Церковь Казанская с часовней

Предметом охраны объекта культурного наследия федерального значения «Церковь Казанская с часовней, XVIII – XIX вв.», расположенного по адресу:          г. Калуга, ул. Подвойского, д. 7, являются:1. Архитектурно-ландшафтная композиция храма и часовни:Местоположение и градостроительные характеристики храма, замыкающего с северо-востока перекресток ул. Подвойского и 1-го Красноармейского переулка, а также его роль в композиционно-планировочной структуре квартала; местоположение часовни, расположенной в северо-восточном углу комплекса храмовых построек, в глубине квартала.2. Объемно-пространственная композиция храма и часовни:- прямоугольный в плане (вытянут по оси восток-запад), с подклетом, двухсветный, пятиглавый четверик с порталами по южному и северному фасадам;- прямоугольная в плане, вытянутая по оси север - юг, с трехчастным (сегментным) восточным фасадом, с подклетом, апсида;- прямоугольная в плане (со скругленными углами), вытянутая по оси север-юг, с подклетом, трапезная с портиками, расположенными по южному и северному фасадам;- трехъярусная, с подклетом, колокольня (первый ярус - квадратный в плане) с прямоугольным в плане (вытянутым по оси север-юг) входным объемом, примыкающим к западному фасаду;- квадратная в плане, со скругленными углами, часовня;- конструкция ( четверик – четырехскатная крыша, луковичные главки пятиглавия, двухскатные крыши порталов с устроенной по оси конхой, увенчанной луовичной главкой; апсида – двухскатная крыша с элементами конической над восточным фасадом; трапезная – четырехскатная (с элементами конической на углах и двухскатной над фронтонами портиков) крыша, над которой устроена сферическая крыша с луковичной главкой, венчающей сферическую же крышу слепого барабана; колокольня – сферическая крыша, увенчанная маковичной главкой со шпилем и яблоком; двухскатная крыша входного объема колокольни. материал, характер кровельного покрытия: железное, фальцевое, окрашенное.3. Композиция и архитектурно-художественное оформление фасадов:- трехосные фасады двухсветного четверика фланкированы в нижнем ярусе лопатками, в верхнем – спаренными полуколоннами коринфского ордера, завершены профилированным карнизом, над которым устроен аттик, фланкированный и расчлененный лопатками и оформленный рядом кокошников; восьмигранные барабаны пятиглавия четверика установлены на таковых же постаментах, завершенных профилированным карнизом, грани барабанов фланкированы колоннами-дудочками и завершены профилированным карнизом; по осям северного и южного фасадов четверика, - в уровне первого яруса, - устроены трехосные порталы (проемы имеют килевидное завершение) с простым венчающим карнизом и треугольным фронтоном со ступенчатыми плечиками; трехчастный восточный фасад апсиды расчленен трехчетвертными колоннами коринфского ордера, все фасады апсиды расчленены профилированным цокольным карнизом и завершены профилированным карнизом с рядом сухариков; по осям северного и южного фасадов трапезной устроены четырехколонные портики коринфского ордера с треугольными фронтонами, опирающиеся в уровне подклета на трехосные ризалиты; в горизонтальной плоскости фасады трапезной расчленены профилированным цокольным карнизом и завершены раскрепованным полным антаблементом, дополненным рядами дентикул и мутул; западный фасад входного объема колокольни фланкирован парами лопаток и соосными им парами колонн коринфского ордера, увенчан профилированным карнизом, с рядом мутул, разорванным аркой входа, над фасадом устроен треугольный фронтон с идентичным карнизом; фасады квадратного в плане первого яруса колокольни фланкированы парами колонн коринфского ордера и завершены полным антаблементом, над фасадами устроены треугольные фронтоны; второй и третий (круглые в плане) ярусы покоятся на уширенных основаниях, завершенных профилированным карнизом, фасады ярусов расчленены парами колонн коринфского ордера, завершены полным антаблементом; ярус резонатора звона прорезан круглыми слухами и расчленен парными волютообразными накладками, завершен профилированным карнизом; одноосные фасады часовни оформлены ризалитами, имеют сильно скругленные углы, расчленены простым межъярусным карнизом, профилированным карнизом в уровне пят арок ниш фасадов, завершены профилированным, с широким фризом, раскрепованным карнизом.