Предметом охраны объекта культурного наследия (памятника истории и культуры) федерального значения «Усадьба Вахрамеева, XIX в.» (г. Ярославль, пл. Челюскинцев, д. 12/4) являются:- местоположение, градостроительная роль ансамбля, участвующего в формировании линии исторической застройки площади Челюскинцев и Революционной улицы, закрепляющего угол квартала, образованного по плану города Ярославля 1778 года;- композиционно-планировочная структура ансамбля, образованная постройками, расположенными вдоль границ усадьбы, включающая в себя пространство на южном углу исторического квартала, ограниченное постройками усадьбы: главным домом, флигелем и воротами, между которыми образован внутренний двор;- объёмно-пространственная композиция усадьбы, ориентированная на восприятие комплекса парадных зданий (главного дома и каменного флигеля) с улицы и площади;- исторический проезд на территорию усадьбы через юго-восточные ворота; линейная объёмно-пространственная композиция ворот, включая пилоны с проёмами калиток и повышенной лучковой с «плечиками» перемычкой проездных ворот; высотные отметки пилонов и перемычки ворот; форма, местоположение, габариты прямоугольных с лучковыми перемычками проёмов калиток, в том числе заложенной восточной, и проездных ворот; материал стен ворот – красный глиняный кирпич, в том числе большемерный; композиция и архитектурно-художественное оформление лицевого (юго-восточного) фасада: рельефно выделенный цоколь, раскрепованный пилястрами; узкие рустованные пилястры в простенках проёмов, в том числе боковых, примыкающих к зданиям, с квадрами, отделанными «под шубу», и капителями-раскреповками карниза; профилированный венчающий карниз боковых пилонов, обрывающийся в интрадосе проезда; на повышенных столбах проездных ворот пилястры с капителями-раскреповками карниза, профилированный карниз в завершении перемычки и столбов, в том числе на боковых сторонах, обращённых к зданиям; оформление проёмов калиток профилированным обводом верхней части перемычки, опирающимся на профилированные импосты,продолжающиеся в интрадосе калитки; сохранившиеся у наружных углов проезда конусовидные со скошенной вершиной камни – «быки», защищающие столбы от касания колёс; характер обработки фасадной поверхности – оштукатуренные поверхности наружных стен; колористическое решение лицевого фасада здания: основной тон стен насыщенный красный, декор выделен белым цветом.- общее художественное решение ансамбля преимущественно в стиле барокко и барочной эклектики;- архитектурные характеристики (архитектурно-стилевое, цветовое решение, основные строительные и отделочные материалы) входящих в состав объектов «Главный дом», кон. XVIII в., 1870-е гг. (г. Ярославль, пл. Челюскинцев, д. 12/4), «Флигель», кон. XVIII в., 1870-е гг. (г. Ярославль, пл. Челюскинцев, д. 12/4);- «Главный дом», кон. XVIII в., 1870-е гг. (г. Ярославль, пл. Челюскинцев, д. 12/4), в том числе его следующие особенности:композиционные особенности здания, участвующего в формировании линий застройки площади Челюскинцев и Революционной улицы, формирующего угол квартала, являющегося архитектурной доминантой ансамбля;объёмно-пространственная композиция трёхэтажного с подвалом, соединённым переходом с подвалом флигеля, здания, Г-образного в плане, с входной восточной пристройкой (в настоящее время двухэтажной), примыкающей к восточному дворовому фасаду, скруглёнными лицевыми углами, отмеченными ризалитами: южным, западным, юго-восточным и северо-восточным, центральными ризалитами шириной в три световых оси на юго-восточном и юго-западном фасадах и боковым ризалитом на лицевом северо-западном фасаде, с балконом на втором этаже центрального ризалита юго-западного фасада; трёхступенчатые стилобаты входных проёмов на лицевых фасадах; форма, габариты, конфигурация, углы наклона скатов прямой вальмовой крыши здания со слуховыми окнами на фронтонах над ризалитами; характер материала кровли – металл;местоположение, габариты, конфигурация и оформление входных и оконных проёмов на фасадах здания, в том числе ложных и заложенных: осевое расположение, форма с лучковыми перемычками оконных проёмов, на третьем этаже и в подвале пониженных; прямоугольные дверные проёмы на второй восточной оси лицевого юго-восточного фасада, центральной оси лицевого восточного фасада, два входных проёма на восточном фасаде восточной дворовой (входной) пристройки; характер рисунка оконных переплетов на начало ХХ века (уточняется методами научной реставрации); характер столярных заполнений дверных проёмов;капитальные стены здания, сложенные из красного глиняного