1. Градостроительное положение: расположение в центре д. Алексино.2. Пространственно-планировочная структура достопримечательного места: постановка храмов в восточной части обширной сельской площади по линии запад-восток, друг за другом со смещением с середины территории к югу (западнее церковь Рождества Богородицы, восточнее – церковь Иоакима и Анны). Постановка церкви Иоакима и Анны с небольшим отклонением от продольной оси. Расположение школьного сада и здания народного училища к югу от храмового комплекса.3. Ценные элементы историко-градостроительной среды:– Церковь Рождества Богородицы;– Церковь Иоакима и Анны;– Церковная лавка (палатка);– Народное училище.3.1. Церковь Рождества Богородицы:3.1.1. Объемно-пространственная структура: квадратный в плане высокий трехсветный четверик, перекрытый четырехскатной кровлей и увенчанный пятью луковичными главами с чешуйчатым покрытием. Примыкающий с востока прямоугольный алтарь с более узкой полукруглой апсидой и прямой восточной стеной. Расположенная с запада равная по высоте алтарю и чуть более широкая по сравнению с основным объемом прямоугольная трапезная. Узкий притвор и еще более узкий переход к колокольне, примыкающий с запада к трапезной. Колокольня, состоящая из трех поставленных друг на друга четвериков, с полуярусом между нижними ярусами. Завершающая колокольню гуськовая четырехгранная кровля с барабаном 3.1.2. Конструкции и материалы: здание кирпичное, побелено по кирпичу без штукатурки. Кровля и покрытие глав металлические. Сомкнутый свод в основном объеме. В интерьере четверика окна по осям объединены идущими от пола до свода глубокими, расширяющимися внутрь храма, нишами. На узких простенках выделяются лопатки, переходящие вверху в распалубки основания сомкнутого свода.3.1.3. Элементы фасадной композиции: три оконные оси четверика. Завершение на всех фасадах нижней двусветной части антаблементом и треугольным фронтоном. Углы верхнего яруса, выделенные двойными, простенки – одиночными пилястрами. Среднее окно, вписанное в полуциркульную нишу. Глухие окна на восточном и западном фасадах. Лучковые сандрики на S-образных кронштейнах над дверными и оконными проемами нижнего света. Стены алтаря и трапезной, оформленные ленточным рустом, над окнами, переходящим в клинчатый. Тройные окна с более широкой средней частью на боковых фасадах притвора, над которыми расположены широкие рельефные полуфронтоны. Портики из тосканских полуколонн, оформляющие арки колокольни. Портики из двух пар полуколонн, поддерживающих фронтоны в нижнем ярусе. Портики из четырех полуколонн, поддерживающих широкий антаблемент в среднем ярусе. Крайние полуколонны, врезанные в углы яруса и превращенные в трехчетвертные колонны. Портики из двух полуколонн с фронтоном в верхнем ярусе. Стены полуяруса оформленные ленточным рустом. Трехчастные полуциркульные ниши в центре, с каждой стороны полуяруса, над которыми руст переходит в клинчатый. Сквозные центральные проемы в трехчастных нишах.3.2. Церковь Иоакима и Анны:3.2.1. Объемно-пространственная структура: основной четверик, на который поставлен широкий световой восьмерик, несущий граненый купол с главкой на восьмигранном барабане. Трехчастный алтарь с полукруглой апсидой, примыкающий к четверику с востока. В углах небольшие квадратные помещения жертвенника и дьяконника. Пониженная трапезная, соединенная узким переходом с колокольней, примыкающая к четверику с запада. Двухъярусная с полуярусом колокольня, завершающаяся четырехгранной купольной кровлей.3.2.2. Конструкции и материалы: стены кирпичные, побелены по обмазке. В горизонтальных членениях (карнизы, импосты, базы полуколонн) использован белый камень. Кровли и покрытие купола металлические. В интерьере переход от четверика к восьмерику с помощью треугольных парусов, поддерживающих небольшие участки вертикальной кладки, охваченные тромпами. Грани восьмерика, переходящие в полусферический купол.3.2.3. Элементы фасадной композиции: боковые фасады четверика, оформленные тосканскими портиками с четырьмя парами полуколонн и треугольными фронтонами. Гладкий пояс, ограниченный карнизом, в основании восьмерика. Огибающие пилястры, оформляющие углы восьмерика. Филенчатые поля граней восьмерика с вписанными в них арочными окнами. Пилястры по бокам от оконных проемов. Архивольты над оконными проемами, опирающиеся на импосты. Полукруглые фронтоны с круглыми нишами, имитирующими люкарны, над аттиком, венчающим восьмерик, по центру каждой грани. Пологие треугольные фронтоны, опирающиеся на пилястры, на боковых фасадах трапезной над ее средней частью. Пилястры на флангах фасадов трапезной. Нижний ярус колокольни, оформленный крупными портиками из двух пар тосканских колонн, увенчанными пологими фронтонами. Полуярус с каждой стороны прорезанный стрельчатым проемом, оформленным архивольтом с веерным замком, над которым расположен двускатный карниз. Тосканские полуколонны, поддерживающие лучковые фронтоны и расположенные по сторонам арок звона. 3.3. Церковная лавка (палатка):3.3.1. Объемно-пространственная структура: прямоугольная в плане постройка. Рекомендуется восстановление двускатной кровли.3.3.2. Конструкции и материалы: стены кирпичные, кровля рекомендуется металлическая.3.3.3. Элементы фасадной композиции: углы выделены лопатками, окна прямоугольные.3.4. Народное училище:3.4.1. Объемно-пространственная структура: двухэтажный, Г-образный в плане основной объем, к которому со стороны двора примыкает одноэтажный объем.3.4.2. Конструкции и материалы: стены из красного кирпича в технике лицевой кладки. Декоративные детали побелены. Цоколь оштукатурен.3.4.3. Элементы фасадной композиции: центральный ризалит па главном фасаде, завершенный ступенчатым аттиком. Главный вход, над которым выделяется крупное окно, освещавшее лестницу. Лопатки, выделяющие углы здания. Междуэтажный пояс, подчеркивающий горизонтали. Венчающий карниз с зубчиками. Массивные полуналичники с замковыми камнями, оформляющие окна.3.4.4. Элементы оформления фасадов: зубчики и Т-образные консоли, чередующиеся по нижнему краю междуэтажного пояса. Консоли в завершениях угловых лопаток.4. Надгробия ансамбля: памятники из белого камня, гранита и лабрадора, сохранившиеся с восточной стороны Церквей Рождества Богородицы и Иоакима и Анны.
Первоисточник: Портал открытых данных Министерства культуры Российской Федерации (opendata.mkrf.ru).
Что такое открытые данные?
Открытые данные – это информация, размещенная в сети интернет в виде систематизированных данных, организованных в формате, обеспечивающем ее автоматическую обработку без предварительного изменения человеком, в целях неоднократного, свободного и бесплатного использования.
Открытые данные свободно доступны для машиночитаемого использования и дальнейшей републикации без ограничений авторского права, патентов и других механизмов контроля.
Сведения (текст и фотографии) предоставлены Организацией и опубликованы автоматически с официального сайта Министерства культуры Российской Федерации.
Дополнительная информация:
Администрация портала «ИнфоТаймс» не несет ответственности за предоставленный материал, а также за действия Организацией и/или иных лиц, действующих от его имени и по его поручению либо от своего имени, но по поручению Организации, в том числе в связи с реализацией такими лицами билетов, а равно за организацию, проведение и содержание Мероприятий.