Четверик:- цоколь четверика и порталов;- прямоугольные в плане, вытянутые по оси восток-запад, ризалиты трехосных порталов, расположенных по осям северного и южного фасадов четверика;- декор трехосных порталов четверика (возобновленных): проемы с полуциркульным завершением, оформленным простым карнизом, расположенные по осям порталов в уровне подклета; простой цокольный карниз; квадратные в сечении пилоны, украшенные простым карнизом в уровне пят арок; арки с килевидным завершением; профилированный венчающий карниз; треугольный, со ступенчатыми плечиками, фронтон портала, завершенный простым карнизом (на флангах фронтона устроены прямоугольные горизонтальные филенки с таковыми же нишами; по оси фронтона – ромбовидная филенка с нишей и по оси последней – круглая филенка, также с нишей); цилиндрический слепой барабан, венчающий конху портала;- прямоугольные в плане, вытянутые по оси восток-запад, всходы (возобновлены), расположенные по осям порталов: у северного портала – из двух одномаршевых лестниц, у южного – из двух двухмаршевых; южные всходы устроены в ширину портала; квадратные в сечении столбы ограждения всходов; - профилированные ниши оконных и дверных проемов обоих ярусов четверика;- лопатки, фланкирующие фасады в уровне первого яруса;- спаренные полуколонны (угловая – трехчетвертная) коринфского ордера, установленные на квадратных в сечении постаментах, фланкирующие фасады второго яруса;- декор киотов, расположенных по осям северного, восточного и южного фасадов в уровне второго яруса: профилированная ниша киота, оформленная профилированной раскрепованной подоконной полочкой, фланкированная полуколоннами, опирающимися на консоли, завершенная профилированным раскрепованным горизонтальным сандриком; во фронтоне сандрика, завершенного горизонтальным профилированным карнизом и фланкированным профилированными завитками, расположено изображение православного креста;- декор наличников оконных проемов второго яруса (северный и южный фасады): профилированные подоконные полочки; полуколонки, фланкирующие проемы, сочлененные сдвоенными профилированными раскрепованными полочки, поддержанными консолями; по оси фронтона – изображение православного креста, фланкированное профилированными завитками; венчающая фронтон профилированная полочка, на которой устроена пара завитков, увенчанных изображением православного креста;- профилированный раскрепованный венчающий карниз, дополненный рядом профилированных сухариков;- декор аттика: широкие фланкирующие лопатки; узкие лопатки, членящие поле аттика; кокошники, расположенные в пряслах, завершенные профилированным карнизом, поле кокошника оформлено в виде раковины; профилированный раскрепованный венчающий карниз аттика;- декор восьмигранных барабанов пятиглавия (возобновлены): восьмигранные уширенные постаменты, завершенные профилированным карнизом; колонны-дудочки, расположенные на ребрах барабанов; прямоугольные профилированные ниши, расположенные на гранях барабанов; профилированный венчающий карниз барабанов.Алтарь:- цоколь;- портал входа в подклет, расположенный по восточному фасаду: фланкированный полуколоннами тосканского ордера, завершенный архитравом с простым венчающим карнизом;- прямоугольные в плане постаменты колонн, членящих восточный фасад алтаря, завершенные профилированным карнизом;- цокольный карниз, - два торуса с рядом поребрика между ними, - разорванный постаментами восточного фасада;- трехчетвертные колонны коринфского ордера, с пояском в нижней четверти, членящие восточный фасад;- профилированные ниши оконных проемов;- декор наличников оконных проемов: профилированные раскрепованные полочки оконных проемов, поддержанные декоративными кронштейнами; полуколонки, фланкирующие оконные проемы, оформленные завитками в нижней части, сочлененные профилированным раскрепованным карнизом; квадратная филенка, с изображением лапчатого креста, обрамленная наличником в виде решетки, расположенная по оси фронтона, фланкированная профилированными волютами; навершие фронтона, поддержанное профилированной полочкой, с изображением православного креста, фланкированного профилированными волютами;- профилированный раскрепованный венчающий карниз, поддержанный рядом ступенчатых сухариков.