Собор Троицы

Предметом охраны объекта культурного наследия федерального значения «Собор Троицы», 1786 – 1787 гг., 1804 – 1819 гг., расположенного по адресу: Калужская область, г. Калуга, пл. Старый торг, Центральный Городской парк культуры и отдыха, входящего в состав объекта культурного наследия федерального значения «Ансамбль Присутственных мест с парком и собором Троицы», 1796–1819 гг. являются:местоположение и градостроительные характеристики здания:- здание собора расположено в северной части Центрального Городского парка культуры и отдыха, является высотной доминантой и центром композиции ансамбля Присутственных мест;объемно-пространственная композиция здания:– композиция храма принадлежит к корабельному типу, характеризующемуся расположением частей церкви (храма, трапезной, колокольни) в одну линию. Объем собора состоит из трех сочлененных объемов, подчиненных крестообразному плану.            С северной и южной сторон расположены лестницы. Центральная часть собора увенчана массивным световым барабаном, перекрытым полусферическим куполом и луковичной главкой с православным крестом. Апсида полуциркульная в плане, завершена полукуполом. Объемы притвора и пределов завершены трехскатными крышами, трапезная – двускатной. С запада к притвору примыкает двухэтажный объем трапезной равный по ширине и высоте первому ярусу колокольни, объединяющий ее с объемом собора. Колокольня имеет 5 ярусов: три нижних яруса, представляют собой четырехугольные призмы, два верхних яруса – цилиндрические. Венчает колокольню полусферический купол с высоким муфтированным шпилем с православным крестом;композиция и архитектурно-художественное оформление фасадов:– объем храма: северный и южный фасады декорированы плоскими портиками с треугольными фронтонами с карнизами на мутулах, антаблемент несут угловые пилястры и тосканские полуколонны, внутренние углы акцентированы пилястрами. Тимпаны фронтонов покрыты росписями. На стенах протянут разорванный профилированный карниз, опоясывающий все здание, включая колокольню. Козырьки над дверными проемами на ажурных консолях геометрического рисунка. Арочные окна барабана, объединенные тонким разорванным пояском, чередуются с меньшими арочными нишами, по их осям, выше разорванного пояска помещены прямоугольные ниши. Венчающий карниз барабана на мутулах.Восточные и западные фасады объемов приделов, фасады притвора декорированы парами тосканских полуколонн несущих антаблемент, декор верхней части стен представлен лопатками по осям полуколонн и на углах объемов. Объем апсиды декорирован шестью тосканскими полуколоннами несущими антаблемент с карнизом на мутулах, в верней части стен. В плоскости стен между полуколоннами и лопатками помещены ниши с росписями. В местах примыкания апсиды устроены пилястры. В плоскости стен всех фасадов собора по осям оконных проемов устроены прямоугольные ниши с изображениями Троицы, Иисуса Христа, Пресвятой Богородицы, святых, Евангельских сюжетов; – объем трапезной визуально отделен от 1-го яруса колокольни при помощи пилястр, декор стен объема представлен парами тосканских полуколонн, антаблемент единый с антаблементов 1-го яруса колокольни. – колокольня: углы нижних ярусов подчеркнуты высокими пилястрами, а стены – парами высоких тосканских полуколонн, несущих массивный антаблемент с карнизом на мутулах. На стенах, на уровне перекрытия протянут разорванный профилированный карниз, визуально отделяющий 2-й ярус. Второй ярус колокольни акцентирован треугольными фронтонами с северного, южного и западного фасадов, в тимпанах которых расположены арочные окна. Углы третьего яруса с выемками, в которых помещены ионические колонны, поддерживающие антаблемент. Арочные проемы 2-го яруса с импостами, в прямоугольных нишах. Арочные проемы 3-го яруса фланкированы с приставными коринфскими колоннами, на которые опирается полный антаблемент с карнизом на мутулах. Четвертый ярус декорирован четырьмя прямоугольными нишами, с которые помещены пары композитных приставных колонн и циферблаты часов, над нишами прорезаны полуциркульные проемы. Карниз поддерживают массивные кронштейны; конфигурация оконных и внешних дверных проемов здания (современное состояние): – оконные проемы собора, трапезной, двух нижних ярусов колокольни прямоугольные; проемы барабана, верхних ярусов колокольни арочные; дверные проемы прямоугольные;историческая пространственно-планировочная структура интерьеров здания:– в подвале применена смешенная планировочная схема, часть помещений перекрыта сводами Монье, в восточном помещении подвала перекрытия поддерживает пара колонн; – собор имеет симметричный крестообразный план, образованный срединной частью, алтарной апсидой, северным и восточным пределами, западным притвором. Центральная часть перекрыта сферическим куполом, барабан опирается на паруса и подпружные арки. Приделы и притвор перекрыты цилиндрическими сводами. План нижних ярусов колокольни состоит из центрального и двух боковых помещений с лестницами. Трапезная 2-х этажная, прямоугольная в плане, в верхнем этаже устроены хоры. Проем, ведущий из трапезной в собор, фланкирован парой полуколонн. Перекрытие нижнего яруса цилиндрический свод, верхние ярусы перекрыты сводами Монье;композиция и архитектурно-художественное оформление интерьеров здания:– стены и перекрытия, поверхности подпружных арок во всех частях собора, в том числе в некоторых подвальных помещениях, в трапезной, в 1-м ярусе колокольни покрыты современной монументальной живописью с изображением Троицы, Иисуса Христа, Пресвятой Богородицы, святых, Евангельских сюжетов, орнаментов; – центральный иконостас пятиярусный, иконостасы обоих пределов одноярусные;– в коридоре подвала частично сохранилась напольные рельефные плиты из чугуна;– нижняя часть светового барабана декорирована карнизом, в простенках окон барабана помещены полуколонны с кубическими капителями на высоких пьедесталах, объединенные архивольтами с замками; – на стенах собора, на уровне импостов арок помещены лепные карнизы, украшенные модульонами, розетками, дентикулами;конструкции капитальных фундаментов, стен здания:– фундамент из бутового камня, цоколь белокаменный, стены кирпичные, своды кирпичные; покрытие куполов собора и колокольни, покрытие скатных крыш металлическое; водосточные трубы металлические; материал, характер и цвет отделки фасадных поверхностей: – стены оштукатурены, окрашены в светло-охристый цвет, декор в белый;
 

Первоисточник: Портал открытых данных Министерства культуры Российской Федерации (opendata.mkrf.ru).
Что такое открытые данные?
Открытые данные – это информация, размещенная в сети интернет в виде систематизированных данных, организованных в формате, обеспечивающем ее автоматическую обработку без предварительного изменения человеком, в целях неоднократного, свободного и бесплатного использования.
Открытые данные свободно доступны для машиночитаемого использования и дальнейшей републикации без ограничений авторского права, патентов и других механизмов контроля.
Сведения (текст и фотографии) предоставлены Организацией и опубликованы автоматически с официального сайта Министерства культуры Российской Федерации.
Дополнительная информация:
Администрация портала «ИнфоТаймс» не несет ответственности за предоставленный материал, а также за действия Организацией и/или иных лиц, действующих от его имени и по его поручению либо от своего имени, но по поручению Организации, в том числе в связи с реализацией такими лицами билетов, а равно за организацию, проведение и содержание Мероприятий.
Партнёрская программа
Участвуя в Партнёрской программе V4.Market любая организация РФ самостоятельно публикует свои информационные материалы.
Возврат к списку



Реклама на сайте