проема; 12 арочных проемов; 3 арочных проема над входами; - отделка фасадов - окраска по штукатурке;Архитектурно-стилистические характеристики:восточный фасад апсиды: разделённые пилястрами три световые вертикали полукружия, фланкированные прямыми выступами с пилястрами; рамочный наличник оконных проёмов; подоконные прямоугольные накладки; центральная ось полукружия – две мозаичные иконы, в верхней части фланкирована мозаичными иконами над оконными проёмами; северный и южный фасады – вертикали ложных проемов с рамочными наличниками и прямоугольной накладкой; ступенчатый венчающий карниз с дентикулами, фриз с ширинкой; восточный фасад основного объёма: центральная ось второго яруса, фланкированная раскреповаными угловыми лопатками и выступающими полукружиями; три вертикали – арочные ниши с рамочными барочными наличниками в нижнем свете, а в верхнем свете круглые ниши; профилированный венчающий карниз с гладким фризом; ложная люкарна с профилированным карнизом в виде бровки и нишей сложного геометрические профиля – спасительный огонь в виде ромба и бесконечность бытия в виде сферы, отображающихся на иконе «Спас в силах»; северный и южный фасады основного объёма: первый ярус – центральная ось, фланкированная выступающими полукружиями; портик с двойными колоннами тосканского ордера с репликой в виде пилястр, фланкирующих лучковый проём с рамочным наличником, над которым накладка с карнизом в виде бровки и круглой рамкой с мозаичной иконой в центре; профилированный архитрав; фриз, декорированный круглыми накладками над колоннами; профилированный карниз с зубчиками, треугольный фронтон с тимпаном, в центре которого знак «Всевидящее око»; симметричные полукружия: вертикаль с рамочными прямоугольной и квадратной нишами, пилястра; световая вертикаль с прямоугольным и квадратным оконным проёмом; профилированный карниз с зубчиками; фриз, декорированный круглой накладкой над пилястрой;второй ярус – цоколь с профилированным обрезом; пять световых осей, из них в нижнем свете арочные оконные проёмы с рамочными барочными наличниками, а в верхнем свете круглые оконные проёмы; над портиком двойные колонны тосканского ордера, поддерживающие антаблемент; третий ярус – люкарна с карнизом в виде бровки и квадратным окном с рамочным наличником в центре; круглые барабаны по углам с арочными оконными проёмами, декорированные рамочными барочными наличниками; цоколь с профилированными обрезом; венчающий карниз с зубчиками, металлическое окрытие в виде юбочки; четвертый ярус – квадратные в плане четыре лантерны (фонари) по углам; арочные оконные проёмы с рамочными наличниками; плоскости стены сопряжены пилястрами с барочными волютами в основании и верхней части, профилированный карниз раскрепованный капителью; центральный световой барабан; арочные оконные проёмы с рамочным наличником; лопатки между проёмами; развитый венчающий карниз с кронштейнами в виде волют; северный и южный фасады трапезной: центральный ризалит в пять световых осей, фланкированный скругленными углами по две оси; пилястры, разделяющие оси; антаблемент с ширинкой во фризе и карниз с дентикулами; пологий треугольный фронтон; прямоугольные и квадратные оконные проёмы с рамочными наличниками; северный и южный фасад паперти-перехода с арочным световым проёмом, декорированным архивольтом; карниз; фриз с ритмичным рядом ниш; колокольня: все фасады колокольни идентичныпервый ярус – портик с двойными трехчетвертными колоннами тосканского ордера; антаблемент: архитрав, фриз с ритмичным рядом метоп; карниз с дентикулами; треугольный фронтон; арочный проём с архитравом; второй ярус – трехчетвертные двойные колонны тосканского ордера, поддерживающие полуфронтон; третий ярус – квадратный в плане со скошенными углами; карниз с дентикулами; две колонны тосканского ордера с антаблементом; арочный проём;четвертый ярус – круглый в плане; арочные проёмы, фланкированные полуколоннами тосканского ордера; антаблемент; пятый ярус – круглый в плане; цоколь, круглые оконные отверстия по сторонам света; венчающий карниз; Композиция и архитектурно-художественное оформление интерьеров здания утрачены.
Первоисточник: Портал открытых данных Министерства культуры Российской Федерации (opendata.mkrf.ru).
Что такое открытые данные?
Открытые данные – это информация, размещенная в сети интернет в виде систематизированных данных, организованных в формате, обеспечивающем ее автоматическую обработку без предварительного изменения человеком, в целях неоднократного, свободного и бесплатного использования.
Открытые данные свободно доступны для машиночитаемого использования и дальнейшей републикации без ограничений авторского права, патентов и других механизмов контроля.
Сведения (текст и фотографии) предоставлены Организацией и опубликованы автоматически с официального сайта Министерства культуры Российской Федерации.
Дополнительная информация:
Администрация портала «ИнфоТаймс» не несет ответственности за предоставленный материал, а также за действия Организацией и/или иных лиц, действующих от его имени и по его поручению либо от своего имени, но по поручению Организации, в том числе в связи с реализацией такими лицами билетов, а равно за организацию, проведение и содержание Мероприятий.