Трапезная:- цоколь;- прямоугольные вертикальные ниши, которыми оформлены скругленные углы трапезной;- трехосные ризалиты, - основания портиков, - в уровне подклета, расположенные по оси северного и южного фасадов; поверхность ризалитов рустованная, с имитацией веерных замковых камней над проемами;- профилированный раскрепованный цокольный карниз;- декор четырехколонных портиков северного и южного фасадов: лопатки, фланкирующие и членящие плоскость стены в поле портика, соосные колоннам, украшенные профилированными поясками в уровне капителей колонн; колонны коринфского ордера; полный антаблемент портиков, дополненный рядом мелких дентикул; полуциркульный проем, расположенный по оси тимпана треугольного фронтона портика; профилированный венчающий карниз фронтона, с рядом мелких дентикул, поддержанный мутулами;- прямоугольные вертикальные, с полуциркульным завершением, ниши, устроенные по осям скругленных углов трапезной: в подоконном пространстве расположена прямоугольная горизонтальная ниша; оконный проем фланкирован колоннами тосканского ордера, несущими профилированный архитрав; полуциркульный оконный проем, прорезанный в верхней части ниши;- ромбовидные ниши, расположенные в подоконном пространстве в поле портика;- прямоугольные горизонтальные филенки, с профилированной базой и круглой нишей по оси, расположенные в подоконном пространстве оконных проемов, фланкирующих портик;- профилированные подоконные полочки оконных проемов;- квадратные ниши, в которых прорезаны круглые оконные проемы, соосные прямоугольным оконным проемам;- полный раскрепованный антаблемент, дополненный рядом мелких дентикул; свес карниза поддержан мутулами.Колокольня с входным объемом:- цоколь колокольни и входного объема;- декор входного объема: пары лопаток, фланкирующие западный фасад объема, соосные колоннам; пары колонн коринфского ордера, установленные на прямоугольных постаментах, фланкирующих западный фасад объема; профилированный венчающий карниз, поддержанный мутулами, разорванный полуциркульным завершением дверного проема; профилированный, с рядом мутул карниз треугольного фронтона западного фасада; - декор первого яруса: пары каннелированных пилястр коринфского ордера, фланкирующие фасады; полный антаблемент с гладким фризом и рядом дентикул под свесом карниза; треугольные фронтоны над фасадами яруса, завершенные профилированным карнизом с рядом дентикул;- декор второго и третьего ярусов (круглых в плане): цилиндрическое основание яруса, завершенное профилированным карнизом; четыре пары колонн коринфского ордера, членящие фасад яруса, установленные на прямоугольных постаментах (лицевой фас оформлен прямоугольной горизонтальной нишей), сочлененные архитравом; профилированные наличники проемов, дополненные импостами в уровне пят арок; полный антаблемент яруса, раскрепованный по архитравам парных колонн, во втором ярусе дополненный рядом дентикул, в третьем ярусе – рядом мутул; - декор яруса резонатора звона (круглого в плане): уширенное основание яруса; пары волютообразных накладок, соосных колоннам яруса звона, членящих ярус резонатора; круглые слухи, обрамленные простыми наличниками; профилированный венчающий карниз.Часовня:- цоколь;- профилированный раскрепованный цокольный карниз;- ризалиты, устроенные по осям фасадов;- скругленные углы часовни, рустованные в уровне второго яруса;- ниши с полуциркульным завершением, устроенные по осям фасадов в уровне обоих ярусов;- простой раскрепованный межъярусный карниз;- профилированные подоконные полочки первоначальных оконных проемов (имевших полуциркульное завершение, ныне заложенных);- профилированный карниз, членящий фасады в поле ризалитов, в уровне пят арок ниш;- ниши в форме эллипса, фланкирующие ниши фасадов в уровне арок;- профилированный, с широким гладким фризом, раскрепованный венчающий карниз.