кирпича, в том числе большемерного;композиция и архитектурно-художественное оформление фасадов здания, в том числе: рельефно выделенный раскрепованный цоколь, прорезанный окнами подвала; угловые лопатки на ризалитах: на уровнепервого этажа – с упрощёнными базами горизонтально рустованные, с квадрами, отделанными «под шубу», с капителями-раскреповками, на уровне второго и третьего этажей – на пьедесталах с профилированными базами и коринфскими капителями; профилированный карниз между первым и вторым этажами ризалитов, раскрепованный пилястрами; наличники окон первого этажа – рамочные, профилированные с трёхчастными скруглёнными веерными «замками», небольшими профилированными «ушками», на основной части фасадов – с прямоугольными подоконными филёнчатыми «досками-фартуками», на угловых ризалитах – с удлинёнными вниз до цоколя боковинами; наличники окон второго этажа – профилированные трёхсторонние с профилированной подоконной полкой и небольшими профилированными «ушками», на основной части фасадов – с приподнятыми профилированными арочными с «плечиками» сандриками на фигурных импостах, с подоконными «фартуками» с прямоугольными боковинами и вогнутой нижней гранью, на ризалитах – сандрики в виде полуциркульных фронтонов на фигурных импостах, под подоконной полкой «фартук»-импост с профилированной базой; наличники окон третьего этажа – трёхсторонние профилированные с клинчатыми замковыми камнями и узкими «ушками», с профилированными подоконными полками на удлинённых прямоугольных «камешках»; венчающий карниз здания, профилированный, раскрепованный ризалитами и на вертикалях пилястр, в том числе выносная плита с гладким уступом в нижней части и профилированными тягами в верхней; фронтоны с профилированными наклонными карнизами на лицевых фасадах: треугольные над центральными ризалитами и арочные над угловыми ризалитами, в тимпанах с круглыми слуховыми окнами в профилированном обрамлении и лепными композициями в форме симметричных развитых пальмовых ветвей, две из которых обрамляют окно снизу, две расположены горизонтально; каменные ступени стилобатов входных проёмов на лицевых фасадах; оформление фасада входной дворовой пристройки: плоские портики с профилированным завершением и полуваликом, выделяющим гладкий фриз; на втором этаже лопатки на широких пьедесталах с уступчатым завершением в простенках проёмов; уступчатая тяга под широким центральным окном;характер обработки фасадной поверхности: оштукатуренные поверхности наружных стен фасадов здания;колористическое решение лицевых фасадов здания: основной тон стен насыщенный красный, декор выделен белым цветом;художественный металл:над входным проёмом на юго-восточном лицевом фасаде двухскатный кованый козырёк на треугольных подкосах с прямым подзором, заполненным геометрическим орнаментом из выгнутых фигурной скобкой прутьев с перехватами на выступающих углах; треугольный фронтон, заполненный симметричным узором из завитков; подкосы из крупной центральной кольцевидной розетки с помещёнными в неё вертикальным и горизонтальным прутьями и раздвоенными завитками между ними,основания которых отмечены шариками и не доходят до центра круга, в наружном и нижнем углах подкоса завитки; прут, ограничивающий подкос, лекально изогнут с завитками на концах;над входным проёмом на восточном фасаде двухскатный кованый козырёк с прямыми боковыми подзорами и килевидным фронтоном, заполненным геометрическим орнаментом из лучково выгнутых по горизонтали прутьев с перехватами в центре, на треугольных кронштейнах, оформленных центральными крупными розетками, заполненными восемью радиальными прутьями с цветочной розеткой в центре и выгнутыми внутрь розетки «фестонами» с шариками на ножках, обращённых к центру розетки; в нижнем углу подкоса крупный S-образный завиток с цветочной розеткой на крупном завитке; в наружном углу подкоса тройной завиток с цветочными розетками, центральная из которых крупнее, с прутьями, ограничивающими подкосы, незначительно лекально выгнутыми и завершёнными завитками с цветочной розеткой на верхнем конце;над входами дворовой восточной пристройки идентично оформленные двухскатные козырьки: треугольный фронтон с двумя симметричными диагонально поставленными волютами разрывом вниз, консоли из прута, согнутого под прямым углом с крутыми завитками на концах, с лиственными ответвлениями в них;литая решётка балкона на втором этаже центрального ризалита юго-западного фасада из опорных столбиков, завершённых шариками, с отображённым концевым рисунком: развёрнутые друг от друга «кувшины» из акантовых листьев, кольцо мелких бус, кольцо