Недавно с рабочим визитом Хангаласский район посетил и.о. председателя правительства республики Андрей Тарасенко. Он оценил ход реализации национальных проектов. После ознакомления с объектами – строительства дороги “Умнас”, водоканала в Покровске, деятельностью Покровского зверохозяйства, Андрей Владимирович дал интервью газете “Хангалас”, передает ulus.media.
– Мне важно было увидеть ход реализации национальных проектов в Хангаласском районе вживую, а не только в цифрах. Посмотрел три объекта – хорошее направление, но все они в плачевном состоянии. Люди – трудяги, но хозяйства…
Базальтовый завод – заморожены практически все цеха. Мы постараемся восстановить производственный процесс, увеличить количество рабочих мест – это одна из основных задач на сегодня. Необходимо также наладить сбыт готовой продукции, чтобы не было этой картины, как сегодня, – продукция на улице гниет.
Покровская звероферма. Соболь – это достояние России, а соболь Якутии славится своим мехом далеко за пределами республики, потому что когда мех проходит мороз, он более устойчивый. В этом зверохозяйстве работает директором человек с твердым намерением поднять клеточное звероводство на более высокий уровень. И мы будем помогать этому хозяйству в решении острых проблем, вкладываться в его развитие. Одно из решений в проблеме сбыта готовой продукции – меха чернобурки и соболя – активно сотрудничать с новосибирскими звероводами, достигшими наилучших результатов по России. Реализация продукта должна быть совместной с новосибирцами, потому что демпинг (продажа товаров на иностранном рынке по заниженным ценам для вытеснения конкурентов – авт.) мы пока не выдержим.
Что сказать по дорогам? Старые технологии применяются. Я видел, как делают дороги с применением новых технологий в северных регионах России. Полимер, он эластичен, он дышит, держит все воздушные потоки. В таких регионах, как Якутия, с большим годовым разбросом температур, на покрытии автотрасс часто возникают трещины, едешь как по стиральной доске. Поэтому мы должны начать работать по строительству дорог с применением новых технологий. Если честно, я давно по таким дорогам, как здесь, не ездил. Если мы хотим развивать туризм, нам необходимо развивать инфраструктуру и начать надо с хороших дорог. То есть менять технологию, потому что гудрон и смола, которыми мы сегодня покрываем дороги, это XVII век. Огромные деньги закапываем, а через год – всё! Плюс самосвалы, которые едут груженные с карьеров. С этим тоже надо решать. Если у нас дорога на 40 тонн, а едут в 60 тонн, сразу колея. Нам деньги некуда девать?! Все это необходимо менять, и технологии, и отношение к дорогам.
– Андрей Владимирович, как планируете решать проблему занятости населения? По разным подсчетам, практически 20 процентов населения республики живут за чертой бедности, и в основном – это жители сел.
– Что мне понравилось в Якутии, это люди, люди труда, которые этим живут. Это люди, у которых хорошее личное хозяйство, и они любят труд. Да, согласен, селянам необходима работа. Работу нужно дать, создавая агрофермы, либо какие-то производства, которые сегодня нужны для переработки сельскохозяйственной продукции. Посмотрите, в республике сегодня редко увидишь на прилавках магазинов местную продукцию, переработанную, упакованную. Несмотря на большое наличие крупных торговых предприятий, продающих молоко, мясо, яйцо и так далее, произведенное в Новосибирске, Амурской области, зайти в них с местной продукцией не так-то просто. Почему? Здесь несколько факторов, которые мешают сельхозпроизводителям войти в крупные магазины. Это НДС, который необходимо платить в дальнейшем, мы сегодня в правительстве решаем этот вопрос.
Второе, товар должен быть упакован в соответствии со всеми нормативами, иметь штрих-коды, знаки и т.д. Третье – необходима сопричастность района к продукции своих селян. Однозначно могу сказать, что попасть на полки магазина местной продукции вполне реально, и почти с любым продуктом. Но сделать это надо так же профессионально, как вы подходите к процессу производства того же молока, масла, сыра – важны все мелочи и все “ингредиенты”.
Посмотрите, сегодня у нас на полках магазинов стоят товары из Амурской области, Новосибирска. Даже яйцо, при наличии таких больших предприятий, как Нерюнгринская, Якутская птицефабрики, везут из Амурской области. И мы конкретно возьмемся за решение этой проблемы. Очень важно, чтобы население получило доступные цены на продукты питания местного производства.
– Ресурсоснабжающие предприятия, в частности, ЖКХ, сегодня декларируют внедрение энергоресурсо-сберегающих программ, технологий. Но почему, несмотря на внедрение этих технологий, экономию собственных средств, тарифы на коммунальные услуги для населения с каждым годом становятся неподъемными?
– Тяжелый вопрос затронули, но решаемый. Предварительно скажу так: надо переходить на более дешевые, местные виды топлива и уходить от этой “дизельки”. Мы топим “золотом”, поэтому и цены у нас такие.