Объемно-пространственная структура объекта: прямоугольный в плане, несколько вытянутый по продольной оси двусветный собор с тремя полукруглыми пониженными апсидами завершен крупным пятиглавием на крутой четырехскатной кровле. Сдвинутое к восточной стене четырехстолпие внутренней структуры придает некоторую асимметрию его объемной композиции и членениям фасадов.Конструктивные особенности: материал конструкций (кирпич, дерево, фундамент бутовый); кровля у четверика, венчающего основную часть здания, стропильная четырехскатная, у трехчастной апсиды – сложной формы. Перекрытия сводчатые. В четверике – свод на подпружных арках, несущий пять световых глав. Два яруса ступенчато повышающихся арок с парусами в углах поддерживают наиболее крупный световой барабан центральной главы. Из притвора, перекрытого поперечным цилиндрическим сводом с распалубками, в собор вводит арочный проем с перспективным наборным порталом. Апсиды внутри объединены арочными проемами.Внешнее декоративное убранство: широкие лопатки делят стены на три неравных прясла, завершенных раковинами закомар. Наиболее интересна обработка южного дворового фасада, отличающегося богатством пластики и свободой композиции. В центральном прясле расположен смещенный к востоку от оси килевидный портал с дыньками и поясками в нижней части. Верхние арочные окна, помещенные под самым основанием закомар, отличаются меньшими размерами и иным обрамлением. Центральное выделено наборным наличником без завершения; восточное (уменьшенных размеров) и западное – ленточным обрамлением, различным по очертанию и деталировке, с килевидными кокошниками. Нижнее окно восточного прясла завершено короной (единственная не повторяющаяся деталь). Проемы северного фасада не имеют наличников, что придает его композиции некую суровую сдержанность. Убранство собора дополняют ленты поребрика (архивольты закомар, завершение лопаток, карниз апсиды, цоколь), узкие в верхней части лопаток, аркатура на барабанах глав.Внутреннее декоративное убранство: клеевая живопись конца XVIII века частично сохранилась на сводах, стенах и столбах собора. Прописана маслом в конце XIX- начале XX веков. Представляет собой характерный для Ивановской области пример настенной росписи в стиле барокко. В центральном куполе изображена «Новозаветная Троица», на парусах – евангелисты, на сводах – евангельские события после Воскресения. На южной и северной стенах композиции Нового Завета расположены в четыре яруса (верхний – люнеты – отделен гризайльным карнизом). Среди них выделяются «Бичевание Христа» и «Коронование терновым венцом» (северная стена). На столбах в три яруса помещены сцены из евангелия, на откосах окон и прилегающих к ним простенках написаны святые. Заслуживают внимания барочные орнаментальные композиции, включающие церковные атрибуты, между окнами 1 и 2 света и на подпружных арках, где написаны раковины, головки херувимов и изображения святых на фоне барочной сетки. Иконостас в русском стиле характерен для конца XIX века. Это – внушительных размеров четырехъярусное сооружение, завершенное иконой «Воскресение» в фигурном обрамлении. Нижний ярус отделен четко прорисованным крепованным карнизом, в верхних в карнизы включены многолопастные или арочные обрамления, которым отвечает форма икон. Ярусы расчленены полуколонками и кронштейнами. Несколько тяжеловесный и измельченный декор обильно покрывает поверхность иконостаса. Иконы и киоты у столбов выполнены также в конце 19 века. Представляет интерес надпрестольная сень 1-й трети XIX века в стиле классицизма и выносной фонарь 2-й половины XVIII века в стиле барокко. Его композиция состоит из поставленных друг на друга большого и маленького восьмериков, увенчанных луковичной главкой. Изящная резьба украшает фигурные проемы в нижнем восьмерике, его покрытие декорировано рокайльными завитками.
Первоисточник: Портал открытых данных Министерства культуры Российской Федерации (opendata.mkrf.ru).
Что такое открытые данные?
Открытые данные – это информация, размещенная в сети интернет в виде систематизированных данных, организованных в формате, обеспечивающем ее автоматическую обработку без предварительного изменения человеком, в целях неоднократного, свободного и бесплатного использования.
Открытые данные свободно доступны для машиночитаемого использования и дальнейшей републикации без ограничений авторского права, патентов и других механизмов контроля.
Сведения (текст и фотографии) предоставлены Организацией и опубликованы автоматически с официального сайта Министерства культуры Российской Федерации.
Дополнительная информация:
Администрация портала «ИнфоТаймс» не несет ответственности за предоставленный материал, а также за действия Организацией и/или иных лиц, действующих от его имени и по его поручению либо от своего имени, но по поручению Организации, в том числе в связи с реализацией такими лицами билетов, а равно за организацию, проведение и содержание Мероприятий.