крупных бус, гладкий поясок; каннелированная средняя часть; раппорт решётки, состоящий из каннелированных столбиков с отображённым концевым рисунком: гладкий пояс, соединяющий арочные разветвления, «колокольчик» и с незначительным отступом от него «кувшин» с полуваликом;историческая планировка здания в капитальных стенах: анфиладная с центральным коридором планировка парадных помещений вдоль лицевых фасадов первого и второго этажей в капитальных стенах и перегородках, закреплённая потолочными тягами и карнизами; планировка третьего этажа в капитальных стенах и перегородках, закреплённая потолочными тягами и карнизами;перекрытия подвальных помещений коробовыми и сомкнутыми сводами с клинчатыми и щековыми распалубками; перекрытие коробовым сводом подземного хода, связывающего подвал главного дома и флигеля;местоположение, материал и оформление боковой лестницы, деревянной в три пролёта, два из которых расположены последовательно от входа на восточном боковом фасаде, третий примыкает к промежуточной площадке под прямым углом от входа на юго-восточном фасаде; ограждение лестницы из точёных крупных балясин с пуклями, шейками и перехватами на плинтах, точёных поручней с орнаментом из трёх последовательно расположенных листьев водяной лилии на закруглённых концах;местоположение, материал и оформление центральной лестницы, девятимаршевой с поворотами и тремя широкими площадками, каменной с профилированными свесами проступей;архитектурно-художественное оформление интерьера: профилированные карнизные и потолочные тяги с падугами в помещениях основных этажей здания; в капитальных стенах в коридоре первого этажа прямоугольные с арочными перемычками проёмы;архитектурно-художественное оформление интерьера входного холла первого этажа и лестничной клетки в юго-восточной части здания: напольное покрытие из метлахской плитки, бежевой в мелкую диагональную сетку «кирпичиками», имитирующей мозаику, с чередующимися угловыми узорами из вложенных красно-бежево-чёрных квадратов (снаружи-внутрь) и более крупных чёрно-бежево-красных квадратов с небольшими поставленными на угол чёрными квадратами на углах; с бордюрным орнаментом по периметру помещения, ограниченным узкими чёрными полосами, из двух отображённых относительно центрального ряда рядов из вертикально поставленных виноградных листьев, чёрных на бежевом фоне, отделённых от центрального ряда двойными по ширине чёрной и бежевой полосами, и центрального ряда из витого шнура на чёрном фоне, выполненного в четыре цвета: чёрный-красный-бежевый-белый-чёрный, с бежевыми вставками в центральных кольцах, образованных чёрным контуром шнура; бежевые кромки покрытия; отделка трёх ступеней, ведущих в боковое (вдоль лицевого фасада) помещение, метлахской чёрно-красно-бежевой дробного рисунка (в мелкий квадрат) плиткой с геометрическим ковровым орнаментом: четыре плитки образуют орнаментально замкнутый мотив, из крупного креста на бежевом фоне, состоящего из красного центрального квадрата с бежево-чёрной вставкой в «шашку» в центре и четырёх широких чёрных лопастей, пересечённых в середине красными полосами, соединёнными на углах красно-чёрными диагональными квадратами, набранными «в шашку»; основной мотив ограничен чёрным контуром: четыре плитки объединены линейным орнаментом из двух красных полос на чёрном фоне с бежевым на чёрном «пунктиром» между ними и угловыми бежевыми квадратами с чёрным центром;архитектурно-художественное оформление интерьера лестничной клетки центральной лестницы: покрытие нижних площадок метлахской бежево-коричневой плиткой: бежевые и коричневые квадраты, чередующиеся шашкой (поставлены ромбом) и ограниченные по периметру помещения боковым линейным орнаментом из Т-образного бежево-коричневого меандра; крупные профилированные филёнки разных форм на стенах лестничной клетки, в том числе криволинейных, соответствующих конфигурации стеновой поверхности над лестничным маршем либо над проёмами; подшивка лестничных маршей с профилированными филёнками; горизонтальное междуэтажное деление лестничной клетки профилированными карнизами; перегородка, отделяющая лестничную площадку второго этажа от центрального коридора, с тремя проёмами:центральным дверным и боковыми оконными с арочными световыми фрамугами, – разделёнными пилястрами с упрощёнными капителями, с профилированными архивольтами световых фрамуг и фигурными профилированными филёнками в пазухах архивольтов, с профилированным карнизом, отделяющим фрамуги, раскрепованным на вертикалях пилястр; под боковыми оконными проёмами цоколь, выделенный подоконной полкой, с прямоугольными