Количество, расположение, габариты, конфигурация оконных и внешних дверных проемов храма (современное состояние): - четверик – один прямоугольный дверной проем подклета, восемь прямоугольных оконных проемов, два прямоугольных, со скошенными углами дверных проема; четыре прямоугольных оконных проема светового барабана четверика; - апсида – один прямоугольный дверной проем подклета, пять прямоугольных оконных проемов; - трапезная – три полуциркульных и один прямоугольный оконный проем, два прямоугольных дверных проема подклета, четырнадцать прямоугольных (в том числе, четыре итальянских) и десять круглых оконных проемов; колокольня – пять оконных и один дверной (все – прямоугольные) первого яруса, восемь прямоугольных проемов с полуциркульным завершением второго и третьего ярусов;- часовня – два прямоугольных оконных проема.5. Архитектурно-художественное оформление интерьеров здания:- четыре крестовых свода, опирающихся на квадратный в сечении столп, подклета четверика;- трехчастная конха подклета алтаря;- коробовые своды, с конхами в угловых помещениях, подклета трапезной;- крестовый свод подклета колокольни;- сомкнутый свод четверика;- лотковый свод апсиды, дополненный тремя конхами;- полуциркульные подпружные арки, членящие объем трапезной на три нефа;- полуциркульные арки проемов, соединяющих четверик с трапезной;- коробовый свод центрального нефа трапезной, с распалубками над подпружными арками;- коробовые своды боковых нефов трапезной, с торцевыми лотками, распалубками над оконными и дверными проемами;- крестовый свод первого яруса колокольни;- купольный свод яруса резонатора звона колокольни;-значительные по размерам фрагменты сюжетных композиций масляной живописи на сводах апсиды и четверика 1-ой четверти XVIII в. В центральном и боковых нефах, подпружных арках трапезной сюжетные композиции масляной живописи XIX нач. XX вв. В объеме храма XVIII в. в четырехлотковом своде композиции на евангельские темы притчей Христовых, страстей Христовых и отдельные композиции с изображением «Троицы», «Господа Саваофа». В алтарной части храма нач. XVIII в. располагаются композиции масляной живописи «Древо Иесеево», «Деисус», «Коронование Марии». Живопись 1 четв. XVIII в. выполнена русскими иконописцами, последователями лучших мастеров Оружейной палаты на основе эскизов-прорисей гравюр из библии Пискатора. Более поздняя живопись в трапезной и пределах сер. XIX – нач. XX в., возможно, связана с палехской школой и, в частности с мастерской Сафоновых.6. Конструкции капитальных фундаментов, стен здания: фундамент из бутового камня, стены - кирпичные на известковом растворе. 7. материал, характер и цвет отделки фасадных поверхностей: изначально оштукатурены, окрашены.
 

Первоисточник: Портал открытых данных Министерства культуры Российской Федерации (opendata.mkrf.ru).
Что такое открытые данные?
Открытые данные – это информация, размещенная в сети интернет в виде систематизированных данных, организованных в формате, обеспечивающем ее автоматическую обработку без предварительного изменения человеком, в целях неоднократного, свободного и бесплатного использования.
Открытые данные свободно доступны для машиночитаемого использования и дальнейшей републикации без ограничений авторского права, патентов и других механизмов контроля.
Сведения (текст и фотографии) предоставлены Организацией и опубликованы автоматически с официального сайта Министерства культуры Российской Федерации.
Дополнительная информация:
Администрация портала «ИнфоТаймс» не несет ответственности за предоставленный материал, а также за действия Организацией и/или иных лиц, действующих от его имени и по его поручению либо от своего имени, но по поручению Организации, в том числе в связи с реализацией такими лицами билетов, а равно за организацию, проведение и содержание Мероприятий.
Партнёрская программа
Участвуя в Партнёрской программе V4.Market любая организация РФ самостоятельно публикует свои информационные материалы.
Возврат к списку



Реклама на сайте