Проект «Аартык» в Верхоянье помогает сохранять наследие Якутии через детскую анимацию

Проект «Аартык» в Верхоянье помогает сохранять наследие Якутии через детскую анимацию / ЯСИА
  18.12.2025 г.
Автор текста: ЯСИА

В одной из старейших школ республики — Верхоянской средней общеобразовательной школе имени М. Л. Новгородова начал работу центр детской анимации.

Верхоянская СОШ, основанная в 1871 году и имеющая статус опорной школы министерства образования и науки РС (Я) и ассоциированной школы ЮНЕСКО, вновь подтверждает свою инновационную позицию. Новый проект выходит за пределы кружка по интересам и представляет технологичную образовательную площадку. Планируется, что студия переведет в увлекательный цифровой контент богатейший научно-исследовательский опыт учащихся.

Наука оживает в кадре: от ископаемых бизонов к мультфильмам

Идея создания студии родилась из практической потребности. За годы работы научного сообщества школы был накоплен огромный массив знаний о родном крае: палеонтологии, экологии, этнографии. Юные исследователи находили костные останки ископаемых животных, изучали уникальную верхоянскую лошадь и берингийского суслика. Однако эти ценные работы зачастую оставались в стенах школы или на страницах научных сборников.

«Мы осознали, что популяризировать науку среди детей и молодёжи нужно на языке, который им близок и понятен. Когда в 2022 году ребята создали 3D-модель бизона по найденной лопаточной кости, стало ясно — будущее за цифровыми технологиями. Опрос показал, что более 70% учащихся горят желанием создавать собственные анимационные фильмы. Так окончательно оформилась концепция «Аартыка», — рассказывает руководитель проекта, заместитель директора по научно-методической работе Нюргустана Слепцова.

Проект «Аартык» стал реальностью благодаря победе в конкурсе социальных проектов горнодобывающей компании «Полиметалл». На средства гранта было закуплено профессиональное оборудование: три полноценных рабочих места для создания мультфильмов, включая мощные компьютеры со специализированным программным обеспечением, графические планшеты, комплекты для плоскостной и объёмной анимации. Это позволяет юным мультипликаторам осваивать все современные техники: от классической покадровой анимации до компьютерной 3D-графики.

«Начало пути» для творчества и профориентации

Студия органично вписалась в экосистему современной школы, где уже действует центр «Точка роста» и реализуется проект «Цифровая образовательная среда». «Аартык» на практике реализует междисциплинарный подход: создание мультфильма объединяет уроки информатики, литературы, рисования, музыки, биологии и географии. Дети не просто учатся работать в программах: они становятся сценаристами, режиссёрами, аниматорами, операторами и звукорежиссёрами и при этом получают ценные навыки командной работы.

«Нам важно поддерживать инициативы, которые не только развивают инфраструктуру, но и создают новые возможности для образования и творческой самореализации детей. Проект «Аартык» — по сути вклад в будущих IT-специалистов, художников, учёных, которые, обязательно будут развивать свою малую родину. Это уже не первый наш проект в Верхоянске, и мы рады продолжению сотрудничества.

В этой инициативе талантливых якутских педагогов есть еще одна очевидная ценность. Мы живем в такое время, когда ограждать детей от технологий невозможно. Но зато можно дать им инструмент, который возвращает силу мышления даже внутри цифровой среды. Такие вдумчивые проекты развивают логику и стратегическое мышление, внимание и концентрацию, память и способность удерживать сложные идеи. Все это, как и ценнейшая привычка думать, становятся главными навыками в эпоху ИИ», — говорит руководитель проектов по социальным вопросам Якутского филиала «Полиметалла» Татьяна Лебедева.

Первыми работами студии станут анимационные сериалы, основанные на реальных научных исследованиях учащихся: «Приключения бизончика Чыысхаана», «Как живешь, верхоянская лошадь?», «Приключения семейки берингийских сусликов». Историческим и научным фундаментом для сценариев послужат фонды Верхоянского краеведческого музея «Полюс холода» и музея мамонта в Якутске.

Масштабируемый успех: от Верхоянска до всей республики

Студия открывает перед верхоянскими школьниками новые горизонты в мире цифрового творчества и медиа, укрепляет их связь с культурным и природным наследием Якутии.

Целевой аудиторией проекта являются пока более 350 человек: школьники, их родители и педагоги. Однако потенциал анимационной студии гораздо шире. Предполагается, что созданные работы будут использоваться на уроках краеведения во всех школах Верхоянского района.

В долгосрочной перспективе «Аартык» планирует стать медийным хабом. Он должен объединить в единый познавательный интернет-ресурс материалы школьных научных конференций, педагогических чтений и исследовательских экспедиций. Это позволит транслировать уникальный опыт Верхоянской школы на всю республику.

Справка: горнодобывающая компания «Полиметалл» инициировала грантовый формат дополнительно к соглашению о социально-экономическом сотрудничестве с районами присутствия еще в 2019 году. Финансирование получают победители конкурса в 5 номинациях в сферах образования, культуры, экологии, спорта и здорового образа жизни.


Автор текста: ЯСИА
Якутское-Саха Информационное Агентство
Якутское-Саха Информационное Агентство было создано 31 августа 1991 года решением Верховного Совета и Совета Министров ЯАССР и зарегистрировано Верховным Советом ЯАССР.


Источник информации
Якутское-Саха Информационное Агентство
Зарегистрирован: 09.01.2025 г.
Партнёрская программа
Участвуя в Партнёрской программе V4.Market любая организация РФ самостоятельно публикует свои информационные материалы.
Возврат к списку

Новости по рубрикам



Реклама на сайте