горизонтального расположения крупными филёнками, на рельефно выделенных пьедесталах пилястр прямоугольные вертикальные «доски»; двупольные двухфасадные филёнчатые двери с профилированным плинтусом, нижней фигаррейной филёнкой, прямоугольной, близкой к квадрату, с «вынутыми» углами с вложенными в них угловыми круглыми концентрическими розетками, с профилированной отживкой, узкой прямоугольной средней фигаррейной «каннелированной» филёнкой с профилированной отживкой; с высокой верхней световой филёнкой с профилированной отживкой;архитектурно-художественное оформление интерьера помещений второго этажа:в северо-западном (проходном) помещении плоский плафон, ограниченный профилированным карнизом, разделённый на девять профилированных филёнок-«кессонов» разной формы: центральная – крупная прямоугольная, боковые – узкие прямоугольные, угловые – близкие к квадрату;в западном угловом помещении карниз из трёх рядов профилированных тяг, между нижними из которых расположен ряд лепного орнамента в форме вертикальных дорожек, рёбра которых образованы пересекающимися петлями и украшены мелким лепным орнаментом в форме γ-образного побега в верхней части и маленького круга с подвесками лиственной формы в нижней; потолочная падуга, ограниченная линейным орнаментом из набегающих некрупных округлых листьев водяной лилии в профилированных тягах; фигурный плафон с прямоугольными боковыми сторонами и полуциркульными торцевыми, ограниченный широким бордюром с профилированной наружной гранью и линейными орнаментами в форме «завитка Витрувия», ряда ов с бусами и тонкой профилированной тягой-полуваликом, расположенной с незначительным отступом; в пазухах плафона угловые филёнки неправильной формы, повторяющей кривизну бордюра, заполненные лепными композициями в форме вазона с цветами, окружённого развитыми побегами с акантовыми цветами и стрелами; центральная лепная розетка плафона из круглой средней части, радиально разделённой с выпуклыми мелкими «лепестками», ограниченной кольцом Т-образного меандра, и широкого ромбовидного растительного орнамента, симметричного относительно длинной оси, образованной длинными акантовыми стрелами, отображённого относительно короткой оси, образованной короткими акантовыми стрелами с бутоном, из тонких развитых завитков акантовых листьев и побегов с цветами;в северном угловом помещении потолочная падуга, ограниченная снизу профилированным карнизом с рядом линейного орнамента в форме «завитка Витрувия» и рядом ов, сверху в торцевой части потолка рядом Т-образного меандра, по боковым сторонам потолка тягой; крупный овальный плоский плафон, образованный рядами орнаментов (последовательно снаружи внутрь): профилированная тяга на ребре плафона, ряд Т-образного меандра, ряд ов, ряд чередующихся крупных завитков акантовых стрел с цветочными розетками в центре и лиственными побегами или листьями, ограниченный тонкими профилированными тягами, ряд ов, ряд Т-образного меандра, ряд ов с бусами, тонкая тяга, ограничивающая зеркало плафона; в угловых пазухах, образованных кривизной плафона, лепные композиции из цветочных букетов с крупными раздвоенными завитками развитых акантовых стрел по бокам, внутренние из которых с цветами; центральная розетка плафона с центральной осью симметрии четвёртого порядка, состоящая из внутреннего выпуклого профилированного кольца из ов, чередующихся с цветочными стрелами, ограниченного кольцом из радиально расположенных развитых коротких акантовых листьев, чередующихся с цветочными стрелами, и профилированным бордюром с рядом бус, и внешним орнаментом из осевых цветочных букетов с пучком акантовых листьев и перехватом, от которого отходят крупные завитки тонких акантовых стрел с цветами и листьями, и небольшими цветочными букетами на промежуточных осях;ордерное оформление южного углового зала: рельефно выделенный цоколь, раскрепованный в разной степени пилястрами и полуколоннами, с профилированными прямоугольными горизонтальными филёнками; разделанные крупными профилированными прямоугольными филёнками поверхности стен; профилированное обрамление дверных проёмов, в том числе заложенных; полуколонны в плоских портиках, обрамляющих дверные проёмы, в том числе заложенные, колонны в обрамлении углового окна и пилястры коринфского ордена на пьедесталах с филёнками на лицевых сторонах, с лепными ампирными композициями в форме лука со стрелой и лавровым венком, на профилированных базах с каннелированными стволами с развитыми капителями с двумя рядами акантовых листьев, волютами с профилированным пояском и цветочной стрелой между ними и фигурно вогнутой