Храм Святого Михаила Черниговского, архитектор В.А. Покровский

Градостроительные характеристикиМестоположение объекта культурного наследия в системе застройки: объект расположен в северной части Геленджикской бухты в р-не Тонкий Мыс бывш. пгт. Солнцедар), в квартале, образованном пересечением улиц: улицы Черниговской, улицы Десантной, улицы Гефсиманская и улицы Портовой. Композиционная значимость: здание является важным элементом панорамы района. Габариты и силуэт: габариты и высотные отметки здания на 1911-1913гг. Секторы и направления видовых раскрытий, визуальные связи объекта: западным фасадом обращен на ул. Десантную, южным фасадом на ул. Черниговскую. Видовое раскрытие и восприятие с ул. Десантной на данном участке от места ее пересечения с ул. Черниговской, до места ее пересечения с ул. Гефсиманской, с ул. Гефсиманской, с ул. Черниговской, а также с территории залива, морского порта противоположного берега Толстого мыса и прилегающей территории объекта. Архитектурные и конструктивные характеристикиПервоначальная объемно- пространственная композиция на период постройки 1911-1913гг., бесстолпного одноярусного храма двухчастной структуры (алтарь-храм) с двумя пристроенными приделами (северным и южным), с каменными стенами, перекрытыми сомкнутыми (монастырскими) тонкостенными ж/б сводами, а также ж/б конхой апсиды. Западная стена южного придела, развитая в высоту, является звонницей с двумя разновеликими арочными проемами для подвески куполов. Исторический план храма имеет Т-образную конфигурацию и состоит из четырех частей: основного объема – четверика с шатровым покрытием, увенчанным главкой; двух приделов (северного и южного с колокольней) и полукруглой в плане апсиды. Подвал отсутствует. Конфигурация, силуэт и высотные отметки крыши на 1913г. Крыша храмового четверика шатровая с тремя рядами кокошников, смещающихся по граням шатра: в первом ряду четыре кокошника расположенных по диагоналям четверика, чередующихся с четырьмя кокошниками-- закомарами, являющимися продолжениями прясел стен четверика; во втором ряду восемь кокошников; в третьем ряду четыре кокошника, расположенных соответственно световым осям; углы четверика при переходе к шатру под двухскатной крышей. Композиция храмовой части завершается луковичной главкой с крестом. Крыши приделов и колокольни полувальмовые, апсиды - грушевидной формы: на приделах на два ската, на колокольне на три, на апсиде - высокая на семь скатов по криволинейным журавцам. Крыша звонницы завершается деревянным шпилем с крестом. Вся кровля объекта деревянная гонтовая с городчатям краем. Композиция и архитектурно-Художественное оформление фасадов на 1913г.: композиция фасадов: Западный фасад решен в 1 оконную ось четверика, в 2 оси проемов звонницы, в 1 оконную ось северного придела и одну дверную ось четверика. Вытянутый оконные проем четверика и проемы северного придела прямоугольные с треугольным завершением, проемы звонницы разновеликие арочные с полуциркульным завершением; дверной проем арочный с полуциркульным завершением. Северный и южный фасады решены каждый в 1 ось четверика, три оконные оси придела; оконный проем четверика вытянутый, прямоугольный с треугольным завершением; проемы придела прямоугольной формы, центральный с треугольным завершением. Восточный фасад решен 4 оконные оси апсиды и в 2 оси проемов звонницы. Проемы апсиды прямоугольной формы с треугольным завершением. Виды отделки фасадов на период постройки 1913г.: сочетание открытой кладки из природного (дикого) камня и более светлых оштукатуренных участков, при чем открытые участки каменной кладки сконцентрированы в нижней части главного (Западного) фасада, и почти полностью обнажены на северном и южном фасадах приделов, южного торца звонницы и апсиды. Форма, габариты и местоположение оконных, дверных, а также арочных проемов внутренних стен и ниш в наружных стенах в интерьере. Мемориальные особенностиУникальный для Юга России образец храмовой архитектуры начала ХХ века, выполненной в стилистике «неорусского» стиля. Объект является авторской работой академика архитектуры Владимира Александровича Покровского, одного из основателей неорусского стиля в архитектуре - единственного образца неорусского стиля расположенного на Юге России. Предмет охраны может быть уточнен при последующих работах по подготовке научно-проектной документации по сохранению объекта культурного наследия.
 

Первоисточник: Портал открытых данных Министерства культуры Российской Федерации (opendata.mkrf.ru).
Что такое открытые данные?
Открытые данные – это информация, размещенная в сети интернет в виде систематизированных данных, организованных в формате, обеспечивающем ее автоматическую обработку без предварительного изменения человеком, в целях неоднократного, свободного и бесплатного использования.
Открытые данные свободно доступны для машиночитаемого использования и дальнейшей републикации без ограничений авторского права, патентов и других механизмов контроля.
Сведения (текст и фотографии) предоставлены Организацией и опубликованы автоматически с официального сайта Министерства культуры Российской Федерации.
Дополнительная информация:
Администрация портала «ИнфоТаймс» не несет ответственности за предоставленный материал, а также за действия Организацией и/или иных лиц, действующих от его имени и по его поручению либо от своего имени, но по поручению Организации, в том числе в связи с реализацией такими лицами билетов, а равно за организацию, проведение и содержание Мероприятий.
Партнёрская программа
Участвуя в Партнёрской программе V4.Market любая организация РФ самостоятельно публикует свои информационные материалы.
Возврат к списку



Реклама на сайте