абакой; с антаблементом, состоящим из гладкого архитрава, отделённого от фриза профилированной тягой, и профилированного карниза с рядом дентикул, с крупными прямоугольными «аттиками» с лепными многофигурными композициями над дверными портиками; короткими пилястрами, продолжающими вертикали основных пилястр, между антаблементом и потолочной падугой, ограниченной снизу профилированным карнизом с рядом мутул с акантовым листом на нижней стороне; столярные заполнения дверных проёмов углового южного зала – двупольные двухфасадные филёнчатые двери с профилированным плинтусом, четырьмя филёнками с профилированными отживками, нижняя иверхняя из которых фигурные, средняя и венчающая – прямоугольные горизонтальные узкие;архитектурно-художественное оформление интерьера помещений третьего этажа: оформление стен холла – площадки центральной лестницы – прямоугольными разноразмерными филёнками;столярные заполнения внутренних дверных проёмов, в том числе повышенные двери второго этажа: двупольные двухфасадные филёнчатые двери с плоскими филёнками, в том числе фигурными, с калевками и отживками; пониженные двери помещений третьего этажа, в том числе двупольные, полуторапольные, однопольные двухфасадные филёнчатые двери с профилированными плинтусами, фигарейными филёнками, верхними и нижними – прямоугольными с «вынутыми» углами и помещёнными в них цветочными розетками, средними – узкими с Т-образным меандром, с орнаментированными акантовым листом и бусами с катушкой и профилированными калевками;элементы инженерной системы здания (отопительной/ вентиляционной): вентиляционные каналы в капитальных стенах, камин в помещении второго этажа;- «Флигель», конец XVIII в., 1870-е гг. (г. Ярославль, пл. Челюскинцев, д. 12/4), в том числе его следующие особенности:композиционные особенности здания, участвующего в формировании линии застройки Революционной улицы, формирующего восточную границу усадьбы;объёмно-пространственная композиция здания, Г-образного в плане со скруглёнными восточным и южным углами, выделенными ризалитами, одноэтажного с подвалом, соединяющимся с подвалом главного дома, и мансардой над дворовой протяжённой частью; форма исторической крыши здания над дворовой частью; форма, габариты, конфигурация прямой вальмовой крыши над лицевым корпусом здания; характер материала кровли – металл;местоположение, габариты, конфигурация и оформление оконных проёмов на лицевом фасаде: осевое расположение, форма с лучковыми перемычками оконных проёмов; характер расстекловки заполнений оконных проёмов;капитальные стены здания, сложенные из красного глиняного кирпича, в том числе большемерного;композиция и архитектурно-художественное оформление фасадов, в том числе по периметру здания рельефно выделенный цоколь и профилированный венчающий карниз, раскрепованный пилястрами; на лицевом (юго-восточном) фасаде угловые рустованные пилястры с квадрами, отделанными «под шубу», узкий выступ над цоколем, трёхсторонние профилированные наличники окон;характер обработки фасадной поверхности: оштукатуренные поверхности наружных стен;колористическое решение лицевого фасада здания: основной тон стен насыщенный красный, декор выделен белым цветом;историческая планировка здания в капитальных стенах;перекрытия подвальных помещений в южной части коробовыми и сомкнутыми сводами, с распалубками, в северной части – ребристыми сводами по металлическим направляющим; перекрытие коробовым сводом подземного хода, связывающего подвал флигеля и главного дома.
Первоисточник: Портал открытых данных Министерства культуры Российской Федерации (opendata.mkrf.ru).
Что такое открытые данные?
Открытые данные – это информация, размещенная в сети интернет в виде систематизированных данных, организованных в формате, обеспечивающем ее автоматическую обработку без предварительного изменения человеком, в целях неоднократного, свободного и бесплатного использования.
Открытые данные свободно доступны для машиночитаемого использования и дальнейшей републикации без ограничений авторского права, патентов и других механизмов контроля.
Сведения (текст и фотографии) предоставлены Организацией и опубликованы автоматически с официального сайта Министерства культуры Российской Федерации.
Дополнительная информация:
Администрация портала «ИнфоТаймс» не несет ответственности за предоставленный материал, а также за действия Организацией и/или иных лиц, действующих от его имени и по его поручению либо от своего имени, но по поручению Организации, в том числе в связи с реализацией такими лицами билетов, а равно за организацию, проведение и содержание Мероприятий.